history/familisarchives/note/36/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы  /  Памятные записки (тексты сборников)  / 
   Том 36

 Том 36
Размер шрифта: распечатать




Раздел 5. Две выставки сезона (20.04 Kb)

 

РАЗДЕЛ 5. ДВЕ ВЫСТАВКИ СЕЗОНА

 

М.В.Шайхутдинова

Спешащие делать добро

 

Е.М. Безухова

Не скуки ради, а пользы для…

  

 

Шайхутдинова М.В.

ст.научн.сотр. Музея А.Д.Сахарова

Спешащие делать добро..

 (о выставке «ГОРОД и ГОРОЖАНЕ» в Музее А.Д.Сахарова, посвященной Дню города)

В начале сентября 2010 года в нижегородском Музее А.Д.Сахарова вниманию посетителей была предложена новая выставка «Город и горожане», в состав которой вошли   работы  членов Общества старых нижегородцев.

Как отметила во время презентации Эвелина Даниловна Рогачева: «В год своего 50-летия «Общество старых нижегородцев» представляет выставку авторского печатного слова. Это и журнал «Памятные записки» - коллективный труд членов общества, издаваемый с 1964 года, и книги стихов и прозы, изданные на протяжении полувека старыми нижегородцами в разных издательствах. На выставке также представлено некоторое количество живописных работ. Богата талантами нижегородская земля! И наша очередная выставка, проводимая по традиции к Дню города в музее А.Д.Сахарова, показывает это бесценное богатство!»

Академик Дмитрий Лихачев на одной из творческих встреч на вопрос: «Художник должен творить для современности или для вечности?»  - ответил: «Художник должен творить для современности, а, следовательно, для вечности».

Журнал «Памятные записки» - лучшее тому подтверждение! С неподдельным интересом читаются сегодня первые еще рукописные, а затем уже отпечатанные через копирку первые тома журнала с вклеенными черно-белыми фотографиями.

Откроешь наугад такой журнал,  начинаешь читать с любой страницы и не можешь оторваться. Вот том №14, год 1971 -  статья Александра Михайловича Шульпина, бывшего председателя исполкома горсовета – это рассказ о том, как в нашем городе начали движение первые троллейбусы. Оказывается, первые девять машин привезли к нам после войны из далекого Новосибирска, куда  они были эвакуированы  из Москвы и теперь находились  в уже нерабочем состоянии. Их  доставили в Горький, разобрали, ходовую часть отправили в Москву для реконструкции, при ремонтных  работах кузов был удлинен на один метр. Их снова переправили в Горький и уже через три года после окончания войны горьковчане могли «побаловать» себя  поездкой на троллейбусе.

А как в 1948 году был открыт нижегородский планетарий! Второй  в нашей стране после столицы. …Сегодня нельзя без волнения читать эти строки! Без сомнения, человек, который писал их, настолько искренне и горячо болел душой о своем городе, что эти его чувства живо передались нам через 40 лет. Потрясающие воспоминания  о создании и установке памятника Валерию Чкалову, открытии нижегородской консерватории и многом другом. Хочется тоже не отставать и успеть сделать что-то полезное. Можно только позавидовать, что на время его работы в горсовете пришлось столько интересных  эпохальных дел и  начинаний в нашем городе, а может, это просто зависит от человека  и его отношению к своему делу. В любом случае -  это, без сомнения, рассказ человека спешащего  делать добро.

Впервые  были представлены редкие книги из личных коллекций нижегородцев. В частности, самыми «старыми», то есть настоящими раритетами  были книги известного нижегородского писателя Николая Кочина – роман «Девки» и сборник повестей «Записки селькора». Когда- то этими произведениями зачитывалась вся страна, и большой удачей считалось достать почитать  «на одну ночь». Сегодня можно было с трепетом взять в руки небольшие  темно-зеленые потрепанные книжечки с пожелтевшими страницами издания далекого 1930 года. Их читают уже 80(!) лет.   Большим вниманием у зрителей пользовались фотографии Н.И.Кочина в кругу коллег, во время встреч с читателями, а также последний сборник повестей писателя «Путь Савла».

Перевезенцев Василий Иванович много лет посвятил изучению родного края, своей малой родины – села Леонтьево. Результат его исследования предстал перед нами в виде прекрасно иллюстрированной книги с одноименным названием. Не оставил Василий Иванович вниманием и своих земляков: это сборник стихов Ивана Рогова  «Здесь совесть, здесь мое начало». А творческое обобщение его краеведческих изысканий  -  «Шереметьевы на Нижегородской земле».

Встреча посетителей выставки с книгами Святослава МихайловичаУшакова «Театральные портреты» и  Нины НиколаевныТюриной  «Люби родные берега» -   была словно приятная  и желанная встреча с давно знакомыми и любимыми людьми.

Большинство  книг, собранных здесь,   были посвящены нижегородцам и их славным трудовым делам, к таковым можно отнести – «Личность в науке. Женщины – ученые Нижнего Новгорода», «Свет негасимых звезд» Е.М.Безуховой, «Петр Нестеров» К.Трунова и М.Голышева,  «Калашников. Страницы жизни» Калашникова В.В. О некоторых подобных изданиях и их авторах информация была представлена  иллюстративной частью выставки, в частности, о работах Жадаева Ф.И. и  Федорова Г.,Смирновой В.Д. и других.

 Особым внимаем, как обычно, пользовались новые сборники стихов признанных  нижегородских поэтов, Юрия Адрианова, Валерия Шамшурина, Майи Левашовой, а также новый сборник «Голос души», составленный из последних  произведений   Н.Р.Долгачевой и А.А.Михайлова , в котором, кстати, впервые увидели свет стихи  Владимира Валентиновича Медведева.

Отрадно, что и в этом году, как и прежде,  часть участников выставки - это люди, умеющие выражать свои эмоции, настроения, посвящения и желания с помощью красок и кисти. Ведь без их участия не обходился ни один вернисаж, посвященный Дню города. Особой теплотой и душевностью, акварельной тонкостью и прозрачностью  отличаются работы А.Ф.Александрова.  Его пейзажи пронизаны воздухом, солнечным светом. Эти  картины обладают способностью создавать эффект присутствия.  Один наш посетитель так и написал в книге отзывов, что он, глядя на «Березовую рощу» почувствовал запах лесных трав, слежавшейся прошлогодней  листвы, вспомнил, что он любит собирать грибы и готов отправиться за подберезовиками и подосиновиками немедленно.

Творчество Александра Степановича Коледаева, на мой взгляд,  отличает наличие, неуемной жизненной энергии, заражающей других. Посмотрите: какие сочные,  яркие,  жизнеутверждающие краски использует живописец. Не случайно, в качестве комментария к одной своей картине он цитирует поэта Николая Рубцова:

«В лесу под соснами,

на светлой вырубке,

все мысли слезные,

сто раз я выругал!»

Приятно, что нашу выставку вновь украсили своим участием работы светлой памяти Косаревой Ии Владимировны. Ведь ее замечательные рисунки в сопровождении стихотворных строк  являются прекрасными рассказчиками о нашем городе и нижегородцах, а потому отражают основную идею нашего вернисажа.

Особую  заинтересованность у посетителей музея неизменно вызывали работы Бориса Николаевича Кирпичникова. С его техникой компьютерной живописи многие познакомились впервые, поэтому  еще на презентации удивлению и расспросам не было конца. Возможно, кто-нибудь, увлекшись, тоже захочет попробовать себя в этом жанре. Ведь с помощью компьютера можно достичь многого. Нужно лишь большое желание, немного терпения и творческий настрой.

Как всегда, не оставило  никого равнодушным шитье бисером  Валентины Ефимовны Гамовой. Просто захватывает дух, когда представляешь как она, перебирая коробочки с разноцветными   песчинками,  словно по волшебству, создает из этих мельчайших бусинок свои потрясающие картины!

Я уже давно подметила, что в обществе старых нижегородцев собрались незаурядные и одаренные люди: кто умеет петь, тот поет, кто не умеет петь -  тот пишет стихи, рисует или вышивает и т.д. И вот уже четыре разных выставки прошло в Музее А.Д.Сахарова, показывающих неиссякаемый творческий потенциал ветеранов.

 

Смолина Л.Г. на открытии выставки «Город и горожане»

(Фото Кирпичникова Б.Н.)

 

Шорина Т.Н. (Фото Кирпичникова Б.Н.)

 

Будников В.К. среди первых посетителей. (Фото Кирпичникова Б.Н.)

 

В кулуарах.

На снимке: Перевезенцев В.И., Кирпичников Б.Н. , Коледаев А.С. (слева направо).

 

Выступает  Святослав Ушаков. (Фото Кирпичникова Б.Н.)

 

Выступает Михайлов А.А. (Фото Кирпичникова Б.Н.)

 

На фото: стенд с книгами членов ОСН

 

Е.М.Безухова

НЕ СКУКИ РАДИ, А ПОЛЬЗЫ ДЛЯ…

 

     3 марта 2011 г. стал неординарным днем в жизни нашего Общества: в этот день в выставочном зале Библиотеки им. Ленина открылась выставка работ члена Общества старых нижегородцев В.Е.Гамовой.

     Вы можете спросить, что особенного в том, что в городе появилась еще одна выставка? В наше время существует огромное число всевозможных выставок, стационарных и передвижных, сюжетных, тематических, исторических, художественных и т.д. Но особенности этой выставки, выводящие   ее    из   ряда   прочих,   и  в    новом    методе     бисероплетения художественных картин, и в выборе сюжетов, композиции, тщательности подбора бисерного материала, и в качестве исполненных картин, которых было представлено 39.

     В день открытия выставки зал Библиотеки им. Ленина был переполнен посетителями, среди которых были известные в городе деятели искусства – актеры, телережиссеры, художники, а также друзья и коллеги автора выставки и многочисленные любители искусства.   

Несколько слов об авторе: В 1963 году В.Е.Гамова закончила механико-математический факультет Горьковского государственного университета по специальности «Теория упругости и пластичности». Дипломная работа В.Е.Гамовой по экранопланной тематике получила высокую оценку и определила ее дальнейший трудовой путь: она была направлена в ЦКБ Р.Е.Алексеева в сектор внешних нагрузок отдела прочности. Весь коллектив ЦКБ был увлечен творческой и перспективной работой по проектированию и созданию экранопланов. Валентина Ефимовна отдала этой работе почти 30 лет своей жизни. Однако после смерти главного конструктора и в связи с «перестройкой» ЦКБ претерпело коренные изменения, уменьшение штатов, перепрофилирование, а экранопланная тематика вообще была закрыта. И Валентина Ефимовна была вынуждена оставить работу. Но трудолюбие и жажда творчества заставили ее найти занятие по душе. В это время ей встретился и захватил новый вид творчества – картины из бисера. Валентина Ефимовна изучила глубоко и серьезно фактуру материала – бисера, историю его возникновения и производства, развитие искусства вышивки бисером в России и за рубежом, изобразительные особенности и сложности материала.

       Бисер открыл новую грань ее творческих возможностей. Взяв схему картины, Валентина Ефимовна долго и терпеливо подбирала и меняла цвета и оттенки бисера, добиваясь выразительности, естественности изображения. И так  шаг за шагом, накапливая опыт и мастерство, она создавала свою коллекцию картин, которых сейчас у нее более ста. И часть этой коллекции представлена  в данной выставке.

         При знакомстве с картинами  В.Е.Гамовой поражает и разнообразие жанровой тематики, и буйство красок, и широта фантазии автора, и ее умение увидеть в обыденном неповторимую красоту. Ее работы – это терпеливое, неторопливое повествование обо всем, о чем она доверительно и от всей души хочет поделиться со своими собеседниками. Это проникновенное сердечное общение с помощью красоты.

     Картины из бисера представляют портреты, пейзажи, дивные уголки природы в разное время года. Особенно поразительны цветочные сюжеты, в  

 

которых оживают отдельные цветы и букетные композиции, где автор с большим вкусом подбирает цветовую палитру.                                                                              

 

 

     В.Е.Гамова и прежде знакомила членов Общества старых нижегородцев с отдельными своими работами и восхищала нас своим творчеством, но увиденное на этой замечательной выставке с большим количеством картин произвело на нас неизгладимое впечатление.

 

     За три недели работы выставки ее посетило множество нижегородцев и гостей города. А 25 марта в зале Библиотеки им. Ленина было закрытие выставки. Собрались члены ОСН, устроители выставки, друзья и близкие В.Е.Гамовой. Председатель Общества старых нижегородцев Э.Д.Рогачева горячо поблагодарила устроителей выставки, администрацию Библиотеки им. Ленина за благородную акцию проведения открытой и доступной каждому нижегородцу выставки, доставившей людям радость приобщения к прекрасному.

     Тонкая, кропотливая, вдохновенная многолетняя работа В.Е.Гамовой, создание ею коллекции картин в технике бисероплетения – это вклад в сохранение и развитие русского декоративно-прикладного искусства. И В.Е.Гамовой сказано новое слово в технике бисероплетения. Обычно бисер настилался на ткань с помощью суровой или хлопчатобумажной нитки, при этом задняя стенка бусины становится непрозрачной для света. Валентина Ефимовна утверждает новую методику – она создает двустороннее художественное полотно способом бисероплетения с использованием тонкой капроновой нити. При этом с обеих сторон бисер свободен и прозрачен, что усиливает световой эффект. И в зависимости от характера освещения картины изображение приобретает объемность, выразительность, иногда таинственность. Для усиления светового эффекта можно было бы пожелать наложить бисерное полотно на зеркальную поверхность, например, фольгу, при отражении от которой лучи могли бы усиливать игру света. Прелесть этих картин неисчерпаема!

 

 

     Собравшиеся горячо поздравили В.Е.Гамову с успешно проведенной персональной выставкой картин, составившей

очень важную  веху в ее творчестве поблагодарили за огромное трудолюбие и оптимизм, за открытость души и теплые, светлые чувства, которые вызывают у людей ее картины, за этот бесценный подарок нижегородцам!

     Ранее Валентина Ефимовна уже не один раз экспонировала небольшие партии картин своей коллекции и в Н.Новгороде, и в других городах. И эмоциональное воздействие на посетителей этих выставок отражено в их отзывах, некоторые из которых мы приводим.

ЦКБ им. Алексеева

Выражаем большую благодарность за возможность приобщиться к такой красоте! Получили заряд оптимизма и жизнеутверждения. Мы в восторге от Ваших картин! Такое великолепие видим впервые.

 

Канавинская администрация

Великолепно! Это нужно показывать людям. Тепло, светло становится на душе. Картины светятся добротой. Нижегородская земля рождает такие таланты, которым цены нет!

 

Театр «Вера», г.Н.Новгород

Восторг и счастье, что такое может быть! Стеклянный бисер превращен в сотни маленьких звезд, и потрясение так велико, что слова теряют смысл. Большое спасибо за уникальность творчества! Для нас было открытием увидеть картины в столь редком в настоящее время стиле.

Законодательное собрание, Н.Новгород

Ваши работы, Ваш труд, терпение и доброта, чистое восприятие жизни вызывают восхищение и уважение. Желаем почаще переживать те самые мгновения, которые зовутся Epiphonia. Ваши картины украсили стены Законодательного собрания.

Музей А.Д.Сахарова

Интересная выставка! Каждую картину отличает богатая цветовая палитра, колорит и высокий вкус! Автор любит жизнь, природу, людей, родной край…                      

 


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 21.12.2011
  • Автор: Шайхутдинова М.В., Безухова Е.М.
  • Ключевые слова: Общество старых нижегородцев, Музей А.Д. Сахарова, НГОУНБ
  • Размер: 20.04 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Шайхутдинова М.В., Безухова Е.М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100