Раздел 3. Из личных воспоминаий старых нижегородцев

18 ноября, 2019

Раздел 3. Из личных воспоминаий старых нижегородцев (39.63 Kb)

РАЗДЕЛ 3.  ИЗ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

СТАРЫХ НИЖЕГОРОДЦЕВ

А.В.Кессель

Истории свидетели живые

Т.М.Фаминская

О моем отце

С.Е.Высоцкая, Е.Л.Деречинская

Александр Палеес – он был верен

одному театру

 

 

Истории свидетели живые

 

 

А.В.Кессель,

Действительный член общества

                                                                                  «Нижегородский краевед»

Истории свидетели живые

     Среди сегодняшней суеты, меркантильности, безразличия к добрым делам мне хотелось бы вспомнить одного из тех энергичных нижегородцев 60-70-х годов XX столетия, которые много сделали для культуры нашего города.

Николай Алексеевич Забурдаев (1909-1999), Заслуженный работник культуры, член Союза журналистов, автор книг: «А.А.Ванеев», «Домик Каширина» – издавалась в 1966, 1968, 1978 годах, «Музей-квартира А.М.Горького» 1985 г. Он автор многих статей по горьковедению и краеведению.

Н.А.Забурдаев в 1957 – 1974 годах был директором Государственного музея А.М.Горького, который начали создавать еще до войны такие же замечательные наши земляки.

20 мая 1928 года в Нижнем Новгороде был открыт первый  в стране Литературный музей имени М.Горького. Первым заведующим музея был А.И.Елисеев.

1 января 1938 года, после реставрации, был открыт музей «Домик Каширина», где в детстве жил Алеша Пешков. Первым директором был Ф.П.Хитровский.

Н.А.Забурдаев прошел всю Великую Отечественную войну, после демобилизации закончил исторический факультет Горьковского пединститута и в 1952 году пришел работать в музей «Домик Каширина». В это время он занимался исследовательской работой о предках А.М.Горького по линии отца, Максима Савватьевича Пешкова, а также Кашириных, Муратовых. Он вел переписку с Екатериной Павловной Пешковой, которая на присланные им статьи ответила ему: «… Все еще не могу освоиться с Вашими открытьями и продолжаю жалеть, что они никем не были сделаны при жизни Алексея Максимыча…»

Забурдаев обследовал дома, связанные с жизнью и творчеством писателя в Нижнем Новгороде, затем вышла его книга «В семье Кашириных».

В 1957 году 12 ноября вышло решение об объединении Литературного музея М.Горького и музея «Домик Каширина» в Государственный музей А.М.Горького. Директором этого музея был назначен Николай Алексеевич Забурдаев.

В начале 1960-х годов Николай Алексеевич был инициатором создания при Литературном музее Общества старых нижегородцев и школьного музея Ф.И.Шаляпина в новой школе № 140, открытой на месте старой – деревянной, которая была в начале XX века построена на средства А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина. Этот школьный шаляпинский музей был создан в феврале 1965 года. И ежегодно в школе № 140 проводились (и проводятся) Шаляпинские дни.

 

          Шаляпинские дни 1973 года. Сидят справа налево: А.Г.Степанова(первый директор Шаляпинского музея), Н.А.Забурдаев,  И.Ф.Шаляпина, Л.В.Котова (ныне руководитель конференц-центра ННГУ им. Лобачевского), В.А.Коллар (музыковед, автор книг о Шаляпине), за ним стоит А.С.Липовецкий, автор многих музейных экспозиций.

 

На фото: Шаляпинские дни 1973 года. Сидят справа налево: А.Г.Степанова(первый директор Шаляпинского музея), Н.А.Забурдаев,  И.Ф.Шаляпина, Л.В.Котова (ныне руководитель конференц-центра ННГУ им. Лобачевского), В.А.Коллар (музыковед, автор книг о Шаляпине), за ним стоит А.С.Липовецкий, автор многих музейных экспозиций.

 

В 1960-70-ые годы был светлый прорыв в культуре. В нашем городе и области было организовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Стали реставрировать церкви, соборы, монастыри. Член центрального совета ВООПиК доктор филологических наук Серафим Андреевич Орлов, профессор Горьковского университета, вышел с инициативой о создании музея Н.А.Добролюбова в доме, где прошло его детство, и добился выделения средств на ремонт здания. С.А.Орлов составил и первую концепцию экспозиции музея.

В 1969 году вышли решения Нижегородского райисполкома, Горьковского горисполкома, Горьковского облисполкома: об организации и открытии филиала Государственного музея А.М.Горького в доме № 19 по ул. Семашко (Музея-квартиры М.Горького); филиала Государственного музея А.М.Горького в доме 2а по ул. Октябрьской (будущий музей Н.А.Добролюбова). Тогда были расселены 6 семей из дома 2а и 12 семей из 2-го этажа дома № 19 по ул. Семашко.

Переписка с Екатериной Павловной Пешковой стала постоянной и касалась теперь вопроса о передаче мемориальных вещей из последней квартиры А.М.Горького, в которой они жили в 1902-1904 годах в доме Киршбаума на ул.Мартыновской (ул. Семашко, 19).  В один из приездов Екатерины Павловны в наш город, Забурдаев пригласил ее посмотреть эту квартиру. Это была коммуналка, и в каждой комнате жили разные семьи. Сотрудники музея ходили вместе с Екатериной Павловной по общему коридору и записывали за ней назначение каждой комнаты и местоположение крупных вещей, т.е. мебели, которую так бережно она сохранила.

Все мемориальные вещи передавались сначала Екатериной Павловной до ее кончины в 1965 году, затем ее снохой Надеждой Алексеевной и ее дочерьми, внучками Екатерины Павловны и Алексея Максимовича Горького – Марфой и Дарьей.  Н.А.Забурдаев ездил в Москву, чтобы организовать отправку вещей. «Все имущество мы погрузили в десять контейнеров и перевезли в город Горький», – писал он.

Все сотрудники музея работали над экспозицией «Последняя квартира М.Горького», а время шло…  Горисполком расселяет жильцов 2-го этажа в новые квартиры. Нужно провести основательный ремонт. В ремонте дома Киршбаума принимали самое активное участие члены Общества старых нижегородцев, большую роль здесь играл инженер-строитель А.Ленцов, составивший смету и перечень работ. С большим воодушевлением трудились общественники. Освобождая стены от старых обоев, они обнаружили те, которыми были оклеены стены комнат, когда в них жила семья писателя. Екатерина Павловна нашла старые куски занавесок, по которым Забурдаев заказывал такие же новые, заказывал он также обои.

После окончания ремонта началась большая работа по созданию экспозиции новых двух музеев под руководством Н.А.Забурдаева и его заместителя А.С.Липовецкого. Весь коллектив музея работал с большим вдохновением. Хотели успеть к 1971 году, когда город будет праздновать 750-летие.

13 сентября 1971 года был открыт единственный в нашей стране музей Н.А.Добролюбова. 15 сентября 1971 года был открыт Музей-квартира А.М.Горького. Это уникальный музей подлинных мемориальных предметов, которые приближают каждого к жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. На открытии этого музея присутствовали внучки писателя Марфа Максимовна и Дарья Максимовна. Вот какие слова из книги отзывов о музее оставили известные писатели, которых пригласил в музей 17 мая 1974 года Николай Алексеевич Забурдаев, во время Горьковских дней в нашем городе.

«Музей-квартира А.М.Горького производит сильное и глубокое впечатление духом простоты, интеллигентности, радушия и конечно же, достоверностью, ощущающейся во всем». 17 мая 1971 г. Константин Симонов. И другая запись в этот же день Ираклия Андроникова: «Подвиг любви, торжество труда, дивный пример музейного дела этот музей! Впечатление огромное – три образа живут здесь! Горький, Шаляпин, Екатерина Павловна!..»

Но творческая работа сотрудников Государственного музея А.М.Горького продолжалась и дальше под руководством Н.А.Забурдаева. 3 января 1974 года после расселения жильцов и ремонта был открыт «Домик Балакирева». Экспозиция о жизни и творчестве великого нижегородца – композитора Милия Балакирева была выполнена музеем А.М.Горького.

24 января 1974 года был открыт Музей В.Г. Короленко в школе № 14. В создании экспозиции принимает участие вновь Горьковский музей и непосредственно Николай Алексеевич.

Но год 1974-й был еще и омрачен событием, связанным с домом, в котором родился А.М.Горький. Велась застройка улицы Ковалихинской девятиэтажными домами. Очередь сноса дошла до дома № 33, «Усадьбы Каширина». Во дворе этого дома было много деревянных построек, в том числе, флигель, в котором родился А.М.Горький – под номером 33-ж. Мы считали, что все знают о месте рождения А.М.Горького. На доме мемориальная доска, в которой указано, что А.М.Горький родился во флигеле дома усадьбы Каширина. Нас заверяли, что все будет в порядке. И вот снос  дошел до мемориальных домов. Начали расселять жильцов из дома 33 и из дворовых построек. Кроме флигеля № 33-ж, на дворовой территории стоял также деревянный дом, где была городская детская библиотека. Перед этим домом стоял скульптурный бюст А.М.Горького. Но ничто не смущало ни проектировщиков-архитекторов, ни рабочих, которые ломали все подряд.

 

ничто не смущало ни проектировщиков-архитекторов, ни рабочих, которые ломали все подряд

 

Я работала тогда в Управлении культуры. Мы с Забурдаевым ходили на Ковалиху. Было решено, что детскую библиотеку переведут в двухэтажный дом № 33 на первый этаж, но нужен ремонт. Я нашла арендатора на второй этаж, который стал делать ремонт каширинского дома.

Забурдаев ходил по всем инстанциям, чтобы сохранить дворовый флигель 33-ж, где родился Горький. И вот мы с ним пропустили какой-то момент. Приходим, а флигель разбирают: снесена крыша, сняты некоторые бревна… Но тут уж спокойствию Забурдаева пришел конец, и было такое негодование, что он даже в драку хотел вступить.

дворовый флигель 33-ж, где родился Горький

 

И все-таки флигель спасли. Нижегородский райисполком прислал строительную бригаду, которая все восстановила и заколотила окна. Архитекторы предложили флигель перенести ближе к дому Каширина. Но когда я посмотрела их проект, то оказалось, что флигель перенесут на проходящие здесь коммуникации. Это было доказано, и они отступились. Долго флигель стоял заколоченным. Потом я нашла арендаторов, которые отремонтировали его.

 

Долго флигель стоял заколоченным.

 

Сейчас два дома из усадьбы Каширина снова находятся в плачевном состоянии. Но никого это не волнует. Жаль, что уже нет таких людей, как Николай Алексеевич Забурдаев, которые заботились о памятниках Нижнего Новгорода.

 

 

Т.М.Фаминская (Полицына),

                                                          Член Общества старых                                 нижегородцев

О   м о е м   о т ц е

     Мой отец, Полицын Михаил Егорович, член Общества старых нижегородцев с 1960 года (чл.билет № 67), был в числе первых энтузиастов-общественников, которые были у истоков нашего Общества. Собирая документы по своей родословной, я с удивлением увидела, что в этом роду все носят фамилию Палицыны (через  «а»), и только один мой отец и в списке членов Общества старых нижегородцев, и как автор публикаций  в журнале «Памятные записки», и в воспоминаниях людей, знавших его, проходит как Михаил Егорович Полицын. Что это – досадная описка или умысел, связанный с обстановкой в стране в те годы, для меня остается неизвестным.

Полицын Михаил Егорович родился 21 ноября 1903 года в дер. Грехово Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители Егор Прокофьевич (мой дед) с женой Степанидой Ивановной – крестьяне. Они переехали в Нижний Новгород и стали заниматься пошивом кожаной обуви и продажей ее на Балчуге. Дед Егор Прокофьевич Палицын в 1915 году купил пять домов с надворными постройками по ул. Ковалихинской, 33. В документах архивных фондов Нижегородской управы, в окладных книгах значится домовладение Палицына Егора Прокофьевича, крестьянина Тверской губернии по улице Ковалихинской д. 33 – строение в два этажа с надворными постройками и флигелями во дворе.

Историческая справка:

Дед Алексея Максимовича Горького Василий Каширин в 1864 г. купил усадьбу с садом и небольшим домиком на ул. Ковалихе и заказал архитектору Киливейну проект на постройку деревянных на каменных фундаментах домов и флигелей. Строительство закончилось осенью 1865 года. Главный дом был большим, с верандой и торговым помещением.(Фото 1).

     Во флигеле во дворе дома по ул. Ковалихинской, 33 в 1868 году 28 марта родился Алексей Максимович Горький (Пешков). В 1869 году дом-усадьба была продана надворному советнику Раевскому В.А. А ранней весной 1871 года молодая семья с маленьким Алешей уехала в Астрахань. Так будущий писатель навсегда покинул место, где он родился. Дом же верой  и  правдой  служил разным хозяевам  –  мещанам, людям

крестьянского звания, мастеровым. Были эти люди не сильно большого достатка, однако достаточно самостоятельные, чтобы иметь дом и усадьбу.

 

Во флигеле во дворе дома по ул. Ковалихинской, 33 в 1868 году 28 марта родился Алексей Максимович Горький (Пешков).

 

Фото 1.

     По декрету 1918 года домовладение Е.П.Палицына было муниципализировано. Семья Е.П.Палицына была поселена в однокомнатную квартиру № 11 двухэтажного дома во дворе этой старой усадьбы (фото 2). Здесь и проживала семья Палицыных, их дети и внуки до 1963 года, когда этот дом был снесен.

 

Семья Е.П.Палицына была поселена в однокомнатную квартиру № 11 двухэтажного дома во дворе этой старой усадьбы

Фото 2.

 

Бабушка Степанида Ивановна умерла в 1928 году, в возрасте 47 лет, а дед Егор Прокофьевич умер годом раньше в 1927 году.

Отец мой, Михаил Егорович, до революции 1917 года учился в школе, а затем начал трудовой путь, поступив в трамвайный парк (на бывшем Похвалинском съезде) учеником обмотчика. В 1918-1919 гг. работал в электромастерских «Электричество Жуковского».

В 1926 году отец женился на моей матери, Курниковой Зое Владимировне, 9 декабря 1907 года рождения, уроженке села Павлово Горбатовского уезда. А 21 июля 1927 года и 24 мая 1930 года родились мои братья Валентин и Владимир. Я же (Татьяна) родилась после войны, 27 сентября 1946 года.

С 1941 по сентябрь 1945 года отец находился на фронтах. Сохранился адрес отца: Полевая почта № 48847, 2-й Прибалтийский фронт. В 1945 году после демобилизации работал в управлении пожарной охраны МВД в городе Горьком. Инвалид Великой Отечественной войны II группы. Умер Михаил Егорович Полицын в июле 1979 года.

Мой отец принимал активное участие в жизни города в составе Общества старых нижегородцев, членом которого был с 1960 года до конца жизни. 28 апреля 1960 года был организован кружок старожилов нижегородцев, который в 1964 году принял статус Общества старых нижегородцев-горьковчан. Уже в самом начале деятельности этого общества было собрано много памятных свидетельств и документов, повествующих о пребывании Алексея Максимовича в Нижнем Новгороде (и еще больше собиралось материалов о людях из его окружения, о выдающихся жителях Нижнего Новгорода, о жизни города и страны того времени). Фонды литературного музея стали пополняться фотографиями, письмами, книгами и другими экспонатами. Активное участие в собирательской работе в числе других членов общества принимал Михаил Егорович Полицын.

Кроме собирательской деятельности, члены Общества занимались упорядочиванием названий улиц и площадей, возвращением старых исторических названий, необоснованно в революционные годы переименованных, старались сохранить достопримечательности Нижнего.      В 1969 году при Обществе старых нижегородцев была создана первичная организация городского отделения ВООПиК (134 человека). Руководителем ее  стала  А.Н.Коновалова    (Анастасия  Николаевна  Коновалова  (1897 – 1975) была

научным сотрудником Областного архива, входила в состав кружка старожилов-нижегородцев, член Общества с 1960 года, членский билет № 49).

Члены этой первичной организации занимались сбором пожертвований на создание памятника славы, отстояли сквер на площади Горького, выступали за сохранение зеленой зоны в парке Кулибина. Они добились перезахоронения праха П.И.Мельникова-Печерского. И могила писателя была перенесена с кладбища Крестовоздвиженского монастыря на кладбище по ул. Пушкина, 34 («Бугровское») с установкой памятника. Особенно отличившимся в этом деле называют М.Е.Полицына.

В 1964 году на Горьковские чтения приехали Екатерина Павловна Пешкова и Ирина Федоровна Шаляпина. На фото 1964 года у фонтана на площади Минина отец с группой старых нижегородцев после отъезда Е.П.Пешковой и И.Ф.Шаляпиной в Москву.

 

На снимке слева направо: М.Е.Полицын, З.И.Скворцова, Н.А.Плотникова, О.М.Лебедева, А.Г.Степанова, М.П.Колмаков.

 

Фото 3. На снимке слева направо: М.Е.Полицын, З.И.Скворцова,

Н.А.Плотникова, О.М.Лебедева, А.Г.Степанова, М.П.Колмаков.

М.Е.Полицын на собраниях Общества старых нижегородцев-горьковчан выступал с воспоминаниями о приезде А.М.Горького в 1928 году в Нижний Новгород, о чем в журнале «Памятные записки» № 4, 1965 г. опубликована его статья: М.Е.Полицын «Встреча на берегу».

 

Приезд А.М.Горького в августе 1928 г.                На пароходе «Клара Цеткин». Первый ряд: третий слева М.Е.Полицын, за столом М.Горький, второй справа А.Жданов.

Фото 4. Приезд А.М.Горького в августе 1928 г.

               На пароходе «Клара Цеткин». Первый ряд: третий слева М.Е.Полицын,

за столом М.Горький, второй справа А.Жданов.

 

 

Существует в человеческой природе драгоценное свойство – память. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связующего нас с поколениями наших предков. Я горжусь тем, что мой отец принимал активное участие в жизни нашего города в составе Общества старых нижегородцев. Я благодарна Обществу старых нижегородцев, людям, которые помогли мне собрать материалы, все вспомнить и по-новому взглянуть на события тех лет.

 

 

С.Е.Высоцкая, Е.Л. Деречинская.

Александр Палеес –

он был верен одному театру.

Е.Л. Деречинская:

Мы все родом из детства. И первые встречи с искусством тоже из детства. Встреча с театром для меня состоялась в конце 50-х годов прошлого уже века. ТЮЗ на ул. Грузинской, «Золушка», где роль принца исполнял А. Палеес. Другие детские спектакли, «Снежная королева» и… «Когда в садах Лицея…». Образ А.С.Пушкина связан для меня навсегда с именем А.Р.Палееса. А ТЮЗ стал на долгие годы любимым театром. Прекрасные актеры, интересный репертуар, рассчитанный как на маленьких детей, так и на подростков, студентов и взрослых. Мы взрослели и познавали жизнь вместе с театром. И в этом большая заслуга прекрасного актера, а затем и режиссера Александра Романовича Палееса.

 

Александр Палеес

 

23 июня 2001 года мне посчастливилось познакомиться с ним лично. Софья Ефимовна Высоцкая, член Правления СТД, помогла нам договориться о творческой встрече и презентации его книги «Роман с театром» в нашем Обществе еврейской культуры «Цви Гирш». Встреча прошла  очень интересно. Собралось много народу. Александр Романович рассказывал о своей жизни, о работе в театре и кино. Было много вопросов. Купившие книгу выстроились в очередь за автографом на память.

 

Александр Палеес

 

Конечно, за одну встречу всего не расскажешь и мы договорились о новой, которой, к сожалению, не суждено было случиться. Александр Палеес умер 1 сентября 2003 года. В годовщину его смерти мы организовали у себя в центре вечер его памяти. Вспоминали о нем и позднее, во время творческих встреч с другими нижегородскими актерами, посвященных юбилею любимого театра. А.Р. Палеес был верен всю жизнь своему театру – это эпоха, это лучшие роли и спектакли театра, его незабываемая история.

             4-го апреля 2011 г. в зрительном зале дома Актера прошел вечер памяти Народного артиста РСФСР,  замечательного человека, талантливого артиста, режиссера, телеведущего, киноактера. Зал был полон. Вечер открыли Народный артист России прекрасный чтец А.Д. Познанский, первые роли которого были в ТЮЗе, и заслуженный деятель искусств Р.Я. Левите, которая тоже работала режиссером в ТЮЗе, ставила спектакли с участием молодого А. Палееса, затем они вместе преподавали в театральном училище. Выступали бывшие соученики по искусству,  друзья, коллеги по театру, ученики, младший его сын Максим. Пришла телеграмма из Риги от старшего сына Дмитрия, актера рижского театра русской драмы. Показывали фрагменты видеозаписей и телевизионных передач, которые зал встречал аплодисментами. На встрече должна была поделиться своими воспоминаниями и С.Е. Высоцкая, но, к сожалению, прийти не смогла. О том, что она хотела рассказать, Софья Ефимовна написала.

 

 

С.Е.Высоцкая:

«Александр Романович Палеес. Может быть, это прозвучит возвышенно, но я бы сказала человек – Легенда! И еще хочется сказать, что 8 марта 1930 года девочки, девушки, молодые женщины и ба­бушки в этот день получили от судьбы царственный подарок к Международному Женскому дню: в  далеком  от  города Горького (Нижнего Новгорода) Минске, столице Белорусской ССР, родился мальчик САША.

Сегодня это имя известно, как  Александр Романович Палеес –  актер  театра, кино, телевидения, режиссер, теле­ведущий. Талантливый, умный, добрый и прочее, прочее, прочее. Прекрасный семьянин – муж, отец, дедушка! Одними восклицатель­ными знаками можно было бы закончить эти записки. Но хочется, отдавая дань светлой памяти этого человека, написать о том, каким я его знала.

Если бы не трагическая страница в истории нашей Родины – Вели­кая отечественная война, то мы, горьковчане-нижегородцы не смогли бы гордиться таким земляком.

Народный артист РСФСР Александр Романович Палеес, более 50 лет верно служил театру для детей и юношества, всю жизнь одному театру – театру Юного Зрителя им. Н.К. Крупской г. Горького. Он сам сбился со счета, сколько ролей сыграл более чем за 50 лет. Разных зверушек, детей, взрослых, стариков и даже умудрился в сказке сыграть “ноги лошади”, что отмечено в театральной программке.

Когда мы с семьей переехали в г. Горький (муж, во время войны ставший кадровым военным, получил назначение в Горьковский военный округ), нас, выпускников театрального училища военного времени, интересовала театральная жизнь города. Как-то на городской афише я увидела название пьесы Арбузова “Город на заре”. В Москве была Арбузовская студия, которая ставила этот же спектакль. Было интересно сравнить. Спектакль нам понравился. Крепкий актерский состав, оформление совсем не провинциальное. Внимание привлек исполнитель роли Зяблика. Тонкий юмор, лирика и какая-то особая пластика в повороте головы, а, главное, глаза. То грустиночка, то задор в них. Обратила внимание на необычность фа­милии – Палеес (эти 2 «е» как-то запомнились). Я стала изучать сводную афишу театра, что ещё посмотреть? Почти во всех пьесах встречается фамилия «Палеес». Роли самые разные, но вот Пушкин!… “Когда в садах лицея”, пьеса не знакомая. В памяти всплыли строчки: “Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал”. И снова странное совпадение: Зяблик и Пушкин!? Спектакль не просто удивил – спектакль оказался полным сюрпризом и даже потрясением.

 

тюзовский Пушкин в исполнении А. Палееса

 

Ведь в голове остался стереотип Пушкин-Ленский (Козловский, Лемешев, Жадан, и др.) и снова в голове строчки: “имел восторженную речь и кудри, черные до плеч”…. Совсем не таков был тюзовский Пушкин в исполнении А. Палееса. Движение, пластика, жесты, кудряшки…. А как разговаривал, как читал стихи?! Это произвело впечатление, и как-то ушли из памяти и портреты поэта кисти Тропинина, Кипренского, и вышеназванные артисты. Остался живой Пушкин под фамилией Палеес. Такой настоящий, убедительный Пушкин. Это почти первое впечатление от встречи с удивительным актером, под фамилией Палеес…. И где? Не в театре под управлением Наталии Сац, и не в Московском ТЮЗе Деревицкого, а в детском театре им. Н. Крупской в городе Горьком. Имя режиссера – Виктор Львович Витальев, тоже пока ни о чем не говорило. А каким был Палеес Королем в «Снежной королеве», или негром в пьесе горьковского журналиста А. Чеботарева «Подвиг»! Артист все больше привлекал наше внимание. Во всех ролях – личность…

С Александром Романовичем Палеесом, как человеком, я познакомилась лично, когда пришла на работу в Горьковское отделение ВТО (Всероссийское театральное общество), членами Правления которого были представители ТЮЗа: Виктор Львович Витальев, актеры: Нина Петровна Разумова и Константин Васильевич Кулагин. Стала смотреть спектакли, все премьеры, познакомилась с актерами театра и, конечно, с Александром Романовичем. Узнала его сложную биографию.

Великая Отечественная война его застала в пионерском лагере под Ясинском, недалеко от Минска. Из лагеря детей эвакуировали. Дети прошли пешком почти 400 км до Смоленска, потом эшелон до Саратовской области и детский дом. Мама и старшая сестра остались в Минске. Сестра, активная комсомолка, хотела идти в партизаны, но обе погибли в минском гетто. Отца война застала в отпуске в санатории, откуда он сразу, не заходя домой, ушел на фронт. После ранения искал семью, но нашел только сына. Демобилизовал­ся, получил работу в Новосибирске и забрал к себе Сашу. О судьбе остальных членов семьи узнали лишь после войны. Вместе они отправились в Минск искать своих, где и узнали о случившемся. Но есть пословица “Нет худа без добра”. Пословица для семьи Палеесов горькая, трагическая. И всё же… Новосибирск, школа, товарищи и первая встреча с ТЕАТРОМ, ставшая для него определяющей на всю жизнь.

В Новосибирске, кроме своих хороших театров, были в эвакуации лучшие театры Москвы и Ленинграда. Бацилла любви к театру полностью поглотила все чувства и мысли Саши Палееса. Театр и только театр! Когда же его отца перевели в г. Горький на восстановление Сормовской кондитерской фабрики, Саша, окончив среднюю школу, твердо решил учиться только театральному делу. В этот год шел набор в студию при драматическом театре. Поступил. Окружение в театре и в студии было замечательное: талантливые ребята, актеры – лучшего желать нельзя. Отношение твор­ческое, доброе. А жизнь имеет свои повороты. Студию, где молодежь обучалась не только теории, но и практически набиралась опыта испол­нительской игры на сцене (в массовых сценах, кому-то доставались и сольные проходы, и эпизодические роли) закрывают, но талант­ливую молодежь переводят в Горьковское театральное училище и дают им возможность окончить курс и получить профессиональное образование.

По-разному рассказывают эпизод о том, как Александр Палеес оказал­ся в ТЮЗе. Мне известно это от преподавателя театрального училища, ве­ликолепного человека, театрального педагога, теоретика и театраль­ного критика (с большой буквы) Юлия Иосифовича Волчека. Од­нажды, во время перемены, Ю.И. Волчек, обратил внимание на мальчика, который, облокотясь о косяк двери, удивительно создал в его мозгу образ Александра Пуш­кина.  Этого ученика он видел часто на уроках, но тут вдруг возник этот образ: от позы ли, от взгляда ли, от кур­чавых волос, или от всего вместе, но Волчек явно увидел живого лицеиста Александра Пушкина. В памяти много читавшего Юлия Иосифовича всплыла малоизвестная тогда пьеса, как он, сказал “средняя пьеса” Балашова “Когда в садах Лицея…”.  И почему-то об этом эпизоде он рассказал тогдашнему главному режиссеру ТЮЗа заслу­женному деятелю искусств В.Л. Витальеву. Разговор имел продолжение: Виктор Львович познакомился со студентом, присмотрелся к нему и понял – это его актер.

 

А. Палеес: образ Александра Пуш­кина.

 

Конечно, предложение Витальева было для А. Палееса весьма лестным. Ещё не окончено училища, впереди диплом, а уже конкретное предложение. Как быть?  Но начало было положено в театре  Драмы, и молодого актера тянуло туда. Ну и как всегда: уговоры и, наверное, “перст судьбы” –  Александр соглашается. Результат нам  известен.  Более 50 лет верной, преданной служ­бы в одном из лучших театров страны, детском театре, театре юного Зрителя. Его окружали замечательные актеры – товарищи по цеху. С ним работали удивительно талантливые режиссеры. Когда бы,  и где бы мы не встретились, на спектакле, в котором он играл, или после репетиции, когда все спешили “домой” (домой, тогда значило в свою комнату во дво­ре театра, где было общежтие актеров ТЮЗа),  он всегда доброжелательно тормозил, улыбался искренне и его глаза светились, словно он ждал этой встречи. Сколько добра и све­та было в его глазах. Чуть-чуть прищур глаз – ты в его власти. С ним было удивительно легко находить общий язык, общий взгляд на то, что делает театр. О товарищах по театру (не только по актерскому цеху, но и о каждом работнике, если oн, действительно, служит театру)  Александр Романович отзывался уважительно, по-доброму.  Уже, будучи в звании, известным актером,  он всегда был честен, порой категоричен, но с оттенком доброжелательности, желанием понять, найти и объяснить причину. Особенно это было заметно на просмотре или обсуждении спектакля на конференциях ВТО-СТД. Александра Палееса отличало необыкновенное чувство юмора. Его глаза и вся фигура излучали доброту и приветливость.

Любовь к театру и жизненный опыт, желание многое высказать привели его к тому, что он сам стал режиссером. Общение со зрителем только в качестве актера стало для него недостаточным. Он ставил спектакли и для самых малень­ких зрителей, и для подростков – для тех, кто больше всего нуждается в откровенном разговоре о жизни, о судьбе, о будущем. Беспокойное сердце актера и режиссера Александра Романовича Палееса привело к работе на телевидении, он вышел на дорогу общения с широкими массами зрителей. Его встречи “У Микешки ровно в 7” ждали и дети, и их родители. Выдумка и обаяние ведущего, актерские вкрапле­ния – сделали эту чудо-передачу любимой многими. Вызывала интерес программа, в которой А.Р.Палеес читал главы из “Евангелия”.  Событием для актера стал выход на большой экран кино в образе Якова Свердлова. И, конечно, всю жизнь А.Р. Палееса сопровождал образ А.С. Пушкина: спектакли в театре, на большом экране в кино  и на телевидении, творческие встречи,  выезд в Б. Болдино. Собственно Палеес и Пушкин стали просто одним лицом, од­ной жизнью.

Еще одна сторона жизни актера – книга под символическим названием:  “Роман с театром” (Издание “Деком”, Н. Новгород, 2000 г.). По-моему, эта книга раскрывает облик А.Р.Палееса лучше всех наших рассказов о нем.  В ней и его признание в любви к театру и к нам – зрителям, и рассказы друзей, партнеров по искусству, много иллюстраций. Прекрасный портрет на обложке.

Последние годы жизни, особенно после нелепей­шей гибели любимой жены, отъезда старшего сына Димы в Латвию, куда он был принят, как актер после окончания ГИТИСа в Москве. Сложные отношения с младшим сыном Мак­симом. Всё это подорвало его здоровье. Мы часто гуляли по Свердловке, говорили и о театре, и о семье, он старался избегать разговоров о своем здоровье, шутил, хотел сохранить оптимизм. Много говорил о внуке, которого очень любил. Но время брало свое.

 

Мне хочется сказать: да сохранится надолго добрая и светлая память об Александре Романовиче Палеесе!

 


(0.9 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 08.01.2012

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции