Раздел 6. Рукотворное чудо

11 ноября, 2019

Раздел 6. Рукотворное чудо (27.26 Kb)

 

 

Вера Сергеевна Чижова

6.1  Е.М.Безухова «Рукотворное чудо»
Вы никогда не задумывались о том, что такое счастье? Каждый понимает счастье по-своему. Моя педагогическая профессия и почти 50-летний стаж работы сталкивали меня с множеством людей, и как же, по-разному все, стремясь к счастью, понимали его! Для одних – это власть, слава, популярность, престиж.  Для других – деньги, удобства, удовольствия, отдых, третьим –  необходимы вещи, украшения. Иные задыхаются от любви к себе, не желая замечать жизни вокруг. Знаю немало людей, которые, барахтаясь в густой паутине мелочной повседневности, вообще забывают о смысле человеческого предназначения, и только улыбнутся, если речь зайдет о счастье. А кто-то, убегая от самих себя, «всю желчь на мир излить готовы».
Еще в юности этот вопрос взволновал и меня, но моя судьба подсказала мне ответ на него довольно быстро, так как она свела меня со многими неординарными и ярчайшими личностями, общение с которыми приносило необычайно богатый материал для духовного развития и профессионального становления, давало огромный заряд энергии, творчества, словом, учило меня мудрости, учило жить осмысленно и активно, давало ценностные ориентиры. Старые, опытные люди часто повторяли, что «жизнь прожить – не поле перейти». Не всем удается без потерь пройти свой жизненный путь. Мы сегодня нередко можем быть свидетелями судеб, которые, опускаясь с олимпийских высот богатства и социально благодати, доходят до бездонных пропастей циничной философии хамской нищеты.
Мне очень повезло: меня окружали бескорыстные, стойкие, интеллигентные, скромные, талантливые люди, влюбленные в жизнь, в творчество. Настоящие оптимисты, беспредельно щедрые духом. И именно они дали мне четкое определение счастья.
Об одном из таких ярких людей мне хочется рассказать.
Речь пойдет об известной нижегородской художнице Вере Сергеевне Чижовой, авторе оригинальной художественной техники – аппликации тканями по тканям, о ее жизни, творчестве и о том, как она понимала свое счастье. Она никогда напрямик не говорила о счастье, но достаточно было видеть ее светящееся лицо и выразительные глаза, когда она говорила о работе, или работала, или общалась с людьми, и все вопросы отпадали сами собой.
Вера Сергеевна Чижова родилась в селе Кемля Нижегородской области (губернии) в 1894 году, и отмечала не день своего рождения, а день именин святых Веры, Надежды, Любови – 30 сентября, считая его своим праздником. Семья Чижовых была очень дружной и большой, что было обычным для русских домов, в ней было 13 детей. Глава семьи – отец Веры Сергеевны, служил агрономом у местного помещика, уважавшего его за отличную работу, честность и ответственность. Многодетная семья жила безбедно, в трудах, заботах и творчестве, но неожиданно в дом пришла беда: объезжая верхом помещичьи угодья, отец упал с лошади, которая придавила ему ногу, и в результате тяжелого осложнения отец скончался. Однако, семья помещика не бросила осиротевших Чижовых на произвол судьбы, проявляя заботу об оставшихся без кормильца, и создавала возможность получения образования детям. Благодаря чему,  все девочки Чижовы стали учительницами, а младшая – актрисой.
Вера Сергеевна после окончания уездного училища, придя в сельскую школу, сразу проявила себя как одаренный, творческий, любящий детей учитель, а главным своим помощником она избрала родную русскую природу, которую она хорошо знала с детства и горячо любила. Окруженная толпой сельских ребятишек, она проводила свои замечательные уроки в лесу, в поле, на речке, собирая гербарии, букеты цветов, коллекции трав, уча детей любить, изучать, понимать и беречь, а также воспроизводить своими руками красоту родной земли. Но сельская жизнь давала мало возможностей для развития собственного художественного творчества, без которого подлинный художник не мыслит себя. И, как позднее рассказывала сама художница, не имея под руками ничего, кроме ножниц, бумаги и «тряпок», она создавала свои первые работы. Но творчество требовало движения, совершенствования, более глубоких знаний, настойчивой самоотдачи, как выразился Б.Пастернак: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха и успех…» Менее всего молодую художницу привлекали «шумиха и успех». В 20-е годы девушка поступает в художественное училище, знакомится с молодым студентом Академии Художеств Ленинграде Сергеем Сусловым, работающем в технике графики. Оба молодых человека горячо увлечены искусством, на почве этого возникает большая дружба, переросшая в любовь, и возникает молодая талантливая семья. А в 1929 году рождается единственный их сын Александр, как оказалось позднее, тоже одаренный богатой творческой фантазией и золотыми руками.
Увидев однажды работы Веры Сергеевны, учитель ее мужа сказал ей: «Бросай-ка ты кисти и краски, берись за свои «тряпки», в них твое подлинное искусство».
Рабочие-нижегородцы, не терявшие связи со своим замечательным земляком, повезли в Москву к Максиму Горькому одну из ранних работ Веры Сергеевны – картину «Деревня перед грозой». Восхищенный писатель дал картине высочайшую оценку, изумился технике ее исполнения (аппликация тканями по тканям), но принять ее в подарок отказался, сказав, что такие шедевры должны находиться в музее и быть достоянием многих людей.
Продолжая совершенствовать свое искусство, художница ведет меж тем большую общественную работу и просветительскую работу, организует клубные кружки, обучает молодежь и женщин своему искусству, делится опытом, а незадолго до Великой Отечественной войны дарит Семеновскому музею целую коллекцию своих картин.
Сердце художницы всегда чутко реагировало на события времени. Потрясенная гибелью нашего земляка-нижегородца, замечательного летчика В.П.Чкалова, художница создает его посмертный портрет и дарит его семье героя. А с женой Чкалова, Ольгой Эразмовной, Веру Сергеевну связывала многолетняя сердечная дружба.
Война для всех стала испытанием на прочность, не обошла она горем и семью Сусловых-Чижовых: в 1943 году в боях за Сталинград погиб муж Веры Сергеевны. Реквиемом по погибшей любви и потерям многих репрессированных родственников стала картина художницы «На безымянной высоте». Но, глотая слезы утраты,  она ни на день не прекращала свое любимое дело, которое спасало ее и сына в тяжелые годы военных испытаний. Она жила, активно противостояла трудностям, утверждая право красоты на существование вопреки всему. И всегда рядом с ней был ее помощник и друг  – сын Александр. Он, как и все мы, дети войны, трудился, помогая матери, выращивая наш второй хлеб – картошку, а с поля они возвращались с огромными букетами полевых цветов, из которых Вера Сергеевна делала неповторимые композиции. Цветы всегда украшали дом этой семьи. Надо сказать, что художница всегда работала только с натурой и очень спешила запечатлеть каждый капризный лепесток каждого цветка, пока он не завял. Именно поэтому так достоверны ее бесчисленные цветочные композиции, где букеты яблоневого цвета, черемухи, сирени, крохотные незабудочки, прелестные анютины глазки и все другие цветы выглядят как живые и, кажется, что вы чувствуете их запахи. Художница точно передает любой прихотливый изгиб природного цветка, и трудно поверить, что эта картина из обычных тканей, а не живой оригинал. Мое знакомство с Верой Сергеевной, позднее переросшее в дружбу всей жизни, началось в годы войны, когда я была подростком лет10-11.Мою маму, по образованию педагога, судьба свела с художницей и подружила в школе для слепых детей. Женщины были ровесницами, обе 1894 года рождения, были интеллигентны, имели похожее воспитание и характеры, обе любили детей, и обе сохранили стойкость, мужество, веру в себя и в будущее, трезвый взгляд на жизнь, мудрость и трудолюбие. В те времена учителя не считались со временем, дневали и ночевали на работе, а в этой школе-интернате, где было много сирот и иногородних, труд учителя, по современным меркам, вообще представляется подвигом. Я, подросток, по мере сил помогала матери, как могла в работе и много времени проводила в ее школе с ее учениками. В нашей семье профессия педагога – династическая, и я внимательно присматривалась ко всем учителям и их работе. Вера Сергеевна сразу привлекла меня своей неординарной личностью и общением с учениками. Меня очень интересовали и трогали ее уроки тем, что она, во-первых, преподавала руками (это слепым-то детям!), а во-вторых, делала это так мастерски тепло, уютно, но в то же время, требовательно, что дети обожали свою учительницу. Под ее руководством делая фантазии из аппликаций, заготовленных учителем, ребята очень старались, чтобы получить из ее уст похвалу. А добрейшая и строгая Вера Сергеевна для развития тонких тактильных ощущений детей, держа их пальчики своей рукой, проводила ими по кромке шва на ткани и приговаривала: « Смотри, какая ты сегодня умница, как аккуратно пришила, молодец!» или в другой раз: «Видишь, как грубо у тебя сегодня получилось, шов неровный, некрасивый. Надо переделать!» И никто из детей, а у многих были даже ампутированы глазные яблоки, и не думал обижаться, иногда по нескольку раз переделывая задания, лишь бы учительница была довольна. Я всегда поражалась ее стоическому терпению, доброжелательности и любви к детям.
Первое посещение квартиры Веры Сергеевны меня очаровало. Большая комната напоминала музей или лавку древностей: старинная, но бережно сохраняемая мебель в красивых чехлах, вышитая скатерть с салфетками на большом дубовом массивном столе, над которым парил огромный вышитый абажур. Впечатление дополняли –  белоснежный русский пол, письменный стол, но главное – портреты и бесконечное число развешанных по всем стенам великолепных картин,  изображавших, изумительно напоминающие живые, цветы. Оторваться от этой красоты не было сил, это была настоящая волшебная сказка. Каждую минуту своего времени художница отдавала своему любимому делу. Вечерами, вернувшись с работы, она наскоро готовила немудреную еду и спешила снова склониться над разложенной на столе работой. Она кропотливо вырезала из однотонных цветных тканей причудливые лепестки и формы, увиденные ею в букетах на столе и зафиксированные памятью, затем складывала эти заготовки в коробки, чтобы однажды сотворить свое рукотворное чудо красоты. Особенно удивителен объемный эффект ее работ, который достигался путем многократного  многослойного использования газовой ткани. Газовые ткани к этому времени уже становились большой редкостью. В поисках этих тканей Вера Сергеевна ходила по рынкам, заводила знакомства со старыми модницами, но всегда упорно добивалась своего: красоты и убедительности изображения сюжетов.
Вера Сергеевна относилась к своим работам, как к своим детям. Очень показателен такой факт. В строительстве Борского стеклозавода принимали участие иностранные специалисты. Осмотрев выставку работ художницы, они предложили ей продать ее произведения за валюту и отправить их за границу. Скрывая возмущение, она гордо ответила, что картины  – это ее дети, а детьми она не торгует, и они должны жить на родине.
Окна ее квартиры, выходившие на южную сторону, были всегда занавешены, чтобы прямые солнечные лучи не могли попасть на картины и испортить яркость изображения. На многочисленные выставки ее работ за перевозку картин отвечал ее сын, который вместе с матерью любовно пеленал каждую картину, как живого ребенка. А выставок картин В.С.Чижовой становилось все больше. Эти экспозиции запомнились в Дворцах культуры, клубах, выставочных залах, музеях. О художнице и ее работах писали газеты, Горьковское телевидение сняло фильм, ее работы неизменно вызывали восторг. Мне особенно запомнились две выставки: в Литературном музее М.Горького, где рядом с экспозицией возвышалась гора из книг отзывов, многие из которых были написаны посвященными ей стихами. И вторая – в здании клуба УВД на ул. Воробьева. Посетив эту выставку во главе курсантов и офицеров Школы Милиции, начальник школы генерал Дубровин отдал распоряжение всему составу слушателей и преподавателей обязательно посетить эту выставку, а сам стал многолетним посетителем и желанным гостем в квартире художницы, повторяя, что ее искусство дает ему большой эмоциональный заряд. С течением времени  коммунальная квартира Чижовой была освобождена от соседей под работы художницы. И еще одна комната была заселена новыми произведениями.
Наша дружба с Верой Сергеевной продолжалась и после ухода из жизни моей мамы еще почти 40 лет. Уже будучи преподавателем ВУЗа, я попросила разрешения художницы приводить к ней студентов. И в течение 33 лет я водила их в сказку о рукотворном чуде, которая запомнилась им на всю последующую жизнь. И это не преувеличение, ибо при каждой моей встрече с бывшими студентами, а также в их письмах, они всегда вспоминают эту прекрасную сказку, а также образ согбенной долгой трудовой жизнью милейшей, гостеприимной и ласковой старушки, которая охотно рассказывала им о своем творчестве. Вера Сергеевна часто просила меня найти ей девочку, которая согласилась бы перенять ее опыт и искусство, чтобы оно не ушло вместе с автором. Но я, при всем моем желании, помочь ей не смогла: наша быстротечная жизнь переполнена суетой и обилием задач, требующих немедленного решения. Совсем иначе воспитанные девочки, с иными ценностями и иными чертами характера не могли принять эстафету из рук этой замечательной подвижницы.
Вера Сергеевна покинула наш мир в полном сознании, яркой памяти, не утратив своей жизнерадостности и присущего ей юмора, не дожив одного года до своего столетия, в 1993 году.
По просьбе художницы коллекция ее картин полностью сохранена и находится на своем обычном месте в скромной квартире старого деревянного дома под охраной сына Веры Сергеевны – Суслова Александра Сергеевича и внука – Суслова Романа Александровича, которые бережно хранят память и душу художницы, заключенную в ее работах.
Вместо эпилога.
«Век ХХ  – век необычайный: чем он интересней для историков, тем для человечества печальней»,- писал русский поэт Николай Глазков. Говорить о печалях минувшего века мы не будем: эти печали были бесконечны, они выстраданы, они оплаканы, незабываемы. Думается, что было очень мало наших современников, кого бы не коснулись трагедии ХХ века. Однако, достойны глубокого восхищения прекрасные черты нашего русского характера: стойкость, несгибаемая воля к жизни, вера в будущее, оптимизм, терпение, благородное стремление подставить плечо ближнему и абсолютное бескорыстие. Одной из заповедей моего детства было доброе напутствие: «Где трудно дышится, где горе слышится, будь первым там!» Все это противостояло печалям и трагедиям века. Именно эти черты были столь характерны героине нашего повествования, которая за своим рукоделием не только забывала печали, но и умела создавать большие радости людям и поднимать их дух и энергию.
На Бугровском кладбище сразу за зданием церкви стоит маленький, очень оригинальный памятник в виде небольшого домика со сквозным окошечком, между стеклами окошечка на подоконнике стоит горшочек  с миниатюрным букетиком цветов. На фасаде домика палитра художника и надпись: «Чижова Вера Сергеевна (1894-1993)». Такой памятник изготовил любимой матери ее сын, друг и единомышленник собственными руками.
Я часто захожу к своему ушедшему другу и, подолгу стоя у ее могилы, вспоминаю В.А.Жуковского, который писал: «О милых спутниках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, не говори с тоской, «их нет», а с благодарностью «были!»
 картины Веры Сергеевны Чижовой
картины Веры Сергеевны Чижовой
картины Веры Сергеевны Чижовой
картины Веры Сергеевны Чижовой
картины Веры Сергеевны Чижовой
 
6.2  М.В. Шайхутдинова. «Пробуждать чувства добрые»
 
Шайхутдинова М.В.
ст.научн.сотр.Музея А.Д.Сахарова
В сентябре 2009 года в стенах Музея А.Д.Сахарова  была организована выставка изделий прикладного искусства, составленная из работ членов «Общества старых нижегородце». Она называлась «С любовью к Нижнему». Открытие выставки традиционно было приурочено к Дню города. Это мероприятие продолжило добрую традицию «старых нижегородцев» объясняться в любви к родному городу, выражая это чувство в своем творчестве: стихах, песнях, фотографиях, живописи, а на этот раз – еще и  в изделиях прикладного искусства. Среди представленных на выставке работ различные виды вышивок, вязания, плетение кружев, деревянная скульптура, бисероплетение и другие.
Изделия прикладного искусства –  это особые изделия, они плоды творения рук человеческих. Издавна считалось, что в каждый стежок вышитый мастерицей, в каждую петлю, связанную крючком или спицей вложена частичка души человека, тепло человеческих рук.
Во всем мире признается, что самый ценный подарок, это подарок, сделанный своими руками. Поскольку, во время изготовления своего дара человек,  который его готовил, думал о том, кому предназначена  эта вещь, с каждым движением, вкладывая свои добрые намерения и пожелания.
 Эти суждения по праву можно отнести к любой работе, выставленной в одном из залов нашего музея,  от каждой из них веет теплом и добротой,   поскольку они все сделаны с любовью.  Чувства эти передаются посетителям, которые остаются благодарны авторам за подаренное хорошее настроение.
Особое внимание людей, пришедших на выставку, привлекали к себе, как правило, работы Валентины Ефимовны Гамовой. Они удивляли  не только размерами полотен, но и богатством замыслов, разнообразием тем и  идей автора. Восхищение неизменно вызывали способность автора к кропотливой работе, ее трудолюбие. Создавая свои живописные полотна с помощью мельчайших бусинок бисера, она сумела передать свой душевный настрой на лиричность, поэтичность, искренне чудесное отношение к родной природе, свое желание и умение любоваться пейзажами Нижегородского края. Думается, что картины  Валентины Ефимовны запомнились зрителям не только яркостью красок, но и увлеченностью автора, ее призывом  подмечать прекрасное вокруг, а также не лениться  и самим  творить, чтобы делиться своей душевной  красотой с окружающими.
На отдельном стенде были представлены изделия, выполненные из хлопчатобумажных нитей. Среди них, плетеные в технике «фриволите» воротники, а также связанные крючком или  на спицах салфетки. Эти рукотворные узоры словно вытканы «госпожой Метелицей» из старинной сказки, настолько они легки, изящны, изысканы. Когда их берешь в руки, то невольно задерживаешь дыхание, как будто эти снежные пелерины  от нечаянного прикосновения могут растаять на твоих ладонях. Кажется, что постичь тайну их создания невозможно и, что это дело рук какого-то волшебника. Между тем, о «тайнах» своего волшебства с удовольствием рассказывают их  авторы – Надежда Александровна Пахомова, Анна Исаевна Плющева и Татьяна Николаевна Шорина. Особенно очаровало всех кружево Надежды Александровны, примерить ее потрясающие воротники почла бы за честь любая нижегородская модница.  Также покорило сердца посетителей  «Лебединое озеро» Анны Исаевны.
Самобытным мастерством отличались работы Натальи Михайловны Сперанской. Ее лаковые миниатюры, по ее собственным воспоминаниям, многие годы украшали туалеты ее нижегородских подруг. Серьги, броши и кольца по качеству почти не отличались от изделий, купленных в магазине, но по количеству вложенных в их изготовление душевной теплоты им, безусловно, не было равных. Мне почему- то представляется, что женщины, надевая эти украшения, понимали выше голову, чувствуя себя еще чуточку стройнее, привлекательнее, вызывая восхищение окружающих.
Еще один участник выставки –  Кирпичников Борис Николаевич. Его творение – это мозаика из ячной скорлупы. Работа уникальная по своему      замыслу и исполнению. Технология изготовления этого панно придумана и разработана самим автором. Она, как нельзя лучше, подходит именно для этого сюжета и помогает лучше передать идею, раскрыть содержание. Зрителя, рассматривающего картину, прежде всего,  поражает глубина творческого замысла, в котором заложен глубокий философический смысл.  «Первая встреча» это повествование об общении, которое произошло благодаря фантазии автора,  в прошлом и, наверняка, произойдет в недалеком будущем. Это небольшой фантастический рассказ  о постоянных контактах живых существ нашей Галактики.  Автор сумел передать чувство течения времени, ощущение непрерывности бытия.  Представляется, что в основе идеи этой работы, кроме прочего, заложено желание встречи, желание общения, объединения, то есть поиск единомышленников. А  это тоже проявление добрых чувств.
Много хороших слов и замечательных отзывов мы услышали в адрес творчества Васильевой Татьяны Александровны. Ее тончайшие вышивки по шелку неповторимы своими  оригинальными  композициями, потрясающей изящностью. Они  производят впечатление необычайной легкости, когда вы находитесь рядом с ними, вам словно слышатся звуки тихой легкой музыки. Татьяне Александровне  удалось подметить и донести до нас невидимую, казалось бы, связь легкости, почти невесомости женских  каблучков и, излучающих тончайший аромат, лепестков экзотичных цветов. Это то, что называют настоящим искусством, и оно  не может  оставить равнодушным никого.
Гуськова Алевтина Михайловна увлекается флористикой. Букеты из собранных ею и засушенных  цветов и листьев, – это готовый подарок с символическим пожеланием процветания одаряемому. Потому, не случайны названия  работ «К юбилею», «Праздничный», «Солнечный денек». Они, как нельзя лучше, отражают название выставки, как будто специально подготовлены к Дню рождения любимого города. Нам же –  помогают продлить воспоминания о лете, воскрешая в памяти приятные чувства безмятежности, летнего разноцветья, радости жизни.
Разговор о выставке «С Любовью к Нижнему» был бы не полон, если не рассказать об одном из постоянных участников наших выставок – Алексее Федоровиче Александрове.  Алексей Федорович,  человек чрезвычайно одаренный, обладающий неисчислимым количеством талантов и увлечений. Он и в этот раз удивил и порадовал всех раскрытием  еще одного  своего таланта. Мы смогли увидеть часть его коллекции деревянных скульптур, а  всего их около двухсот. На выставке было представлено пять работ. Сюжеты самые разнообразные: от сказочных персонажей, облик которых воплощен с изрядной долей юмора («Емеля», «С ускорением»), до серьезных размышлений о непростых периодах в истории нашей страны  («Изверги ХХ века», «Лубянка-37»). Две своих работы, принимавшие участие выставке, автор после ее завершения, оставил в дар музею, за что сотрудники музея остались ему очень благодарны.
Отличным от других настроением проникнуты изделия Смолиной Людмилы Георгиевны. Ее симпатичные куклы, герои известных сказок и великолепные панно, выполненные в лоскутной технике, щедро одаривали окружающих своей положительной энергетикой. По мнению самой Людмилы Георгиевны, сотворенные ею персонажи, и в самом деле, почти живые. Общаясь с ними каждый день,  она сумела вселить в них добрые человеческие качества и душевную теплоту. Куклы за это отвечают ей любовью и привязанностью. Подобные чувства распространялись и на посетителей.
С особым удовольствием хочется  заметить, что дружба музея со Смолиной Л.Г. продлилась и после окончания работы выставки. Благодаря ее творческой инициативе, совместно с сотрудниками музея были проведены четыре встречи-лекции  со студентами нижегородского медицинского колледжа. Ведь делиться своими знаниями и умениями   она готова всегда, особенно с подрастающим поколением.  Хотя, смело можно утверждать, что беседы о здоровом образе жизни, исполненные с присущим Людмиле Георгиевне юмором, остроумием и артистизмом, способны затронуть сердца не только молодежи. Надеемся, что это общение не только доставило  всем большое удовольствие, но также способствовало пробуждению добрых чувств и побуждению к добрым поступкам.
Во время презентации и открытии выставки все авторы работ рассказали о себе и своих творческих планах. А хор «Общества старых нижегородцев», представленный группой из семи человек, во главе со своим руководителем Медведевым В.В., как всегда великолепно, исполнили задушевные песни, посвященные родному городу. Очень отрадно, что авторы слов и музыки этих песен – тоже нижегородцы. От этого поздравление нашему городу прозвучало с особой теплотой и сердечностью.
Думается, что праздничное настроение, которое поселилось в сердцах людей в этот день, отзовется их желанием к развитию творческих способностей и приумножением добрых дел.
Открытие выставки
Открытие выставки
 
Композиция А.И. Плющевой
Композиция А.И. Плющевой
 
Картины из бисера представляет В.Е. Гамова
Картины из бисера представляет В.Е. Гамова
 
Работы с выставки
Работы А.Ф. Александрова
Работы А.Ф. Александрова
 
Картина Б.Н. Кирпичникова
Картина Б.Н. Кирпичникова
 
Работы с выставки
Работы с выставки
 
размещено 27.10.2010

(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции