Тихомирова Е. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области

27 октября, 2019

Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области (5.27 Kb)

 

Информация о том, как гадали полвека и более назад  хорошо сохранилась в памяти информантов. Это излюбленная  тема воспоминаний у пожилых женщин, изобилующая подробностями и красочными описаниями  самого процесса и последствий гаданий. Гадать, т.е. «узнавать или открывать что-либо неизвестное, наобум, или по каким-либо признакам, по соображению», как определяет в своём знаменитом словаре В.И.Даль – психологическая потребность человека. «Дознаваться неведомого» человек  особенно стремиться в те периоды жизни, когда находиться в состоянии ожидания,  неизвестности и надежды на наилучший исход. Именно поэтому особо часто упоминаемыми являются гадания девушек на женихов.

Наряду со словом «гадать» в нашей области  нередко употребляется «ворожить», «завораживать»1. например, в селе Богоявление Семёновского р-на, когда определяли чья очередь гадать, говорили: «На кого ворожим? – На Лапшиху! (деревенское прозвище девушки)».
Дни святочных гаданий практически все опрошенные старожилы называют одинаково: канун Старого Нового года (13 января), канун Крещения (18 января). Гадали ближе к вечеру. В с. Безводное Кстовского района сообщили также о том, что у них гадали «обязательно не в урошно время», т.е. в 6 или 9 часов вечера.
Место гадания определялось в зависимости от вида гадания. Ворожили и в помещении: изба (гадали в процессе посиделок или специально собирались для гадания), баня, овин и др. И на улице: во дворе дома, перекрёсток дорог, раздорожье на окраине села и т.д.
Кто участвовал в гадании? Распространённая информация о том, что гадали лишь молодые девушки не нашла подтверждения в материалах архива Дома фольклора. Гадали и девушки, и парни, и замужние женщины, и пожилые (пожалуй, лишь что гадали дети  не упоминают информанты). В Семёновском районе сообщили, что гадали в одной избе по очереди по возрастным группам: сначала старшие замужние, затем девки. В зависимости от того, кто гадал и в какой ситуации находится человек (девушка, замужняя женщина, вдова, старуха, женщина, ожидающая мужа с войны, парень перед армией и т.д.), могло варьироваться значение одного и того же гадания. Например, когда в кругу слушали окружающие звуки, гул поезда для женщины, чей муж был на войне, мог означать прощальный похоронный гудок – не вернётся с войны; повторный гудок  поезда мог означать, что  надежда на возвращение солдата есть. Можно предположить, что то же гадание в мирное время могло иметь и другие значения. По-видимому, логика трактовки гадания схожа с трактовкой снов: при имеющихся «типовых»  значениях всегда следует учитывать индивидуальные особенности и обстоятельства субъекта.
Количество  участвующих в гадании могло быть разным. Обычно гадали небольшими группами, человек по  5-6 подруг. Бывало, гадали вдвоём или по одному (в гадании с зеркалом). Некоторые виды гаданий мыслились скорее как времяпровождение, развлечение и  проходили на беседках, то количество гадающих могло доходить до 15-20 и более человек.
Перед тем, как сделать описание основных видов гаданий, бытовавших в Нижегородской области, необходимо затронуть важный вопрос об этической стороне гаданий. Гадания, бытующие скорее как забавное развлечение, такие как спрашивать имя первого встречного или жечь нитки пользовались популярностью, так гадали очень многие. Гадания с зеркалами, очеркивания на раздорожьях, гадания в бане, гадания с использованием заговоров, подблюдные гадания и многие другие мыслились  как магическое действо. Не каждый решался так гадать. «Я не гадала, я боялась» – нередкий отзыв опрашиваемых женщин. Однако присутствие при гадании, но неучастие, судя по всему, не вызывало особых опасений, т. к. те же информанты подробно могут описать гадание. После Святок, на Крещение участники гаданий, как и рядившиеся, нередко «купались на Иордани».
О сбываемости святочных гаданий опрашиваемые говорят по-разному, например, о гадании на сон: «кому что наснится, кому сбудется, кому нет…». Но довольно часто женщины рассказывают о сбывшихся гаданиях, связанных с предстоящим замужеством (с зеркалами или с курицей), подчёркивая детальное сходство «показавшегося»  в гадании будущего  с произошедшим в реальности.   
 Последняя ремарка – по поводу «реквизита», использовавшегося в гаданиях. Живая курица, дрова, квашня, лошадиная дуга, ступа и другие экзотические для современного городского быта вещи активно использовались в деревенских старинных гаданиях. Главный принцип при выборе  предметов для гадания – доступность в имеющихся условиях.
размещено 28.01.2007


1 «Ворожить» – так называют гадание в Семёновском р-не.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е.
  • Размер: 5.27 Kb
  • © Тихомирова Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции