Гроза М.А. Храмы, посвященные демонам (有應公) на Тайване (отчет о проделанной полевой работе в период июль-август 2007 г.)

2 ноября, 2019
М.А. Гроза. Храмы, посвященные демонам (有應公) на Тайване (отчет о проделанной полевой работе в период июль-август 2007 г.) (60.86 Kb)

 

ВВЕДЕНИЕ:

…Возможно, те из вас, кто присутствовал на моем докладе на прошлых Торчиновских Чтениях, помнят (в общих чертах) о чем шла речь. Дело в том, что за время первого годичного пребывания на Тайване, мне посчастливилось напасть на очень  интересную и (насколько мне видится),  малоисследованную тему.

…Как-то (летом 2006 г.) появилась идея объехать остров по побережью на велосипеде. В принципе идея не такая уж новая в кругах тайваньских спортсменов, но…была одна «изюминка» – все путешествие (насколько это возможно), было запланировано автономным. В частности не предполагалось бронирование каких- бы то ни было гостиниц/ постоялых дворов и т.п. Суть – «разбираться с проблемами по мере их возникновения в пути, ночлег и пропитание каждый день искать на месте, опять же по обстановке»…Опуская детали, скажу, что за все 10 суток путешествия, ночевать каждый день приходилось в самых разных местах. В основном это были небольшие храмы, монастыри (те места, где есть крыша над головой за «бесплатно»). В одну из таких ночей на восточном побережье, мне пришлось  заночевать в маленьком придорожном храме – почти кумирне.  Как, оказалось, через некоторое время по возвращении, храм был посвящен неприкаянному духу – демону.…Насколько стало понятно впоследствии, тайваньцы относятся к таким местам со страхом и осторожностью, и не будь я иностранцем, вполне мог бы быть принят за сумасшедшего, отважившегося (пусть и по незнанию) заночевать в маленьком 3хстенном храме у дороги. По правде говоря, и так реакция тех немногих кому я рассказывал об этом была весьма однозначной. Так началась история наших «отношений» с тайваньскими демонами, длящиеся по сию пору…

…Настоящий доклад является продолжением исследования такой формы религиозности современного Тайваня как «культ демонов» и посвященных ему храмов. Итак, летом 2007 г. (июль – август) мне вновь посчастливилось побывать там и (на этот раз более предметно и углубленно) продолжить полевые исследования по данной теме.  Что же такое «культ демонов» Тайваня, насколько он значим, какое занимает место в жизни тайваньского народа, и как вписывается в систему его верований??

Во время пребывания «в поле» были поставлены следующие задачи (что частично помогло ответить на эти вопросы):

– выявление и описание конкретных объектов исследования (храмы, кумирни),

– выборочное обследование особо популярных объектов,

– проведение выборочного тематического анкетирования жителей г. Тайнань,

– систематизация и первичный анализ материалов исследований.

 

Итак, полевые исследования проводились в летний сезон 2007 г. на территории прибрежной зоны о-ва Тайвань. Особое внимание было уделено г. Тайнань и его пригородам (проведение анкетирования, описание храмов).

Полевая работа этого сезона велась в двух направлениях:

I – «Обще-тайваньское направление» (предпринято мото- путешествие по тайваньскому побережью, которое помогло зафиксировать достаточно большое кол-во объектов, провести фотосъемку, описать и на основании собранного материала составить примерный список таких храмов (обозначив некоторые закономерности) на протяжении всего тайваньского побережья).
II – «Тайнаньское направление» (выборочное анкетирование – социологический опрос населения, фото особо популярных объектов и их краткое описание, а т.ж. составление примерного списка «иньных» храмов г. Тайнань по районам).

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

 

  1. «Обще-тайваньское направление полевой работы»

В конце июля 2007 г. (  ) мной было предпринято  мото – путешествие (по всему побережью Тайваня) протяженностью ок. 1800 км и продлившееся 5 дней,  с целью обнаружения и обследования объектов изучения – храмов и кумирен, посвященных демонам,  в результате, которого было обнаружено  76 храмов, 97% которых однозначно могут быть отнесены к категории    有應公  («Господин, исполняющий просьбы»), которым и был посвящен предыдущий доклад.

 

Храмы и кумирни有應公, обнаруженные во время путешествия по тайваньскому побережью (июль 2007 г.):

 

Всего – 76

Из них:

Не зафиксировано – 42

(Из них  на участках пути)

Тайнань – Кеньдин и Кеньдин – Цзилун – 27,

Тайчжун – Тайнань – 15.

Зафиксировано (имеются фото, описания) – 34

(Из них на участках пути)

Тайнань – Кеньдин – 4,

Кеньдин – Цзилун – 21,

Цзилун – Тайбей – 5,

Тайчжун – Тайнань – 4.

 

 

Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что одной из больших удач летнего сезона 2007 г. было знакомство с рядом известных тайваньских исследователей г. Тайнань (г-да Сюй Янь Пин, Чэн Чжи Юань (Чжуншаньский Университет, Университет Чэнгун)) и Тайбей (Линь Мэй Жун, Чжен Чжи Мин (Академия Синика и Университет Фужэнь)), которые оказали мне немалую поддержку и помощь. Все они так или иначе занимаются исследованиями простонародной религиозности  на Тайване в самых различных формах ее проявления (исследования локальных культов, в т.ч. и «культа демонов»).   Особенно хотелось бы отметить г-на Сюй Янь Пина, защитившего в 2007 г.  докторскую диссертацию посвященную демоническим храмам Тайваня («Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань»). Следует учесть, что за последние 35 лет на Тайване серьезно занимались этой  темой лишь 7 человек (не считая редких статей, обзоров и книг, где как-то упоминалось об этом, которых г-н Сюй насчитывает (за период 1901 – 2001 гг.) в своей работе 39…[1]).

 

…Следует напомнить о самом понятии «Господин, исполняющий просьбы» (有應公) и о способах его трактовки. Несмотря на отсутствие однозначного мнения  на эту тему в тайваньской научной среде, все-таки хотелось бы указать на некоторые неточности имевшие место в моем предыдущем докладе. А именно – проведение условной классификации подобного рода храмов.

Во время полевой работы летнего сезона благодаря опросам, анкетированию, многочисленным поездкам, сбору конкретного материала и главным образом – знакомству с вышеназванными исследователями, удалось более-менее прояснить ситуацию с проведением условной классификации подобного рода храмов.

 

Итак:

 

– По результатам проведенной работы было установлено, что практически все обследованные объекты (храмы, кумирни) по всей территории  побережья Тайваня обладают общей для них чертой – они посвящены духам, к которым (за редким исключением) можно обращаться любому человеку с любыми просьбами. Это означает, что все они, так или иначе, относятся к категории храмов «Исполняющий просьбы дух» (有應神). Следовательно, «Господин, исполняющий просьбы» (有應公) – не есть какая-либо одна разновидность демонических храмов (хотя некоторые и тяготеют к подобной т. зр.[2]), а является обобщающим названием и характеристикой для всех видов подобного рода мест отправления культа!

– По последним данным (принимая к сведению варианты классификации, предложенные другими исследователями данного вопроса в 1999 и 2005 гг.),[3] на основании собственных полевых исследований в данной области, а т.ж. с помощью вышеназванного тайваньского исследователя данного вопроса г-на Сюй, к настоящему времени мне видится, что можно принять следующую примерную классификацию «демонических храмов»:

 

Классификация храмов, посвященных демонам

                 («Господин, исполняющий просьбы» (有應公)):

 

 

 

Типы1) По «способу смерти»2) По статусу (при жизни) 3) По «специализа

ции» («сфера занятости» после смерти)

4) По местонахожде

нию

останков

5) Не имею

щие остан

ков

6) Не оста

вивший наслед

ников

                                                                              КлассыУтоплен

ники (水流公)

Лица женского пола (女娘有應公)«Дарующий богатство» (發才有應公)В заброшенной могиле (野墓有應公)«Туман

ный дух» (縹緲有應公)

Дух «павше

го дома» (倒房有應公) [4]

Погиб

шие в бою (戰亡有應公),  убитые, казнен

ные (犯罪之有應公)

Дети (囡仔/囝仔有應公)«Домашний дух» (家神有應公) В поле/ незахороненные безымянные останки (田頭有應公)  
Попав

шие в аварию (車禍有應公), жертвы несчаст. случаев

Иноземцы (外國人有應公)М.б. «Господин Большой Толпы» (大眾爺)  ??   
Пожертвовавшие собой при исполне

нии долга (殉職有應公)

Домашний скот (牲畜有應公)[5]    
Самоубийцы (自殺有應公)     

 

 

 

 

 

 

 

(В данную таблицу  не вошли некоторые классы храмов демонов, такие как – посвященные погибшим в больницах, безымянным духам гор и лесов, а т.ж., т.н. «Храмы достойного народа» и «Господин Великой толпы», которые:

а) не были замечены во время путешествия по тайваньскому побережью,

б) пока еще являются проблемным пунктом данной темы (предстоит уточнить / выяснить точное их назначение, собрать материал и проанализировать).[6]

Таким образом, представив классификацию подобных храмов (в общем виде), можно заметить, что схема оказывается весьма «гуляющей» – так, например, один и тот же храм одного класса может принадлежать к нескольким типам одновременно (но едва ли возможна обратная ситуация!).

Особенно, хочется отметить два, на мой взгляд, самых важных типа (по таблице) – это «По способу смерти» и «По специализации после смерти» как  основные определяющие принадлежности определенных слоев населения к «культу демонов» (так, например, карточный игрок навряд ли пойдет к «Духу павшего дома», или «Демону – иностранцу», – скорее к «Демону, дарующему богатство», а контрабандист или рыбак не станут подносить жертвы демону «Домашнего скота» или демону ребенка погибшего в пожаре (если нет каких-либо особых обстоятельств), а поднесут их Демону – утопленнику, и т.д.) …

 

Т.о., опираясь на вышеприведенную классификацию, мной был проведен первичный анализ/ типологизация храмов, обнаруженных (и описанных) во время летнего путешествия по тайваньскому побережью.

 

Результаты:

(Общее кол-во храмов различных типов)

-Тип 1 – 10/ 11

-Тип 2 – 1/ 2

-Тип 3 – 3

-Тип 4 – 6

-Тип 5 – 9/ 10

-Тип 6 – 0

 

Теперь можно свести данные в одну таблицу и сделать некоторые предварительные  выводы.

 

 

 

Классы храмовТайнань – Кеньдин (臺南-墾丁)Кеньдин – Цзилун (墾丁-基隆)Цзилун – Тайбей (基隆-臺北)Тайчжун – Тайнань (臺中-臺南)Всего
水流公        0       1        3       0   4
戰亡有應公        0       2        0       0   2
車禍有應公        0       2        0       0   2
殉職有應公        1       2        0       0   3
自殺有應公        0       0        0       0   0
女娘有應公        0       0        0       0   0
仔有應公        0       0        0       0   0
外人有應公        0       1        0       0   1
牲畜有應公        0       0        0       0   0
發財有應公        0       1        0       0   1
家神有應公        2       1        0       0   3
大眾爺        1       0        0       0   1
野墓有應公        0       0        0       0   0
田頭有應公        0       2        1       3   6
縹緲有應公        0       9        1       1   11
倒房有應公        0       0        0       0   0
Итого        4      21        5       4   34

 

Сводная классификационная таблица «храмов демонов» по всему тайваньскому побережью:

 

Классы храмов   КоличествоПроцентное соотношение«Рейтинг»
水流公                 4               11,7%           3
戰亡有應公                 2               5,8%           5
車禍有應公                 2               5,8%           5
殉職有應公                 3               8,8%           4
自殺有應公   
女娘有應公   
囡仔 / 囝仔有應公   
外人有應公                 1               2,9%           6
牲畜有應公   
發財有應公                 1               2,9%           6
家神有應公                 3               8,8%           4
大眾爺                 1               2,9%           6
野墓有應公   
田頭有應公                 6               18,1%           2
縹緲有應公                11               32,3%           1
倒房有應公   
 

ИТОГО

                34               100% 

 

(

Подведем предварительные итоги первого направления полевой работы 2007 г.:

– во время путешествия по побережью о. Тайвань, было зафиксировано 76 объектов (храмы, кумирни), часть из которых удалось обследовать, описать, провести необходимые замеры, а т.ж., фотосъемку;

– на основании имеющегося материала и проведенных ранее исследований, удалось провести классификацию подобного рода храмов;

– на основании полученного материала (цифр), можно сделать некоторые предварительные выводы:

а) районами наибольшего скопления «храмов демонов» прибрежной зоны, определенно можно считать южную и северную оконечности острова, восточное побережье, и в меньшей степени – западное (Тайчжун – Тайнань), участки же Тайбей – Тайчжун и Тайнань – Гаосюн условно можно считать «мертвой зоной» (по причине наибольшей степени индустриализации, львиная доля застройки и промзон приходится именно на эти территории).

б) имеющиеся храмы в различных р-нах имеют свою специфику. На 1м участке маршрута преобладают храмы «семейных демонов» и храмы большой толпы; на 2м – храмы «туманных/ неясных» демонов, а т.ж. убитых, казненных и погибших при исполнении долга/ рабочих обязанностей людей;

на 3м – храмы утопленников, на 4м – храмы, возведенные в честь безымянных останков, найденных в поле.

Такая ситуация не случайна, а обусловлена рядом вполне конкретных формообразующих факторов, а именно:

-географический (утопленники на Севере и Востоке (места проживания рыболовов, моряков), погибшие в авариях и при исп. Рабочих обязанностей  (специфич. Опасный рельеф восточного поб., горная дорога и пр.), безымян. полевые останки на западе (равнины, рисовые поля – останки крестьян –переселенцев из Китая)).

-исторический (Восточное Побережье – традиционные места казней во времена японской оккупации, а т.ж. многочисленные стычки с аборигенами в р-не современного Иланя). Т.о., видно, что наибольшее кол-во храмов демонов приходится на восточное побережье и северную оконечность о-ва.

 

  1. «Тайнаньское направление полевой работы»

Данное направление полевой работы летнего сезона ставило перед собой следующие задачи:

– выборочное анкетирование населения,

– фото особо популярных объектов и их краткое описание,

– составление примерного списка «иньных» храмов г. Тайнань по районам.

 

Результаты:

Всего опрошено – 103

(из них:  – жители г. Тайнань – 61)

  1. По половому признаку:

мужчин – 54

женщин – 49

  1. По профессиональной принадлежности:

– «рабочие» – 14

– «интеллигенция» – 35

– работающие в сфере обслуживания – 35

– бизнесмены – 5

– водители такси – 8

– полицейские – 4

  1. Возраст:

– до 20 лет – 15

– 20-30 лет – 51

– 30-50 лет – 33

– 50 и более лет – 4

  1. Вероисповедание:

– буддизм – 37

– даосизм – 14

– христианство – 9

– неопределенные взгляды/ их отсутствие – 26

– Игуаньдао – 5

– «народные верования» – 12

  1. Знакомы с понятием «храм демона» (有應公) – 93
  2. Осведомлены о существовании различных

     классов такого рода храмов  – 82

  1. Наличие «храмов демонов» на территории проживания 

подтвердили – 89

  1. Факт посещения признали:

– часто – 4

– иногда – 26

– редко – 38

– никогда – 35

  1.  Ситуация по опросу следующая – всего опрошено 103 человека (из них 61 жители Тайнаня), соотношение мужчин и женщин почти ½ , возраст в основном 20-50 лет (младше и старше –оч. плохо идут на контакт), большинство из к-х относится к «интеллигенции»/ работает в сфере обслуживания, чуть меньше рабочих, однако самое ценное – водители- дальнобойщики, таксисты и полицейские почти остались за кадром (оч. мало). Вопрос вероисповедания весьма неоднозначен –большинство являются буддистами/ даосами/ затрудняются ответить/ исповедуют т.н. «народные верования», остальных меньшинство. Большинство знакомо с понятием «дем. Храма», осведомлено о сущ. Различных классов оных, и отмечают наличие таковых на территории своего проживания.    Факт посещения признали:

– часто – 4

– иногда – 26

– редко – 38

– никогда – 35

 

Интересно было отметить, что большинство реципиентов (возраст 20 – 50 лет), отмечая «демоническую»/ «нечистую» природу существ, которым посвящены подобные храмы и кумирни, заявляли, что для них有應公 не является чем -то особенным. Принципиальной разницы между светлыми «янными» и темными «иньными» храмами они не делают. Т.о., в большинстве случаев не было заметно сильно отрицательного отношения к данному элементу культуры (при том, что появляться в этих местах просто так – особенно в темное время суток люди все-же оч. боятся). Однако – познания о подобного рода местах, как правило,  весьма ограничены внешней стороной вопроса (констатация факта «иньности», советы типа «не стоит ходить туда без крайней надобности», т.ж. многие просто с трудом себе представляют причину подобного отношения к такого рода местам).

 

Результаты анкетирования:

Полученные данные отражают ситуацию лишь со стороны, видимой людям молодого и среднего возрастов соответствующих соц. групп (что интересно, скорее для составления статистики чем для разрешения проблемы в целом).

Метод анкетирования показал себя не вполне оправданным в данном случае (в частности, по отношению к некоторым  наиболее интересным социальным группам (рыбаки, водители-дальнобойщики, полицейские), а т.ж., людям старше 55-60 лет. Мне представляется эффективным в дальнейшем при общении с указанными категориями людей, использовать методы фокус-интервью с записью на диктофон.

 

Следующей задачей «Тайнаньского» направления работы было составить «Список «Инь мяо» г. Тайнань по районам», для чего с конца июня по середину августа планомерно был совершен «объезд» всех 6  административных  р-нов г. Тайнань (территория «поля» (S=160 км²) была разделена на 40 квадратов со стороной =2 км. Далее  – на основе найденного в библиотеке, Интернете, собранного во время бесед с местными жителями, картографического и др. материалов, по квадратам велся поиск храмов «有應公». Поиски проводились  практически ежедневно и занимали 2-6 часов в день. Т.о., затраченное время составило – 40 дней (ок. 130 часов).     )J(

Велся полевой дневник, с присвоением номеров каждой найденной позиции, а т.ж., по возможности, полным описанием храмов и кумирен, замерами и фотосъемкой (Всего за лето  по острову было обнаружено 119 храмов и кумирен посвященных демоническим существам). Там, где представлялось возможным, проводились беседы с местными жителями).

Обобщенные результаты проделанной работы данного направления сведены в таблицу. Более подробный разговор о них выходит за рамки настоящего отчета, и является темой отдельного доклада.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

Что же такое «культ демонов» Тайваня, насколько он значим, какое занимает место в жизни тайваньского народа, и как вписывается в систему его верований??  Предпосылки для ответов на эти вопросы указаны в данном докладе – это конкретные данные, на основе которых впоследствии (при условии сбора дополнительного материала) можно строить определенную статистику, выводы и пр.

…Данная ситуация видимо, является интересным отражением социальной картины тайваньского общества. Демоны – непосредственная метафора для обозначения определенных маргинальных элементов общества (кримин. Эл-т, нищие, и т.п.). Так один амер. Антрополог Роберт Веллер предложил 2 вида маргиналий общества (и соответственно – демонов): Политические – Опасные (воры, бандиты, проститутки, игроки и пр.) и Клановые/ Семейные – Несчастные (не имеющие потомков, незамужние, нищие, одинокие и пр.). Первые находятся в оппозиции к полит. Структуре, вторые – к конфуцианскому институту семьи (и т.о., косвенно – к государству).

Тот же Веллер отмечает «индивидуальность»/ отсутствие принадлежности к какой-л. Организованности (local communities) = асоциальность демонов и их прототипов – политически опасных маргиналов (криминал.), указывая на обособленность и раздельность существования таких храмов. Но Веллер занимался исследованиями одного маленького пригорода Тайбея, и ничего не говорил о существовании различных типов храмов!!! Поэтому, мне видится, что это не совсем так – более- менее организованные группы все-таки существуют –это отражено в существовании различного типа храмов, с присущими им характеристиками (возм. Коннотации: контрабандисты, рыболовы, пираты – , грабители, игроки, проститутки –  и т.д.). Т.о. (как гипотеза) –мне представляется возможным говорить об Инь мяо как о индикаторе наличия и состояния (!) тех/иных маргинальных если не «тайных» обществ/образований, то –групп.

М.А. Гроза, Университет Тайбей (Тайвань)

Опубл.:  Торчиновские чтения 2008г. / СПбГУ. СПб., 2009.

 


 

[1] См. Сюй Янь Пин  «Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань» (текст диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Университет Чжуншань. Гаосюн. 2007. С. 4-9.

[2] См.: Сборник «Торчиновские чтения» (Сборник докладов). МОЯ СТАТЬЯ. 2007.

[3] См.: Сюй Янь Пин  «Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань» (текст диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Университет Чжуншань. Гаосюн. 2007. С.97-99.

[4] Данный пункт классификации был предложен в 2005 г. г-ном Кан Цзя Чэном в его диссертации на соискание докторской степени («Исследование культа неупокоенных духов в районе Фэнюань», Государственный Университет г. Тайнань, Отдел Культуры Тайваня. 2005. С. 73-74), и является весьма любопытным. Храмов, попадающих в данную категорию мне не встречалось.

[5] Данный пункт классификации был предложен в 2007 г. г-ном Сюй Янь Пином (См. «Исследование…», с. 99), также является весьма интересным. Храмов данного типа мною отмечено не было.

[6] Из бесед с местными жителями – возможно, эти храмы не являются в настоящем смысле демоническими. Прим. авт.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции