Гусева Т.В. Чудеса с выставки

13 июня, 2019

Т.В. Гусева. Чудеса с выставки (9.59 Kb)

 

К VIII Городецким чтениям в Городецком краеведческом музее открылась необычная выставка. Подготовили ее сотрудники «Археологической службы» совместно с городецкими музейщиками по случаю 25-летия работ «Археологической службы» в Городце. Называется она «Как археологи за прошлым ходят». (Илл.1)

Взгляните на этот необычный стеклянный ящик. В нем модель разреза напластований городского культурного слоя. Каждая прослойка рассказывает о жизни древнего города. Археологи понимают язык, на котором «говорит» культурный слой, а потому и знают, как с ним разговаривать. Что часы рядом делают? Так это время  изумленно остановилось, недоумевая, как можно за прошлым ходить? (Илл.2) Вам тоже интересно?

Так давайте отправимся вслед за археологами и сами посмотрим, как это они за прошлым ходят (Илл.3, 4).

Сначала археологи аккуратно и тщательно разбирают культурный слой, отбирают находки, фиксируют глубину и место их залегания, расчищают остатки построек, как, например, вот такую печь – каменку, зачерчивают, замеряют и фотографируют все, что видят (илл.5). Главное, чтобы ничего не упустить из поля зрения. Ведь археологическая информация, содержащаяся и в слоях, и в остатках построек, и в расположении находок – самая большая ценность.

Ну, а потом начинается разговор с находками. Даже с виду неприметные черепки могут многое рассказать. Только вот подход к ним нужен особый. Ну, во-первых, «разговаривают» они только чисто вымытыми. Вот для этого в тазике с водой каждый из них «знакомится» с щеткой. А уж как они, чистенькие, просохли, то только успевай записывать их болтовню. Все расскажут! И какой формы были горшки, и какой у них возраст. Даже про пищу, что в горшках готовили, могут рассказать. (Илл.6)

С индивидуальными находками тоже немало возни! Вот уж «капризули» и «воображалы». Мало того, что каждую нужно почистить, разглядеть, описать, найти ей в книгах аналогии, так еще и сфотографировать необходимо. Да не «абы как»! С масштабом обязательно, да и чтобы выглядели, как следует! Это сейчас с цифровой фотоаппаратурой любую фотосессию устраивай! А раньше-то, с черно-белой фотографией сколько мороки было! (Илл.7)

Работа с чертежами, пожалуй, самая ответственная. На чертеже нужно не просто показать, где какие слои, ямы, находки были обнаружены. Необходимо, чтобы графическое изображение было понятным и точно, не приблизительно соответствовало тому, что археологи раскопали. Вот и приходится, вооружившись циркулем, карандашом и линейкой «колдовать» над листом ватмана. (Илл. 8)

Ну, а когда весь археологический материал обработан, выверены все чертежи, составлены описи находок, данные статистической обработки керамики сведены в таблицы ,отобраны фотографии для иллюстраций, не раз проштудирован полевой дневник, начинается священнодействие, называемое написание научного отчета. Именно им археолог отчитывается перед Российской Академией Наук за открытый лист, по которому проводил археологические исследования. И только после того, как отчет будет принят, можно заказывать новый открытый лист и снова отправляться в прошлое (Илл.9).

Вернулись археологи из прошлого и снова ушли. В будущее. Рассказывать, что они узнали о прошлом (Илл.10). И время за ними пошло в будущее. А тем, у кого в настоящем

появились к археологам вопросы, поможет Гном Гномыч. Вот он тут рядом у волшебного дупла пристроился (Илл.11). Тем, кто напишет свой вопрос и положит его в дупло, Гном Гномыч поможет получить ответ прямо здесь, в ЭПИ «Открытый текст». Не верите? Тогда читайте первый вопрос и ответ на него.

               Вопрос: О Вас, Татьяна Владимировна и об археологах в Городце уже байки и легенды ходят, и летучие фразы расходятся. Фраза «Городец – город сытых кошек и чистых окошек» принадлежит Вам, или это уже байка о Вас?

               Ответ: Именно такая фраза мне не принадлежит. Я бы посчитала, что это «фольклорно обработанный» вариант многократных восхищенных возгласов по поводу всегда и в любую погоду чисто вымытых окон в городецких домах. Ну, а городецкие коты и кошки, вальяжные и сонно-ленивые – это, бесспорно, одна из достопримечательностей старой части города!  И на то, и на другое обращала внимание не только я, но и мои друзья и гости, которых я привозила знакомиться с Городцом. Так что, думаю, в данном случае, мы имеем дело с «живым» примером «мифологизации» первичной информации, что само по себе очень интересно.

Экскурсию по выставке мы продолжим в следующий раз. А кто хочет ее «живьем» посетить, милости просим в Городец, с чистыми окошками и сытыми кошками, в Городецкий краеведческий музей. Гном Гномыч ни на минуту не отходит от волшебного дупла и копит вопросы для нашей следующей встречи (Илл.12).

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл.1.В Городецком краеведческом музее открыта выставка  «Как археологи за прошлым ходят»

 

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл.2. Модель разреза напластований городского культурного слоя

 

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 3.Эти экспонаты могут о многом рассказать

 

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 4. Так в выставочном варианте выглядит «археологическая кухня»

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 5. А эту печку мой папа раскапывал!

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 6. Вот они, «говорящие» черепки!

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 7. И как это без цифровой фотографии раньше обходились?

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 8. Этот кульман сам уже музейный экспонат. Его стаж в археологии  больше тридцати лет!!!

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 9.  Неужели  отчеты можно было «писать» на пишущей машинке? Уму непостижимо!

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 10. Вот так  наше будущее знакомится с прошлым

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 11. А вот волшебное «дупло» для вопросов

 

Гусева Т.В. Чудеса с выставки

Илл. 12. Гном Гномыч ждет ваших вопросов


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 16.12.2014
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 9.59 Kb
  • © Гусева Т.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции