1 апреля – День Открытых дверей в картинной галерее «Археологической Службы»

13 июня, 2019

1 апреля – День Открытых дверей в картинной галерее «Археологической Службы» (9.07 Kb)

 

ВНИМАНИЕ!
         «Археологическая Служба» в преддверии своего 20-летнего юбилея
1 апреля 2009 года открывает для читателей ЭПИ двери своей картинной галереи, где собрана уникальная портретная коллекция.
         Вам представляется уникальная возможность погрузиться в мир художественных образов,  созданных  мастерством знаменитейших   портретистов. Они увидели археологов глазами их предков, в обстановке давно ушедших эпох. Ненавязчивые комментарии  помогают раскрыть утонченные замыслы живописцев и  одновременно  почувствовать напряженный ритм охранной археологии.
         Отзывы о посещении картинной галереи и свои пожелания можно направлять по адресу: e-mail: hanum48@mail.ru.
«За мной, на архнадзор!»
         Картина «За мной, на архнадзор!» запечатлела заместителя директора «Археологической Службы» Юрия Владимировича Зарубина в момент археологической тревоги. Только что получено сообщение о строительных работах без археологического сопровождения.… Серое, в тучах, небо создает атмосферу тревожности за сохранность культурного слоя. Герой картины в полном полевом снаряжении. Обратите  внимание на изящную лопату для зачистки бортов, свисающую с пояса. Этот инструмент приобретен «Археологической Службой» на Мытном рынке. Он прост, прочен и надежен в употреблении. Художник словно хочет сказать: “Покупайте лопаты на Мытном рынке и победа обеспечена!”.
         Пурпурный плащ всадника напоминает боевое знамя, развевающееся на ветру. Яркое цветовое пятно усиливает экспрессию  предстоящей борьбы. На заднем плане мы видим поле сражения – котлован стройки. Кто победит в этой схватке? Застройщик или археологи? Лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи, вселяют надежду в победу археологов.
         Правая рука археолога поднята вверх. Она как бы указывает, что за соблюдением ФЗ№73 следят там, наверху, и сопротивление бесполезно. В согбенных фигурках строителей сквозит обреченность.
 
Директор «Археологической Службы» принимает застройщиков
Этот парадный портрет Татьяны Владимировны Гусевой написан в спокойных,   серебристо-серых тонах. Левой рукой она придерживает мантию, словно собирается спуститься в раскоп, тем самым, демонстрируя готовность всегда придти на помощь застройщикам, жаждущим провести охранные раскопки у себя на стройке. Правая рука указывает на скипетр и державу: культурный слой является объектом археологического наследия федерального значения и охраняется ФЗ №73. Мягкая, задумчивая улыбка озаряет ее лицо. Фигура дышит достоинством, уверенностью и не оставляет сомнений в том, что раскопки состоятся.
По дороге из банка
         Взгляните на этот очаровательный женский потрет. Миниатюрная фигурка, изящный, слегка надменный поворот головки. Взгляд смелый, даже  несколько вызывающий. Модная шляпка кокетливо украшена страусовым пером, темная накидка оторочена синими атласными лентами… В позе, во взгляде сквозит решительность, даже какой-то азарт. Да и как же иначе! Это главный бухгалтер «Археологической Службы» Татьяна Ивановна Фадеева, в дни   кризиса прорвавшая оборону банковских служащих, получила зарплату и везет ее в маленькой муфточке в «Археологическую Службу».
         Воистину, есть женщины в русских исторических поселениях!
 
Ожидание к обеду
         На картине «Ожидание к обеду» изображена Ольга Владимировна Гусева, мать-кормилица и сестра-хозяйка «Археологической Службы» в одном лице.     Увлекшись раскопками, сотрудники не спешат на обеденный перерыв. Финансовый кризис коснулся и «Археологической Службы», поэтому на столе – только скромные дары Мытного рынка.
         На заднем плане художник показал застройку исторического города, культурный слой которого подлежит охране. Тем самым он как бы хочет сказать: Кто не копает, тот не ест.
Барышня с описью
         Для этой картины художник выбрал  необычные приглушенно-красные тона. На полотне изображена девушка. Она сидит, откинувшись на спинку кресла. Ее поза полна задумчивости. Явно она витает в  воспоминаниях. И не удивительно! Старший лаборант «Археологической Службы» Татьяна Артемовна Борисевич пытается вспомнить, все ли находки внесены в полевую опись, и правильно ли проставлены нивелировочные отметки. Каждый, кто занимался археологией, знает, сколько в этом романтики и увлекательности! Похоже, художник очень точно передал атмосферу творческого процесса сверки    археологической описи.
Портрет тайны
         Это картина-аллегория. Автор полотна нашел оригинальное решение художественными приемами передать завесу тайны над результатами остеологических анализов. В глазах научного сотрудника «Археологической Службы» Елены Эдуардовны Лебедевой светится лукавство, на губах – легкая полуулыбка. Во всем облике этой молодой женской фигуры – загадка. Она сама словно загадка. И горностай в руках – тоже загадка. На шее – нитка бус. Она не случайна. Число бусин – это информация о количестве пакетов костей, собранных с раскопа. Вы даже можете их сосчитать. Это завораживает. И заставляет подолгу стоять у картины.
 
Прекрасные слабости
        Даже у столь сильных и выносливых людей как археологи есть свои маленькие слабости. У внештатного сотрудника «Археологической Службы» Андрея Владимировича Чеканова их только три, но все они прекрасные. Это – прекрасный пол, прекрасный стол и (пре)классный клинок. А в обычной жизни – он суровый и неприхотливый человек. Тем уникальнее представляются запечатленные на полотне мгновения. Картина выполнена в загадочных полутонах, изображенное на ней овеяно археологически-романтическим полумраком.
размещено 1.04.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 9.07 Kb
  • © Гусева Т.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции