ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

20 ноября 2017 г. размещены материалы: И.Л. Мининзон "Эволюция городской усадьбы Нижнего Новгорода за последние 100 лет", повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".


   Главная страница  /  Текст истории  /  Историография  /  Историки

 Историки
Размер шрифта: распечатать





Открытый текст Александра Герцена (окончание) (12.99 Kb)

 

Герцен А.И. Т.XXIV. Письма 1850-1852 годов. М., 1961.

 

            С.221-222, из письма Прудону от 26.12.1851 г. (перевод с франц.): «Царство буржуазно революции прошло, царство фрондирующего либерализма, риторического республиканства, слов, абстракций – кончилось. Буржуазия продала свободу, честь, все, чтобы сохранить свои деньги, свои монополии… Боялись чрезмерной свободы – получат чрезмерный деспотизм, боялись варварства снизу – получат варварство сверху, не желали ничего уступить народу, так вот, народ остается спокойным, когда республиканцев расстреливают во имя порядка. Существовала ли // (с.222) когда-либо на свете более скудная, более бедная идея, чем идея порядка? (…) Страсть к порядку и стяжательству – вот чума, которая уносит этот мир; он идет к концу позорным образом, - впрочем, это его так же убьет, как убил бы коммунизм, и судьба его свершится. Но надо оставить мертвым погребать мертвых».

 

            С.297, из письма Р.Вагнеру, июль 1852 г.: «Страсть, достойная уважения, непременно должна сочетаться с мощью, с непреодолимой силой – тогда, и только тогда она оправдана. Она должна быть такой, какая она и есть, т[о] е[сть] сокрушительной, неистовой; она увлекает, она жжет, она убивает… но она не отравляет капля за каплей, но она не размышляет целый год о том, как предать друга, и следующий год – как отомстить женщине доносом; страсть дает себя убить, но не позволяет себя выгнать из дому пинком».

 

            С.303: «Люди так немы, иногда так неделикатно глухи, что приходится говорить то, что следовало бы только слышать, и кричать, о чем следовало бы едва намекнуть. Все это портит душу, делает ее грубее, отнимает тот пушок, который сопровождает только юное, только то, до чего грубо не касались».

 

 

 

Т. XXV. Письма 1853-1855 годов. М., 1861.

 

            С.54, из письма В.С.Печерину, 21 (9) апреля 1853 г.: «Тоска современной жизни – тоска сумерек, тоска перехода, предчувствия. Звери беспокоятся перед землетрясением.

            К тому же все остановилось. Одни хотят насильственно раскрыть дверь будущему, другие насильственно не выпускают прошедшего; у одних впереди пророчества, у других – воспоминания. Их работа [здесь и далее курсив автора. – Б.П.] состоит в том, чтобы мешать друг другу, и вот те и другие стоят в болоте».

            С.55: «Я не смешиваю науки с литературно-философским развитием. Наука если и не пересоздает государства, то и не падает в самом деле с ним. Она – средство, память рода человеческого, она – победа над природой, освобождение. Невежество, одно невежество – причина пауперизма и рабства. Массы были оставлены своими воспитателями в животном состоянии. Наука, одна наука может теперь поправить это и дать им кусок хлеба и кров. Не пропагандой, а химией, а механикой, технологией, железными дорогами она может поправить мозг, который веками сжимали физически и нравственно».

 

            С.140: «Разве национальности придумывают? Славянский мир представляет прекрасный элемент для федерализации, но как создаст он что-либо целое без России или в противовес ей? Разве эти народы не доказали, в сущности, своей полной неспособности организоваться? После революции, которая не оставит камня на камне от монархического и христианского здания, придет время этих народов, коммунистических и демократических по рождению, по крови. Но до того…       (…)

            Надо разрушить сепаратистские единства – возможно ли их создавать?».

 

            С.257, из письма Т.Карлейлю, 14 (2) апреля 1855 г. (перевод с англ.): «Я никогда не был энтузиастом «всеобщей подачи голосов». Всеобщая подача голосов (как всякая форма, не имеющая необходимой связи с содержанием, сама по себе ни хороша, ни дурна) может принести совершенно нелепые результаты. Социализм метит гораздо дальше числового сложения голосов и вычитания меньшинств для определения арифметического достоинства закона. Социализм старается раскрыть законы наиболее естественного устройства общества в данных условиях, подготовленных историческим развитием, и воплотить их. «Анархия», «талант повиновения» - все это требует определительности; неясность, неопределенность очень опасны.

            Если «анархия» значит беспорядок, произвол, разрыв круговой поруки, несоответствие разуму, - то социализм борется с ней еще более упорно, чем монархия.

            Талант повиновения в согласии с нашей совестью – добродетель. Но талант борьбы, когда нас заставляют повиноваться против нашего убеждения, - тоже добродетель».

 

 

 

Т.XXVI. Письма 1856-1859 годов. М., 1962.

 

            С.212, из письма сыну Александру, 29-30 (17-18) сентября 1858 г.: «…Не забывай, что самое колоссальное орудие многостороннего образования – чтение».

 

            С.276, из письма сыну Александру, 22 (10) июня 1859 г.: «… Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века, не так, как в науке, где он берет последний очищенный труд, а как попутчик, вместе шагая и сбиваясь с дороги.

            Чтение газет и журналов очень хорошо, но я говорю о книгах, о нескольких книгах, без которых человек не есть полный человек».

 

            С.318: «Здоровую пищу надобно для народа – а религиозных кликуш довольно было».

 

 

 

Т.XXVII. Письма 1860-1864 годов. Кн. 1, 2 (нумерация страниц сплошная по обеим книга). М., 1962.

 

            С.24, из письма к сыну Александру, 5 марта (22 февраля) 1860 г.: «В гармонию жизни входят и любовь, и искусство, и наука, и пуще всего широкая гуманность – чем больше и богаче все это перемешано, тем полнее жизнь. А сделаться каким-нибудь Вертером – бедно».

 

            С.128, из письма к сыну Александру, январь 1861 г.: «…Только то внутреннее хорошо, которое обобщило себя, и только одно оно – не скучает. У него есть интересы вечные, страсти неиссякаемые».

 

            С.531, из письма дочерям Наталье и Ольге, 24 (12) ноября 1864 г.: «Жизнь – такой сложный инструмент, что то, кто имеет жалость и не хочет быть палачом, беспрестанно останавливается в раздумье. (…) Entweder oder [ультиматум, нем. – Ред.] – хорошо на поле сражения, но поле-то сражения само по себе мерзость».

 

 

 

Т.XXVIII. Письма 1865-1866 годов. М., 1963.

 

            С.86-87, из письма неустановленному лицу (на франц.яз.; перевод издателей), 30 (18) июня 1865 г.: «Русский чувствует себя на Западе все более и более чужим и с каждым днем все глубже ненавидит все, что происходит у него на родине… Вряд ли даже в первые века христианст//(с.87)ва монахи германского происхождения, состарившиеся в римских монастырях, испытывали подобное душевное страдание, видя себя чуждыми одновременно и своей отчизне и усыновившему их отечеству».

 

            С.175: «…Отсутствие любви к искусству равняется отсутствию таланта».

 

 

 

Т.XXIX. Письма 1867-1868 годов. Кн. 1, 2 (нумерация страниц сплошная по обеим книга). М., 1963.

 

            С.30, из письма к жене: «…Старость только улыбаясь молодости – может ждать от нее любви».

 

            С.40: «…Венеция – прекраснейшая из нелепостей, созданных человечеством, - она величественна в силу своей нелепости и служит лучшим объяснением, почему моллюски образуют чудесные раковины с жемчугом и перламутровыми створками; когда землею служит только вода, а точкою опоры – утесы, нужно строить, строить, украшать, вновь украшать. Город, принимающий летом и зимой ножные ванны, должен быть отменно причесан.

            Ни за что на свете я не желал бы жить здесь. Но приезжать иногда на недельку – было бы большим удовольствием».

            С.44: «Венеция захватывает своей странной красотой и необычайным богатством зданий, своей резкой оригинальностью. Венецию вне Венеции понять нельзя, особенно прошедшую. Она должна была быть аристократической республикой – дворцы, и внизу, как слизняки, льнущие к скалам, - бедные, задавленные плебеи. Размеры всего колоссальны…».

 

            С.141-142, из письма к сыну Александру, 8 июля (26 июня) 1867 г.: «Люди могут очень хорошо поступать без всяких //(с.142) теорий и иметь очень хорошие теории, поступая скверно. Но тот, кто берется возводить свою жизнь к принципам, должен приобрести и больше единства, и больше аналитического смысла».

 

            С.274: «Русская империя – это нечто чудовищное, нелепое, она должна превратиться в федерацию по образцу американской. Вот наше желание, наша надежда. Но может ли она двигаться вперед по этому пути – перед лицом Европы, идущей вспять, более абсурдной, чем Россия, - Европы, вооруженной до зубов и предающей прогресс сознательно и преднамеренно?».

 

            С.352: «Смешны люди, которые себя переоценивают, - зато ведь и люди, не ценящие себя по пробе, - жалки».

 

 

 

Т.XXX. Письма 1869-1870 годов. Дополнения к изданию. Кн. 1, 2 (нумерация страниц сплошная по обеим книга). М., 1963.

 

            С.484: «История для одних наука, для других орудие партии. События былые немы и темны; люди настоящего, входя в тайники, в которых они схоронены, берут свой фонарь и одни и те же факты освещают разно, изменяют тенями; прошедшее, чтоб получить гласность, переходит через гортань настоящего поколения; оно, как всякий предмет, готово раскрыть свою истину, но только желающему безусловно истины: большая часть историков не хотят быть просто органами чужой речи, а суфлерами; они заставляют прошедшее подтверждать их заготовленные теории. Такое вызывание прошедшего из могилы унизительно… Даже и в том случае, когда историки имели в виду пользу и поучение, искажая факты, их простить нельзя, - они слишком надменны и неучтивы к человечеству; нет никакой необходимости натягивать по-своему смысл исторических событий и насиловать их для моральной цели, потому что истинный смысл их бесконечно глубже и нравственнее личных нравоучений. Дело историка – понять этот смысл и раскрыть его».

 

            С.487: «Целость истории состоит из прошедшего и будущего вместе».


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 16.07.2014
  • Автор: Пудалов Б.М. (подгот.)
  • Ключевые слова: А.И.Герцен, русская публицистика
  • Размер: 12.99 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Пудалов Б.М. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Открытый текст Салтыкова-Щедрина
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 2)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 3)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 4)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 5)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 6)
Открытый текст Марка Блока
Открытый текст Дмитрия Буланина
Открытый текст Дмитрия Буланина (продолжение)
Открытый текст Степана Веселовского
Открытый текст Александра Герцена
Открытый текст Александра Герцена (продолжение)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 2)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 3)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 4)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 5)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 6)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 7)
Открытый текст Александра Герцена (окончание)
Открытый текст Александра Зимина
Открытый текст Антуана Про
Открытый текст Джона Тоша
Открытый текст Джона Тоша (окончание)
Открытый текст Джона Тоша (продолжение)

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100