1878. Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., (19.49 Kb) 

26 мая, 2019

Зодчество, или архитектура, в обширном смысле, уменье целесообразно возводить всевозможные постройки. Распадается на архитектуру военную, морскую, водяных сооружений, путей сообщения и проч. и на граждане архитектуру, имеющую предметом постройки необходимые в быту гражданском, промышленном, сельскохозяйственном и др. Если при этом зодчество делается проводником какой-либо идеи, обнимая цель здания во всей полноте ее значения и стремясь выразить ее наглядно в характере самой постройки да еще притом в прекрасной форме, то оно становится изящным зодчеством (изящной архитектурой), одним из 3-х образовательных искусств и обнимает преимущественно монументальные здания. Основные условия изящного здания: симметрическое расположение частей и единство целого, придающее всему зданию как бы характер цельного и неразлагаемого организма; главное средство выражения (как бы язык зодчества): орнаментовка, придающая математической сухости линий характер естественной красоты. Древнейшее из образовательных искусств и вернейшее выражение культурного развития народов и эпох, зодчество в этом смысле делится на 2 главные группы архитектурных памятников: 1) религиозные здания (храмы древних, особенно греческие, христианские храмы средних веков) и 2) светские постройки (в древности: дворцы царей; у греков театры, стадии, врата; у римлян сверх того амфитеатры, императорские дворцы, военные сооружения; в средние века замки, дворцы светских и духовных владык, ратуши, в Италии палаццо знати; в новейшее время: музеи, театры, библиотеки, биржи, выставки, вокзалы железных дорог и другие общественные здания). Кроме того в зодчестве различных народов различают архитектурные стили, т.-е. определенные основные формы постройки, в которых выражается общий характер национального искусства и притом в известную эпоху; сущность стиля составляет способ строения (а также и орнаментовка), отличительным признаком которого служит свод зданий; так, различают: горизонтальный плоский свод (египтяне); горизонтальный свод на балках (греки); коробовой или корытчатый свод, купол, крестовый свод (римляне); горизонтальный свод на поддержках (древнехристианские базилики), висячий купол (Византия), полукруглый или романский свод и стрельчатый или готический свод (средневековый запад Европы). Этим оканчивается ряд оригинальных стилей; последующие возвращаются к древним образцам (стиль возрождения, рококо и др.), не внося ничего нового в конструкцию; все попытки самостоятельного творчества (напр. арабский подковообразный стиль и проч.) оказываются более или менее неспособными к развитию.

История. Происхождение зодчества, как и прочих искусств, теряется в глубокой древности. Вырытые пещеры и шалаши из древесных ветвей были первыми творениями человека в деле зодчества; гладкий камень в те времена составлял алтарь божества, которому приносились жертвы; земляной холм насыпали над останками героев. Таково было зодчество доисторической эпохи, постепенно развивавшееся из этих первозданных типов, в могильные курганы, долмены или кромлехи, каменные обелиски и круги из камней — в северной и средней Европе. Если считать это за первую ступень зодчества, то второю являются памятники, сохранившиеся на островах Тихого океана (напр. на острове Пасхи) и представляющее пирамидальные груды, сложенные из камней, или отдельные грубоотесанные глыбы довольно правильной формы. Затем историческая эпоха распадается на следующие отделы:

I) Преддверия классического зодчества.

а)         Американские памятники, в Соединенных штатах, Мексике (Паленха) и Перу (Куско, Кайямба) около 600 г. по P. X. до завоевания испанцами. Основная форма этого своеобразного стиля: пирамида, в позднейшие времена с более или менее богатой орнаментовкой ступенями или карнизами; это т. наз. теокалли (Ксохикалько близ Куернаваки; в Тузапане и др.).

б)        Индийское зодчество. Начало монументального зодчества около 250 г. до P. X. с предшествовавшим развитием техники. Отличается преобладанием фантазии, громоздящей формы на формах до почти хаотического отсутствия гармонии. 1)
Буддийские тупы (от ступа) или дагопы, башнеобразные постройки в 7–12 сажен высоты, с полукруглым корытчатым сводом (136 г. до P. X. — 700 г. по P. X.) близ Санхи и на Цейлоне; 2) Браминские пагоды, основная форма которых тоже пирамида но уже с разнообразными приделками и скульптурными украшениями, в которых господствует волнистая линия; в Магаманпуре, Джагернауте и др. 3) Браминские подземные или пещерные храмы, вырубленные в скалах с такими же галереями, с плоским горизонтальным сводом, поддерживаемым четырехугольными столбами, нередко со скульптурными украшениями. В Эллоре, Каилазе, Элефанте, Магала и др.

в)        Вавилонско-ассирийское зодчество. К памятникам древнего Вавилона (до 1000 г. до P. X.) принадлежат т. наз. Вавилонская башня (храм Бела), напоминает мексиканские теокалли, представляя пирамиду с уступами в 100 сажень ширины у основания и 100 саж. высоты, — и развалины царского дворца, стены которого украшены барельефами охот и пр. К памятникам древней Нинивии (около 606 до P. X.) относятся остатки близ селений Хорсабад и Куюнджик из обожженных кирпичей, крепко связанных земляной смолой и цементом.

г)         Мидийское и персидское зодчество. В Экбатане (столице Мидии до 331 г. до P. X.) крепость, поднимавшаяся 7-ю уступами с зубчатыми разноцветными стенами, из верхних рядов их один был высеребрен, другой позолочен. В Персеполе (столице Персии до 467 г. до P. X.) замечательны: «Гробница Кира», пирамидальное, семиуступное здание из глыб белого мрамора с каменным домиком наверху, под крышею; «дворец персепольский», на нескольких широких террасах, охватывающий пространство в 220 сажень длины и 140 саж. ширины; гробницы позднейших царей представляют вырубленные в скалах покои с заделанною дверью, означенною лишь на фасаде с полуколоннами и множеством скульптурных украшений. Сюда же относится зодчество сассанидов (226—641 по P. X.) под римским и византийским влиянием: дворцы и проч.

д)        Финикийское и еврейское зодчество. (около 2000 г. до P. X.). Из памятников финикийского зодчества уцелели лишь развалины стен и гробниц древнего Карфагена (878—146 до P. X.), так как храмы Тира остались лишь в описаниях. Из памятников еврейского зодчества уцелела лишь часть колоссального фундамента храма Соломона (1014—1007 до P. X); о подробностях еврейского зодчества дают понятие остатки пещерных гробниц в Иepyсалиме, между которыми замечательна Авессалонова с вогнуто-коническою крышею.

е)         малоазийское зодчество сохранилось лишь в гробницах; древнейшие в Лидии (около 700—500 г. до P. X.) представляют форму конического тумулуса на кругообразном фундаменте (гробница Тантала и др.); во Фригии (VI в. то P. X.) пещерные, вырубленные в скалах постройки с крышею коньком (гробница Мидаса); в Ликии монолитные саркофаги или пещерные камеры с высеченными из камня на фасаде бревнами, на подобие деревянных построек (Антифеллосская гробница).

ж)        Египетское зодчество. (до 670 г. до P. X.) Древнейшими памятниками египтян, (единственного из доселе упомянутых народов, у которого можно с достоверностью проследить ход развития зодчества) являются пирамиды: (4000—3000 г. до P. X.) и обелиски (древнейшие в Гелиополисе (около 2000 г. до P. X.). С 2000—1400 г. застой во время господства Гиксов. 1400—1260 г. до P. X. цветущая пора египетского зодчества, памятниками которого являются храмы и катакомбы в Фивах, Эдфу, Мемфисе и др.

II. Классическое зодчество, разделяемое на:

А) Греческое зодчество, отличающееся совершенными и по определенным законам устроенными колонами, которые представляют 3 стиля:

 

Дорический

(1000 г. до Р. Х.)

Ионический

(600 г. до Р. Х.)

Коринфский

(450 г. до Р. Х.)

Строгая связность, простота и законосообразность конструкции и формы; глубоко каннелированная колонна без базиса, капитель из эхина и абаки, гладкий архитрав, триглифы и метопы на фризе.Мягче по форме, легче в пропорциях, вольнее в приемах; мелко каннелированная колонна, на базисе; изукрашенный эхин с завитками (волютами), расчлененный архитрав, фриз без триглифов.Позднейшее декоративно-пышное вырождение предшествующих стилей; оригинальна лишь капитель в виде чаши с листьями аканта и прочими украшениями.

 

а)         Подготовительная эпоха: стены целасгийских построек, сложенные из колоссальных неправильных каменных глыб. засыпанных в промежутках мелким камнем: так наз. циклонические стены, из многоугольных, пригнанных камней (львиные врата в Микене, Тиринфский акрополь и др.).

б)        Период первый (600—470 до P. X. от Солона до персидских войн). Храмовые здания, представлявшие 1) святилище (cella) и предсение (pronaos) с их придельными храминами, все в целом обнесенное со всех сторон рядами портиков, колоннадных проходов; в общем еще грубоваты и тяжелы (особенно в промежуточных членах); таковы (Дорического стиля) храмы: в Агригенте, Посейдона в Пестуме, Зевса в Афинах и др. (Ионического): Герм на Самосе, Артемиды в Ефесе и др.

в) Период второй (470—338 до P. X. от персидских войн до македонского владычества), отличается благороднейшею соразмерностью всех пропорций, причем даже промежуточные члены утрачивают всякую тяжеловатость (Дорического стиля) Парфенон афинский (438 г.), Пропилеи (431 г.), (Ионического) храм Нике аптерос (469 г.), Ерехтеион, (469 г.).

г) Период третий (от Македонского владычества до падения Греции). Упадок строго дорического стиля и роскошь орнаментовки, обусловливающая возникновение 3-го стиля: (дорического стиля) храм Афины Алеи в Тегее 350 г. до P. X., (Ионического), Афины Паллады в Приене 340 г. до P. X., (Коринфского) памятник Лисикрата 334 г. до P. X.; башня Ветров; мавзолей в Галикарнасе 354 г.

Б) Этрусское зодчество (древнеиталийское) отличающееся впервые употребляемыми в нем и аркою и сводом из клинообразных камней; а) Пелазийские памятники: стены города Коссы; б) Возникновение арки наслоением горизонтальных каменных плит: источник в Тускулуме и арка Арпинских ворот; в) постройки сводом: Ворота в Вольтерре и Перуджии, Cloaca maxima в Риме, гробницы в Норкии и Кастельлачио; cucumella в Вульчи.

В) Римское зодчество, отличающееся соединением (греч.) колонны с (этруск.) сводом, развилось под 2 преобладающими влияниями;

а)         Этрусским около 300 г. до P. X., при чем этрусская арка развилась в своды: коробовый и крестовый, а затем в купол. У этрусков римское зодчество заимствовало украшенную капитель и базис, впоследствии назв. тосканским стилем или орденом. Сооружения: табуларий в Риме, Саркофаг Сципиона (250 г.).

б)        Греческим около 150 г. до P. X., с применением греч. колоннад и образованием из коринфской и ионической канители нового стиля римского: рынки, базилики. 2 периода:

1) Блестящая эпоха Августа: Пантеон, театр Марцелла, Мавзолей Августа и др.

2) Блестящая эпоха Флавиев 69 г. по Р. Х. Колизей, триумфальные арки Тита и Константина, Мавзолей Адриана, Базилика Константина.

III. Древнехристианское зодчество, начатками которого служат катакомбы (подземнае усыпальницы), разделяется на:

A)       Древнехристианские базилики, происшедшие от римских базилик, увеличением размеров в вышину и покрытием доселе непокрываемого срединного пространства. Отдельные колокольни. Таковы: Базилики св. Павла в Риме и др.

Б)        Византийское центральное зодчество, соединение древнеримского купола с квадратным основанием, с V в. Таковы: церкви св. Виталия в Равенне, св. София в Константинополе.

B)        Древнегерманское христианское зодчество, подражание позднейшему римскому зодчеству. В Италии: дворец Теодериха в Равенне, гробница его в с. Mapia делла Ротонда и др. На севере: Porta Nigra и Трирский собор; постройки Карла Великого: дворцовая часовня в Аахене.

Г)        К этому же периоду относятся возникшие на византийской основе Грузинское зодчество (церковь в Пицунде) с восточной орнаментовкой и Армянское зодчество (собор в Ани), с рельефными аркадами и тонкими колонками на стенах.

IV) Магометанское зодчество, отличающееся моногоразличными видами арки, как то: стрельчатым сводом, подковообразною дугою, килеобразным сводом, сталактитовым сводом и орнаментикой на плоскости (стенными арабесками).

А) Сирия, Египет и Сицилия. Мечеть эль-Гарам в Иерусалиме около 637 г., мечеть Амру в старом Каире 643 г., мечеть эль-Мойед в Каире, замок Кубы близь Палермо 1180.

Б) Испания. Мечеть в Кордове около 786 г., Минарет Джиральда 1195 г., замок Альгамбра XIII и XIV в.

В) Индия, Персия и Турция. Начало индийского зодчества в конце XII в., цветущее время XVI и XVII в. здания: Кутаб Минар в Дели, дворец Акбара в Агре. В Персии начало в VIII в., цветущее время XVI в. Меидан-Шахи в Испагани. Турецкая мечеть Ахмета в Константинополн XV в.

V.        Средневеково-христианское зодчество, со времен падения Каролингов; делится на:

А) Романский стиль, обнимающей возникновение и развитие круглого свода и представляющей органическое соединение башни с храмом. 1) Базилики с плоским сводом: аббатство в Лаахе, церковь св. Годегарда в Гильдесгейме; 2) сводчатые Базилики: собор в Шпейере, церковь в Геклингене; 3) так наз. переходный стиль, 1175—1250 г.: Бамбергский и Майнцский соборы. 4) Здания самостоятельного характера: цистерианский монастырь в Маульбронне, дворец императора Барбароссы и др.

Б) Готический стиль, обнимающий органическое развитие стрельчатого свода, как выражения германского духа; придерживаясь основ сводчатой базилики, имеет основным законом конструкции острую дугу. Сверх того характеристичны: стрельчатые устои, богатое расчленение дуг в крестовый, звездчатый и сетчатый своды, фиалы или шпили, краббы (каменные цветы) и проч. Соборы: Кельнский (осн. 1248 г.), Фрейбургский (XIII в.), Страсбургский (1318 г.), Венский (XIV в.), Реймский (1212 г, 1300 г.), Notre dame в Париже (1163—1257). Йоркский (1291—1330), Миланский (осн. 1386), Толедский (осн. 1227); дворцы Кадоро и Дожей в Венеции, ратуша в Брауншвейге и др.

VI.      Новейшее зодчество, цветущая эпоха которого 1450—1550 г. составляет непосредственное продолжение средневекового.

А) Стиль возрождения (Renaissance), отличающийся возвращением к древности и усвоением себе форм классического зодчества, представляет следующее периоды и школы:

а) Возрождение в Италии.

I. Период раннего возрождения (1420—1500 г.), представляет две школы: Тосканскую или Флорентийскую (Флорентийский собор, дворец Питти, Ла-Чертоза в Павии 1473 г., дворец Строцци 1489 г.) и Венецианскую (дворец Вендрамин Калерджи 1481 г., Скуола ди С. Марко, двор дворца Дожей).

II. Период высокого возрождения (1500—1820 г.), римская шкода (дворцы канцелярии в Риме и Пандольфини в Флоренции, собор св. Петра в Риме и др.).

III. Период стиля Барок или Рококо (1580—1800 г.), церковь св. Агнесы и дворец Боргезе в Риме.

б) Возрождение в других странах. Во Франции: замок в Шамборе 1523 г., западный фасад Лувра 1541 г., Пантеон 1713––1781 г., Тюилери 1564 в Париже. В Англии: церковь св. Павла в Лондоне 1675—1710 г. В Нидерландах: Антверпенская биржа. В Испании: собор в Саламанке 1512 г., Эскуриал (1563—84 г.). В Германии: Гейдельбергский замок.

Б) Зодчество XIX века, в предшествовавшее столетие потеряв внутреннюю связь и жизненность, почерпнуло новую силу в изучении новооткрытых созданий греческого зодчества цветущей эпохи.

Германия: старый музей Шинкеля в Берлине, библиотека Гертнера и глиптотека Кленце в Мюнхене, музей Семпера в Дрездене. Франция: дума, Лувр и Новая Опера Гарнье в Париже. Англия: здания парламента.

VII. Русское зодчество начинается с принятием христианства в конце X в. преимущественно церковными постройками в Киеве, а потом в Новгороде, по византийским образцам, вначале с помощью византийских мастеров, а затем и своими. Монгольское иго остановило развитее русского зодчества, и только по свержении ига в XV в. русские государи стали выписывать итальянских мастеров. Основа зодчества осталась византийскою, фонарь купола принял более или менее башнеобразный вид, а самый купол форму расширенной груши. Над одним зданием, по числу приделов, устраивалось до 5, 10 и более глав, более или менее восточной формы. Это слияние византийского с восточным и получило название русского стиля, преимущественно развившегося в Москве; кроме кремлевских палат, ранними образцами его являются соборные храмы Успения (1479) и Благовещения (1507 г.), а полным выражением церковь Василия Блаженного (1554 г.). Из других построек замечательна колокольня «Иван Великий» (1601 г.).

 

Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. — СПб., 1878. –– Ч. 1. — С. 712–715.


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 27.11.2011
  • Ключевые слова: архитектура, зодчество
  • Размер: 19.49 Kb
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции