Безухова Е.М. Рыцари Нижегородской культуры

24 ноября, 2019

Безухова Е.М. Рыцари Нижегородской культуры (41.8 Kb)

 

2014 год объявлен  решением Российского руководства годом повышенного внимания к развитию отечественной культуры. Это решение вызывает двоякое чувство: с одной стороны безусловное одобрение этого повышенного интереса к культуре, с другой – недоумение по поводу постоянного недостаточного внимания к культуре, как к действующему фактору успешного  развития человечества в историческом процессе.

За последнее время в средствах массовой информации проскальзывает идея превосходства фактора цивилизации над феноменом культуры и утверждается, что цивилизация якобы «устала от культуры», тогда как цивилизация является составной неотъемлемой частью понятия самой культуры, то есть в действительности их противопоставление лишено логики.

В истории Нижегородской культуры сохранилось множество замечательных имён деятелей науки, искусства, общественной жизни, которыми по праву должно гордиться каждое следующее поколение нижегородцев. Мы помним имена И.П.Кулибина, Н.И.Лобачевского, Максима Горького, М.А. Балакирева, В.Ю. Виллуана, А.А. Касьянова, академика Б.А. Королёва, профессоров семейства Тринклеров, отца и сына Волских, профессора Р.Е. Алексеева, чьё имя носит технический университет, и многих других, кто внёс существенный вклад в историю не только Нижегородской, но и всей отечественной культуры. Их имена увековечены историей в названиях улиц, музеев, вузов, теплоходов, а имя М. Горького долгое время носил и наш город.

Среди не названных нами, но не менее ярких и благородных деятелей Нижегородской культуры существуют ещё многие представители нижегородской интеллигенции, среди которых почётное место занимают имена людей, внесших значительный вклад в нашу культуру. Пусть предлагаемая статья послужит знаком величайшего уважения и глубокой благодарности памяти замечательных представителей клана Агафоновых – Липовецких за их рыцарское служение культуре родного края. Их разносторонние и обширные интересы отразились в разных аспектах культурной жизни города, но общим  для них было  самоотверженное бескорыстное служение избранному делу. Каждый из них в своей отрасли был скромным рыцарем, положившим своё творчество на алтарь  русской культуры.

Не только однофамильцы.

Фёдор Дмитриевич Агафонов.

     Фёдор Дмитриевич и Святослав Леонидович Агафоновы не только носили одну фамилию, но и были связаны родственными узами: Фёдор Дмитриевич был родным братом отца Святослава Леонидовича – Леонида Дмитриевича.

 Фёдор Дмитриевич Агафонов

Фёдор Дмитриевич Агафонов родился  в 1886 году в селе Лазаревка Вятской губернии в многодетной семье служащего. Среди восьми детей этой  дружной семьи все впоследствии оказались одарёнными людьми, и каждый из них оставил своей деятельностью замечательный след в культурной жизни страны: это были художники, врачи, педагоги, архитекторы – люди, самоотверженно служившие избранному делу. Кроме высоких нравственных и интеллектуальных качеств семья отличалась высокоразвитым эмоциональным чутьём и любовью к прекрасному, воспитанным родной природой. В семье царила обстановка глубокого взаимопонимания и взаимоуважения, жизнерадостности и нежной заботы о детях. Воспоминания о своём отчем доме и отношениях между родными в этой семье впоследствии всю жизнь согревали душу Фёдора Дмитриевича и легли в основу его профессиональной деятельности и организации собственной семьи. Это стало определяющей философией его жизни. С юности он проявил интерес к естественным наукам, среди которых главное место заняла медицина. После окончания сельской школы и гимназии в Казани, где за блестящие успехи он получил аттестат с отличием и золотую медаль, что давало привилегии при поступлении и льготы для учёбы в Казанском университете. Молодой студент, отчётливо представляя своё будущее в качестве врача, глубоко постигал университетские премудрости и историю медицины. Он познакомился с деятельностью известных врачей, в то время своих учителей П.М. Аргутинского – Долгорукого и В.К. Меньшикова, оказавшими большое влияние на становление Фёдора Дмитриевича как будущего практического врача – педиатра, исследователя и замечательного педагога. В студенческие годы Фёдор Дмитриевич постоянно связывал учёбу с непосредственным участием в практической лечебной деятельности: в летние каникулы он добровольно работал оспопрививателем в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, в приюте для подкидышей в Нижнем Новгороде, в борьбе с эпидемией холеры.

В 1911 году Фёдор Дмитриевич заканчивает медицинский факультет Казанского университета получением диплома лекаря с отличием. При окончании университета выпускники приносили присягу в чистоте и верности врачебному служению людям, науке и долгу, которым в последующей своей жизни Фёдор Дмитриевич не изменил ни разу. Свою медицинскую деятельность он начал ординатором детской клиники при Казанском университете, которая явилась для него хорошей академической школой. Главной мечтой Фёдора Дмитриевича с молодых лет была работа в качестве детского врача. Он прекрасно понимал, что дети – будущее человечества и их здоровье находится в руках педиатров. Дальнейшая его работа была связана с пребыванием в Нижегородской губернии и написанием им первой научной работы.

Перед самым началом Первой мировой войны во время своего двухмесячного отпуска Фёдор Дмитриевич посетил Берлин, Лондон, Париж с целью изучения работы детских лечебных и учебных учреждений.

В связи с обстоятельствами военного времени, оказавшись призванным в армию, Фёдору Дмитриевичу приходилось заниматься проблемами, далёкими от педиатрии. В течение 8 лет война бросала молодого врача по разным фронтам и передвижным госпиталям, так он работал в Приамурском лазарете Красного Креста, Омске, на Урале.

В августе 1918 года Фёдор Дмитриевич был мобилизован в Красную Армию и направлен в г. Пермь, в 1919 – 1920гг. работал в должности главного врача полкового передвижного госпиталя 21-ой стрелковой Уральской дивизии, работал на Восточном, Южном и Западном фронтах; затем был отозван в санитарное управление 3-й армии; в 1921 году он получил назначение на должность заведующего Эвакуационным отделением Казанского эвакопункта; затем заведовал отделением 227-го (заразного) госпиталя. Фёдору Дмитриевичу приходилось участвовать в ликвидации очагов инфекционных заболеваний (холера, проказа, тифы, оспа) и только  в 1922 году ему удалось вплотную заняться проблемами педиатрии. Тяжелейшие испытания военных лет (Первой мировой и гражданской) оставили в опыте вдумчивого врача огромный след для его будущей лечебной, организационной и санитарно-просветительской  деятельности.

В 1930 году вместе с семьёй Фёдор Дмитриевич переезжает в г. Нижний Новгород, который становится его второй родиной. Как в работе, так и в семейной жизни  жена Фёдора Дмитриевича Екатерина Ивановна Адо была надёжным другом, верным помощником и единомышленником. Многие годы она была известным нижегородским детским врачом, уважаемым и любимым другом взрослых и детей, известным своей безукоризненной порядочностью, верностью делу, любовью к детям и высоким профессионализмом. В 1920 году в этом браке родилась дочь Татьяна, которая впоследствии стала женой Александра Сергеевича Липовецкого и матерью их сына Андрея Александровича.

В г. Нижнем Новгороде к тому времени было несколько благотворительных лечебных и воспитательных детских учреждений. Здесь следует отметить замечательных нижегородских врачей-педиатров: А.С. Пальмова, Б.И. Гурвича, В.И. Крюкову. Продолжая просветительские и благотворительные традиции нижегородцев начала века, Фёдор Дмитриевич активно включился в практическую лечебную и организационную работу. Он был приглашён одним из ведущих специалистов в лучший в стране Нижегородский сиротский приют № 1 (ул. Семашко, 22), который вскоре был переименован в Дом матери и ребёнка, затем – в институт Охраны материнства и младенчества (ОММ), потом – в НИИ педиатрии, существующий в настоящее время как  Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии.

Фёдор Дмитриевич одновременно был избран заведующим вновь организованной кафедры педиатрии медицинского института, которую он создал на базе института охраны материнства и младенчества (через 33 года передал заведование  своей ученице З.А. Спасской в 1963 году).

С этого времени Фёдор Дмитриевич работал в окружении замечательных единомышленников, врачей высочайшей квалификации, много сделавших для педиатрической науки и лечебной практики. Работы Фёдору Дмитриевичу прибавилось в связи с началом строительства Нижегородского автозавода (1930г.) На огромном пространстве новостройки завода – гиганта детские врачи с энтузиазмом занимались организацией детских и женских консультаций, яслей, пунктов детского питания. В этой работе проявились великолепные организаторские способности Фёдора Дмитриевича, который поражал всех методичностью, знаниями и превосходным руководством лечебного дела.

Огромное внимание Фёдор Дмитриевич уделял постоянному совершенствованию, повышению квалификации и научному росту практикующих врачей педиатров, выпускников медицинского института, не оставляя эту работу и в тяжелейшие годы войны. Своими профессиональными и научными достижениями ему обязаны многие современные ведущие специалисты нижегородской педиатрии. Фёдор Дмитриевич не жалел ни сил, ни времени для скрупулёзных занятий с каждым  в отдельности из своих учеников, многие из которых впоследствии  стали достойнейшими продолжателями дела своего замечательного учителя, кандидатами, докторами медицинских наук, профессорами. На долю Фёдора Дмитриевича выпала ещё одна почётная обязанность: он стал первым деканом педиатрического факультета Горьковского медицинского института, которым он был с перерывом на 1941-1942гг. до 1957 года. Первый выпуск состоялся в 1936 году (23 врача).

Его удивительная целеустремлённость, научная добросовестность, благородство, преданность делу, глубочайшая порядочность, доброжелательное отношение и безграничное  доверие к людям, умение разглядеть в каждом доброе творческой начало, желание помочь, умение создавать комфортную рабочую атмосферу, контактное отношение между коллегами, принципиальность и требовательность к себе – вот те душевные качества, которые всегда располагали к Фёдору Дмитриевичу всех, знавших его. Он готовил к профессиональной деятельности студентов, аспирантов, ассистентов,  научных сотрудников, клинических ординаторов, одновременно руководил кафедрой педиатрии медицинского института, заведовал клиническим отделением педиатрического НИИ.

Особенно привлекательным в его многогранной натуре было отношение к детям, которые тянулись к доктору, охотно разговаривали с ним, рассказывали о себе, показывали свои книжки и игрушки, испытывали полное доверие. Фёдор Дмитриевич очень внимательно выслушивал их, поддерживал доброе настроение у детей, считал это излечивающим фактором, а родители больных детей единогласно утверждали, что лучшего детского врача они не встречали.

1941 год пахнул в лицо страны новым пламенем ещё более жестокой войны, вторично пересекая судьбу Фёдора Дмитриевича Агафонова. Новая страшная реальность поставила  перед учёным и педагогом новые задачи, теперь уже на новом уровне. Мирная профессия детского врача уступила место подготовке врачей военного времени. Досрочные выпуски студентов-медиков должны были пополнять ряды военных врачей. Этот очередной экзамен в своей жизни Фёдор Дмитриевич сдавал с тем же отношением глубочайшей ответственности, серьёзности, профессионализма, как и прежде. Выпускники писали с  фронтов войны и благодарили своего любимого профессора за подготовку.

Новые задачи, решаемые в то время Фёдором Дмитриевичем, потребовали напряжения всех сил в тыловой работе. Среди военных врачей, спасавших жизнь раненых, было немало мечтавших о работе с детьми. Уже в 1943 году возобновилась работа педиатрического факультета, руководимого Фёдором Дмитриевичем Агафоновым.

В группе профессорско-преподавательского состава горьковского медицинского  института Фёдор Дмитриевич принимал участие в командировке по восстановлению лечебной сети и оказании медицинской помощи в Ржеве как фронтовом разрушенном городе.

За заслуги в работе мирного и военного времени Фёдор Дмитриевич был отмечен высокими правительственными наградами: орденами Ленина, Красной Звезды, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник здравоохранения».

Кафедра педиатрии Горьковского медицинского института под руководством Ф.Д. Агафонова занималась вопросами изучения последствий войны у детей (дистрофии, ревматизм, туберкулёз, рахит). Среди многих печатных научных трудов Ф.Д. Агафонова следует назвать «Пневмонии в детском возрасте», 1941г., «Переливание крови в детском возрасте», 1948г., главы в книге «Детские болезни». 1957г.

В 1963 году заведывание кафедрой педиатрии Фёдор Дмитриевич передал своей ученице З.А. Спасской, но ежедневно приходил в педиатрический институт на клинические обходы, консультировал тяжелобольных детей,  его ждали сотрудники, просили советов.

Параллельно с занятостью практической клинической, научной и педагогической работой Фёдор Дмитриевич нёс огромные общественные нагрузки. Он был основателем и руководителем Горьковского общества детских врачей. Принимал активное участие в работе съездов педиатров, состоял членом Правления Всероссийского общества детских врачей, в течение многих лет был членом редакционных коллегий двух журналов «Педиатрия» и «Горьковский медицинский журнал».

Фёдор Дмитриевич многократно избирался депутатом районных и городских советов трудящихся г. Горького и поддерживал тесную связь со своими избирателями, был необычайно отзывчив к их нуждам и запросам. Он глубоко уважал людей независимо от их положения и социального статуса.

Проводя много времени на работе среди больных детей, Фёдор Дмитриевич любил наблюдать за играми здоровых  ребят во дворе своего дома, возвращаясь с работы.

Фёдор Дмитриевич много времени уделял любимому внуку Андрею Липовецкому, сыну дочери Татьяны. Он водил его в Драматический театр,  на выставки, в музеи, на Первомайские демонстрации, в кинотеатр «Рекорд», катал на пароходе, занимался с ним музыкой, читал, копировал контурные карты к урокам географии.

Жизненный путь замечательного человека, врача, учёного педагога, гражданина завершился 8 декабря 1968 года.

Имя Фёдора Дмитриевича Агафонова занимает почётное место среди лучших представителей Нижегородской медицинской науки. Он с честью пронёс передовой опыт отечественной медицины и явился прекрасным талантливейшим образцом для будущих поколений нижегородских врачей, составивших отличную школу профессора Ф.Д. Агафонова.

Город не забыл своего героя. Его память увековечена: в 1995 году в Нижегородской государственной академии была введена стипендия его имени;  с 1998 года в галерее нижегородских учёных медиков почётное место занимает его портрет; в 2010 году Н.И. Комаровой и Е.А. Чижовой была опубликована замечательная книга «С любовью к детям» (263 стр. тираж 400 экз.), посвящённая Фёдору Дмитриевичу Агафонову. Книга пользуется повышенным интересом нижегородских читателей.

Имя Фёдора Дмитриевича  Агафонова по праву принадлежит не только Alma mater нижегородских медиков, но и славной краевой истории медицины.

 

Святослав Леонидович Агафонов

     Имя Святослава Леонидовича Агафонова, Лауреата Государственной премии, Заслуженного архитектора РФ, профессора Нижегородской архитектурно-строительной академии, почётного члена Российской академии архитектуры и строительных наук, почётного гражданина Нижнего Новгорода  широко известно в нашей стране.

Он родился в Нижнем Новгороде 09.09.1911г., окончил с отличием Нижегородскую мужскую гимназию, получил обширное фундаментальное образование в Ленинградском институте коммунального строительства, институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, аспирантуре Архитектурной Академии СССР.

Святослав Леонидович Агафонов

Святослав Леонидович всегда учился с глубоким интересом, постигая в стройной системе науку  художественно-архитектурного строительства, не уставал постоянно изучать всё новое в этой науке, привнося в неё свой оригинальный подход. Практическая и научная  деятельность С.Л. Агафонова в области архитектуры охватывает более 60 лет. Начиная с 30-х годов, он плодотворно работал в проектных организациях г. Горького и Ленинграда, в архитектурно-плановом Управлении Горьковского горисполкома, затем – в Управлении главного архитектора (служба маскировки), республиканских специализированных научно-реставрационных мастерских.

В 1957 – 1965 гг. Святослав Леонидович – главный архитектор горьковских научно-реставрационных мастерских, с 1965 года он постоянно преподавал в Горьковском инженерно-строительном институте, затем – Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете.

К числу творческих успехов необходимо отнести его многочисленные реставрационные работы. После окончания войны перед городом встала задача восстановления  разрушающейся кремлёвской стены постройки XVI века. Для проведения этих работ была создана Комиссия, которую возглавил С.Л. Агафонов. Ему удалось собрать коллектив энтузиастов, способных реализовать большие финансовые средства, ассигнованные на эти работы. Роль С.Л. Агафонова в реконструкции Нижегородского Кремля трудно переоценить.

Скрупулёзнейшее изучение технологии строительства и материалов старинного сооружения в мельчайших деталях было отражено в ряде научных трудов и обобщений, среди которых наиболее значимым является замечательное  произведение С.Л. Агафонова «Нижегородский Кремль», Горький,1976г., где отражён весь комплекс обширных познаний в области истории, архитектуры, живописи, графики, художественный талант автора.

Под руководством С.Л. Агафонова реставрированы Архангельский собор, Рождественский Строгановский храм, палаты Макарьевского и Печёрского монастырей. По его проектам построены несколько зданий в нашем городе.

С.Л. Агафонов – автор книг по истории архитектуры Нижегородского края:  «Горький – Нижний Новгород», Москва, 1947г., «Горький – Балахна – Макарьев», Москва, 1969г., 1987г., «Пушкинская усадьба в Болдине», Москва, 1987г., «История архитектуры Нижнего Новгорода», часть 1, 1992г., часть 2, 1995г., Нижний Новгород. Его перу принадлежат научные исследования по развитию архитектуры в России, странах Европы, Азии, Африки, которые опубликованы в различных сборниках, периодических изданиях в нашей стране и за рубежом, в книге «История русской архитектуры», в научных изданиях Эрмитажа.

С.Л. Агафонов был членом Союза архитекторов РФ, с 1966 года – членом Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. До последних дней своей жизни профессор С.Л. Агафонов преподавал в НГАСУ.

С.Л. Агафонова отличала высочайшая культура, феноменальная скромность, внимание и уважение к собеседнику, мудрая молчаливость, которая великолепно сочеталась с изящным юмором. Однако, при всей мягкости своей деликатной натуры Святослав Леонидович всегда умел отстоять свою принципиальную позицию.

Дело своего отца продолжает дочь Святослава Леонидовича, которая является видным архитектором Нижнего Новгорода.

 

«ВО ИМЯ    ОТЦА и СЫНА…» – ОТЕЦ И СЫН ЛИПОВЕЦКИЕ

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЛИПОВЕЦКИЙ

            Александр Сергеевич Липовецкий родился 30 апреля 1918  года в городе Шадринске Челябинской области в семье военнослужащего,  а с 1934 года переехал в   г. Нижний Новгород, где в 1936 году окончил рабфак и стал  студентом литературного факультета Педагогического института, который окончил в 1940году. В эти же годы произошла его знаменательная встреча с семьёй профессора Фёдора Дмитриевича Агафонова и его дочерью Татьяной Фёдоровной, ставшей впоследствии любимой женой и верной подругой Александра Сергеевича.

Александр Сергеевич Липовецкий

В августе 1940 года он поступил на работу в Литературный музей Алексея Максимовича Горького на должность научного сотрудника, а с началом Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии, направлен в Муромское военное училище связи, а затем – в действующую армию на Крымский фронт в г. Керчь  в качестве командира радиовзвода. В августе 1942 года начался трёхлетний тяжелейший период в жизни молодого бойца, который оказался в фашистском плену. Однако, годы тяжелейшего труда в жесточайших условиях вражеского окружения не сломили духа молодого и талантливого человека, которого не оставлял его поэтический дар. Вернувшись из плена в конце 1945 года, он опубликовал  свои стихи этих лет и воспоминания о годах неволи.

Тяжёлые воспоминания о годах войны скрасили члены дружной семьи Александра Сергеевича: жена Татьяна Фёдоровна, тесть профессор Фёдор Дмитриевич Агафонов, тёща Екатерина Ивановна, сын Андрей.

В 1946 году Александр Сергеевич был приглашён на работу в литературный музей А.М. Горького на должность заведующего фондами, а в 1947 году был назначен заместителем директора музея по научной работе. В 1975 году Александр Сергеевич – директор этого музея. У него был огромный рабочий стаж, ещё более объёмный жизненный опыт.

Будучи чрезвычайно ответственным работником на всех постах, Александр Сергеевич получал мизерную зарплату, которая, однако, не снижала его интереса к работе. Это полное отсутствие меркантильных соображений было свойственно всем членам  их семьи, включая и сына.

Александр Сергеевич, будучи прекрасным семьянином, много времени уделял работе, забывая об отдыхе; как добросовестный специалист он постоянно занимался разработкой новых проектов, организацией Нижегородских музеев: музея-квартиры А.М. Горького на ул. Семашко, музея Н.А. Добролюбова, музея Ф.И. Шаляпина при школе № 140, музея В.Г. Короленко при школе № 14, музея П.И. Мельникова-Печерского при школе № 2 в городе Бор.

Александр Сергеевич  с 1946 года  работал  над организацией  музея-квартиры Максима Горького в доме Киршбаума, который открыли только в 1971 году. Там были собраны оригинальные уникальные экспонаты жизни и быта семьи Пешковых. Помимо интереса к личности и творчеству  Максима Горького А.С. Липовецкий отразил тему тесной дружбы писателя с великим певцом Фёдором Ивановичем Шаляпиным и пребывание  его в нашем городе (187 дней). В 1990 году была опубликована монография А.С. Липовецкого “Музей А.М. Горького на родине писателя”.

Шаляпинскую тему впоследствии подхватил и детально разработал его сын Андрей Александрович Липовецкий  в цикле своих лекций, прочитанных  в течение многих лет на собраниях Общества Старых Нижегородцев.

Много сил  было вложено Александром Сергеевичем в создание в Нижнем Новгороде музея Н.А. Добролюбова: реставрация старинного флигеля семьи Добролюбовых,  приобретение у наследников и населения города многочисленных мемориальных предметов быта  XVIII – XIX веков.

Александр Сергеевич  состоял в переписке и тесном общении со всеми родственниками и друзьями людей, причастных  к созданию этих музеев, способных  передать и предоставить  для экспозиции  ценнейшие мемориальные экспонаты (семей А.М. Горького, Н.А. Добролюбова, Ф.И. Шаляпина и др.) В результате этой творческой работы музеи стали  одними из любимых и часто посещаемых центров нижегородской культуры.  Перу Александра Сергеевича  принадлежат среди прочих  исследования творчества П.И. Мельникова-Печерского, многочисленные статьи в периодической печати, монография “Музей А.М. Горького на  родине писателя”.

На посту руководителя музея Александр Сергеевич  активно содействовал развитию научно-исследовательской работы коллектива музейщиков и, уйдя на пенсию, не прерывал своих творческих связей с коллегами и научной общественностью города. Он принимал участие в жизни Общества Старых Нижегородцев, публиковался в “Памятных записках” нашего общества и до последнего дня  своей жизни  сохранял светлый ум и прекрасную память, был тесно связан с работой общества.

Ратный труд и вклад в культурную жизнь нашего города и в годы войны Александра Сергеевича Липовецкого были отмечены  медалями ” За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г., “Ветеран труда”, значком “Фронтовик 1941-1945г.г.”, грамотой Верховного Совета РСФСР, благодарностями Министерств культуры СССР, РСФСР, местных областных и городских органов власти и Управления культуры.

Глубочайшая  порядочность, бескорыстие, врождённая  интеллигентность, неукротимая тяга к науке великолепно проросли в характере и деятельности его сына Андрея Александровича Липовецкого.

Город прощался со своим земляком 15 октября 2010 года.

 

 

СЫН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛИПОВЕЦКИЙ

 

Осенний день 13 сентября 20013 года потряс сердца членов Общества  Старых Нижегородцев  неожиданным известием о кончине нашего друга и всеобщего любимца старшего научного сотрудника  Литературного музея А.М. Горького Андрея Александровича Липовецкого. 31 октября того же года ему исполнилось бы всего 66 лет.

Однако, его самый короткий жизненный путь из семейства  Агафоновых – Липовецких стал достойным продолжением их творческого вклада в дело служения Нижегородской культуре.

Его  родители, и мать, и отец были филологами по образованию, закончили Нижегородский педагогический институт. Татьяна Фёдоровна Липовецкая была дочерью детского врача профессора  Агафонова  Фёдора Дмитриевича. Она безукоризненно знала литературу, посвятила себя педагогической работе. Именно  от родителей Андрей  Александрович унаследовал увлечение литературой и серьёзное отношение к избранному делу, научным исследованиям и педагогический талант. С юных  лет  Андрей Александрович обращал на себя внимание педагогов школы и филологического факультета Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, где он получал образование, своей заинтересованностью и основательностью в познаниях русской истории и литературы.

После ухода на пенсию своей матери Андрей Александрович занял её место в медицинском училище, где успешно преподавал литературу. В 1994г. он перешёл в Литературный музей А.М. Горького в качестве старшего научного сотрудника, где и  проработал  до последнего дня своей жизни,

продолжая  дело своего отца, который оставался членом Учёного совета музея.

Отца и сына роднили не только кровные узы, но и глубочайшая интеллигентность, самоотверженное преданное и бескорыстное служение музейному делу. В генетическом коде этой семьи  напрочь отсутствовали меркантильные соображения. Каждый шаг деятельности свидетельствовал о стремлении к исторической достоверности, их  объединял глубокий интерес к Нижегородскому литературному краеведению.

Будучи старшим научным сотрудником Литературного музея А.М. Горького, Андрей Александрович Липовецкий глубоко изучал творческое наследие  писателя, ежегодно участвовал с докладами в теоретических конференциях горьковедов. Это были  безупречная научная добросовестность, широта и оригинальность исследовательского подхода к творчеству нашего замечательного земляка А.М. Горького, энцеклопедическая эрудиция и глубина проникновения  в эпоху и творческое наследие писателя. Выступления Андрея Александровича  публиковались в научных сборниках. Из Германии вместе с высокой оценкой он получил диск с записью своего выступления.

Специфика деятельности работников музея включает также непосредственное общение с посетителями. Манера проведения  экскурсий  Андрея Александровича Липовецкого была неформальной, доброжелательной, располагающей к диалогу, привлекательной, чему способствовали его обаятельная внешность, всегда элегантный внешний вид, улыбка, красивый, выразительный голос. Ещё в годы учёбы он проявил особенный интерес к литературному наследию искусства Серебряного века. При общении с экскурсантами он читал стихи поэтов того времени, которые он знал наизусть множество. В книге отзывов имеется немало восторженных записей об этих экскурсиях А.А. Липовецкого.

Особой оригинальностью и выдумкой отличались детские праздничные новогодние ёлки, которые проводились в стенах Литературного музея А.М. Горького.

Другой глубокой страстью Андрея Александровича была музыка. В течение многих лет он собирал пластинки с записями отечественных и зарубежных музыкантов прошлых веков и нашего времени, блистательно знал вокальную классику, оперы классического репертуара, с удивительной точностью определял голоса певцов, улавливая малейшую нюансировку в голосе каждого исполнителя. Имея музыкальное образование, тонкий вкус и замечательный приятного тембра лирический тенор, Андрей Александрович баловал нас своим исполнением любимых романсов.

 

А.А.Липовецкий за роялем в Каминном зале Литературного музея А.М.Горького

А.А.Липовецкий за роялем в Каминном зале Литературного музея А.М.Горького

 

Особый интерес и основательное  его внимание привлекал образ гениального певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Много лет Андрей Александрович был активнейшим  участником Общества Старых Нижегородцев. Он в течение многих лет вёл цикл  лекций о жизненном и творческом пути великого русского певца Ф.И. Шаляпина, друга А.М. Горького. Лекции А.А. Липовецкого отличали единство научной исследовательской глубины и великолепной формы содержания каждого года жизни Ф.И. Шаляпина, анализ каждой роли великого оперного баса, блистательный стиль изложения материала, влюблённость в живой образ певца, прекрасный  подбор иллюстративного музыкального материала и вдохновение  лектора. Члены Общества Старых Нижегородцев  и гости с нетерпением ждали каждую следующую лекцию и всегда переполненный зал с затаённым дыханием внимал увлечённому рассказу, называя  лектора «Андреем Златоустом».

Особенностью характера Андрея Александровича была его чуткая внимательность, ласковая общительность, умение выслушать и с величайшим тактом вступать в диалоги со своим собеседником. Он был прекрасным сыном и любимым внуком, терпеливо и внимательно ухаживал за больным отцом, будучи сам человеком, не отличавшимся хорошим здоровьем. Его выдержка и умение  скрывать свои недуги никогда не давали понять окружающим людям, что болезни его были серьёзными. При всей своей эрудиции он всегда держался удивительно скромно, встречал нас обаятельной улыбкой. Эти замечательные человеческие качества являлись в сыне зеркальным отображением характера его отца. Несравненная личность Андрея Александровича, так же, как и личность его отца Александра Сергеевича,  с их феноменальным бескорыстием, энциклопедическими знаниями  и преданностью делу иногда давали повод некоторым людям в наш меркантильный век  считать их чудаками. Это не было чудачеством. Это было в высочайшей степени проявлением благородства. Такие люди украшают мир.

Безвременный уход из жизни Андрея Александровича  Липовецкого  стал глубочайшей невосполнимой потерей в жизни Нижегородской культуры и каждого члена  Общества старых нижегородцев.

 

Из воспоминаний сестры Андрея Александровича Липовецкого  Марии Михайловны Макаровой:

Андрюшка, Андрюша, Андрей… Никогда не думала, что мы с ним расстанемся навсегда и для меня это будет такая большая утрата. С самого раннего детства, сколько я себя помню, со мной  рядом  был он, «мой маленький братец», которого я оберегала. У нас разница в возрасте была 9 месяцев.  Наши семьи были связаны территориально (жили в одном доме и одном подъезде) и родственными узами – наши бабушки были родные сёстры. Самые ранние воспоминания детства – это домашние новогодние  ёлки. Нас, детей одного возраста, во дворе было человек 10. Детские ёлки проводились в каждой семье. Дело было не в подарках, мы были очень неприхотливы. Нам нужно было общение. Как правило, ёлки проходили в форме костюмированных балов. Я помню, была стрекозой, а Андрей – муравьём, или я – Красной шапочкой, Андрей – серым волком. С нами занимались взрослые члены семьи. Как-то, спустя  много лет, Андрей  мне говорил, что когда он проводил ёлки для детей в музее А.М. Горького, то всегда старался этим детским праздникам придать элементы домашнего уюта, тепла, создать по возможности ту атмосферу, которая царила на наших детских новогодних праздниках.

         Летом нас с ним отправляли в село Оранки Богородского района, куда после войны дед и бабушка Липовецкие переехали с Украины. Там у нас была своя компания ровесников городских и деревенских ребятишек и почти полная свобода жизни. Нам только надо было во время приходить есть и спать.  Я была на класс старше, и мне вменялось в обязанность «заниматься» с Андреем математикой. Его это злило, он мне за это «жестоко» мстил, заставляя меня учиться петь. Слуха и голоса  у меня отродясь не бывало. О музыкальности Андрея хочу сказать отдельно  Он, на мой взгляд, был не просто музыкален, он был  талантлив, хотя и не получил никакого профессионального музыкального образования, он занимался с частными учителями, хотя и высочайшего класса. Я помню в Оранках он «вёл»  уроки музыки в детском саду, пел с ребятишками детские песни. Все были очень довольны.  Помню его в 5 – 6 летнем возрасте, он ходил с патефонными пластинками, надев их на палец (изображая патефон) и пел. Великолепно  пели его отец и дед. Когда приезжали  в Оранки родители Андрея, Сергей Лаврович, Александр Сергеевич и Андрей пели на три голоса. Что это были за импровизированные концерты! Проходившие мимо останавливались и слушали… Запомнился мне «Вечерний звон» в  их исполнении. Голоса сильные. Поставленные  самой природой. Петь в семье любили и умели все. Особенно любил «Землянку». Запевал Андрей, потом вступал немого выше дядя Саша… У них всегда были великолепные дуэты. Как-то мне сказал мой младший сын: «Знаешь, сколько я себя ни помню, всегда я слушал эти песни и в этом исполнении. Теперь я прихожу сюда со своим сыном и дочерью. И я очень рад тому, что и они это слышат». Последний такой концерт был на 9 мая 2010 года. В октябре 2010 года дяди Саши не стало.     

     В смысле литературных знаний Андрею не было равных. Я уже не говорю о том, что и он и тетя Таня (его мать) всегда помогали и мне, и моим сыновьям по всем вопросам школьной и не только школьной программы. К ним всегда можно было обратиться по любому вопросу, касающемуся литературы. Но Андрей никогда не писал за ребят сочинений. Все объяснит, разберет. Но пиши, будь добр, сам. Я не знаю людей (я имею в виду семью Липовецких), которые бы так великолепно владели русским языком, у которых так была поставлена речь. В наших семьях были неплохие библиотеки. У Андрея были книги об оперных певцах, драматических актерах.

     Андрей с трудом вписывался в нашу хамскую, бескультурную, подчас и жестокую действительность. О себе он говорил: «Мой век 19, а не 21». Он просто потерялся в нашей действительности, неприемлел ее. Его спасением была музыка и литература. Это была его духовная жизнь.

     Андрей, по существу, был членом нашей семьи. Он всегда говорил: «Своей семьи у меня нет, но одиночества я не чувствую – я в семье». Все праздники они с дядей Сашей, а после его смерти Андрей один, были с нами, т. е. со мной и семьями моих сыновей. По любым бытовым вопросам они оба знали, что всегда найдут поддержку, им окажут помощь.

#

Пусть эта публикация будет скромным вкладом в дело  сохранения благородной памяти о наших прекрасных земляках – рыцарях Нижегородской культуры.


(1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 18.05.2015
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции