ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 ноября 2018 г. размещены материалы: Глава 11 из книги Н. Баттерворта "Гайдн", повестка дня городской партийной конференции Горьковского горкома КПСС 1985 г.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Ученый и его Экспедиция  / 
   Б.Б. Пиотровский и Кармир-блурская экспедиция

 Б.Б. Пиотровский и Кармир-блурская экспедиция
Размер шрифта: распечатать




Е.Э. Лебедева. Б.Б. Пиотровский и Кармир-блурская археологическая экспедиция (к 100-летию со дня рождения ученого) (13.98 Kb)

 
         В 2008 г. исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Борисовича Пиотровского (1908 – 1990 гг.) – археолога, историка культуры, Борис Борисович Пиотровский - [18.01.2008 20:55:37]востоковеда, академика, в течение 26 лет (1964 – 1990 гг.) возглавлявшего Эрмитаж.
С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. При раскопках древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту, подробно описанные Б.Б. Пиотровским в его научных работах и монографиях[1]. В них впервые были изложены результаты исследования всех известных на тот момент памятников культуры и искусства Урарту в их археологическом и историческом контексте. Они по сей день не утратили своей научной ценности и относятся к числу наиболее часто цитируемых работ по урартологии. Основные труды Б.Б. Пиотровского посвящены истории, культуре и искусству Кавказа и Древнего Востока, в частности государства Урарту и вопросам происхождения и древней истории армянского народа.
Выбор Кармир-блура - "Красного холма" - на западной окраине Еревана в качестве объекта раскопок был плодом кропотливых поисков, долгих размышлений и тонкой научной интуиции Бориса Борисовича. Этот выбор в полной мере оправдал себя. Благодаря многолетним (с 1939 по 1971 год) раскопкам совместной археологической экспедиции Академии наук Армянской ССР и Эрмитажа под руководством Б.Б. Пиотровского, древний город Тейшебаини, руины которого скрывались под "Красным холмом", и в настоящее время является одним из самых интересных и наиболее полно изученных памятников урартской цивилизации.
Именно в этой экспедиции, вошедшей позднее в учебники по истории древнего мира, в 1941 году научный сотрудник Эрмитажа Борис Пиотровский нашел свою судьбу. На раскопках Кармир-блура он познакомился с выпускницей Ереванского университета Рипсимэ Джанполадян, ставшей впоследствии выдающимся археологом-востоковедом. Их познакомила бронзовая статуэтка урартского бога войны (неслучайное совпадение 1941-го года), найденная Рипсимэ Микаэловной.
С начала Великой Отечественной войны Б.Б. Пиотровский - заместитель начальника команды МПВО Эрмитажа. В блокадную зиму 1941-1942 годов Пиотровский написал в Ленинграде капитальный труд "История и культура Урарту", который был опубликован в 1944 году. За эту книгу Борису Борисовичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук (1944) и Государственная премия СССР (1946).
Борис Пиотровский и Рипсимэ Джанполадян поженились в 1944 году, в Ереване, куда в 1942-м умиравший от истощения Пиотровский был эвакуирован из блокадного Ленинграда. В Ереване в декабре 1944 года родился их первенец - Михаил.
После войны Пиотровский продолжил исследования в Кармир-блуре, а в 1956 году он получил возможность посетить Египет. Позднее, в 1961-1963 годах, он возглавил работу международной археологической экспедиции в Нубии на территории, затопляемой водами строящейся Асуанской плотины.
В 1953-1964 годах Б.Б. Пиотровский был заведующим Ленинградским отделением института археологии АН СССР, а затем возглавил один из крупнейших музеев мира. В 1964 году Пиотровский стал директором Государственного Эрмитажа и оставался им в течение 26 лет до самой смерти. Большую научную деятельность и административную работу Борис Борисович сочетал с педагогической и общественной деятельностью. С 1966 года он также заведовал кафедрой Древнего Востока на Восточном факультете ЛГУ, вел подготовку научных кадров.
Борис Пиотровский был избран действительным членом Академии наук СССР по Отделению истории (история культуры),  действительным членом Академии Наук Армянской ССР, членом-корреспондентом Баварской Академии Наук, Британской Академии Наук, Академии надписей и изящной словесности во Франции, Королевской академии Марокко, почетным членом еще пятнадцати зарубежных академий и обществ. Б.Б. Пиотровский - заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель науки Армянской ССР .
 За свою многолетнюю деятельность Б.Б. Пиотровский в 1983 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда, был награжден тремя орденами Ленина (1968, 1975, 1983 гг.), Орденом Октябрьской революции (1988г.), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1954, 1957гг.), а также медалями, в том числе "За оборону Ленинграда" (1944г.). Кроме того, академик был награжден орденами Франции, Болгарии, ФРГ.
Умер академик Б.Б. Пиотровский 15 октября 1990 года в Ленинграде. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой отца и матери.
Сфера научных интересов Бориса Пиотровского была необычайно широка и разнообразна: археология и Древний Восток, методика атрибуции памятников культуры и искусства, Эрмитаж - его история и коллекции, личности, внесшие значительный вклад в создание музея. Его знаменитые раскопки крепости на холме Кармир-Блур около Еревана, по сути, открыли миру  древнее государство Урарту, явились научной сенсацией своего времени. Большая часть жизни Бориса Борисовича была связана с Эрмитажем. Он прошел здесь путь от любознательного школьника, интересующегося древней историей, до всемирно известного ученого и директора крупнейшего музея мира[2].
        Урарту было одним из крупнейших и могущественных государств древнего Востока первой половины I тыс. до н.э.Оно возникло в районе озера Ван.Но уже очень рано власть урартских царей распространилась на север,  на территорию современной Армении. Пало это государство  в начале VI в. до н.э. На обширной территории Армянского нагорья образовалось армянское царство, ставшее прямым наследником урартов, как в территориальном, так и в культурном отношении[3].
 
Карта. Памятники Урарту. 1 – Алтынтепе;  2 – Нортунтепе; 3 – Кайалыдере; 4 – Бадноц; 5 – Азнавуртепе; 6 – Кеф-Калеси; 7 – Арцке (Адылджеваз); 8 – Зернакитепе; 9 – Ошакан; 10 – Мецамор; 11 – Аргиштихинили; 12 – Игдир; 13 – Покраван (Доври); 14 – Абовян (Элар); 15 – Тейшебаини; 16 – Эребуни; 17 – Джраовит; 18 – Менуахинили; 19 – Хор-Вираб; 20 – Цовинар; 21 – Верахрам; 22 – Русахинили (Бастам); 23 – Тушпа (Ван, Топрахкале); 24 – Айкаберд (Чауштепе); 25 – Гиймли; 26 – Хавтафактепе; 27 – Калатгах; 28 – Хасанлу; 29 – Муджесир (Мусасир); 30 – Аграбтепе. Карту составил Г.А. Ти-рацян.
 
        Несмотря на то, что клинописные надписи, высеченные от имени царей древнего государства Урарту на скалах Армении, стали известны уже давно, а их дешифровка была обеспечена развитием ассириологии (поскольку урарты для своего письма использовали ассирийские клинообразные знаки), изучение урартской клинописи не связывалось с изучением материальной культуры древнего царства. В этой связи раскопки как в Турции (где находилась урартская столица  город Тушпа), так и в Закавказье (к северу от реки Аракс, где урарты в свое время построили крупные крепости и административные центры) долгое время не производились достаточно интенсивно. Можно назвать лишь археологические работы, производившиеся Британским музеем, и исследования германской экспедиции на Топрах-кале, крепости, расположенной около Тушпы.
         В советский период, когда археологический материал стал привлекаться для изучения древней истории народов этого региона, история и культура древнего государства вошли в сферу интересов научных учреждений, как центральных, так и закавказских.
         В 1927 г. в Баку был издан курс лекций И.И. Мещанинова “Халдоведение”. В нем был собран известный в то время материал по истории древнего государства, созданного народом, который когда-то из-за ошибочного перевода надписей называли халдами, а ныне называют ассирийским термином – урартами.
         В это же время на территории Армянской ССР были обнаружена новые эпиграфические урартские памятники, дополнившие ранее известные, опубликованные М.В. Никольским и Н.Я. Марром.
         Но клинообразные надписи на склонах и отдельных камнях из древних построек не связывались еще с определенными археологическими комплексами материальной культуры. Не было известно, какие древние предметы, в большом количестве уже собранные в музеях, относятся именно к урартскому времени, к IX – началу VI в. до н.э.
         В 1930 г. председатель Академии истории материальной культуры (Ленинград) академик Н.Я. Марр поручил группе археологов-кавказоведов произвести разведочные археологические работы в Армении и попытаться твердо связать остатки древних крепостей с клинообразными надписями.
         С этой целью были обследованы склоны горы Арагац, долина реки Раздан и побережье озера Севан. В 1934 г. производились разведочные раскопки древней крепости у сел Цовинар (Келагран), на южном берегу озера Севан, связанной с клинообразной надписью урартского царя второй половиныVIII в. до н.э. Русы I, сына Сардури II.
         Стратиграфия культурных отложений в этой крепости была нарушена оползнями, и раскопки не дали  желаемых результатов. Пришлось искать новое место для исследования.
         В 1936 г. геолог А.П. Демехин, изучавший базальты ущелья реки Раздан, на холме Кармир-Блур (северо-западная окраина Еревана) нашел обломок камня с остатками клинообразной надписи. На этом обломке удалось прочесть имя урартского царя Русы II, сына Аргишти II, правившего в VII в. до н.э., после восстановления Урартского государства, разгромленного походом ассирийского царя Саргона в 714 г. до н.э.
         При небольших разведывательных раскопках, произведенных после находки обломка камня с клинописью, были обнаружены остатки древнего поселения у подошвы холма Кармир-Блур, относящегося к доурартскому времени.
         В 1939 г. начались систематические раскопки Кармир-Блура, которые велись до 1971 г. совместной археологической экспедицией Академии наук Армянской ССР и Государственного Эрмитажа (с перерывом в 1942 – 1944 гг.). Основная часть материала хранится в Государственном историческом музее Армянской ССР в Ереване. Интересная коллекция бытовых предметов и памятников искусства из раскопок Кармир-Блура  была передана также в Государственный Эрмитаж[4].
В свое время предполагалось законсервировать открытый на холме Кармир-Блур памятник – уникальный комплекс мощной урартской крепости и городских кварталов, занимающих общую площадь около пятидесяти гектаров. Планировалось, что раскопанные помещения будут частично реконструированы, и этот замечательный памятник постепенно превратится в парк-музей, доступный как для отдыха, так и для обозрения древних сооружений[5].
За 30 сезонов работы  был собран громадный археологический материал, позволивший изучить культуру древнего государства Урарту VIII – начала VI в. до н.э.
          Исследование  уникального урартского памятника на холме Кармир-Блур открыло удивительный источник для понимания истории и культуры современных народностей Закавказья, а Б.Б. Пиотровский стал основателем отечественной урартологии. Благодаря его раскопкам   на смену интерпретации случайных находок пришло систематическое исследование культуры и искусства урартского царства. Ученый и его экспедиция вошли в золотой фонд отечественной археологии.
 

Холм Кармир-Блур. Вид с севера

 
 
 
 
размещено 18.01.2008


[1] Пиотровский Б.Б. Археология Закавказья. Л., 1949; Кармир-Блур I. Ереван. 1950; Кармир-Блур II. Ереван. 1952; Кармир-Блур. Раскопки 1954 г. – СГЭ, VIII; Кармир-Блур III. Ереван. 1955; Развитие скотоводства в древнейшем Закавказье //Советская археология. 1955. № 23; Ванское царство (Урарту). М., 1959; Искусство Урарту. Л., 1962; Кармир-Блур. Л., 1970 и пр.
[2] Подробнее см. публикацию о Б.Б. Пиотровском на сайте: www.funeral-spb.narod.ru
[3] Пиотровский Б.Б. О происхождении армянского народа. Ереван, 1945. С. 32.
[4] Пиотровский Б.Б. Крепость Тейшебаини – урартский центр VII в. до н.э. // Сквозь века. К истокам культуры народов СССР. Сборник. Вып. 2. М.: Знание, 1986. С. 101 – 102.
[5] Есаян С.А. Ереван. Археологический очерк. Ереван, 1969. С. 75.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Лебедева Е.Э.
  • Размер: 13.98 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лебедева Е.Э.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100