glossary/architecture/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Архитектура

 Архитектура
Размер шрифта: распечатать




Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1933 (8.72 Kb)

 

АРХИТЕКТУРА, иначе зодчество — искусство строить и художественно оформлять здания. В историческом развитии архитектура находится в тесной зависимости не только от естественных условий (климата, строительных материалов и пр.) и уровня техники в ту или иную эпоху, но преимущественно от тех социальных отношений, которые существуют внутри данного общества. Географические и социально-политические условия в архитектуре предстают как бытовые факторы, диктующие потребность в зданиях того или иного типа, плана и масштаба. Архитектурная конструкция (скелет стиля) возникает как целесообразнейшее при данных технике, и материале разрешение этой задачи.

Зачатки архитектуры относятся к доисторическим временам, когда первобытный человек в целях защиты от непогоды и внешних опасностей начал строить себе жилища, а также могильные и религиозные памятники. От этого времени остались т. н. мегалитические памятники (Дольмены) и следы свайных построек. Здесь складываются два основных типа конструкции: деревянный и каменный. От деревянной конструкции балочного перекрытия на столбах ведет вероятно свое происхождение система конструкции дворцов и храмов в египетской, а позднее греческой архитектуре. Плоское балочное перекрытие в храмах древнего Египта поддерживается многочисленными массивными колоннами с капителями в форме листьев лотоса или папируса. Особенностью зданий является преобладание горизонталей над вертикалями. Другой тип религиозной египетской архитектуры — пирамиды. Плоское перекрытие характерно и для большинства построек не менее древней архитектуры Месопотамии. Но здесь применялась кирпичная кладка стен между деревянными столбами. Влияние форм деревянного зодчества характерно и для архитектуры древней Индии и Китая. Пещерные храмы Индии, высеченные в скале, представляют ряд зал с колоннами, где форма и богатство орнамента на колоннах являлись подражанием дереву, что характерно и для Китая. Древней архитектуре были известны не только плоские перекрытия, но и сводчатые (и даже купольные), на что указывают найденные в южной Месопотамии остатки разнохарактерных сводов.

Высокого совершенства достигли архитектурные формы в зодчестве древнегреческих городов-республик 6—4 вв. до хр. эры. Оно развилось на территории, где ранее господствовала крито-микенская, или эгейская культура, находившаяся под влиянием древних восточных цивилизаций. Греческая архитектура воплотила в себе не только гармонию художественных форм, строго геометрическую соразмерность частей, но и точный расчет силы тяжести и подпор. Греческий храм (Парфенон в афинском Акрополе и др.) имеет вид прямоугольника, длинная сторона которого вдвое больше короткой. Вдоль фасада или со всех сторон храма располагался ряд колонн, и здание перекрывалось двускатной крышей. На колонны опирался антаблемент. Фасад здания увеличивался треугольным фронтоном со скульптурными украшениями. Различают три главных архитектурных стиля, или ордера: суровый, массивный дорический, изящный и стройный ионический и развившийся из последнего коринфский. Последний получил главное распространение в эллинистической и римской архитектуре. Римская архитектура (3 в. до хр. э. — первые вв. хр. эры), развившаяся на обширной территории римского государства, первоначально находилась под влиянием искусства этрусков, затем испытала глубокое влияние греческого зодчества. Заимствовав у этрусков ярку и свод, римляне вводят их в свои сооружения. По форме своей своды римской архитектуры были коробовые, имевшие полуциркульное сечение, и крестовые, образованные от пересечения двух коробовых. Сводчатые и купольные покрытия давали римлянам возможность строить самые разнохарактерные и грандиозные постройки: термы (бани), храмы (Пантеон в Риме) и другие.

Архитектура древнехристианской эпохи воспользовалась готовыми архитектурными формами римских базилик, построенных с плоским потолком, открытыми стропилами и колоннами внутри здания. Из римской архитектуры, под сильным воздействием Востока (Сирии, Малой Азии), развилось византийское зодчество 5—14 вв., впоследствии послужившее основой русского каменного зодчества. Византийская архитектура применяла перекрытия купольным сводом, причем центр здания покрывался куполом, а боковые части полукуполами (храм св. Софии в Константинополе и др.). Под влиянием зодчества христианского Востока и Персии развилась т. н. арабская архитектура. Игра разнообразных узоров и система разнохарактерных арок (стрельчатой, подковообразной и др.) придают архитектурным массам, покоящимся на тонких и легких подпорах, причудливый вид. — На основе архитектуры древнехристианских базилик, под воздействием сирийско-византийских форм, развился в Западной Европе и романский стиль (11—12 вв.), где вся тяжесть (вначале стропильных, затем сводчатых) покрытий передавалась на столбы, получавшие массивное очертание. Массивность этого стиля преодолевается в постройках готического стиля. Этот новый стиль (12—14 вв.) возник в среде средневековых городских общин (коммун). Конструкция готических построек, характерных стремлением ввысь, основана на системе сводов, покоящихся на столбах. Крестовый свод получал особую легкость и стойкость благодаря остову из диагонально пересекающихся дуг (т. н. огив, или стрелок). Боковое давление высоких сводов передавались каменным подпорам (контрфорсам), прислоненным к стенам; нередко применялся и второй внешний ряд контрфорсов, соединенных с первыми подпружными арками (аркбутанами). Освобожденные от давления сводов стены можно было пробивать большими высокими окнами, отчего внутреннее помещение получало больше света.

В эпоху Ренессанса, или Возрождения, с расцветом светской культуры торговых итальянских городов и увлечением античным миром (Грецией и Римом), замечается частичный возврат к формам древнеримского зодчества. Наиболее типичными для церковной архитектуры Возрождения являются формы свода и купол. Новая форма сводчатого покрытия состоит из соединения коробового свода с куполом посредине (свод флорентийского собора, построенного Брунеллески). Палаццо (дворец) эпохи Возрождения, вырастая из укрепленного дома феодала, долго развивается, главным образом, во внутреннем дворе, обнесенном колоннадой. На смену Возрождению явилось Барокко, искусство эпохи абсолютизма и контрреформации, с его стремлением к большим архитектурным ансамблям с кривыми и ломаными линиями, игрой света и тени, придающей некоторую подвижность и беспокойство архитектурным массам. Причудливые формы Барокко получают дальнейшее развитие в декоративном стиле упадочного дворянства Рококо. В последней четверти 18 в., в годы, предшествовавшие Великой французской революции, происходит реакция против «легкомысленного» Рококо и возврат к античным традициям позднего Возрождения, принимающим теперь строгие и холодные формы классицизма, который приобретает особую суровость и монументальность в период военной диктатуры Наполеона — стиль Ампир.

В 19 веке, в эпоху апогея капитализма, параллельно развитию инженерной строительной техники шло умирание архитектуры буржуазных стран как искусства. Подражая былым стилям художественной архитектуры, она не шла дальше поверхностного украшения гл. обр. фасадов, органически не связанного с конструкцией самого здания. Существенную роль в конструкции зданий около середины 19 в. начинает приобретать железо, давая возможность вводить новые конструктивные принципы. Появляются строения из железа и стекла с легкими сводами и куполами, которые поддерживаются тонкими железными колоннами. Железо-стеклянная архитектура характерна своими грандиозными постройками, огромными арками, колоссальными пролетами и стеклянными плоскостями во всю стену, отчего внутрь помещения проникают потоки света. С конца 19 в. появляется новый строительный материал, состоящий из прочного цемента или бетона и железа (Железобетон). Благодаря последнему явилась возможность создавать при небольших поперечных сечениях опор значительные пролеты и отверстия.

Современная (так называемая конструктивная) архитектура в СССР, отвергая поверхностное украшение, стремится к созданию новых конструктивных форм, целесообразно и гармонично разрешающих задачу служить оформлению нового социалистического быта.

Литература: Шуази О., История архитектуры, М., 1906; Султанов Н., Теория архитектурных форм, СПБ, 1903; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха, М., 1924; Фриче В., Социология искусства, М.—Л., 1926 (маркс.).

 

Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – 2-е изд. – М., 1933. – Т. 1. АА – Болгары. – Стб. 542–546.

 

 

 

 

размещено 4.092011

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 8.72 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Энциклопедический лексикон. СПб., 1835
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон). СПб., 1863
Русский энциклопедический словарь, издаваемый Н.И. Березиным. СПб., 1877.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878
Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1890
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900
Большая советская энциклопедия. М., 1926
Малая советская энциклопедия. М., 1930
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1933
Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. М., 1936
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1950
Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1970
Большая российская энциклопедия. М., 2005
Большая энциклопедия: в шестидесяти двух томах. М., 2006

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100