1863. Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон). СПб., (9.66 Kb) 

26 мая, 2019

Архитектура или зодчество, искусство строить помещения для человека, со всеми их принадлежностями, по известным правилам, так, чтобы здания, удовлетворяя требованиям удобства, удовлетворяли в то же время и изящному вкусу. С развитием цивилизации появились кроме гражданской архитектуры, другие ее отрасли: архитектура военная, морская, заводская, инженерное искусство путей сообщения. Архитектура, самое древнее из искусств, ибо основано на необходимости иметь помещение, а постепенное развитие ее соответствует развитию народов. Чем резче разнится народ от народа, тем более несходства в архитектурных памятниках их; чем быстрее прогресс, тем быстрее изменения в архитектуре. У народа, стоящего на низшей степени развития, постройки самые простые: земляные холмы пирамидальной или круглой формы, или сдвинутые вместе камни. Подобные встречаются на севере Европы, например в Англии. Позже заметно влияние правил, является размер, и отдельные части, из коих составляется постройка. Подобные постройки на островах Тихого океана и в средней Америке. Основная форма их – пирамида, часто украшенная скульптурными работами. Также пирамида является основной формой архитектуры египетской, с прибавкой круглого или четырехугольного столба. Мрачный характер народа, остановленного в своем развитии кастами, выказывается в его памятниках, колоссальных, тяжелых, лишенных разнообразия, игривости, построенных по одной форме, по канону, в виде пирамид, не представляющих последовательного, свободного развития. –– В индийских пагодах основная форма также пирамида, но уже украшенная разными затейливыми приделками, в коих господствует кривая, изгибающаяся линия. Огромные подземные храмы индейцев не подчиняются той же форме. Они вырублены в скалах, окружены такими же вырубленными в камне галереями и потолки поддерживаются четырехугольными, часто украшенными скульптурной работой, столбами. У индейцев иногда выказывается и колонна еще в зародыше. –– Колонна, как основная форма достигла полного развития у греков. У них, только в самых древних пелазгических памятниках, является пирамида. Основанием греческим сооружениям служит постройка из дерева: горизонтальный потолок, поддерживаемый столбами, тогда как у древнейших народов все формы сообразовались с постройкой из камня. Раньше других является дорический стиль. Во время наибольшего развития греческого искусства, при Перикле, строгому, серьезному дорическому стилю была сообщена легкость, прелесть и грация, выродившаяся у римлян. Вскоре после дорического стиля, в греческих малоазийских владениях зародился новый, ионический, более грациозный, с легким отпечатком индийского стиля. Этот стиль, также перешедший в Грецию, достиг высшего развития при Перикле. К ним присоединился еще третий стиль, – коринфский, составлявший в сущности только видоизменение ионического. Ионическая капитель колонны является в нем выше, вытянутою, роскошно украшенною акантовыми листьями. Размеры других частей были те же, что в ионической колонне. Греки редко употребляли коринфскую колонну. –– На севере Италии у этрусков начал развиваться свой стиль, основанный также на колонне с прямолинейной крышей, но не достиг до полного развития, ибо самая народность этрусков или тосканцев, была подавлена сначала греческим, потом римским влиянием. Их постройки были очень просты, без украшений и напоминали постройки из дерева. Колонны ставились далеко друг от друга, потолок нередко делался из дерева. У них же появляется свод, но как явление случайное, а не последовательное развитие системы. –– У римлян, развивавшихся под влиянием этрусков и греков, собственно говоря, нет своего особого стиля. Они приняли греческие формы и ввели в них много украшений, часто неуместных. Из колонн употребляли более коринфскую, ибо при ней можно было без противоречия развить наибольшую роскошь орнаментации и украшений. Коринфская капитель казалась им еще слишком простою, почему они соединили ее с ионической, и явился новый орден – римский или сложный. Встречаются у римлян и колонны дорические и ионические, но измененные к их невыгоде. В римских постройках встречается попеременно свод и колонна, но они существуют отдельно, не сливаясь органически в одно целое, как сливается столб со сводом в готических зданиях. В римских памятниках более величия, колоссальности и роскоши, чем тонкого изящного вкуса. –– Христианство, сильно повлиявшее вообще на цивилизацию, повлияло и на архитектуру. Сначала являются испорченные римские формы, подражания базиликам, и приспособления разных других зданий к церковной службе. –– Позже когда отделилась Византийская империя, является, более или менее своеобразный, византийский стиль. В него входит, как новая составная часть, свод в виде лошадиной подковы, острый, стрельчатый, и стремление к фантастической и роскошной орнаментации. Но все это не проникнуто одной идеей, не составляет гармоничного целого. Здесь смесь арабского или мавританского с римским. –– В X в., в средней полосе Европы, в северной Италии, в Нормандии и частью в Германии, является свой стиль – романский. Главная его форма также римская базилика, но круглый свод здесь господствует, и с ним сообразуются все другие части. Лучшие памятники в Тоскане, в Нормандии и в саксонско-тюрингенских территориях. –– Готический, вернее, германский стиль, неправильно приписываемый готам, явился в 12 столетии: основан на соединении острого арабского свода с колоннами, и на общей форме базилики. Круглые столбы и острые своды смело поднимаются вверх и по мере развития стиля все более гармонически соединяются друг с другом. Тяжеловесность романского стиля исчезает, массы голых стен скрадываются разнообразными украшениями; все вместе представляет одно последовательно развитое целое, от самых оснований до легких резных, на подобие кружев, смело уходящих в небо, башен. Памятники этого стиля существую в Италии, Испании, Англии, Франции, но наиболее строго выдержанные, относящиеся ко времени процветания стиля (13 и 14 столетия), только в Германии. Затем началось падение; идея расплывалась во множестве украшений. –– Новейшая архитектура зародилась в Италии, где готический стиль никогда не применялся вполне. С возрождением искусств там обратились к древним римским зданиям, из коих некоторые были еще налицо, однако не к греческим первоначальным типам. Появляются разные школы: флорентийская, коей основатель Брунеллески, построивший, знаменитые в истории архитектуры, купол и восточную часть флорентийского собора; колоссальные внушающие формы, кои он придал дворцу Питти, во Флоренции, долго служили прототипом всех подобных построек. –– В венецианской школе, называемой также, по имени ее основателя Ломбардии, ломбардийской более легкости и грации. –– С начала 16 столетия является более строгое подражание античным формам: своеобразность и фантастичность готического стиля исчезают. В этом духе работали между прочим Браманте и Рафаэль. Церковь св. Петра в Риме лучший памятник этого направления. Микеланджело и особенно его последователи считали главным – картинность, эффект, что причинило архитектуре падение, ясно выказавшееся в 17 столетии в постройках Бернини, Борромини и других. –– Еще в 16 столетии подражание итальянцам распространилось по всей Европе, и породило в более северных странах стиль ренессанс, игривый, благородный, ловко соединявший в себе основные формы разных других направлений, богатый украшениями стиль. Его процветание относится к царствованию Франциска I во Франции. В конце 16 столетия началось падение его и переход в чересчур разукрашенный стиль рококо. То же было в Испании. В Англию новый стиль введен Индиго Джонсом; а его знаменитый последователь, Кристофер Рен, кончил в 1710 г. церковь св. Павла. В Нидерландах, в постройках Люттиха, Брюгге и Антверпена, видим очень важный переходный стиль. –– В России первые понятия о строительном искусстве заметны стали в X веке со введением Христианской веры. Архитектура перешла к нам из Византии и византийский стиль утвердился у нас; кроме того, заметны следы восточного вкуса, а именно: сближение с индийской архитектурой. Образцом русского архитектурного вкуса может служить церковь Василия Блаженного в Москве. –– Новейшая архитектура, кою, со времен Петра Великого, усвоила себе и Россия, не отличается своеобразностью; заметно везде стремление приспособлять всевозможные старые формы, античные и другие, к новым потребностям. В этом стиле замечателен Шинкель, умевший достигнуть того, что древние формы являются у него, не как подражание, а как потребность, вышедшая из той идеи, той цели, с коею строится здание. Замечателен в том же стиле и Кленце. Господствующего стиля не существует, а возрождаются все прежние, так что архитектура нашего времени состоит из более или менее близкого воспроизведения отживших образцов, и вся ее своеобразность и оригинальность только в удачном подражании. Введение железа и стекла в Англии, как главных строительных материалов, сделано еще так недавно, что не успело произвести важных результатов. Мостовые сооружения, здания, возводимые с промышленною целью, для железных дорог и пр., обещают особое развитие в будущем.

См. Учебное руководство в архитектуре, Свиязева. СПб., 1841.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т / сост. под ред. Ф. Толля, при деят. сотрудничестве В. Волленса. – СПб., 1863. – Т. 1. А – ДВИ. – С. 166–168.
 
 
 
размещено 19.07.2011

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 9.66 Kb
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции