Лохова А. Промыслы села Пурех

30 октября, 2019

А.Лохова. Промыслы села Пурех (7.14 Kb)

А.Лохова
ПРОМЫСЛЫ СЕЛА ПУРЕХ
Старь новину держит, – гласит народная мудрость.
Пурех был хорошо известен в округе, да и не только там: стоял он на большой дороге, был вотчинным селом князя Дмитрия Ивановича Пожарского, волостным селом, к тому же славы ему прибавлял Животворящий крест и  Макарьевский монастырь.
Но не только этим славился Пурех. Во все времена, как помнит народ, здесь  по четвергам был большой базар. После открытия собора два раза в году начали устраивать ярмарки. Макарьевские ярмарки в Пурехе были летом, на Владимирскую, и зимой, в Макарьев день, 2 февраля.
А позднее стали устраивать еще и торги на Масленице. Очень в Пурехе любили этот праздник. На неделе шли торги, а в воскресенье – катанье. Старики, которые сами это видели и от дедов слышали, рассказывают, что съезжались в Пурех катающиеся к обеду примерно или пораньше, со всех сторон едут, бывало, едут мимо окошек… Улица в Пурехе широкая, а запрудят всю. Одни покатаются – их приостановят, другие едут, а все не убирались никак. Все чёлки (сугробы) прибьют, примнут, ямы наездят.
Лошадей-то каких только не было, всех мастей. Лошади все хорошие, не просто хорошие, а породистые, рысаки. Были в Пурехе и такие. А саночек всяких! И простые крашеные (черные), и с подрезами, и крытые бархатом, и расписные, и ковром крытые, а то и мехом. Упряжь выездная, легкая, прочная, украшена бляхами, кистями. Иногда и дуги расписаны. Некоторые с колоколышками и бубенцами, но не все. Со звоном-то всё больше на свадьбах.
Кататься в Пурех приезжали все, кто мог, за много верст. Все, у кого были выездные лошади и сбруя. И невест присматривали, и женихов приглядывали, а то и просто так катались, на людей смотрели, себя показывали. Катались и старые, и молодые, но больше помоложе. Разуряжены все. Праздник. Кто победнее жил, так упрашивали тех, кто побогаче, «взять на катанье». Брали. Зато потом те избу мыли к Пасхе или отжинали (отрабатывали во время жатвы). Катались до первого колокола (церковный звон к вечерне). Потом разом разъезжались, как дувалом возьмет (ветром сдует).
Так что сбывать товары было где.
Большой товар свозился в Пурех к ярмарке. В один постоялый двор убиралось по тридцать и более возов, а дворов таких было полно. Товары везли отовсюду, да и сами пурешане могли похвастать изделиями своих промыслов, которых в Пурехе было немало.
Зачинателями некоторых ремесел, бытовавших потом в Пурехе, говорят, были все те же монахи. Да и сами пурешане были народ предприимчивый. А земли небогатые здесь, не всегда хватало хлеба до нового. Так здешним крестьянам издавна приходилось промышлять чем-нибудь, искать приработки.
Сроду в Пурехе делали деревянную посуду, и для себя, и на продажу. В давние времена резаную и долбленую, в более поздние – точеную. По всем большим и малым деревням около Пуреха «били баклуши» – грубо обтесывали деревянные заготовки для разной посуды. Годов пятьдесят назад еще можно было найти кучи баклуш в сараях и на дворах старых нежилых изб.
Посуду делали самую разнообразную, и сейчас можно увидеть у какой-нибудь старой хозяйки мушную (мучную) чашку. Еле обхватишь ее, ведра на два будет. Диву даешься, как их только делали.
Всё умели делать пурехоские (пуреховские) – имеется в виду вся округа. Были здесь и плотники, и шорники, печеклады и сапожники, кузнецы и валялы (мастера, изготовлявшие войлоки и валяный товар – шляпы, валенки), стёгальщицы (мастерицы по шитью стеганых на вате одеял), а позднее и строчеи (вышивальщицы). Делали в Пурехе еще гребни да веретена. А ложкарный промысел – так считают, родился здесь. Это уж потом он «ушел» в Семенов, когда староверы уходили в леса. Долгое время Андреевская и Пуреховская волости считались ложкарными. А какие ложки делали в Пурехе! В старинных избах, очень редко, но встретишь, кленовые, тончайшей работы, легкие, изящные. То с граненым черенком, то с витым, а то и рука, сложенная в крестное знамение. Некрашеные, а так, естественная текстура, покрытая лаком – прямо-таки произведение искусства. Ну, конечно, это особенные, а так были попроще.
Пряли и ткали сами, лен здесь родился хорошо. Пряхи и ткальи отменные были, в каждой избе – стан.
Позднее в Пурехе появляются меднолитейщики – сначала в кузницах лили бляхи и пряжки для конской сбруи, а потом стали лить и колоколышки. До недавнего времени в тех местах, где стояли кузницы-литейные, и трава не росла. Всё было прочерневшее. Не больно легок был этот труд.
Колоколышки, отлитые в Пурехе, назывались по-разному. Разными они были и по величине, и по звуку. И «дар Валдая» лили. Да еще лили полный набор бубенцов. Надевался он на шею лошади, как аркан, или вроде бус, что ли, трехнется лошадь – и все тона. И сейчас еще старики помнят технологию, как паялись бубенцы в глине, одна половинка в другой. По всей Руси звенели пуреховские колокольчики-бубенчики.
Позднее здесь появляются строчеи  – вышивальщицы, замечательные мастерицы. Они были одиночки, надомницы-наемницы. Потом будут говорить: «Катунские строчеи». Нет, сначала начали строчить в Пурехе. Это по выдерганному крупной и мелкой держкой полотну в пяльцах создаются всевозможнейшие узоры: переплеты, рогожки, настилы, паутинки… И сами строчки разные: мелкая строчка, ажур, гипюр…
Не отставали от пурешан и соседи. Здесь тоже пряли и ткали, точили посуду, и гончары тоже свои были. Соседями Пуриховского прихода на юго-востоке были «якуши». Якушами называли большую округу по названию села Якуши. Сюда входили сами Якуши, Мордвиново, Шихири и еще несколько деревень. Короче, весь Якушевский приход и даже больше. В Якушах жили знаменитые плотники и краснодеревщики. Якушоских (по местному наречию именно якушоских, а не якушовских, так же как пурихоских, а не пуриховских) плотников нанимали сразу, не торгуясь, где бы они ни появлялись. Строили что надо, добротно и красиво. На целые зимы нанимались артелями в Нижний. Осталась здесь с тех времен побасенка: якушеска баба, сроду не бывавшая в Нижнем, надумала проведать мужа. Не знала ни адреса, ни где и что строят, а пошла. Прошла 130 верст, пришла в Нижний Новгород. Только и спросила: «Где здесь работают якушоски-те плотники?» – отвели, показали. Знали и в Нижнем якушеских плотников.
И все-таки именно Пурех всегда считался в округе довольно-таки богатым селом, нищих здесь было сравнительно мало, все промыслами занимались.  Были и владельцы лавок, ложкарен и литейных. Но больше работали семейно, без найму. К тому же и с хлебопашеством никто не порывал, все были связаны с землей, хлеб сеяли, скот тоже держали. Не на продажу –  для себя.
© Открытый текст
© А.Лохова
Опубликовано 17 апреля 2011 г.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции