history/archaeology/kopat/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Открытые уроки для поисковиков-копателей

 Открытые уроки для поисковиков-копателей
Размер шрифта: распечатать




Урок пятый. Любительский приборный поиск и коллекционирование древностей (3.79 Kb)

 

Здравствуйте!

         Сегодня я предлагаю провести еще одно сравнение увлечения поисковиков-копателей. На этот раз мне хочется сравнить его с коллекционированием древностей.

          А почему бы и нет?

          И то, и другое - увлечения. И там, и там есть поиск, есть интерес к древним предметам. Возможно, есть и стремление к расширению знаний о них.

           Но все это теряет смысл без обладания самими предметами, без собирания коллекций. Желание быть обладателем предмета (находки), коллекции – вот мотив, который, на мой взгляд, объединяет поисковика-копателя и коллекционера древностей.  При этом получить удовольствие от находки или приобретения древнего предмета, поделиться новостью на форуме, поискать информацию об аналогичных находках, попытаться оценить не только рыночную стоимость, но и историко-культурную значимость найденного, стать обладателем коллекции – все это не выходит за пределы интереса исключительно к предмету. Древний предмет воспринимается отдельно от места, на котором он найден, вне условий его залегания, без учета того, что его при этом «сопровождало». Его ценность определяется как ценность отдельной вещи, а не как составной части археологического комплекса. Это дает основание говорить о том, что в основе увлечения в обоих случаях лежит коллекционный интерес к древностям. 

          Это подтверждается и коллекционным принципом подбора и описания предметов в каталогах находок поисковиков-копателей. Именно такой способ публикации удобен для введения находок в коллекционный оборот. Но никак не в научный. Да, археологи заглядывают в подобные издания, более того, нередко интересуются составом выставляемых на интернет-аукционах археологических древностей. Но это не дает повода говорить о введении находок в научный оборот. Для археологов это вынужденная мера, способ получить информацию об утраченных для науки предметах.

         Мне могут возразить, что профессиональные археологи тоже формируют коллекции и тоже издают своды археологических находок. Совершенно верно. Только у них иной подход. Научный, а не коллекционный. Коллекции формируются не ради обладания, а для сдачи на хранение в музеи, как результат раскопок, с учетом их историко-культурной и научной ценности, так, чтобы коллекция отражала состав материальной культуры, представленной в раскапываемом памятнике. При этом критерий отбора «дорогой - недорогой артефакт» не работает. То же самое относится и к издаваемым сводам находок, публикациям отдельных предметов. И в этих случаях применяется не коллекционный, а научный подход.

         Из сказанного выше напрашивается вывод, что в увлечении поисковиков-копателей просматривается не научный, археологический, а коллекционный интерес. Это роднит их не с археологами, а с коллекционерами древностей. Этим, по-моему, можно объяснить и игнорирование закона, нацеленного на сохранение культурного наследия, в том числе и археологических древностей, скрытых в земле. На мой взгляд, именно тут кроется и ответ на вопрос, почему не получается «разговор» между поисковиками – копателями и археологами. Попробуем поговорить об этом на следующем уроке.

До встречи. Т.В. Гусева


(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 14.11.2018
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 3.79 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Урок первый. Полевая археология и современные требования к ней
Урок второй. Любительский приборный поиск и полевая археология
Урок третий. Любительский приборный поиск и рыбалка
Урок четвертый. Любительский приборный поиск и закон
Урок пятый. Любительский приборный поиск и коллекционирование древностей
Урок шестой. Открытый разговор
Урок седьмой. Продолжение открытого разговора
Урок восьмой. Подведение итогов
Урок девятый. Показательный

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100