censorship/russia/encslov/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Цензура и текст  /  Россия (Russia)  /  Цензура в России. Материалы к энциклопедическому словарю

 Цензура в России. Материалы к энциклопедическому словарю
Размер шрифта: распечатать




Талмуд и цензура (5.73 Kb)

 

ТАЛМУД И ЦЕНЗУРА. Талмуд — созданный во II—III вв. н. э. многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Существуют два варианта Т. — Вавилонский и Иерусалимский. Наиболее распространенным является Вавилонский Т. Традиции цензурного преследования Т. в целом и его отдельных трактатов восходят к средневековой Европе. Российские власти получили первое представление о содержании и характере Т.  в последние годы XVIII в. благодаря деятельности Еврейской экспедиции Рижского цензурного комитета и объяснениям Ильи Франка, которые он представил Г. Р. Державину во время работы последнего над запиской по еврейскому вопросу. Негативный характер этой информации восходил к идеям еврейского Просвещения, последователи которого воспринимали Т.  в качестве сочинения, отвлекающего евреев от образования и способствующего их обособлению и религиозному фанатизму. Вопрос о цензурных ограничениях при печатании Т.  впервые был поставлен администрацией Царства Польского в 1816—1817 гг. и в записке о цензуре еврейских книг (1820 г.), составленной крестившимся в православие евреем М. П. Позеном. Однако цензурные уставы 1826 и 1828 гг. не содержали прямого запрета на издание Т.  и лишь предписывали цензуровать все еврейские сочинения религиозного содержания, за исключением Танаха (Ветхий завет) с максимальной строгостью и осмотрительностью. На практике цензурные ограничения в отношении Т.  начали вводиться лишь в 30‑е гг. XIX в. виленским цензором еврейских сочинений В. И. Тугендгольдом; они касались отдельных талмудических трактатов, посвященных вопросам контактов с иноверцами и взаимоотношениям мужчины и женщины. Именно в этот период у властей сформировалось представление о Т., (а также и о хасидских и кабалистических сочинениях), как главном препятствии на пути просвещения еврейского населения. Вместе с тем, вопрос о полном цензурном запрещении Т., неоднократно поднимавшийся в 1830—1840‑е гг., в том числе и Бутурлинским комитетом, не нашел поддержки в Министерстве народного просвещения. В 1851 г. кн. П. А. Ширинский — Шихматов указывал, что цензурные строгости в отношении Т., «возбудив недоверие евреев к распоряжениям правительства, повредили бы успехам образования еврейского юношества, между тем как только одно образование и составляет самое надежное средство к упразднению Талмуда» (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 252. Л. 32). В 1859 г. по инициативе цензора еврейских сочинений Варшавского цензурного комитета Х. Черскера Главным управлением цензуры было утверждено правило (действовало до марта 1872 г.), в соответствии с которым еврейским типографам дозволялось печатать и продавать только весь Т. целиком (более 60‑ти трактатов). Это существенно затрудняло издание данного памятника, поскольку требовало от типографов больших финансовых вложений да и покупателей, способных сразу приобрести полный комплект талмудических трактатов, среди еврейского населения было чрезвычайно мало.

В 1860‑е и, в особенности, в 1870‑е гг., в связи с постепенным изменением правительственной политики в еврейском вопросе, цензурные преследования Т.  становятся все более и более редкими. Этому во многом способствовал Я. А. Брафман, полагавший, что основным предметом забот еврейской цензуры должна быть литература светского содержания, поскольку она содержит революционные идеи и широко распространяется среди еврейской молодежи; что же касается религиозных изданий, то Я. А. Брафман считал, что ортодоксальный иудаизм и его последователи вполне безопасны для существующего политического строя. В 1879—1880 гг. вопрос об издании Т.  рассматривался в Главном управлении по делам печати и в Министерстве народного просвещения. В своем письме на имя А. А. Сабурова Л. С. Маков сделал заключение о том, что «цензурование Т.  в целости, или отдельных его трактатов, противное духу веротерпимости русского правительства, не достигает предположенной цели на практике, почему представляется совершенно бесполезным» (РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 618. Л. 6). Окончательное решение о бесцензурном Т.  целиком и отдельных его трактатов было принято гр. М. Т. Лорис-Меликовым 24 ноября 1880 г. Впоследствии действие этого решения было распространено и на практически все другие еврейские издания религиозного содержания, в том числе хасидские и кабалистические. Прекратились также цензурные преследования такого важнейшего сочинения, созданного на основе Т.  и позднейшей раввинской письменности, как «Shulhan arukh» Й. Каро и его сокращенного варианта «Kitzur shulhan arukh» Ш. Ганцфрида.

Лит.: Хвольсон Д. А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам. СПб., 1861; Эльяшевич Д. А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797—1917: очерки истории цензуры. СПб.; Иерусалим, 1999.

Д. А. Эльяшевич

 Публикуется впервые


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 20.07.2015
  • Автор: Эльяшевич Д.А.
  • Ключевые слова: Цензура в России. Материалы к энциклопедическому словарю
  • Размер: 5.73 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Эльяшевич Д.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Титульный лист
От составителей
Авторское право в дореволюционной России
Блюм Арле́н Ви́кторович
«Будильник»
БУНИН Иван Алексеевич
«Ведомости»
Верховный цензурный комитет
«ВЕСТНИК ЕВРОПЫ»
Внутренняя цензура
Герцен Александр Иванович (псевд. Искандер)
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Главное правление училищ
Главное управление по делам печати
Главное управление цензуры
«Голос»
Градовский Григорий Константинович
Добровольский Лев Михайлович
Еврейский театр и цензура
«Икра»
«Искра»
Императорского двора цензура
Иностранная цензура
Инструкция еврейским типографщикам
Карательная цензура
Комитет 2 апреля 1848 года
Комитет по делам книгопечатания
Комитет цензуры иностранной
Кривенко Василий Силович
Кривош Владимир Иванович
Меншиковский комитет
Надзор за библиотеками
Надзор за книжной торговлей
«Новое время»
«Новости»
Леонтьев Константин Николаевич
Оприц Николай Ильич
Пересмотр законов об иностранной цензуре в правительственных комиссиях
Перлюстрация
«Петербургская газета»
Половцов Анатолий Викторович
«Порядок»
Почтовая цензура
Предварительная цензура
«Русское слово»
Салтыков Михаил Евграфович
Санкт-петербургский цензурный комитет
Сатирические и юмористические периодические издания
«Cеверная почта, или новая санкт-петербургская газета»
«Сибирь»
Система административных взысканий (1865—1905).
Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания
Талмуд и цензура
Тургенев Иван Сергеевич
Тютчев Федор Иванович
Уличные листки юмористического и сатирического характера
Устав о цензуре 1804 г.
Устав о цензуре 1826 г.
Устав о цензуре 1828 г.
Цензурные учреждения в Киеве
Цензор
Цензурные учреждения в Вильно
Цензурные учреждения в Дерпте (Юрьеве)
Цензурные учреждения в Казани
Цензурные учреждения в Москве
Цензурные учреждения на Кавказе
Цензурный комитет
Циркуляры цензурного ведомства
Штаты цензурного ведомства

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100