Археографическое введение [к изданию «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XVI в.», т. 1]

16 мая, 2022

[19]

АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Печатаемые в настоящем томе древнейшие акты Троице-Сергиева монастыря состоят: 1) из подлинников и древних списков, оформленных в виде отдельных документов, и 2) из копий или списков, записанных на страницах монастырских копийных книг. Как первая категория — отдельные акты, так и вторая — копийные книги монастыря в настоящее время хранятся в разных хранилищах.

Акты — как отдельные документы — в наибольшей массе хранятся в составе так называемых Грамот Коллегии экономии (сокр.: ГКЭ), ныне в Центральном государственном архиве древних актов — ЦГАДА[1]; незначительная часть их имеется в том же ЦГАДА в составе материалов б. Древлехранилища б. Московского главного архива Министерства иностранных дел и, в поздних списках, в портфеле Малиновского; несколько актов попало в состав некоторых других фондов и коллекций ЦГАДА. Значительная часть актов поступила в 1920-х годах из архива Троице-Сергиевой лавры вместе с копийными книгами и рукописями лаврской библиотеки в Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в Москве (ГБЛ), в составе так называемого XIII Отдела Архива Троице-Сергиевой лавры, далее обозначаемого сокращенно АТСЛ (без указания на Библиотеку им. В. И. Ленина). Часть подлинных актов монастыря разошлась по частным коллекциям разных лиц, ныне хранящимся в различных хранилищах; по нескольку актов имеется в том же Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина, — в собраниях рукописей И. Д. Беляева (сокр.: Бел.), Муханова (Мух.), Ундольского (Унд.), Румянцева (Рум.); в архиве Государственного исторического музея (ГИМ) — в собрании Уварова (сокр.: Увар.); в Ленинградском отделении Института истории АН СССР (сокр. ЛОИИ) — в собраниях П. М. Строева (сокр.: Строева) и Головина

[20]

(сокр.: Голов.); есть единичные акты, места хранения которых не обнаружены и текст которых известен лишь из публикаций.

Копийные книги Троице-Сергиева монастыря сосредоточены ныне в двух хранилищах: в Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина, в том же XIII Отделе Архива Троице-Сергиевой лавры (АТСЛ) и в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), в составе тех же Грамот Коллегии экономии (ГКЭ).

Древнейшие троицкие копийные книги хранятся в Отделе рукописей ГБЛ — с середины XVI в. до конца XVII в.; из них главным образом заимствованы тексты актов, сохранившихся в копиях[2], в значительной своей доле до сих пор остававшихся не известными в печати.

Древнейшей сохранившейся копийной книгой Троице-Сергиева монастыря является книга 518 (в малую четвертку на 598 лл.), писанная разными почерками и составленная, повидимому, не в одно время, около конца 1540-х — начала 1550-х годов (ср. подтвердительную надпись на л. 12 об. от 2 мая 7059 г. на имя царя Ивана Васильевича его же прежней грамоты на нижегородские пески и заводи: «по прадеда своего грамоте в. кн. Вас. Васильевича»; такое же подтверждение на л. 14 об. от 17 мая 7059 г.); есть в этой книге части, повидимому, инородные — тетради, принадлежавшие другим сборникам и неизвестно когда включенные в книгу (книга переплеталась, может быть, не в первый раз в XIX в.)[3]. Книга, повидимому, сохранилась не полностью. Грамоты в ней в большинстве сгруппированы по владениям в разделы, которым, как и отдельным грамотам, даны краткие заголовки. Наличие в книге повторных текстов, а также заголовков, указывающих на включение в нее копий не только с актов, хранившихся в центральном монастырском архиве — казне, но и с актов, присланных местными монастырскими посельскими старцами (см., например, «галичские списки» судных и разъезжих грамот, — в данном томе №№ 585, 588, 591, 592, 594, 607, 607а), служит доказательством того, что книга составлялась в результате большой работы по проверке наличности и закреплению в книге всей актовой документации монастыря и его местных «контор».

Копии этой книги (№ 518), как древнейшей, преимущественно и положены в основу публикации текстов, не сохранившихся ни в подлинниках, ни в списках, более древних, чем эта книга[4].

Однако из-за неполноты книги 518-й приходилось обращаться и к более поздним книгам как конца XVI в., которые сохранились, видимо, тоже лишь

[21]

частично, так и к книгам XVII в. Перечисляем кратко эти более поздние копийные книги.

№№ 519—526, составленные в 1580-х годах, при игумене Митрофане (1584—88 гг.), являющиеся, повидимому, в значительной своей части отрывками некогда единой книги и содержащие часто неисправные копии; книга 520 содержит древнейший список подложной грамоты, якобы данной монастырю в. кн. Дмитрием Ивановичем Донским[5].

№ 637 — собственно не копийная, а содержащая подробную роспись монастырских актов 1621 г., весьма ценную для истории актов, — результат произведенных в этом году разбора вотчинного архива и поверки владельческих прав монастыря.

№№ 527, 528, 529 — копийные книги, тождественные между собой по составу, писанные в 1641 г. в связи с назначенной в этом году правительственной ревизией монастыря. Из них: книга 527 — черновая, закреплена подписями властей монастыря; книга 528 — беловая (обе содержат на первом месте вышеупомянутую грамоту в. кн. Димитрия Донского); книга 529 — неофициальная копия предыдущих (без скреп и без грамоты в. кн. Димитрия Донского). При этом в начале книги 528 помещены сведения о разборе архива лавры в июне 1614 г. Все указанные три книги содержат в себе копии актов правительственного происхождения — публичноправовых (жалованных грамот и т. д.).

№№ 530, 531, 532, 533 — копийные книги, также 1641 г., за теми же скрепами, что и указанная выше книга 527. Они содержат частноправовые акты. При этом книги 531 и 533 являются копиями, соответственно, книг 530 и 532. Материал в этих книгах сгруппирован по городам — следующим образом:

в книге 530 (1453 лл.) и в ее копии книге 531 (1478 лл.) акты по городам: Москве, Радонежу, Серпухову, Тарусе, Серпейску, Оболенску, Боровску, Рязани, Малому Ярославцу, Новосилю, Медыни, Калуге, Верее, Мещовску, Коломне, Звенигороду, Клину, Рузе, Переяславлю, Махре, Владимиру, Мурому, Юрьеву-Польскому, Суздалю, Стародубу-Ряполовскому, Гороховцу, Юрьевцу-Поволжскому, Балахне, Нижнему-Новгороду, Арзамасу, Алатырю и Казани, — в конце «Рознь»;

в кн. 532 (1362 лл.) и в ее копии — кн. 533 (1275 лл.) акты по городам: Новгороду Великому, Бежецкому Верху, Твери, Старице, Торжку, Зубцову, Дмитрову, Кашину, Угличу, Ростову, Ярославлю, Вологде, Тотьме, Белоозеру, Костроме, Кинешме, Галичу, Соли Галицкой, Чухломе, Устюгу, Холмогорам, Варзуге, Чердыни.

Все указанные выше книги XVII в. (№ 527—533) — в лист.

Дальнейшим этапом составления копийных книг Троице-Сергиева монастыря являются копийные книги 1680-х годов (1682—85 гг.), когда были составлены поуездные книги копий; вместе с подлинниками они представлялись в Поместный

[22]

приказ, который сверял книжные копии с оригиналами, заверял книги приказными подписями и отдавал их снова монастырю.

Из этих-то книг часть сохранилась в Архиве Троице-Сергиевой лавры и была передана в Библиотеку им. В. И. Ленина, где и находится в Отделе рукописей, а другая часть попала в Коллегию экономии и хранится, как сказано уже, в числе Грамот Коллегии экономии.

В Гос. Библиотеке им. В. И. Ленина, в Отделе рукописей, хранятся следующие копийные книги 1680-х годов: № 536 (по Москве), 537 (по Звенигороду), 541 (по Бежецкому Верху), 542 (по Новоторжскому у.), 543 (по Владимиру), 545 (по Суздалю), 551 (по Гороховцу), 552 (по Ярославлю и Пошехонью), 553 (по Ростову), 554 (по Угличу), 555 (по Малому Ярославцу), 556 (по Костроме), 558 (по Юрьевцу-Поволжскому), 559 (по Галичу), 560 (по Тотьме, Вологде и Устюгу), 564 (по Варзуге); есть неофициальные копийные книги без скреп — № 535, 538—540, 544, 546—550, 557, 561—563.

В ЦГАДА, в составе Грамот Коллегии экономии, хранятся следующие копийные книги Троице-Сергиева монастыря 1680-х годов: ГКЭ (далее не повторяем этого указания), по общей нумерации их, — Боровск 638, Белоозеро 1039, Верея и Калуга 2369, Вологда 3003, Гороховец 3636, Дмитров 3993, Зубцов 4857, Клин 5639, Кашира 5801, Коломна 6367, Казань 6529, Кашин 6879, Медынь 7096, Муром 7878, Новосиль 7918, Нижний-Новгород 8182, Новый Торжок 8394, Новгород Великий 8442 и 8485, Переяславль 9086 и 9370, Романов 10106, Руза 10368, Старица 11645 и 11683, Тверь 12636, Юрьев Польский 14553, Никольский Чухченемский монастырь (приписанный к Тр.-Сергиеву) 14385.

Как правило, книги 1680-х годов содержат очень небольшую долю актового богатства XV и даже XVI в., сосредоточиваясь главным образом на жалованных грамотах и других правительственных актах, а также на частноправовых актах позднейшего времени. Поэтому к ним прибегать приходится редко.

В XVIII в., в 1730-х годах, вновь были составлены копийные книги Троице- Сергиева монастыря, заверенные Гос. Вотчинной коллегией и хранящиеся среди ГКЭ, в ЦГАДА. Можно назвать также книгу (скорее папку) троицких копий № 1/763, сохранившуюся в ЦГАДА, в делах Сената (любезно указанную В. Н. Шумиловым), состоящую главным образом из отдельно выполненных и довольно неисправных копий жалованных грамот и других актов (без заверений), возникшую, повидимому, в связи с делом о выдаче Троице-Сергиевой лавре сводной жалованной грамоты в 1740-х г. Копии XVIII в. в отношении древних актов представляют интерес лишь с точки зрения последующей истории их текстов и их вариантов[6].

[23]

Актовый архив Троице-Сергиева монастыря за XV—XVII вв., как видно из приведенных сведений, несмотря на гибель значительной части архива от пожаров (особенно 1746 г.), огромен. Настоящим изданием кладется лишь начало его публикации. Но уже теперь следует отметить односторонний, чисто владельческий отбор документов, сохраненных монастырской казной. Собственно хозяйственная часть архива монастыря, возможно, погибла от пожаров и других бедствий. В архивах других монастырей она сохранилась иногда в большом количестве; но, видимо, вообще ее хуже хранили. Материалы XV в., публикуемые здесь, показывают, что именно хозяйственными документами, разрезанными на полоски и кусочки, подклеивались ветшавшие владельческие и финансово важные для монастыря грамоты.

Основная масса текстов актов Троицкого монастыря до начала XVI в. (до № 614) была выявлена, скопирована, обследована, снабжена пояснительными примечаниями и подготовлена к печати академиком С. Б. Веселовским в результате его многолетней личной работы. Рукопись свою в законченном виде он представил к изданию в Институт истории еще в 1940 г. В 1944—46 гг. Институт провел учет аналогичных троицким древнейшйх актов по другим монастырским фондам (Кирилло-Белозерского, Калязина, Иосифова Волоколамского, Симонова, Суздальского Спасо-Евфимиева и других монастырей), а равно и всех других разрозненно сохранившихся актов XV — начала XVI в. Работа выполнялась С. С. Гадзяцким, который скончался летом 1946 г. В своей работе С. С. Гадзяцкий учел картотеку, которую начал составлять еще В. Е. Сыроечковский. Созданная после этого (в 1947 г.) группа в составе А. И. Андреева, И. А. Голубцова, А. А. Новосельского, Л. В. Черепнина, а затем и А. А. Зимина, закончив учет актов, приступила с 1948 г. к копированию и подготовке текстов по вновь введенным в работу монастырским фондам. Были выработаны правила транскрипции и издания текстов актов, утвержденные Археографическим советом Института (существо их частью изложено выше). По окончании копирования актов прочих монастырей группа, оставшаяся к этому времени в составе Голубцова, Зимина и Черепнина, с 1949 г. снова сосредоточилась на работе по подготовке к изданию актов Троице-Сергиева монастыря; была заново произведена копировка подлинных текстов согласно утвержденным правилам транскрипции и сверены с оригиналами все тексты актов, представленных списками в копийных книгах; число актов при этом несколько пополнилось. В соответствии с принятыми правилами были переработаны заголовки и легенды, уточнены во многих случаях датировки, причем все соображения С. Б. Веселовского, относящиеся к датировке недатированных актов, были использованы в соответствующих частях легенд. Прочее содержание пояснительных замечаний С. Б. Веселовского целиком сохранено и печатается сзади текста. Ввиду уточнения датировок и выражения их в годичных периодах, а не в игуменствах и четвертях века, как это имело место в первоначальной рукописи С. Б. Веселовского 1940 г., порядок расположения актов значительно изменился в сторону большей хронологической последовательности, большего удобства пользования и отыскания материала; при этом даты каждого документа, отдельно взятого, более

[24]

удобны при цитировании и научном использовании материалов тома. В некоторых случаях дополнительное изучение материала, с привлечением неизвестных С. Б. Веселовскому текстов, в том числе и подлинных, приводило к несколько иным выводам о датах.

Из работ 1949—50 гг. по подготовке к изданию актов данного тома основную часть выполнил И. А. Голубцов: он разработал проекты правил транскрипции и издания актов, провел копирование текстов из состава ГКЭ, просмотрел копийные книги в составе ГКЭ и отыскал несколько новых актов для тома, сверил с помощью Т. С. Майковой копии по копийным книгам Отдела рукописей ГБЛ, переработал датировки и определения подлинности актов, составил и отредактировал заголовки и легенды, написал археографическую часть предисловий, составил указатели, подготовил к печати не использованную в легендах часть «пояснительных примечаний к актам» С. Б. Веселовского, при этом произвел возможную поверку (по картам) точности содержащихся здесь отождествлений названных в актах селений с позднейшими и ныне существующими, провел также все корректуры и другие работы по подготовке и печатанию тома. А. А. Зимин провел работу по просмотру копийных книг ГБЛ и учету в них списков по всем актам, подлежавшим обработке, отыскал несколько новых актов, которые были включены в данный том, выполнил копирование и подготовку подлинных текстов троицких актов, хранящихся в разных собраниях Отделов рукописей ГБЛ и ГИМ. Л. В. Черепнин осуществил копирование и подготовку к изданию текстов большинства подлинных жалованных и правых грамот, хранящихся в ЦГАДА, отредактировал тексты троицких актов из состава ленинградских собраний ЛОИИ, провел вместе с И. А. Голубцовым окончательную редакцию тома. В организационных совещаниях, в выработке правил транскрипции и издания актов, кроме упомянутых исполнителей работы, деятельное участие принимала в качестве секретаря Археографического совета Института истории Е. Н. Кушева.


[1] История собрания монастырских грамот в б. Коллегии экономии и последующая архивная судьба этого собрания подробно рассказаны в предисловии к I тому Сборника грамот Коллегии экономии (изд. в 1922 г.).

[2] Ввиду того, что на копийные книги АТСЛ приходится постоянно ссылаться, ссылки делаются упрощенно: кн. 518, кн. 527 и т. д. без указания на АТСЛ и Библиотеку им. В. И. Ленина (ГБЛ), где хранится эта часть архива Троице-Сергиевой лавры; копийные книги, вошедшие в состав Грамот Коллегии экономии, наоборот, цитируются всегда так: ГКЭ, Переясл.-Зал. 646/9730, или ГКЭ, Дмитров 281/3993 и т. п.

[3] Ср. карандашную отметку на л. 17 об. рукой б. библиотекаря Троице-Сергиевой лавры Арсения: «Тетрадь эта из другого сборника, что видно и…».

[4] При цитировании кн. 518 следуем новой карандашной нумерации полулистов, проведенной, повидимому, уже после передачи книги в ГБЛ.

[5] Ввиду хождения этой грамоты и ссылок на нее в подлинных жалованных и других грамотах XVII в. приводим текст ее на ее мнимом хронологическом месте; подложность ее доказал упомянутый библиотекарь Арсений.

[6] Более подробное обозрение состава и истории древнейшей части архивного фонда Тр.-Сергиева м-ря, в связи с моментами классовой борьбы и правительственной политики в области социально-земельных отношений, дано Л. В. Черепниным в недавно вышедшем в свет II томе его труда: «Русские феодальные архивы XIV—XV веков», 1951 г. (стр. 36, 38, 40—42, 45, 48, 50 и др.).

Опубл.: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. : [в 3-х т.] / АН СССР, Ин-т истории; [отв. ред. Б.Д. Греков]. – Т. 1.: [Акты из архива Троице-Сергиева монастыря] / [сост. С.Б. Веселовский; послесл.]. – Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1952. – С. 19-24.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции