Гусарова Т. «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)

26 октября, 2019

Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.) (6.03 Kb)

Хороводы – одно из древнейших обрядовых действий, связанных с культом Солнца, с течением времени приобретают отчасти обрядовый, отчасти развлекательно-игровой характер. Именно в таком качестве они и сохраняются на долгое время в народной традиции.
В Нижегородской области запись этой формы народной исполнительской культуры в большей или меньшей степени сохранности удается осуществить до настоящего времени от представителей старшей возрастной группы (60 лет и более), преимущественно женщин. Как правило, это воспоминания, относящиеся к первой половине  XX столетия; информаторы рассказывают о времени проведения хороводов, их рисунке, характере, хороводных песнях и сопровождающей хоровод игре.
Чаще всего хороводы водились с весны до конца лета: от Красной Горки (первое воскресенье после Пасхи), когда появлялись первые просохшие полянки и пригорки, а в северных районах, где весна наступала на 2-3 недели позднее – с Зеленых святок, воскресенья, предшествующего Троице, до Петрова дня (8 июля) или Ильина дня (2 августа). Имеется информация о том, что хороводы в некоторых местностях водили и на Покров (14 октября).
Хоровод всегда «игрался» на ограниченном пространстве, традиционном для каждого села или деревни. Иногда это было в самом населенном пункте, на его  околице или неподалеку от деревни, на пригорке или высоком берегу речки. Летом хороводы водили в лугах.
В означенный период понятие о хороводе как обрядовом действии было уже полностью утрачено, он воспринимался как определенная форма молодежного досуга. Право «ходить в хоровод» получали парни и девушки, достигшие определенного возраста (обычно с 15-16 лет), это было своеобразным знаком вступления их во взрослую жизнь. Следует также отметить, что практически в любом хороводе могли участвовать и те, и другие, за исключением некоторых троицких,  которые по традиции исполняли только девушки.
Основой хоровода были специфические хороводные песни, определявшие его характер и содержание. В записях последнего времени чаще всего встречаются хороводные песни игрового характера, т.е. такие, содержание которых разыгрывается участниками: в центр хоровода выходит один или несколько участников, которые изображают то, о чем говорится в песне. К примеру, в хороводной песне поется:
Сидит Дрёма, идит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет –
парень (или девушка) в центре хоровода изображает дремлющего человека. Далее по тексту:
Полно, Дрёма, полно, Дрёма,
Полно,Дрёмушка, дремати –
Он «просыпается».
Иди, Дрёма, иди, Дрёма,
Иди, Дрёма, хороводом,
Бери, Дрёма, бери, Дрёма,
Бери, Дрёма, кого надо –
выбирает одну из участниц хоровода и выводит ее в круг.
Целуй, Дрёма, целуй, Дрёма,
Целуй, Дрёма, до охоты –
несколько раз целует. Затем игра повторяется новыми участниками.
Сюжеты хороводных игровых песен весьма разнообразны, однако тематика их чаще всего связана с выбором пары, изображением семейных, бытовых или любовных отношений, трудовых процессов.
По описаниям очевидцев и участников, хороводы могли быть разной формы. Чаще всего упоминается замкнутый круг, несколько реже – хоровод в виде двух линий, попеременно наступавших друг на друга и отходивших обратно ( «Просо», «Бояре», «Мы девицы-мудреницы»). Имеется также информация о хороводах «змейка», «воротца», «клубок».
В ряде сел зафиксирована форма, напоминающая хоровод – обычай «ходить кругом» или «водить круги» на Рождество или на Масленицу. «Круги» водили разомкнутой линией, двигаясь по всей деревенской улице вдоль домов по расчищенным в снегу тропинкам, сначала по одной её стороне, а затем возвратным движением по противоположной, что создавало рисунок вытянутого овала. При этом исполнялись не хороводные, а плясовые песни, припевки и частушки преимущественно любовной тематики.
В зимнее время на молодежных посиделках, во время семейных и иных праздников, проходивших в закрытых помещениях, бытовала также так называемая «круговая» – пляска в кругу, когда все участники (обычно это женщины, мужчины в «круговых» участвуют редко) движутся по кругу с общей припевкой, затем останавливаются, одна из участниц пропевает куплет песни или частушку, затем опять следует общий проход по кругу с припевкой и т.д. Вариантом такой «круговой» является широко распространенная в Поветлужье «Чургаргира», в которой к частушкам в качестве общей припевки исполняется такой текст:
Чургаргира, чургаргира,
Чургаргира, чургарга,
Чургаргира затопила
Все крутые берега,
или записанная в с. Красногор Шахунского района круговая «Шанского», особенностью которой является то, что частушку исполняют во время движения по кругу, а остановившись, выкрикивают хором: «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь», громко топая при каждом счете, после чего всё повторяется.
Хороводами такие пляски, конечно, не являются, однако можно предположить определенную их близость как по рисунку, так и по тематике исполняемых текстов.

размещено 11.04.2008

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 6.03 Kb
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции