history/archaeology/library/nnbookshelf/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Библиотека  / 
   Нижегородская книжная полка

 Нижегородская книжная полка
Размер шрифта: распечатать




П.И. Мельников (Андрей Печерский). Городецкие церкви (9.31 Kb)

  
Пройдя ещё раз по базару, мы отправились в соборы. Они находятся на венце горы и окружены каменною стеною с башнями: едва ли не было здесь когда-нибудь монастыря. Не знаю Троицкого, Никольского или Успенского Городецкого монастыря ни по летописям, ни по известным мне актам, но обширная площадь, ограниченная стенами, на которой находятся две большие церкви и другие здания, святые ворота при входе в ограду и всё прочее имеет характер строений монастырских.
К соборам с нижней части Городца всходят по деревянной лестнице, широкой и удобной. Она будет сажен до двадцати вышиною. Взойдя на неё и остановясь у святых ворот, всякий невольно остановится полюбоваться местоположением. Волга и низменный правый берег её, по русскому присловью, как на блюдечке. Внизу под горой всё кипит деятельностью. Обширный базар наполнен множеством народа, и хотя на этот раз базар был обыкновенный, еженедельный, однако, он ничем не уступал многим русским ярмаркам.
В многочисленных кузницах (числом более 40) ковали без умолка, по берегу Волги огромные запасы хлеба ссыпали в анбары, на самой Волге, скованной зимним холодом, деятельно строились барки, на которых весною свезённые в Городец запасы хлеба понесутся в города верховые.
Местоположение Городца самое живописное. Воображая, каков должен быть он летом, мы не раз повторили: славную столицу выбрал себе Борис Константинович.
Борис Константинович! Как жестоко играла судьба с этим князем, человеком честолюбивым, имевшим сильный характер и большие дарования. Три раза с престола городецкого он переходил на великокняжеский престол Нижнего Новгорода и три раза силою принуждаем был удаляться из Нижнего в свой Городец. Он более 35 лет боролся с препятствиями, которые встречались на каждом шагу; повсюду находил он себе противников: и в великом князе московском, и в митрополите, и в брате своём, и в племянниках…
Его бояре изменили ему, и в Нижнем при звоне колокола Спасской колокольни – его, великого князя нижегородского, связали, заковали… и по смерти своей тело его не находило долго покоя: он умер в Суздале (в 1392 году) и там похоронен, оттуда перенесён в Городец в Михайловский собор и наконец в половине XVII столетия перенесён был в Нижний Новгород. Тогда только останки его успокоились в первопрестольном храме Земли Низовской. Где же то место, на котором около двух с половиной веков покоилось тело Бориса Константиновича? Трудно отыскать его, даже невозможно, как мне кажется…
Когда основан собор Городецкий, ныне существующий, никто не дал нам обстоятельного известия. Нынешние соборные церкви: холодная Троицкая построена в 1788 году, теплая Никольская – лет сто прежде этой. Мы прежде были в тёплом соборе. Он византийской архитектуры, крыльцо в древнем вкусе особенно хорошо. Внутренность собора величественна; в нем господствует тот полумрак, который характеризует наши древние русские храмы. В притворе находится придел во имя Макария Желтоводского; главный алтарь освещен во имя св. Николая Чудотворца. В этом храме (как и в прочих Городецких церквах) совсем не заметно, чтобы это была сельская церковь. Всё устройство городское: дух городской не истребился в Городце, бывшем некогда столицею довольно обширного владения. Чугунный пол, обширность церкви, богатство окладов на иконах – вот что встретите вы в обоих соборах Городецких; вы не найдёте в них того множества небольших образов, расставленных по полкам без всякого порядка, которое вы находите почти во всякой сельской церкви Великой России.
В теплом соборе, в главном приделе, на правой стороне находится врезанная в стену медная доска, на которой написано, что здесь погребён Орловского пехотного полка капитан Александр Иванович Турчанинов (ум.1775 года 23 лет от рода). Это был помещик части Городца, которая до сих пор принадлежит роду Турчаниновых. Пред этой доской в просвете окна находится небольшой киот с образами, из которых Всех Скорбящих Богородицы (в жемчужном окладе), Неопалимой Купины и Владимирской Богородицы отличаются древностию: они греческого стиля, но русской работы: на мой взгляд, им более 250 лет. Говорят, это фамильные образа покойного Турчанинова. Кроме того весьма замечательны своею древностию местные иконы: Иоанна Предтечи (серебряная риза сделана в 1721-м), Отечества (серебряная риза сделана в1778-м) и Спасителя, зовомого Златыя Врата (сереб. риза устроена 1679 года июня 3-го). К последнему из названных здесь образу имеют окрестные жители особенное почтение; он отличается древностию и относится, по крайней мере к концу XV столетия, если ещё не ранее.
Холодный собор во имя Живоначальныя Троицы с приделом Успения Богородицы находится в шагах тридцати от теплого. Наружность византийского стиля, но крыльцо ново и не гармонирует с главным зданием. Пол чугунный, сделан в 1806 году. Образа древни, обложены дорогими окладами, сделанными большей частию в конце XVIII столетия усилиями прихожан. Два образа, находящиеся на левом крылосе в углу иконостаса, весьма замечательны и составляют драгоценнейшую древность всего Городца. Эти образа местные, довольно узки и представляют Михаила Малеина и Афанасия Александрийского. Поле у обоих обложено серебряным чешуйчатым и вызолоченным листом древней работы. По стилю образ Афанасия гораздо древнее образа св. Михаила. Есть предание, что эти два образа – дар князя Дмитрия Михайловича Пожарского, другие уверяют, что они относятся  ко временам Городецкого княжества. Но как бы то ни было: эти два образа относятся по крайней мере к XV столетию.
Внутренность Троицкого собора расписана в 1843 году – и весьма неудачно. К иконостасу, правда новому, но зато уставленному иконами XIV, XV, XVI и XVII столетий, нейдут фрески, изобильные лазурью и киноварью, не похожие на фрески старинные и не имеющие ничего общего с древними высокохудожественными фресками. Не знаменито стенное письмо и нашего Нижегородского собора, но оно до бесконечности выше городецкого…
Древней утвари и старописьменных книг нет. Мы обошли часть соборной ограды по венцу горы. Гора, имеющая с волгой параллельное направление, находится к западу от соборов, к северу от них овраг; таким образом, соборы находятся на мысе. Склон горы у оврага убит сваями для безопасности соборов: ибо глинистая земля здешняя часто осыпается. Сваи старинные.
Волга здесь прибивается к левому берегу, и потому осыпи берегов Городецких случаются довольно часто. Часть вала и большое количество внутренности его – сползли. Сползли лет сто тому назад и остатки церкви Вознесения, говорят, древнейшей в Городце. Такую же участь, кажется, имел и собор Михайловский, в котором покоились останки князя суздальского Андрея Ярославича и его племянника, великого князя Андрея Александровича, сына Александру Невскому…
Нынешняя церковь Михаила Архангела на кладбище не имеет ничего общего с древним Михайловским собором, хотя и замечательна в археологическом отношении. Так сказали нам, когда из соборов мы отправились её осматривать.
Церковь Архангела Михаила находится близ древнего вала. Он не велика. Нижняя часть старинной постройки (XVII столетие) с оживами над окнами и другими украшениями древних зданий. Верхняя часть, т.е. купол и глава – новые. Внутри церковь довольно богата; пол чугунный, сделанный в 1807 году; в трапезе на левой стороне свод почти разрушился и потому служить в теплом приделе небезопасно. Из икон замечательны по своей древности Троицы и Рождества Христова. Но древнее всех и драгоценнее икона Спасителя древнего греческого письма. В ризнице показали нам юсовое евангелие (тетроевангелие), писанное на бумаге в пол листа; оно конца XVII века. Перевод мало отличен от нынешнего, только орфография другая.
Выходного листа нет, потому нельзя определить с точностию времени и письма лица, занимавшегося письмом. Замечательны оловянные сосуды, дискос и дароносица, весьма старинной работы. На дароносице барельеф Николы Можайского грубой работы.
Говорят, лет 100 тому назад, когда древнейшая церковь Городца – Вознесенская – готова была обрушиться, все старинные образа и утварь перенесли к Михаилу Архангелу. Внутри вала близ того места, где находилась разрушившаяся церковь, мужик пахал пашню и сохою зацепил за что-то твёрдое. Разрыв землю, он нашел довольно большую водосвятную чашу, сделанную, кажется, из жести. Она находится в Михайловской церкви, по верхнему её краю находится надпись: «сия чаша водосвятная Городецкия волости Вознесения Христова». По работе эту чашу можно отнести никак не далее как к концу XVII столетия.
 В третьей, весьма небольшой Городецкой церкви Спаса на Оползне нет ничего особенно замечательного. Мы её видели вскользь, ибо торопились в Часовню, а потом в Фёдоровский монастырь для засвидетельствования почтения знаменитому архимандриту Петру, бывшему начальнику пекинской миссии и одному из замечательнейших во всём свете синологов…
1844 г., января 8
Городец
 
Опубл.: Мельников П.И.(Андрей Печерский). Старые годы: Рассказы. Исторические очерки. Горький: Волго-вятское кн. Изд-во, 1990. (Нижегородская отчина)
 
 
 
 
размещено 23.01.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Мельников П.И.
  • Размер: 9.31 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Мельников П.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Л.И. Шиян. Нижегородская археолого-этнологическая комиссия (предисловие к публикации отчетов НАЭК)
Отчет о работе Нижегородской археолого-этнологической комиссии за сентябрь 1922 — февраль 1923 г.
Деятельность Ученого Совета Нижегородской археолого-этнологической комиссии. 1923 - 1925
Нижегородская археолого-этнологическая комиссия в 1927 и 1928 гг.
Нижегородская археолого-этнологическая комиссия в 1929 г.
С.М. Парийский. Рост Нижнего-Новгорода по данным его хорографии
С.М. Парийский. Рост Нижнего-Новгорода по данным его хорографии (окончание)
И.В. Ануфриева, Е.В. Четвертаков. Новые археологические материалы по топографии укреплений нижегородского детинца
А.А. Михайлов. Артиллерия Нижнего Новгорода в XVII веке
Т.Д. Николаенко. История изучения памятников балахнинской культуры в Нижегородской области
Шавенков П.В. О предшественниках военной гимназии в Нижнем Новгороде
А.П. Поливанов. О находках в Макарьевском уезде Нижегородской губернии
Ю.Г. Галай. Первый Нижегородский археолог П.Д. Дружкин.
П.И. Мельников (Андрей Печерский). Городецкие церкви

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100