Гусарова Т.В. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)

28 октября, 2019

Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века) (7.11 Kb)

Знакомились, бывало, по кельям. Спали на полатях и робяты, и девки вместе.
У нас было позорно выходить в чужи деревни-ти. Последушки токо, бывало, выходили в чужо-то село. В 16, 15, 17 лет девки-ти раньше выходили. Кто по любви, кто по расчету.
Больше всего сварьбы-ти были на Покров, кто в масленский мясоед, кто на Михалов день. Раньше сватали на Троицу, а в Покров сварьба.
Сватать приходили сватья: мать, отец, крёстна, крёстный – вообще родня. Приходили сватать днем или вечером, после работы. Сватья садились под матку. Раньше приданого не было, только постель невеста шила. Коды вина-ти не было, то с жениха брали 3 ведра вина, 10 рублей денег, поддёвку для невесты к венцу, коротышку. «Пойдемте глядеть», а не смотрины у нас называли. Был запой, а после него ходили по гостям.
 На две ночи перед сварьбой собирали девок. У нас называли «под косу». До сварьбы у невесты была одна коса. Проходило в доме невесты, на ём были одни девки. Невеста покупала девкам по косоплётке. К жениху девки ходили за мылом, перед сварьбой топили баню. Жених перед сварьбой присылал невесте гостинец.
В первый день сварьбы невеста шла будить девок:
Вставайте, мои подруженьки,
Вставайте, вы мои любимые.
К утру-то ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
Плетите косу милёхонько.
А я отвставала ранёхонько,
Отумывалась белёхонько,
Отплела косу милёхонько.
Кому мне её отказать,
Уж куды-то мне её пустить?
В лес мне её пустить –
Она заплутается,
В зелены луга пустить –
Она загуляется.
Уж пустить мне её
По молодушкам
Да по красным по девушкам.
 Калашникова Е.С. 1900 г. рожд.
Да ить раньше-ти девки вопили. Эта теперича девки не вопят. Бывало, невеста вопит, ее слушать ходили. Хорошо вопили. И девки-ти перед сварьбой невесте вопили.
Песни-ти, бывало, каки пели? Пели, а как же. Хороши были песни-ти, а нынче што-то не поют их. Мы вот, бывало, каки пели:
Ты не плачь-ка, душа Маша,
Не вздыхай-ка тяжело.
Если тебе дружка жалко,
Забывай его скорей.
Я тогда его забуду,
Когда скроются глаза,
Уста кровью запекутся,
Мил не будет целовать.
Он не будет, он не станет,
Он забудет про меня.
Вы не ройте мне могилу
На высокой на горе,
А вы выройте могилку
Вдоль дорожки столбовой,
Где прходит, слёзы ронит,
Сам про Машу говорит.
 Пешехонова Ф.Ф., 1903 г. рожд.
Бывало, мы на сварьбе-ти и частушки пели. Да забыла уж их все. Вот таки, бывало, пели:
Вечор сватали меня,
Просили приданова.
А папаша посулил
Кобеля буланова.
У подружки во саду
Все яблочки на виду.
Дорога моя товарка,
Я плясать к тее иду.
Милая товарочка,
Скоро будешь бабочка,
Наденут повойничек,
Навяжется разбойничек.
Шемякова А.И., 1898 г. рожд.
Как справляли сварьбу-ту? Ды-ть, как и все. Знакомились-ти мы с парнями в кельях. Вот одинока женщина пускала нас к сее в дом. Ить, бывало, клуба-то не было. Девки по очереди приносили красин (керосин), дрова. Пряли мы в это время мало.
У нас считалось позорно брать жениху невесту из чужого села. Если уж за его нихто не шел, то брал из  другой деревни.
В высямнацать лет выходили мы замуж-ти. А сварьбы-ти были в Михалов день, перед Масленьцей, на Покров. Приходили сватать женихова мать да сестра, приходили они днем, а вечером был запой. Сваты-ти садились под матку. Это, бывало, примета така была. На запое был сговор. Невеста делала подарки крёстным, матери, отцу жениха.
Во время запоя, после сговора, выводили невесту «к стакану». Она говорила: «Здраствуй, батюшка, здраствуй, матушка, здраствуйте, гости дорогие». В этот вечер шли из дома невесты в дом жениха в гости. Перед сварьбой невеста собирает подруг и берет в гости жениха.
Перед сварьбой вечером приходили подруги, приносили невесте сарафан. Невеста-ти перед сварьбой вопит, бывало, будит своих подруг:
Вставайте, милые подруженьки,
Вставайте, ключевой водой умывайтесь…
Перед приходом жениха поют невесте песню. В первый день сварьбы-ти за невестой ехал жених и его крёстные на лошадях с колоколами. Жених невесту выкупал. Благославляют отец с матерью невесту, а потом благославляют вместе с женихом. Перед уездом в церьковь невеста бросала носовой платок – «своё горе». К венцу ехали на одной тройке жених с невестой и крёсный с крёсной. После венчания встречали молодых в доме жениха хлебом с солью. Пекли –ти мы, бывало, всё из ржаной муки да из картошки.
В день сварьбы жених с невестой не пили, мало ели.  Жениха и невесту отводили ночевать к соседям. В первый день сварьбы плетут невесте две косы, одевают повойник. Золовка в это время зажигает спичку, а невеста говорит: «Руки жжот!» Золовка бросает ей платок. На второй день сварьбы девки несут невесте яйцы. А перед сварьбой девки ходили к жениху «воровать мосол».
 На второй день гуляли у невесты. Отец невесты на второй день приходил в дом жениха и спрашивал: «Нет ли у вас чужой ярочки?»
А после второго дня сварьбы-ти ходили по гостям к родным. Бывало, гуляли по целой неделе. Ходить-ти по гостям уставали. После сварьбы-ти катали молодых три дня вокруг деревни.
Нет, нонче не так гуляют.
Половникова Н.Н, 1920 г. рожд.
  Записи произведены в с. Сатис Дивеевского района
9 – 17 июля 1980 г. В.Мошковой, Н.Борисковой, С.Бурдаевой.
Публикация Т.Гусаровой.
размещено 17.12.2008
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции