Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)

26 октября, 2019

Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье) (4.36 Kb)

 

Из личного архива Т.В. Гусаровой

Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой 

 

Гадание на Святки.

На Новый год запирали избы, хулиганили ( молодые парни на Святки «озорничали» так: подпирали поленом дверь снаружи, чтобы те, кто был внутри не смогли выйти из избы. При этом трубу печную на крыше избы затыкали каким-нибудь тряпьём, чтобы дым пошёл внутрь избы – прим. Т.Е. ). Гадали по вальку и катку, катали их под порог. И гадали при этом какое первое мужское имя было названо. Нужно было постучать этими предметами о порог и сказать приговорку: «Каток, валёк, скажите, как моего суженого зовут».

Колядовать здесь не бегали. Коляды не было.

Славить (Христово Рождество – прим. Т.Е.)- славили. После службы. Пришли к нам и спрашивают: «Дядя Андрей, можно Христа пославить?» Отец говорит: «Подождите, ребята, я лампаду зажгу». Лампаду зажёг, они запели: «Христос рождается, славите!…» (ирмос). А потом начинают петь: «Рождество твоё, Христе Боже наш…» (кондак). Пропоют, отец им 15 копеек дал. Они говорят: «Спасибо! Теперь на гулянье, на семечки хватит!» А потом идут в другой дом, где подадут. А где не подадут, туда не ходят, знают такие уж дома. Когда в Чайную придут. Там им подадут. Там им баранки давали.

 

В Святки рядились. Лица закрывали, чтобы не узнали. Помню, дедушка нарядился в бабушкин наряд. Взял пистолет ржавый (он сторожем у церкви когда-то был). И все смеялись. Мужчина женщиной, и наоборот рядились. Рядились и покойником. В гроб клали. Полатницу сняли, и он лёг на эту полатницу. Ой, дверь закрыли (это днём было)! Девчонок никого из двери не выпускают. И вот поют. С лаптем ряженый под попа ходил мужик. В лапоть положили какую-то крашенигу (тряпку) (очевидно, подожжённая крашеная ткань очень дымила и чадила, имитируя ладан – прим. Т.Е.), кадят и поют. А потом девчонок заставляют покойника-ту целовать. А покойник-то взял иголку, да в рот незаметно сунул. Как пошла одна целовать его, а он её и уколол!

…Сажей  мазали (лицо –  прим.Т.Е.) на Святки, вместо масок. Анна Алексеевна рядилась мужиком…. С весёлыми частушками.

Конём не рядились.

Вертепа не знают.

Записано от Новиковой Анны Алексеевны, 1925 г.р.

Гадание.  Боровский ключик. Приходишь и смотришь на него. Если тебе на житьё, то он бьёт и бьёт. А если болеть, то всё дно затянет тиной.

Записано от Назаровой Марии Андреевны, 1912 г.р., уроженки села Гари

и Дурыщиной Татьяны Григорьевны, 1925 г.р.

  На Святки гадали так. Девки бегали от дома к дому и стучали в окна или в дверь и спрашивали, как суженого зовут. Кто скажет имя, а кто и обругает, прогонит.

Коляду не знали, даже и не слыхали.

Записано от Марычева Алексея Павловича, 1926 г.р.

в селе Дресвищи 21 августа 1998 года.

   На Святки рядились. Хари ( страшные маски – прим. Т.Е.) одевали и дурили. Били встречных палками. А то и так. Была  у нас баба, из бычий пузырь, наполненный водой, подвешивала между ног, да с бубенцом. И в поседку приходила такая-то!

Колядок  не пели, о виноградьях не слыхали.

Записано от Гусевой Валентины Петровны, 1939 г.р.

Славили на Рождество по три человека: поп, дьячок и сторож (церковнослужители). После службы, после обеда придут, пропоют эти вот стихи на икону, помолются, споют ирмос, тропарь и кондак.

Крещенье. У церкви на реке клали крест и  вырубали крестообразную прорубь (ледяной крест топили в воде). В это время по деревням те, которые «харюшем» рядятся, купаются в речках, смывают грехи.

Записано от Марычевой А.Г., 1917 г.р.

 Публикуется впервые


(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 12.01.2014
  • Автор: Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • Размер: 4.36 Kb
  • © Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции