Кессель А.В. Сторона Рождественская. От составителя: Возвращение Минина и Пожарского

24 ноября, 2019

 Раздел 4. Мой город любимый

А.В. Кессель Сторона Рождественская. От составителя: Возвращение Минина и Пожарского (24.88 Kb)

 

А.В.Кессель

Сторона Рождественская

Зарядье, Нижний посад, Нижний базар, Нижнебазарная, Рождественская, Кооперативная, Маяковского, снова Рождественская…

Пожалуй, ни одна из улиц нашего города не претерпевала такого количества переименований. Но, не смотря на все перипетии, улица Рождественская сохранила свой исторический облик.

Наличие большого количества объектов культуры, а также то, что она расположена недалеко от реки Волги, не могло не породить желания превратить улицу Рождественскую в культурно-досуговый и туристический центр города.

Так и появился относительно недавно проект «Рождественская сторона», цель которого – облагородить исторический район, сделать его привлекательным для жителей и гостей города при максимальном сохранении уникального облика.

Всё это не может не радовать меня, посвятившую значительную часть своей жизни изучению истории нижегородского края. А ведь многое мне довелось видеть своими глазами, будучи участницей далёких теперь уже событий. Вот и хотелось бы в рамках этой статьи поделиться своими воспоминаниями и размышлениями, связанными с Рождественской стороной.

Стержень Рождественской стороны – улица Рождественская, поражающая красотой удивительных по своей архитектуре зданий, но не менее интересны и старинные улочки и переулочки, спускающиеся с нагорной части города, пересекающие Рождественскую и выходящие на Нижневолжскую набережную.

 

 

Нижневолжская набережная

Нижневолжская набережная имеет свою богатую историю, ведь именно с реки и начиналась торговая, шумная жизнь города.

В тридцатые годы прошлого века там, где Ока впадает в Волгу, вдоль берега располагалось более десятка пристаней. У нового тогда Окского моста с левой стороны находилась водная станция «Динамо», где проходили соревнования по плаванию, а младшие школьники учились держаться на воде. С правой стороны моста работала лодочная станция, а дальше стояли причалы, пристани.

В ту пору речные магистрали не пустовали сиротливо, как сейчас. Вода бурлила и пенилась от множества пассажирских и грузовых судов.

К причалам, у которых швартовались теплоходы, пассажиры спускались по деревянным сходням с перилами. На пристани, предназначенные для гружёных барж, по таким же деревянным сходням, но без перил, грузчики вбегали, таща на спинах кули, мешки, ящики.

Были пристани и для «финляндчиков» – небольших пассажирских катерочков. Эти катера появились еще в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде на левом берегу Оки (ныне это территория парка имени 1 Мая) проходила последняя в царской России XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка (не путать с Ярмаркой). После Выставки «финляндчики» продолжали служить нижегородцам – горьковчанам для прогулок по Волге и Оке, а также для доставки на чистый песчаный пляж Моховые горы – традиционное место летнего отдыха горожан.

На Нижневолжской набережной всегда было многолюдно, только к зиме она замирала. Пристани и причалы поздней осенью отправлялись на зиму в затоны.

 

 

Улочки, переулочки

 

Улица Кожевенная…

С этой улицей связана история моей семьи. А рассказ начну, пожалуй, с цитаты…

Свою последнюю статью в первой книге «Наследие Рождественской стороны» (2012 г., стр. 152) Юрий Галай заканчивал так: «Просветительская деятельность в «Столбах» продолжалась… Во время Октябрьской революции босяцкая чайная стала клубом профессиональных грузчиков. В 20-х годах здесь открывается одна из профессиональных библиотек».

В нижней части города небольшие библиотеки тогда были объединены в одну, причём, с весьма необычным названием – имени Рочдельских пионеров. Кому пришла мысль назвать так эту библиотеку – неизвестно. Видимо, все-таки человеку образованному. Рочдель – город в Англии, где впервые были объединены библиотеки в одну кооперацию (сообщество) библиотек. Почему пионеров? Может быть – первые? По-английски пионер – исследователь, разведчик.

Вот о библиотеке на улице Кожевенной (дом №11) и пойдёт речь.

Моя мама Мария Васильевна Рябикова в 1933 году устроилась на работу в библиотеку на улице Кооперативной (так с 1924 года называли всю нижнюю часть города), которая размещалась в великолепном доме архитектора Кизеветтера.

Вот выписка из маминых документов: «С 9 сентября 1933 года работает библиотекарем по абонементу в библиотеке имени Рочдельских пионеров».

Выписка из протокола № 9 за 151-1936 г.: «Заседание Краевого комитета (в то время называли не область, а Край – А.К.) по соревнованию сельских библиотек Горьковского края. Слушали: итоги работы по соревнованию сельских библиотек и о премировании лучших. Постановили: за хорошую работу по организации сбора книг среди трудящихся г.Горького для колхозных библиотек Края вынести благодарность: т. Рябиковой – работнику библиотеки им. Рочдельских пионеров Свердловского района (тогда этот район входил в Свердловский – А.К.). Секретарь комитета Тюрина».

В 1939 году мою маму назначают заведующей, а сама библиотека переезжает с улицы Кожевенной на улицу Полевую, 220 (ныне улица М.Горького – А.К.), и по предложению мамы библиотека получает более благозвучное и близкое нам название – имени А.П.Чехова.

 

Переулок  Вахитова…

Бывший Малый Ильинский съезд, бывший Троицкий переулок, он спускается к Рождественской улице от середины улицы Почаинской.

Троицкий переулок получил свое название от стоящей здесь до 20-х годов прошлого века Троицкой церкви. Рядом находился дом последнего священника этого храма Андрея Орлова. Вот в его большой дружной семье в 1910 году родился Серафим Андреевич Орлов. Об этом выдающемся человеке следует рассказать особо.

Он был шестым ребенком в семье. Вскоре после родов его мама умерла, и детей воспитывал отец. Увы, не долго, вскоре и он скончался, и дети остались на попечении няни – Марии Григорьевны.

Старшие дети, получив среднее образование, разъехались по другим городам для дальнейшего обучения, а Серафим и его младший брат Дмитрий остались с няней.

Серафим окончил опытно-показательную школу при учительском институте, которая располагалась в здании бывшей мужской гимназии (ныне здание педагогического университета). Его одноклассники, как и он сам, стали известными впоследствии не только в родном городе, но и далеко за его пределами (например, архитектор С.Л. Агафонов и полярник Е.К. Федоров).

Затем Серафим Андреевич окончил педагогический институт и занимался наукой и преподавательской деятельностью.

Он принадлежал к числу видных специалистов в области английской и шотландской литературы. Доктор филологических наук, профессор Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, он двадцать лет возглавлял кафедру зарубежной литературы, созданную под его руководством в 1961 году.

Большой вклад С.А. Орловым был внесен в исследование творчества шотландского поэта Роберта Бернса. Это направление стало темой его кандидатской диссертации, успешно защищенной им в Ленинграде в 1941 году.  Он  состоял почетным членом клуба друзей Р. Бернса в Москве. Переводы стихов Бернса публиковал Орлов на страницах местных газет и межвузовских научных изданий, а в 1964 году опубликовал книгу на русском и английском языках «Венок Роберта Бернса».

Перу С.А. Орлова принадлежит также первая в нашей стране монография, посвященная творчеству Вальтера Скотта. Изданная Горьковским университетом и содержащая переписку участника войны 1812 года Дениса Давыдова с Вальтером Скоттом книга «Исторический роман Вальтера Скотта» увидела свет в 1960 году.

Поражает многогранность таланта С.А. Орлова – ученого и краеведа, занимавшегося изучением культуры нашего края. Он автор многочисленных работ, посвящённых творчеству А.С. Пушкина, Н.А. Добролюбова, В.Г. Короленко, А.М. Горького. Им созданы сценарии для документальных фильмов «Болдинская осень» (Моснаучфильм, совместно с А. Белокуровым), «Шекспировские места в Англии» (ГГУ им. Лобачевского), «Город Горький» (к 750-летию города, Куйбышевская киностудия).

Он опубликовал ряд новых документов о Болдинском периоде жизни и творчества А.С. Пушкина – «Болдинская осень» (1962 г.), «Пушкин в Болдине», а также об исполнительской деятельности в Нижнем Новгороде актрис П. Стрепетовой и Л. Никулиной-Косицкой в книге «Люди русского искусства» (1959 г.)

В 1971 году к юбилею города в Волго-вятском книжном издательстве вышла в свет книга С.А.Орлова «Гости о нашем городе», а в 1975 году – «Н.А.Добролюбов в Нижнем Новгороде». В 1977 году по инициативе С.А. Орлова вышла книга «Памятники города Горького», где он выступал, как составитель и автор предисловия.

По его инициативе и при непосредственном участии был создан музей Н.А. Добролюбова и установлен памятник в сквере на улице Большая Покровская (автор памятника Н.А. Добролюбову – нижегородский скульптор, почетный гражданин Нижнего Новгорода П.И. Гусев).

Скончался Серафим Андреевич Орлов в 1980 году.

 

Почаинская улица…

С ней у меня тоже немало воспоминаний связано…

Недалеко от Нижегородского кремля, там, где Зеленский съезд, находится Почаинский овраг, по дну которого в давние времена протекала речка Почайна, впоследствии заключенная в подземные трубы. Она и дала название оврагу. Названа Почаинской и улица, которая спускается вдоль оврага от верхнепосадской церкви Жен Мироносиц (построена в 1649 году).

На этой старинной улице, которая не меняла своего имени, стоит самый старинный дом (XVII век) в нашем городе – дом купца Чатыгина, который называют «Домик Петра». В нем останавливался молодой 23-летний государь Петр Алексеевич в 1695 году перед Азовским походом.

Многих хозяев за свою долгую историю сменил этот терем. Были здесь и музей речного училища, и библиотеки, и жилые квартиры, но вот только в 1970 году, когда расселили жильцов, началась реставрация. Этим проектом занимался знаменитый архитектор Святослав Леонидович Агафонов (он же возродил из руин Нижегородский кремль), а велись работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). После реставрации в «Домике Петра» разместилось ВООПИК, которое закончило свое существование в 2004 году. Не до истории и культуры стало властям предержащим…

Сейчас один из самых старинных памятников архитектуры, связанный с историческим приездом Петра Великого в Нижний Новгород, погибает. Будучи без отопления несколько лет, он плесневеет и гниет изнутри. Видимо, этому дому-памятнику федерального значения, чтобы обратить на себя внимание, нужно развалиться, как разваливался изнутри ждавший шестнадцать лет ремонта дом Рукавишникова.

С «Домиком Петра» связано ещё одно интересное событие. Наша страна готовилась в 1996 году отметить 300-летие основания Петром I Российского флота, и мы предложили мэру города Ивану Петровичу Склярову установить на доме 27 по улице Почаинской мемориальную доску в память о пребывании Петра I. Предложение было одобрено.

За исполнение взялась Татьяна Георгиевна Холуёва. Работа скульптора Татьяны Холуевой была превосходна. Это был поясной барельефный портрет молодого Петра, держащего на ладони ботик. Надписи: внизу на ленте – «Основателю Российского флота», на верхнем картуше –«1696», на нижнем – «Петру I – нижегородцы 1996».

На торжественном открытии памятной доски, которое состоялось 30 августа, присутствовали: губернатор Борис Немцов, заместитель губернатора Евгений Крестьянинов, мэр города Иван Скляров, писатели, художники, учителя. После митинга И.Скляров подошел к нам, поблагодарил Татьяну за работу и меня за участие и помощь. Работу все хвалили, и тогда Татьяна Георгиевна сказала: «Может, нам сделать копию и подарить в 1997 году на 850-летие Москве, где Петр задумал создание флота и где был построен его ботик – первый небольшой корабль?»  И.П. Скляров согласился.

Копия была готова в конце октября, а 7 ноября в Нижний Новгород прибыл московский мэр Ю.М. Лужков. Иван Петрович пригласил нас с Татьяной Георгиевной на эту встречу, а затем все поехали на улицу Почаинскую, где состоялась церемония дарения мемориальной доски. Подарок Лужкову понравился, он сказал: «Будем сообща думать о месте её установки». Мы все стояли у «Домика Петра» и разговаривали. Вот тут Иван Петрович и заметил: «Давно бы Москве нужно было вернуть в Нижний Новгород Мартосовский памятник великим патриотам России Минину и Пожарскому». (Иван Петрович Мартос (1754-1835). Сохранились его творения – памятник М. Ломоносову в Архангельске, Дюку Ришелье в Одессе. Но самое выдающееся произведение – это памятник Минину и Пожарскому, над которым он работал четырнадцать лет – с 1804 по 1818 год).

Мы все замерли, ожидая ответа. Юрий Михайлович, чуть помедлив, сказал: « Хорошо, мы подарим вам его копию».

Мне довелось принимать участие в выборе места в Москве для установки бронзовой доски Петру I. Она была установлена на одном из старинных зданий Измайловского комплекса, связанного с юностью Петра. Здесь сохранились дома петровского времени: Государев двор, храм Покрова и другие постройки – памятники архитектуры и истории. Открытие состоялось в начале сентября 1997 года, когда Москва праздновала свое 850-летие. Нижегородская делегация участвовала в торжествах. В Москве еще раз подтвердили решение сделать копию памятника Минину и Пожарскому для нашего города.

Копия была выполнена московским скульптором, народным художником России Зурабом Церетели и установлена в Нижнем Новгороде на площади Народного единства.

Церемония открытия состоялась 4 ноября 2005 года в День народного единства, а оригинал Ивана Мартоса, выполненный в 1818 году, остался в Москве на Красной площади.

 

Вот в такие лабиринты истории можно забрести, гуляя по улицам и переулкам родного города.

 

 

       ОТ СОСТАВИТЕЛЯ. ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ А.В. КЕССЕЛЬ

       В о з в р а щ е н и е  М и н и н а  и  П о ж а р с к о г о

4 ноября 2005 года в нашей стране впервые отмечался День народного единства, по сути всенародно праздновалась победа Нижегородского народного ополчения 1612 года под водительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. По историческим источникам в этот день с боями были освобождены от иноземных захватчиков центр Москвы с Китай-городом, а к 8 ноября изможденные осадой Кремля поляки сами покинули эту московскую святыню.

По праву центром торжеств стал  Нижний Новгород, от стен которого Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский повели ополченцев отвоевывать Москву от интервентов. По пути к войску присоединялись тысячи  добровольцев из других мест, людей разных национальностей и вероисповеданий, уже тогда символизируя народное единство во имя высокой цели.

Одним из главных событий  торжеств на нижегородской земле стало «возвращение» Минина и Пожарского туда, откуда вышло ополчение – к Ивановской башне Нижегородского кремля, храму Рождества Иоанна Предтечи. Речь идет о памятнике великим патриотам, который нижегородские купцы заказали скульптору Ивану Мартосу и который по решению императора Александра Первого вместо Нижнего Новгорода был установлен в Москве на Красной площади.

В мае 1997 года мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков приезжал в Нижний Новгород, чтобы поддержать на губернаторских выборах своего друга, тогдашнего мэра города Ивана Петровича Склярова. Во время прогулки по Большой Покровской улице, которая вливается в площадь Минина и Пожарского, на подходе к площади Юрий Михайлович спросил:

– Насколько я помню по прошлым своим приездам, у вас на этой площади памятник Минину есть, а Пожарского что-то я  там не видел.

Мы в это время  как раз снимали эту «проходку», и вопрос прозвучал на камеру и на мой микрофон, и получилось, что он обращен ко мне. И так как больше никто не рвался отвечать, то пришлось это сделать мне:

– А Пожарский, Юрий Михайлович, задержался у вас в Москве. Честно говоря, они там оба – и Минин, и Пожарский – у храма Василия Блаженного обосновались, а Минин в сторону Нижнего Новгорода показывает: мол, пора домой!

Когда столичный мэр узнал, как Минин и Пожарский «поменяли адрес», то высказал мысль о том, что Москва должна подарить Нижнему Новгороду копию этого монумента.

Когда подошли к площади Минина и Пожарского мы разыграли такую сцену, видеозапись которой сохранилась у меня на кассете. Я сказал, что слышал, будто бы Москва хочет восстановить справедливость и подарить Нижнему Новгороду копию памятника великим русским патриотам.

– Ну, зачем же вы так, это же пока секрет! – отвечает Ю.М. Лужков, а потом продолжает:  – А вообще-то, какой это секрет, зачем из этого делать секрет? Мы считаем, что за заслуги нижегородцев в освобождении Москвы ополчением Минина и Пожарского должны отлить и передать Нижнему Новгороду в дар точную копию памятника, который стоит у нас на Красной площади у храма Василия Блаженного. И это мы сделаем в самое ближайшее время…

С ближайшим временем, как теперь ясно, ничего не вышло. И Лужков в этом не виноват. Просто в городе изменилась ситуация. Иван Петрович Скляров на губернаторских выборах в 1997 году победил, но мэром Нижнего Новгорода стал Юрий Исакович Лебедев, который, когда речь зашла о памятнике Минину и Пожарскому, публично заявил:

– А зачем нам копия? Пусть отдают подлинник, его же для Нижнего Новгорода отливали, а себе пусть отольют и поставят в Москве копию. И подарка нам не надо! Мы соберем сколько надо денег и подлинного Мартоса у Москвы выкупим.

Понятно, что такая постановка вопроса никакого продолжения иметь не могла, потому что Минин и Пожарский на Красной площади – это даже не принадлежность Москвы, а государственные символы России, вместе с Кремлем, собором Василия Блаженного, Историческим музеем, Мавзолеем В. И. Ленина, занесенные в мировые исторические скрижали ЮНЕСКО как культурное достояние всего человечества.

И только в 2004 году вспомнили о возвращении копии памятника Минину и Пожарскому. И начались дискуссии, где его ставить. Лужков-то в свое время предполагал, что на площади Минина и Пожарского, но тогда пришлось бы убирать оттуда памятник Минину работы Олега Комова, воздвигнутый в июне 1989 года. Город уже пережил однажды снос памятника Кузьме Минину в 1986 году. Это было ужасное зрелище, когда его разваливали по частям, это напоминало казнь через четвертование. Тот памятник работы скульптора Колобова был открыт летом 1943 года в разгар войны и изготовлен он был из бетона, который со временем начал трескаться и разваливаться. Поэтому его нужно было заменить на другой. Кстати, потом его все-таки отремонтировали, собрали воедино, покрасили и поставили в городе Балахне, откуда Кузьма Минин, как считают некоторые биографы, родом.

В споре о том, где ставить московскую копию, прозвучали предложения предоставить ей исконное место в центре мемориальной площади Нижегородского кремля, где и предполагалось разместить монумент Ивана Мартоса. Но там с 1828 года стоит серый гранитный обелиск, присланный в Нижний Новгород царем взамен  на московскую бронзовую статую. Мартос сделал для этого обелиска бронзовые отливки голов Минина и Пожарского и поместил их на его гранях. Это уже тоже факт, вписанный в историю и облик города, и ни у кого  из ныне живущих горожан нет прав на снос или перенос это памятника куда-то в другое место.

Соломоново решение пришло тогда, когда взялись за восстановление возвращенного русской православной церкви храма Рождества святого Иоанна Предтечи, в котором чего только не было в советское время – от технического клуба ДОСААФ до общественного туалета. Вспомнили, что это одно из предполагаемых мест выступления земского старосты Кузьмы Минина с призывом к землякам собрать средства на вооруженное ополчение для освобождения Москвы от иноземцев и смутьянов. Именно на этом месте запечатлен Кузьма Минин на великой картине Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам». За ним видна Ивановская башня Нижегородского кремля, храм Рождества святого Иоанна Предтечи, правда, деревянный и в таком виде, в каком сфантазировал художник, потому что ко времени написания картины исторический облик этого церковного здания был уже утрачен. Что было несомненно точно, так это то, что сформированное в Нижегородском кремле ополчение спустилось вниз по внутреннему Ивановскому съезду и вышло из кремля через ворота Ивановской башни.  Во главе него были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И это утихомирило все споры, во всяком случае, был обретен повод установить копию московского монумента здесь, на так называемом издавна Нижнем базаре.

Для того, чтобы сделать копию, надо было московский памятник с помощью точнейшей компьютерной графики спроектировать, исполнить в глине, а потом отлить в бронзе. За эту работу взялся Зураб Константинович Церетели, президент Российской Академии Художеств, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской  премии. В отличие от Юрия Михайловича Лужкова, который говорил о точной копии, Зураб Церетели сказал, что выполненная им в бронзе копия будет на треть меньше подлинника. И мотивировал это тем, что так монумент лучше впишется в окружающую среду и архитектуру. Ректор Нижегородского государственного архитектурно – строительного университета академик Российской государственной академии архитектуры и строительства Валентин Васильевич Найденко, который курировал все восстановительные работы на храме Рождества святого Иоанна Предтечи и сооружение памятника национальным героям России и поэтому не раз бывавший в мастерской Зураба Церетели в Москве, у меня в передаче заметил, что изменение габаритов скульптурной композиции на одну треть дает современному скульптору право на соавторство с Иваном Мартосом. И именно это моральное удовлетворение нужно Зурабу Церетели, всю работу он выполняет для нижегородцев бесплатно. В итоге осталось непонятным, кто подарил Нижнему Новгороду эту уменьшенную копию – Москва или лично Зураб Церетели. На открытии памятника никого из правительства Москвы не было, а Церетели был и принимал слова благодарности от нижегородских властей, адресованные лично ему. Об инициативе Лужкова никто не вспомнил.

На торжества в Нижний Новгород приехал святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он освятил восстановленный храм и водруженный памятник.

Во время открытия нового памятника ни слова не было сказано не только о Лужкове, но и об Иване Петровиче Склярове.

Назавтра у меня дома зазвонил телефон:

– Саша, это Скляров говорит, у тебя сохранилась та съемка с Лужковым, где он обещает  сделать для Нижнего копию памятника Минину и Пожарскому? Ты ведь ее уже как-то давно показывал.

– Конечно, сохранилась. А показывал я ее тогда же летом 1997 года, на второй день после съемки…

– Прошу тебя, покажи ее сейчас, а то все забыли, как мы вынудили Лужкова подарить городу копию памятника с Красной площади.

Иван Петрович говорил тяжело, как-то сипло, ослабевшим голосом: на него уже накатывалась тяжелая болезнь – подагра, которая и стала причиной его смерти.

Через неделю после звонка Ивана Петровича в своей передаче «Поверьте на слово» я показал съемку мая 1997 года с  записью разговора Склярова и Лужкова.

Вечером мне домой опять позвонил Иван Петрович:

– Ну, теперь у меня на душе спокойно: люди видели, как было на самом деле!.. Спасибо!

Александр Цирульников

 


(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 29.01.2015
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции