Круглый стол 7: Охранная археология и школа

25 июня, 2019

Круглый стол 7: Охранная археология и школа (16.27 Kb)

                 Вот уж кому всегда и при любых обстоятельствах интересны раскопки и их результаты, так это школьникам! Или уже не так? Молодежь не та? Тогда для кого вообще вся эта охранная археология? Кто ее результатами будет распоряжаться через десятки лет?
                 Те, кто сегодня собрались за нашим Круглым столом решили не обсуждать эти вопросы, а просто поделиться опытом своей работы с молодежью, со школьниками.
 Ну, что ж.  Как говорится, сразу и перейдем от слов к делу.
               С удовольствием представляю Александра Викторовича Новикова, кандидата исторических наук, археолога, зам.директора ОГУ «Наследие» (г.Кострома) и Зинаиду Сергеевну Коновалову, историка, зав.научно-исследовательским отделом Городецкого  историко-художественного музейного комплекса (г. Городец Нижегородской области). От «Археологической Службы» сегодня  выступает наш молодой сотрудник Татьяна Артемовна Борисевич. Она еще учится в университете, и кому как не ей понятны молодежные интересы.
 Новиков А.В. (г. Кострома)
Программа летней археологической экспедиции «Terra incognita», действующая в Костромской области с 2007 г., является инновационным методом в решении вопросов воспитания молодежи, привития ей таких качеств как  любовь к Родине, своему краю, гордость за прошлое и настоящее своей страны, интерес к истории своего народа. Ознакомление с основами археологической теории и практики не только дает возможность изучить исторические памятники Костромского края, но и призвано сформировать у участников программы патриотические чувства,  пробудить исследовательский интерес к истории своей Родины. Археологическая экспедиция дает участникам возможность развить свои личностные качества: активность, любознательность, ответственность, уважение к другим людям и их труду. В рамках этой программы подростки получают теоретические знания по основам археологии, узнают историю исследуемого объекта, получают возможность ее реконструкции, а также овладевают основами полевой методики, приобретают умения и навыки, необходимые для исследовательской работы: освоение понятийного аппарата науки, знакомство со специальной литературой, правилами ведения полевой документации, основами археологической графики и т.д. Очень важно то, что молодые люди приобретают не только теоретические знания, но и могут проявить себя на практике.
Организаторами программы являются Отдел археологических исследований Областного государственного учреждения «Наследие» Департамента культурного наследия Костромской области и МУ «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи Костромы», участниками – старшеклассники города Костромы от 14 до 18 лет.
           В задачи проекта входит ознакомление старшеклассников с основами археологии, изучение истории Костромского края, приобщение молодежи к культурным и духовным ценностям, оздоровление молодежи в летний период, решение проблемы ее занятости, удовлетворение индивидуально- личностных, духовных потребностей и запросов старшеклассников.
       Идея программы родилась в 2007 г., когда и была апробирована. В раскопках поселения Фёдоровское в Чухломском районе Костромской области (научный руководитель Новиков А.В.) совместно со студентами Ивановского государственного технологического университета (руководитель отряда Аверин В.А.) принимали участие 15 школьников МУ «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи» (руководитель отряда Соколова Л.И.). Полевым работам предшествовали теоретические занятия (ряд лекций по основам археологии, прочитанные костромскими археологами на безвозмездной основе). Некоторые ребята с тех пор являются постоянными участниками программы.
В 2008 г. произошла «эволюция» программы – разделение на 3 этапа.
1 этап: май-июнь 2008 год – подготовительный этап (теоретические занятия);
2 этап: июнь 2008 года – работа археологических бригад на объектах в городе Костроме (на обозначенном этапе активное участие, в том числе научное и финансовое обеспечение программы, принимает ООО «АНТгрупп» (Археологическое научное товарищество);
3 этап – июль 2008 года – полевая археологическая экспедиция (поселение Фёдоровское).
4 этап – июль 2008 г. – участие ребят в камеральных работах в лаборатории ОГУ «Наследие».
В 2008 г. участниками программы стали уже 25 школьников старших классов.
В 2009 г. работа проведена по подобной же схеме, количество участников возросло до 40 человек. Палаточный археологический лагерь был организован на территории Костромского района. Участники ознакомились с материалами эпохи мезолита,  неолита, РЖВ и позднего средневековья. Смена проходила в игровой форме моделирования исторических реалий прошлого (огромная заслуга зам. директора клуба старшеклассников Гуменной А.Н.). В рамках археологической экспедиции учащимся были предложены различные формы активного отдыха: от участия в подвижных играх на свежем воздухе до ток-шоу, диспутов и т.д. В рамках ток-шоу, например, ребятам предстояло обсудить темы “Археолог – это профессия или призвание?”; “Мой край дорог для меня…”. Наиболее запоминающимся мероприятием для участников стало посвящение в археологи. В рамках проведения археологической экспедиции ребят обучали  ставить палатку, разжигать костер, варить кашу, вязать страховочные узлы.
           Необходимо отметить количественный рост участников данной программы с 2007 по 2009 гг., что говорит о ее актуальности и востребованности в молодежной среде.
             Взаимодействие двух основных организаторов программы является неоспоримым «плюсом». ОГУ «Наследие» при этом осуществляет научное руководство и отвечает за «археологическую составляющую». В рамках программы создаются условия для ознакомления старшеклассников с теоретическими и практическими основами археологии и истории Костромского края, организуется досуг, трудовая деятельность сочетается с обучением и активными видами отдыха. Новизна ситуации позволяет по-новому раскрыть личные качества участников программы, формирует общее эмоционально-ценностное единство. Мы считаем, что такая форма работы с учащейся молодежью незаменима в патриотическом и гражданском  воспитания школьников.
Коновалова З.С. (г. Городец)
Я бы хотела обратить внимание на использование археологических материалов в  музейной работе со школьниками. Музей – это одна из форм коллективной исторической памяти, поддержки традиций, своего рода  средство массовой коммуникации.
 Имея в наличии археологический материал, каждый музей может его активно использовать в просветительской деятельности. Сегодня у нас в древнерусском городе Городце «связующая нить времён» в краеведческом музее –  это экспозиция «Средневековый Городец по материалам археологических раскопок».
Как ни парадоксально звучит, но до 80-х годов XX века в краеведческом музее Городца, в музее, созданном ещё в 1920 году, хранилось лишь 23 предмета, найденных в  археологическом культурном слое нашего древнего города.. Первые археологические раскопки проводил в Городце П.Д.Дружкин еще в XIX веке. По сохранившимся отчётам известно, что в 1878 году на Антропологическую выставку им было отправлено 4 ящика находок. Но нам неизвестен даже их список. К сожалению, не нам, а в областной музей были переданы и материалы археологических раскопок А. Ф. Медведева. Он работал в нашем городе в 1960 и 1962 годах. Именно он открыл Городец как памятник археологии. Но в Городце можно ознакомиться с его результатами лишь по публикациям. И до 1987 года в экспозиции музея средневековый Городец был представлен единичными предметами. В музее хранились лишь 18 находок, переданных И. А. Кирьяновым, который заложил  в 1954 году на территории средневекового Городца несколько шурфов.
В 1987 году в наш музей поступила археологическая коллекция, собранная в результате раскопок, проводимых Т.В.Гусевой в Городце с 1978 года. Именно находки из этой коллекции и легли в основу музейной экспозиции. Со временем они дополнились  предметами, найденными и переданными в музей городчанами. Это редкие экспонаты, среди которых княжеский шлем XIVв., вислая печать Александра Невского XIIIв., подвеска, изготовленная в технике зерни.
 При создании археологической экспозиции был использован систематический метод. Такая незатейливая система показа  понятна всем, включая и неискушённого посетителя, и детей дошкольного возраста. Это почти оптимальный вариант для работы с детьми по абонементам. Сюда ребята потом возвращаются не один раз. И те, кто изучает историю древнего города, и те, кто знакомится с народными промыслами Городецкой земли. Археологические экспонаты становятся, как говорил Николай Федоров, «инструментом народной культуры».
       Археологическая «история» города, представленная в нашей экспозиции – единственная в области. Изучать средневековую культуру через «предметный мир» сегодня можно только у нас. Городецкие школьники пишут сочинения о древнем Городце,  размышляют о неизвестном хозяине шлема и его судьбе, участвуют в театрализованных исторических праздниках. Археологический зал музея пользуется популярностью не только у городецких школьников. К нам регулярно приезжают туристические автобусы  со школьниками из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Бора. Среди тематических экскурсий, предлагаемых музеем, экскурсия «Средневековый Городец по материалам археологических раскопок» наиболее востребована.
 Благодаря систематическим раскопкам в Городце, археология прочно вошла сознание городчан. Они стали воспринимать городецкую землю как памятник истории, считать ценным, достойным внимания то, что в ней находят. Археологический материал, представленный в музее не только самое яркое подтверждение древности родного города.
С его помощью происходит «погружение» в историю родного края, воспитывается чувство причастности к судьбам Отечества. А для подрастающего поколения это крайне необходимо.     
  Борисевич Т.В.( г. Нижний Новгород)
  Археологический материал содержит огромный социо-культурный потенциал, который должен быть максимально использован в обществе. Мы считаем, что охранные археологические работы в исторических городах обязательно должны сопровождаться
 просветительской деятельностью. При этом особое внимание должно уделяться учащейся молодежи. Мы, так же как и костромичи, когда это позволяют производственные условия, принимаем для участия в раскопках школьников, организуем для них летние лектории. Но я бы хотела остановиться поподробнее на использовании в работе со школьниками и студентами непосредственно вещевого археологического материала. 
         Ежегодно мы проводим различные научно- просветительские мероприятия, которые редко обходятся без выставки археологических находок. Такие выставки коротки по своей продолжительности и не требуют длительной подготовки. Но именно они вызывают неподдельный интерес. Интерактивный способ демонстрации находок является, вероятно, самым запоминающимся. Археологические предметы, еще не отделенные от зрителя витринным музейным стеклом дают уникальную возможность ощутить сопричастность к прошлому своего города.
 Не менее интересны и Дни открытых дверей на раскопе, во время которых мы прямо на раскопках проводим экскурсии, показываем находки. Первый День открытых дверей прошел в 1989 г. на раскопе в Нижегородском Кремле. Продолжена такая практика была также при работах в Кремле, но уже в 2003 – 2005 гг. В 2006г. раскоп на ул. Ульянова,10 посетило несколько групп студентов и школьников. В 2007г. в составе «Археологической Службы» работал школьный отряд, который сам принимал участие в подготовке Дня открытых дверей на раскопе на ул. Минина,1а. В 2008 г. на раскопе на ул. Варварская 4,6 экспресс – выставка сопровождалась занятием по вещеведению.
  Мы привлекаем школьников и студентов и к организации выставок, работе с археологическим материалом.В 2001 студентами НГПУ принимали участие в подготовке и проведении выставки «Древний город и мы» , целью которой было на основе археологических данных показать историю родного города. Студенты сами составляли тексты экскурсий, подбирали экспонаты для показа, а потом проводили экскурсии. В 2009 г. наши находки (стеклянные аптечные флаконы) стали основой для доклада «Тайна стеклянного пузырька» ученицы 4 класса в школьном проекте «История обычных вещей».
          Для человека, далекого от исторической науки, бывает сложно уловить на слух новую археологическую информацию. Как говорится в русской пословице: «Лучше одни раз увидеть, чем сто раз услышать». Не зря в музейной педагогике делается упор на изучение культуры через предметный мир. С этой точки зрения, археологические предметы незаменимы. Выигрывают в данном случае они своей подлинностью и свойством образности, позволяющим активно использовать их не только в качестве источника научной информации, но и как инструмент формирования и закрепления исторической памяти. Интересно, что часто научная и музейная ценность предметов не совпадает со
«зрительскими симпатиями». Подчас самое большое впечатление производят не уникальные артефакты, а, например, булыжник из  мостовой XIX в., кирпичи от разрушенной церкви, или зерно, пролежавшее в земле несколько столетий, кости животных и рыб. В сущности, неважно, что именно западет в душу участнику наших мероприятий. Важно, что он уйдет с выставки, с раскопа, с экскурсии, унеся с собой штрих к историческому портрету своего города, который станет ему ближе, дороже и интереснее. А если еще и сам будет участвовать в подготовке таких встреч, то уж точно станет по-другому относиться к культурному наследию. Для молодежи это особенно важно. Ведь ей предстоит жить в историческом городе. И от того, как она к нему будут относиться, зависит не только ее будущее, но и будущее самого города.
            Сегодня мне не хочется ни комментировать, ни что-то добавлять к сказанному. Нет, я не обленилась. Просто  на поставленные вопросы участники ответили своими выступлениями, вернее той работой, о которой они рассказали. И вот что примечательно. Откликнулись на эту тему именно те, кто, работает в охранной археологии или использует материал, добытый при охранных работах. А где же остальные? Ау?
        В завершении сегодняшней встречи сообщаю, что следующий Круглый стол будет предпоследним из запланированных. 13 марта мы обсудим тему «Охранная археология в социо-культурном пространстве общества», а 13 апреля подведем итоги всего нашего проекта. Приглашаю желающих  высказываться, критиковать (но с дельными замечаниями) и предлагать новые темы и проекты.
                 Ведущая Татьяна Владимировна Гусева.
© Открытый текст
размещено 15.02.2010

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 16.27 Kb
  • © Гусева Т.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции