Циркуляры цензурного ведомства

18 августа, 2019

Циркуляры цензурного ведомства (13.28 Kb)

ЦИРКУЛЯРЫ ЦЕНЗУРНОГО ВЕДОМСТВА (Ц.) — распоряжения, дополнявшие и разъяснявшие законы о печати. Основные задачи цензуры, сформулированные в Уставах о цензуре (не допускать к печати произведения, призывающие к свержению существующего строя, оскорбляющие религию и нравственность), а также права и обязанности авторов, издателей и типографов, то есть общие принципы, которыми должны были руководствоваться цензоры в повседневной работе и писатели в своей деятельности, не давали ответы на все вопросы, возникавшие на практике.

Ц. выпускались от имени министров или их заместителей, в чьем ведении находилась цензура (до 1863 г. при МНП, после — при МВД) и от имени центральных цензурных учреждений. Многие ц. были инициированы другими ведомствами или учреждениями. Ц. адресовывались комитетам и отдельным цензорам по внутренней и иностранной цензуре, а также губернаторам, отвечавшим за цензуру в провинции. Несмотря на то, что ц. имели лишь временное значение, на практике многие сохраняли силу очень долго. Иногда ц. пересматривались, так сказать, кодифицировались. В 1862 г. большинство ц. было отменено и их общее количество сократилось до 22, однако после проведения цензурной реформы 1865 г. их число снова возросло. Каждый новый Цензурный устав или «Временные правила» сопровождались разъяснительными ц. В основном в них уточнялись практические вопросы.

По закону от 16 июня 1873 г. министру внутренних дел было предоставлено право запрещать периодическим изданиям, освобожденным от предварительной цензуры, затрагивать любую тему, которую вышестоящие органы считали «вопросом государственной важности», и их полагалось выпускать лишь «в обстоятельствах, чрезвычайно редких». По подсчетам М. К. Лемке таких ц. министра внутренних дел было более 500.

К концу столетия само цензурное ведомство испытывало сомнения относительно эффективности подобной практики. В докладе петербургского цензора Н. М. Соколова (1900 г.) о ц. 1865—1900‑х гг. подчеркивалось, что их было слишком много и многие запрещенные ими темы не представляли собой вопросов «государственной важности», устаревшие ц. не отменялись. Основная критика заключалась в том, что ц. заставляли цензоров обращать большее внимание на конкретные инструкции министра, чем на принципы, установленные для них Уставом о цензуре. В 1905 г. начальник Главного управления по делам печати А. В. Бельгард критиковал беспорядочность и непоследовательность в цензуровании периодических изданий, что было вызвано серией ц., уже устаревших или сформулированных столь нечетко, что допускалось различное их толкование.

После введения Временных правил о печати 1905—1906 гг. ц., запрещавшие касаться различных тем, сменились ц. со списками арестованных изданий и судебными постановлениями. Количество ц., предписывавших изменения в административных процедурах и указывавших на ошибки цензоров, уменьшилось и они затрагивали, главным образом, существенные вопросы в отличие от прежних ц., когда руководящие учреждения стремились к централизованному контролю за каждым, даже самым мелким аспектом работы цензуры.

Основная задача ц. заключалась в предотвращении распространения произведений, которые власти считали вредными. В ц. перечислялись темы, запрещенные для упоминания или обсуждения в печати, книги и периодические издания, запрещенные внутренней и иностранной цензурой для торговцев и библиотек. Основной целью цензурного ведомства провозглашалась охрана «основ веры, нравственности и общественного порядка, для поддержания законной власти, для ограждения прав собственности и для содействия к воспитанию юношества в духе религиозных и верноподданических обязанностей». Особое внимание предписывалось обращать на педагогические произведения, книги для юношества и для народа: при пропуске статей цензор должен был всегда иметь в виду их читательское назначение. Ц. предписывали контролировать многие темы. Специальное внимание уделялось информации о царе и членах императорской фамилии, обсуждению государственных дел и политики правительства в области дипломатии и внешней торговли. В интересах государственной безопасности ц. ограничивали информацию по военным вопросам. Цензура пристально следила за распространением политических идей, представлявших угрозу существовавшему строю. Особое внимание обращалось на сочинения, пропагандировавшие идеи социализма и классовой борьбы. Ряд ц. регламентировал освещение в печати событий, связанных с подъемом народнического движения, убийствами видных государственных деятелей, забастовками, студенческими волнениями, беспорядками в школах. Информация об этих событиях запрещалась или ограничивалась только повторением сведений, напечатанных в официальных источниках. Большое внимание уделялось статьям по крестьянскому вопросу. Не разрешалось пропускать статьи о преимуществах представительного образа правления, даже только излагавших исторические события. Различные ограничения существовали при сообщении сведений о стихийных бедствиях и железнодорожных авариях. В описаниях катастрофы на Ходынском поле предписывалось избегать сенсационности и следовать лишь правительственным сообщениям, нельзя было также помещать фотографии с места события. Информация о вспышке холеры в 1883 г. могла быть опубликована только после консультации с Медицинским департаментом и с разрешения министра внутренних дел. В 1897 г. было запрещено писать о чуме рогатого скота до завершения официального расследования. Губернаторам поручалось пресекать тревожные слухи о голоде 1892 г. Ограничения при обсуждении политики правительства во внутренних делах не всегда исходили из соображений государственной безопасности, просто правительственные инициативы не могли быть предметом общественного обсуждения. В конце 1850‑х гг. стали уделять внимание вопросам гласности. Декларировалась польза обличения существовавших беспорядков и злоупотреблений в печати, поскольку таким образом правительство получало сведения независимо от официальных источников. С другой стороны, признавалось, что гласность может быть опасной, если предмет подобных обсуждений касался важных государственных постановлений.

Ц. были предназначены не только для защиты интересов государства, некоторые издавались с целью защитить население от разного рода мошеннических предложений и рекламы в печати — это касалось информации о лекарственных средствах, практикующих врачах, фаворитах на скачках. Некоторые ц. ограничивали сообщения о происшествиях, связанных с частными лицами (скандалах, убийствах, самоубийствах и пр.). Цензурные органы ревностно относились к информации о собственном ведомстве: в печати не дозволялись намеки на строгость цензуры, в изданиях предписывалось не допускать ряды точек, указывавших, что материал не пропущен цензурой.

Ряд ц. касался вопросов издания периодических органов: условия подачи прошения на издание, требования к ответственному редактору, программе, различных льгот в публикации материалов и рекламы, перепечатки статей из других изданий, раскрытия авторства. Ц. регламентировали работу иностранной цензуры. В ц. 1829 г. указывалось, что цензоры Комитета цензуры иностранной должны были обращать внимание на общее впечатление от сочинения и запрещение иностранных книг означало и запрещение писать об их содержании и печатать отрывки из них. Ряд ц. относится к театральной цензуре. Особые проблемы вызывал контроль за представлениями на сцене, поскольку необходимо было следить, чтобы произносимый текст соответствовал цензурованному. Это было особенно затруднительно в провинции, где театральные зрелища обычно обеспечивали гастролеры, в том числе и иностранные труппы, склонные к вольностям с текстом. Ц. регламентировали деятельность типографий, книжных магазинов, уличных торговцев и библиотек. Контролю подлежали также изготовители и продавцы печатного оборудования. В ц. затрагивались вопросы авторского права.

Ц. регламентировали работу цензурного аппарата, привлекал внимание к недостаткам системы и касался всей цепочки учреждений контроля: цензурных комитетов и отдельных цензоров по внутренней и иностранной цензуре, инспекторов типографий и книжной торговли, полиции, таможенных служащих и, в особенности, чиновников, отвечавших за цензуру в провинции. С их помощью распоряжения начальства доводились до сведения цензоров. Так, например, в 1848 г.цензорам было запрещено участвовать в редакциях периодических изданий. Чиновникам напоминали и разъясняли их обязанности, систему отчетности. Ц. обращали внимание на необходимость контроля за поступлением в цензурные учреждения обязательных экземпляров изданий. С течением времени уточнялась форма цензорского разрешения, печатаемая на книге. Ряд ц. разъяснял процедуру наложения ареста, судебного следствия и исполнения приговоров по делам печати. Отдельная группа ц. указывала на ошибки цензоров. Губернаторам адресовывались ц. с нареканиями на плохую работу и процедурные упущения.

Ц. цензурного ведомства являются ценным источником по истории цензуры в России — они дополняют цензурные законы и разъясняют практику их применения, показывают работу цензурных учреждений, тем самым освещая политику правительства в области печати, предоставляя богатый материал для оценки эффективности системы в целом. Они охватывают широкий круг проблем, которыми занимались учреждения по внутренней и иностранной цензуре, инспекции типографий и книжной торговли и чиновники в губерниях, осуществлявшие цензурный надзор в Российской провинции.

Источники: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 г. СПб., 1862; Циркуляры Особенной канцелярии Министерства народного просвещения от 23 апреля, 4 и 9 мая 1862 г. председателям цензурных комитетов по поводу цензурных упущений, замеченных некоторыми министрами в периодических изданиях. СПб., 1862; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения : в 3 т. СПб., 1864—1865. Т. 1: Царствование императора Александра I, 1801—1825; Т. 2: Царствование императора Николая I, 1825—1855; Сборник распоряжений по цензуре с 1828 по 1862 г. [СПб., 1863]; Сборник распоряжений по делам печати (с 1863 по 1‑е сент. 1865 г.). СПб., 1865; Сборник постановлений и распоряжений по делам печати 1865 года. СПб., 1866; Сборник постановлений и распоряжений по делам печати: С 5 апр. 1865 г. по 1 июля 1868 г. СПб., 1868; Сборник циркуляров начальникам губерний по делам печати: С 1‑го сент. 1855 по 1 янв. 1870. СПб., 1870; Материалы, собранные особою комиссиею, высочайше учрежденною 2‑го ноября 1869 г. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. СПб., 1870. Ч. 2; Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1872 и 1873 годы. СПб., 1874; Законы о печати : собр. действующих законодат. постановлений о печати, разъяснений по решениям кассационных департаментов Правительствующего Сената и циркулярам министра внутренних дел. СПб., 1875; Варадинов Н. В. Сборник узаконений и распоряжений правительства по делам печати. СПб., 1878; Сборник циркуляров и распоряжений по делам печати, объявленных инспекторами типографий содержателям заведений печати г. С.‑Петербурга с 1882 по 1897 г. / сост. И. П. Карамышев. СПб., 1897.

Лит.: Материалы для характеристики положения русской печати. Женева, 1898. Вып. 1. С. 99—106; Лемке М. К. В мире усмотрения (ст. 140 и 156 уст. о ценз. и печ.) // Вестн. права. 1905. № 7. С. 97—156; Самодержавие и печать. СПб., 1906. С. 59—80; Фойницкий В. Н. Цензурные циркуляры о Л. Н. Толстом : новые материалы // Рус. лит. 1966. № 4. С. 174—176; Гусман Л. Ю., Калинчук С. В. Цензурный циркуляр 1876 года и общественное движение на Украине // Герценовские чтения, 1999 : актуал. пробл. социальных наук. СПб., 1999. С. 40—42; Фут И. П. Циркуляры цензурного ведомства (1865—1905 гг.) // Цензура и доступ к информации : история и современность : тезисы докл. междунар. науч. конф., С.‑Петербург, 16—18 марта 2005 г. СПб., 2005. С. 53—55; Фут И. П. Циркуляры цензурного ведомства, 1865 — 1905 гг. // Цензура в России : история и современность : сб. науч. тр. СПб., 2006. Вып. 3. С. 106—132; Организация цензурного надзора в Российской провинции во второй половине XIX — начале XX века в циркулярах цензурного ведомства / публ. Н. Г. Патрушевой и И. П. Фута // Цензура в России : история и современность : сб. науч. тр. СПб., 2008. Вып. 4. С. 197—253; Циркуляры цензурного ведомства о надзоре за библиотеками / публ. Н. Г. Патрушевой и И. П. Фута // Книжное дело на Северном Кавказе : сб. Краснодар, 2009. С.

Н. Г. Патрушева, И. П. Фут
(0.4 печатных листов в этом тексте)

Размещено: 17.09.2016
Автор: Патрушева Н.Г., Фут И.П. (patrusheva@nlr.ru)
Размер: 13.28 Kb
© Патрушева Н.Г., Фут И.П.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции