history/archaeology/kopat/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Открытые уроки для поисковиков-копателей

 Открытые уроки для поисковиков-копателей
Размер шрифта: распечатать




Урок второй. Любительский приборный поиск и полевая археология (9.6 Kb)

 

 Здравствуйте! Сегодня я предлагаю поговорить о любительском приборном поиске предметов древности и старины и его приверженцах. 

Попробуем разобраться, что это за деятельность и есть ли в ней что-то общее с полевой археологией. Для начала послушаем самих поисковиков-копателей. Их высказывания с сохранением орфографии и стиля изложения предоставлены редакцией ЭПИ .

Вот что они пишут: 

       «Любитель-копарь» в массе своей - человек, желающий таким образом побыть (зачастую с семьей) на природе в выходные. Основные места поиска: огороды, распаханные поля, усады деревень. Временное направление царизм (с 18 в), СССР. Любая находка вызывает прилив энтузиазма, желание поделиться "со всем миром", становится предметом домашней коллекции. Стиль работы - небольшая "закопушка" (ямка в размер штыка лопаты)».

           Браконьер, в отличие от «любителя-копаря», «своей целью видит в первую очередь удовлетворение материальное, оценивая найденное исключительно в денежном эквиваленте. Чаще всего, не коллекционер, так как практически все находки идут на продажу. Ориентирован на поиск средневековых поселений, не интересуется "позднятиной" (от 17 века и позже). Общается с ограниченным кругом "коллег", абсолютно не афиширует свою деятельность. Стиль работы - закладка довольно глубоких и больших по площади шурфов».

          «Это занятие на сегодняшний день, по крайней мере  в нашей местности, больше  похоже на спортивную рыбалку.  Камрады  идут в поле где  находка- это охотничий  трофей, удовольствие, радость, адреналин. Поиск-  как состояние  души. Думаю большинством движет азарт в хорошем смысле, нежели жажда наживы».

           «Между прочим некоторые с м.д. на жизнь себе  зарабатывают  поиском "чернухи" по полям, а не  мечтами о кладах».

      Судя по приведенным высказываниям, поисковики-копатели сами отмечают неоднородный состав тех, кто занимается любительским приборным поиском.

    Они выделяют а) «браконьеров», б) тех, кто не мечтает о кладах, а зарабатывает себе таким образом на жизнь и в) тех, для кого поиск «как состояние души» («любитель-копарь»). Давайте и будем исходить из этого «самоопределения». Правда, для полноты картины, к нему стоило бы добавить еще поисковиков-кладоискателей.

 

           А теперь  попробуем разобраться. Выделенные виды поисковиков-копателей объединяет а) интерес к предметам древности и старины; б) использование для поиска этих предметов металлоискателей; в) последующее извлечение предметов из места залегания.

         В чем между ними различия? В масштабах поиска, размерах разрытий и объемах «добываемого» материала. А что диктует масштабы и объемы? Мотивы деятельности. Они разные. Для одних - это бизнес (причем «криминальный»), для других заработок (добавим, «теневой»), для третьих - увлечение, хобби, досуг. По мнению самих поисковиков-копателей, для одних - это «источник наживы», для других – «азарт в хорошем смысле этого слова». 

.       Что тогда общего у этого вида деятельности с полевой археологией? Допустимо ли говорить о приборном поиске как о разновидности полевой археологии, а поисковиков-копателей называть любителями-археологами? Вопрос не праздный. Может, поводом для подобных заявлений служит извлечение предметов древности из земли?

        А давайте-ка сравним полевую археологию и любительский приборный поиск.   

        Полевая археология – это часть научно-исследовательской археологической деятельности.   

        Любительский приборный поиск- это выкапывание предметов из земли по «наводке» металлодетектора. Во многих случаях - это часть криминального бизнеса.

           Полевая археология выполняет задачи, нацеленные на удовлетворение интересов общества в целом.

             Любительский приборный поиск удовлетворяет исключительно личные, индивидуальные интересы. Плохого в этом ничего нет. Естественно, при условии, если личные интересы не вступают в противоречие с общественными.

             Цель полевой археологии – грамотно, профессионально извлечь из земли, правильнее сказать из археологического памятника, максимум информации (в то числе и предметы), необходимый для дальнейших археологических научных исследований и получить в итоге новое знание. То есть цель – научная. 

            У поисковиков-копателей цели разные. Продажа, сбыт, коллекционирование, получение удовольствия. Научная цель при этом не преследуется.

             Методы полевой археологии – это научные методы, жестко регламентированные нормативными документами.

           Поисковики-копатели ими не пользуются и исходят из своих представлений о допустимом и запрещенном. К слову сказать, в полевой археологии использование металлодетекторов строго ограничено.

           Требования к полевым археологам мы разобрали на прошлом уроке.

           Поисковики- копатели этим требованиям не соответствуют.

         Организация археологических полевых работ проходит в рамках учреждений, ведущих археологическую исследовательскую работу. И учреждения, и исследователи несут ответственность за свои действия. 

          Поисковики-копатели работают индивидуально, не беря на себя ответственности за производимые ими действия.

         Результаты деятельности полевых археологов открыты для общества. Общество получает их в виде новых знаний через книги, музейные экспозиции, научно-популярные фильмы, телепередачи. Доступ к результатам открыт для общества.

         Результаты деятельности поисковиков-копателей оседают в частных коллекциях, доступ к которым для общества, по сути, закрыт.

          Некоторые считают, что археологов и поисковиков-копателей объединяет познавательный интерес. Это неверно. Познавательного интереса нет ни у одних, ни у других. У археологов – это исследовательский интерес в рамках профессиональной работы. Интерес поисковиков-копателей, это скорее, коллекционный интерес, или интерес кладоискателя в рамках увлечения или наживы.

            Так что же тогда общего может быть у полевой археологии и любительского приборного поиска? Только то, что и археологи, и поисковики действуют на одних и тех же территориях, в сферу интересов тех и других попадает вещевой археологический материал. Но вне исследовательской деятельности извлечение древних предметов из земли ничего общего с археологией не имеет.

     Можно со всей определенностью говорить, что действия поисковиков- копателей не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к профессиональным археологам. А утверждение, бытующее среди поисковиков-копателей, что их деятельность может быть сравнима с археологической, ошибочно и не имеет под собой доказательств. Это, простите, самообман. Или введение в заблуждение окружающих.

 А может правы те, кто, отстаивая права на свое увлечение, ставит знак равенства между поисковиками-копателями и рыболовами-любителями ?

Рассмотрим этот вопрос на следующем уроке.

Урок вела Т.В.Гусева


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 28.09.2018
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 9.6 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Урок первый. Полевая археология и современные требования к ней
Урок второй. Любительский приборный поиск и полевая археология
Урок третий. Любительский приборный поиск и рыбалка
Урок четвертый. Любительский приборный поиск и закон
Урок пятый. Любительский приборный поиск и коллекционирование древностей
Урок шестой. Открытый разговор
Урок седьмой. Продолжение открытого разговора
Урок восьмой. Подведение итогов
Урок девятый. Показательный

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100