history/archaeology/museum/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Музей одной находки

 Музей одной находки
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусева. Галантный кавалер (4.15 Kb)

 

          Глядя на эту фигурку, правильнее сказать на то, что от нее осталось, так и хочется назвать ее «галантным кавалером». И представить себе, как он услаждает слух какой-нибудь провинциальной барышни томным романсом. Обратите внимание, на нем не крестьянская рубаха, а рубашка. Она плотно облегает тонкий торс. На рукаве у запястья двумя лиловыми линиями подчеркнута манжета, ворот без воротника с треугольным разрезом и без застежки также обозначен лиловой линией. А прическа! Волосы плотно облегают голову, закрывают уши и сзади собраны «в хвостик». А лицо! Брови дугообразно приподняты кверху, большие глаза печальны, маленький ротик явно не смеется. Даже отбитый нос не в состоянии изменить меланхолического выражения лица.

Ну, кавалер! Как есть кавалер! А как изящно он держит музыкальный инструмент! Это вам не на балалайке бренчать!

           Кстати об инструменте. По внешнему виду он очень напоминает домру. Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, можно только гадать. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном в ту пору на Руси инструменте. Схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты - это и казахская домбра, и турецкая баглама, и таджикский рубаб. Все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Каково бы ни было истинное происхождение домры, инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках . Исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. На домрах, подобно гуслям аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям. Мелодическую линию домра поддерживала и в народных песнях. Судя по нашей фигурке, домра была «в почете» и в конце XVIII в.

             Кремоватая глина, из которой сделана фигурка «кавалера», глухая белая полива и роспись желтой и лиловой красками выдают в ней «гжельское» происхождение. Именно в Гжели в последней трети XVIII в. было налажено производство таких «безделушек».

           Увы, нам не суждено послушать, что и как исполняли под аккомпанемент таких струнных инструментов в то время. Но то, что спрос на такую продукцию, как наша «поющая» фигурка, был велик, сомнений нет. Нашли мы ее летом этого года во время охранных раскопок во дворе Областного Дома Крестьянина, что на ул.Алексеевской в Нижнем Новгороде. В конце XVIII – начале XIX вв.именно здесь, напротив Мытного двора, купил землю и построил богатый дом (один из самых дорогих в Нижнем), нижегородский купец Н.И.Халезов. Не исключено, что кто-то из членов его семейства и был владельцем нашего «кавалера». А может и он сам? Как знать! Ведь за такой вещицей не надо было ездить в Гжель. На Макарьевскую «ярмонку», где нижегородские купцы были завсегдатаями, чего только ни привозили и чем только ни торговали.

                  Как бы то ни было, а у нашего «галантного» кавалера поклонниц было предостаточно. Это уж точно.

«галантный кавалер» из раскопок во дворе Областного Дома Крестьянина, на ул.Алексеевской в Нижнем Новгороде

Публикуется впервые.


(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 27.08.2014
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Ключевые слова: охранная археология, Нижний Новгород, Гжель, XVIII век, домра
  • Размер: 4.15 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Т.В. Гусева. Галантный кавалер
Т.В. Гусева. Жертва несчастного случая
Т.В. Гусева. Жила-была тарелка из «нарпита»
Т.В. Гусева. Тайна без имени
Т.В. Гусева. Разбитая жизнь хозяйки обеденного стола
Т.В. Гусева. Про милых дам
Т.В. Гусева. Знак молодецкой удали
Т.В. Гусева. Хранитель чужих тайн или «Постоялый двор, кабак, темница…»
Музейная реликвия
Т.В. Гусева. О любви
Т.В. Гусева. Мужская «забава». Дамская «штучка»
Т.В. Гусева. Птичка певчая
Т.В. Гусева. «Как солнечный луч воспламеняет гранат в твоем перстне…»
Т.В. Гусева. Защитник отечества

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100