7 января 2007

18 июня, 2019

7 января 2007 (9.46 Kb)

РОЖДЕНИЕ ЧУДА
           Всем привет! Это опять мы (илл. 01). Как откуда?! Из раскопа, конечно! А! Ну, да! С репортажами накладочка вышла. Мы так далеко (или глубоко?!) забрались в незнаемое прошлое, что оттуда репортажи просто не доходили. Нет, правда! А как вы себе представляете наш голос из глубины веков? Как его подать?! Для этого чудо нужно!
Так что считайте наш «прорезавшийся» голос рождественским чудом.
           Ладно, сказки в сторону. Лучше посмотрите, какие у нас за это время произошли изменения. Наверное, уже чудо, что мы еще в раскопе. Нет над раскопом яркого летнего солнца, не сыплются на него золотые листья осени. А стоит над его центральной частью р вот такой павильон (илл. 02). Именно он и позволяет вести работы при минусовых температурах. Теперь в раскоп мы спускаемся по этому трапу (илл. 03). А там, внутри, стережет наши «сокровища» вот этот жужжащий агрегат (илл. 04). Он наполняет павильон теплым воздухом и не дает грунтам промерзнуть. Правда, на ночь мы поверхность раскопа укутываем еще утеплителем. Ага! Чтоб ему, т.е. раскопу, сладко спалось.
илл. 1 - [08.01.2007 02:15:54]  илл. 2 - [08.01.2007 02:21:11]
илл. 01, 02
 илл. 3 - [08.01.2007 02:23:53]  илл. 4 - [08.01.2007 02:28:18] илл.03, 04
Демонстрируем мы и новую коллекцию раскопной одежды (илл. 05). Очч-ень элегантно! А главное, тепло и удобно! И испачкаться не страшно! Обязательным дополнением к туалету служат бывшие когда-то белыми хозяйственные перчатки. Заметим, что этот наряд хорош и в дневное, и в вечернее время. Последний писк нынешнего сезона: гиперваленки сорок последнего размера на изящных женских ножках (илл. 06)! Рядом с ними начищенные до блеска черные мужские ботинки с легким налетом культурного слоя выглядят особенно празднично.

илл. 5 - [08.01.2007 03:01:25]  илл. 6 - [08.01.2007 03:02:05]

илл. 05, 06

 Изменились не только наши туалеты. И раскоп уже не тот. Нет ставших привычными за месяцы работы оживления, многолюдности. На раскопе царит тишина. Всего несколько человек занимаются каждый своим делом. Эту работу, которая предваряет завершение полевых исследований и раскопками-то уже трудно назвать. Вычерчиваются последние планы (илл. 07), дочищаются ямки (илл. 08), делаются последние замеры (илл.09),уточняются границы следов построек по материку (илл. 10).В свете прожекторов перед фотообъективами «позируют» герои нашего раскопа (илл. 11). Нет, это не мы. Это ямы, которые когда-то были подпольями, погребами…
илл. 7 - [08.01.2007 03:07:57]  илл. 8 - [08.01.2007 03:24:56] илл.07, 08
илл. 9 - [08.01.2007 03:11:33]  илл. 10 - [08.01.2007 03:12:49] илл. 09, 10

илл. 11 - [08.01.2007 03:13:27]

илл. 11

    А вечером, когда на город опускаются сумерки и мы включаем прожекторы, происходит чудо! Наш павильон превращается в светящийся изнутри таинственным светом чертог (илл. 12). Там, внутри, за его хрупкими стенами уже не раскоп. Там живут тайны (илл. 13). И мы не по трапу идем в раскоп. Мы уходим в прошлое. В живое, настоящее прошлое. Это непередаваемое ощущение! Кажется, что в павильоне и время течет по-другому. Мы ловим себя на мысли, что с трудом вспоминаем, какое число, какой день, который час. Сюда почти не доносится городской шум. Время от времени под порывами ветра натягивается и, ударяясь о деревянный каркас, хлопает полиэтиленовое покрытие павильона. Становится даже жутковато. Кажется, это живые звуки. Кажется, что  тут присутствует кто-то невидимый. И с любопытством наблюдает, как мы пытаемся разгадать, что же здесь когда-то происходило.
илл. 12 - [08.01.2007 03:14:06]  илл. 13 - [08.01.2007 03:23:51]
илл. 12, 13
        Вот  бесценная яма №7 (илл. 14). Это и наша любимица, и мучительница одновременно. Кто бы мог в сентябре подумать, что под безобидным  пятном темно-коричневого суглинка в декабре мы увидим стены большого (примерно 4 х 4 м) и глубокого (около 2 м) подполья. Каким же солидным должен был быть дом, под которым размещалось такое подполье! Наверное, в нем стояли бочки и кадки. Не от них ли остались в полу углубления с древесным тленом? Кто-то, так же как и мы сейчас, спускался сюда по лестнице. О чем он при этом думал, какое у него было настроение? А что происходило там, наверху, в доме? И что было потом? Эти следы пожара…Оплывшие стены, остатки деревянной обшивки на них. Неожиданно ловишь себя на мысли, что ты не в переносном, а в прямом смысле слова стоишь в XVII веке, на том самом полу, по которому с момента разрушения никто, понимаете, НИКТО!!! не ступал. И возникает непреодолимое, физически осязаемое желание увидеть, понять, прочувствовать все, что тогда здесь было. Как это сделать?!
            Посмотрите на это снимок (илл. 15). В хозяйственную яму завалился громадный монолит средневекового грунта. Как это могло произойти? Почему его не измельчили? Зачем было нужно «накрывать» им эту яму? Или это уже природные деформации?
          А вот еще (илл. 16). Ну-ка, попробуйте разглядеть по этим пятнам на материке, сколько здесь было построек?!
илл. 14 - [08.01.2007 03:37:19] илл. 15 - [08.01.2007 03:38:22] илл. 16 - [08.01.2007 03:39:02]
илл. 14, 15, 16
          Заканчивается рабочий день. Чистим инструмент, выключаем прожекторы. Они гаснут, как софиты на съемочной площадке. Наш таинственный чертог превращается в павильон над раскопом на строительной площадке. Мы уходим. Уходим в сегодня. С тем, чтобы завтра снова вернуться во вчера. И побыть там еще. Ощущение того, что вот-вот эти перемещения кончатся, не покидает. Как же мы будем жить без этого раскопа, без его ям и загадок? Как же мы без них жили раньше?….
….. Сегодня на поверхности отработанного квадрата появилась процарапанная ножом фраза: Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ РАСКОП (илл. 17). Свершилось еще одно ЧУДО!
илл. 17
        Чудес и вам, наши читатели! И не только в рождественскую ночь! Жизнь тем и прекрасна, что она полна чудес!
Т.В.Гусева и ее археологическая команда
размещено 8.01.2007

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 9.46 Kb
  • © Гусева Т.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции