СНК РСФСР и СССР, СМ РСФСР и СССР, цензурные функции

21 сентября, 2019

СНК РСФСР и СССР, СМ РСФСР и СССР, цензурные функции (10.76 Kb)

СНК, СМ реализовывали на каждом этапе своего существования и развития СССР комплекс законодательных, организационных и регулятивно-контрольных мероприятий в рамках формирования цензурной системы. Это не только ограничение информации, но и кадровая и организационная политика, налаживание учета и контроля, создание коммуникативной системы между различными частями цензурной системы и т.п.
Обладая властными полномочиями, СНК РСФСР сразу после революции, 27 октября (9 ноября) 1917 г. принимает Декрет о печати (Известия, 1917, 28 октября), признанным первым цензурным актом Советского правительства, поскольку он закрывал контрреволюционные газеты. По Конституции РСФСР СНК являлся органом «общего управления делами» РСФСР (ст.37), полномочным издавать «декреты, распоряжения, инструкции» и вообще принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни» (ст.38). Обладая де-факто законодательными полномочиями, СНК РСФСР формировал цензурную систему, принимая основные декреты, в том числе “О частных издательствах” (1921 г.), «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению» (13.10.1921), «Положение о Главлите» 1922 г. (СУ РСФСР. 1922. Ст. 461.; подготовку и обсуждение декрета в СНК см.: Зеленов М.В. Аппарат ЦК РКП (б) – ВКП (б), цензура и историческая наука в 1920-е годы, 2000.), о Комитете по контролю за репертуаром (1923 г.).
 СНК решал вопросы штрафов на печать (ГАРФ, ф.130. оп.2. д.971), финансирования и оплаты труда политредакторов (Ф.130. оп.7. д.5, 46, 74), о сборах по Главлиту (Известия. – 1925, 24 февраля; 1925, 7 августа; 1927, 16 июня).
По Конституции РСФСР 1924 г. ВЦИК образует СНК «для общего управления» РСФСР и «Народные Комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления» (Ст.30), СНК был вправе издавать «декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории» РСФСР (Ст.34). Непосредственного управления со стороны СНК органами цензуры не было, поскольку Главлит (и его подразделение – Главрепертком) входили в состав Наркомпроса РСФСР. СНК РСФСР принимал решение о структуре и штатах НКПРоса, принимал решения «О реорганизации Главного Управления по делам литературы и издательств (Главлита)» (СУ РСФСР. 1930. № 50. Ст. 599), Положение о Главлите 1931 г. (СУ РСФСР. 1931. № 31. Ст. 273), Положение о Главном управлении по контролю за зрелищами и репертуаром при Наркомпросе РСФСР 1934 г. (СУ РСФСР. 1934. № 10. Ст. 66.). СНК утверждал финансирование как НКПроса, так и его структурных единиц (в т.ч. Главлита). СНК РСФСР принимал основные решения о порядке выпуска произведений печати (СУ. 1931. №46. Ст.347), а также о порядке оплаты труда уполномоченных и политредакторов Главлита при издательствах (Ф.259. Оп.24. Д.95. Л.303-304).
На заседания СНК РСФСР вызывался руководитель Главлита – П.И.Лебедев-Полянский. Известны редкие случаи, когда СНК РСФСР вмешивался в реализацию цензурной политики, проводимой Главлитом и ГРК: в августе 1926 г. председатель СНК А.И.Рыков делал запрос в НКПрос по поводу снятия ГРК некоторых пьес с летнего репертуара группы играющей в Зимнем Театре «Эрмитаж». (“В плановом порядке провести запрещение…”: цензурная политика Наркомпроса РСФСР в 1926 г. // Solanus. Vol.21. 2007. p.65-67), в 1928 г. СНК рассматривал вопрос о снятии с репертуара театра им.Вахтангова спектакля М.Булгакова «Зойкина квартира» (Ф.5446. оп.55. д.1634).
В 1937 г. СНК СССР принял постановление №400-47 «О принятии расходов по содержанию уполномоченных Главлита на государственный бюджет Союзных республик». На основании этого постановления СНК РСФСР постановлением 17 июля 1937 г. принял постановление №755 «О передаче на государственный бюджет содержания аппарата Уполномоченных Главлита в АССР, краях и областях РСФСР», согласно которому аппарат центрального аппарата Главлита и уполномоченные Главлита были переданы на содержание СНК РСФСР и более не финансировались Наркомпросом РСФСР, как и аппараты уполномоченных Главлита в АССР, краях и областях с 1 июля 1937 г.
По Конституции СССР 1924 г. СНК СССР являлся «исполнительным и распорядительным органом» ЦИК СССР (Ст.37). Законодательную и организационную функции проявил СНК СССР, приняв постановление «Об усилении охраны военных тайн» 23.09.1933, создав институт Уполномоченного СНК по охране военных тайн и «Положение об Уполномоченном СНК СССР по охране государственных тайн» (04.11.1933), аппарат которого находился в составе СНК до 15.03.1953 г.
По Конституции СССР 1936 и 1977 гг. СНК (а с 1947 г. СМ) СССР являлся «Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти» СССР (Ст.64), принимал «меры по … защите интересов государства и охране прав граждан» (Ст.68). Прежде всего, СНК СССР и СМ СССР координировали работу различных ведомств для создания и уточнения «Перечня литер «А» сведений, составляющих военную тайну (на мирное время)» и «Перечня литер «Б» сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих оглашению в целях политических (внутренних и внешних) и экономических интересов СССР» (1939), создавали своими постановлениями межведомственные комиссии по рассмотрению Перечней и утверждали эти Перечни (например, постановлением от 01.03.1948).
После постановления СНК СССР о переводе органов цензуры на союзный бюджет с 1 января 1938 г., СНК СССР определял смету на расходы, структуру и штаты Главлита (ГАРФ, ф.5446, оп.22. д.1803, 1804; оп.23, д.3957; оп.51. д.3480 и др.) и аппарата Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн (ГАРФ, ф.5446. оп.15а. д.540; оп.25. д.150; оп.38а, д.74). На основании постановления СМ СССР от 30 марта 1967 года № 260-101 «О структуре и штатах центрального аппарата Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР» появился подзаконный акт Главлита (История советской политической цензуры.– С. 379–380).
СНК СССР (а с 1947 – СМ СССР) с 1936 по 1991 гг. проявляли организационные функции по отношению к цензурной системе: в 1939 рассматривал вопрос о создании единого органа цензуры (ф.5446. оп.23а. д.575), в 1940 г. – об организации в НКВД органов по наблюдению за сохранностью государственных тайн (Ф.5446. Оп.24 а. д.272), в июне 1941 – о введении должности Главного военного цензора при СНК СССР и Положения о нем;  и т.п. СНК СССР мог образовывать «в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам … культурного … строительства». Поэтому с 1936 по 1953 г. в составе СНК был Комитет по делам искусств (в него входил Главрепертком), с 1963 по 1966 – Государственный комитет Совета Министров СССР по печати, в составе которого тогда находился Главлит. Решение о принадлежности Главлита тому или иному ведомству принимал СМ СССР: о включении в МВД в 1953 г и вновь создания под управлением СНК СССР (История советской политической цезуры. С 104. 106), о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР 1966 г. (Там же, С. 163).
СНК СССР реализовывал нормативные функции, определяя основные нормы, по которым функционирует как Главлит, так и вся цензурная система в целом. Как правило, постановления СНК принимались после соответствующих постановлений и решений ЦК ВКП (б) – КПСС. Это определялось актами 28 августа 1951 г. о разделении функций между Главлитом и Главреперткомом, о новом Положении о Главлите в феврале 1958, в 1966 г., Постановлением 19 ноября 1974 г. № 880-299 «Об утверждении Положения о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР (Главлите СССР)», которое отменено Постановлением 24 августа 1990 г. № 843 «Об утверждении временного положения о Главном управлении по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации при Совете Министров СССР» (Там же, C. 229.).
СНК СССР и СМ СССР реализовывали кадровые функции, назначали и освобождали от должности как руководителей Главного Управления по охране государственных тайн в печати, так и их заместителей (Например, 30.09.1966 назначены А.П.Охотников и И.Н.Назаров, 11.11.1966 – Н.П.Зорин). СМ СССР назначал членов Коллегии Главлита с 1966 г.
СНК выполнял административно-хозяйственные функции по отношению к Главлиту, решая вопросы снабжения квартирами, или награждая грамотами его сотрудников и.т.п.
Арх: ГАРФ. Ф.130 (СНК РСФСР, 1917-1923), Ф.259 (СНК РСФСР), Ф.5446 (СНК СССР).
Лит.: История советской политической цезуры. Документы и комментарии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997; Зеленов М.В. Аппарат ЦК РКП (б) – ВКП (б), цензура и историческая наука в 1920-е годы, Н.Новгород, 2000; Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. М., 2002; Цензура в СССР. Документы 1917-1991 / Сост. А.В.Блюм. М.: РОССПЭН, 2004 (первое издание в Берлине в 1999).
М.В.Зеленов
© Зеленов М.В.
© Открытый текст
 Опубликовано 19 июня 2011 г.

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 10.76 Kb
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции