Традиционные танцы Нижегородской области / Сост. П. Г. Грановская. С. 1 – 7.

31 октября, 2019
Традиционные танцы Нижегородской области / Сост. П. Г. Грановская. С. 1 – 7. (14.95 Kb)

Областной научно-методический центр народного творчества
 
 
 
 
 
Т Р А Д И Ц И О Н Н Ы Е     Т А Н Ц Ы
Н И Ж Е Г О Р О Д С К О Й     О Б Л А С Т И

титульный лист - [17.04.2006 15:14:05]

Нижний Новгород 2000 г.
Содержание:
От составителя…………………. ……………………………………………………..3
Краковяк ( с.Гусево Борский р-н )………………………………………. 6
Подгорная ( д.Горинцы Тоншаевский р-н)……………………..7
Подгорная ( пос.Тоншаево)……………………………………… 8
Веселая (пос.Тоншаево )………………………………….……….9
Светит месяц (пос.Тоншаево )………………………………………….. 10
Полька (пос.Тоншаево )……………………………………………11
Падэспань ( д.Горинцы Тоншаевский р-н )……………………13
Парная пляска”Веселого” (д.Горинцы Тоншаевский р-н)…15
Кадриль “Шестерка” (с.Гусево Борский р-н )………………. 16
Кадриль (д.Филимонцево Борский р-н )………………………. 19
Кадриль ( c.Богоявление Семеновский р-н )………………………..21
Кадрель (д.Косоурка Сокольский р-н )……………………………….. 23
Кадриль “Тоншаевская” или “Веселая” ( пос.Тоншаево )… 26
Лансье (с.Вареж Павловский р-н )…………………………………30
 
 
традиционные танцы нижегородской области
Составитель П. Г. Грановская.


[3]
От составителя
Танцевальные традиции – один из древнейших пластов народной культуры, который уводит нас в глубокую древность, когда танец был неотъемлемой частью еще дохристианских ритуалов. Он был тесно связан с календарным и семейно – бытовым циклами обрядов. Со временем ритуальное значение народного танца было утрачено. Но танец продолжал эволюционировать, преобретая новые формы, заимствуя их у других народов и стран. Так во второй половине 19 века в большинстве русских деревень и, пожалуй, на всей территории нашей Нижегородской области пришедшие из Англии и Франции кадриль и лансье стали постепенно вытеснять русские традиционные парные пляски. Также пришли к нам из разных стран “маленькие”(как их называли в Нижегородской области) танцы, такие как “Краковяк”, “Полька”, “Падэспань”, “Тустеп” и др. Интересно, что в местах бытования кадрилей редко встречаются круговые пляски под песни, меньше исконно русских хороводов или нет разнообразия их форм, И наоборот, там, где много хороводов и круговых плясок, почти никогда не встретишь позднее пришедших в русскую деревню кадриль и лансье.
Собираясь на деревенских посиделках (или вечерках), молодежь пела, играла. Особенно излюбленным занятием были, конечно, танцы. Начиная с малолетства учились плясать сначала “”маленькие” танцы, тренируя на них свою память, нарабатывая танцевальные навыки для трудных кадрилей и лансье, количество фигур в которых достигало иногда десяти, а то и больше, В танце парни учились ухаживать за девушкой, аккуратно вести ее и управлять ею, Всегда в народных танцах парень должен пропускать девушку вперед, а девушка должна послушно следовать туда, куда направляет ее парень, подчиниться его манере танца. Парни во время танца выбирали себе пару, наблюдая за девушками, которая из них ведет себя скромнее, больше слушается его, а девушки выбирали самого вежливого и аккуратного, самого галантного кавалера.
Часто в танце формировались будущие супружеские пары. Во время кадрили парень и девушка могли какое-то время пообщаться, пока никто не слышит за весело играющей гармошкой. Так что вместо ритуального значения танец играл все большую роль в традиционной культуре предсвадебного общения парней и девушек. Он стал своеобразной школой отношений, которой сейчас очень не хватает»
Данный сборник условно делится на два раздела: маленькие танцы и мастеровые танцы (кадрили и лансье). Во многих деревнях далеко не все умели плясать кадрили и лансье, их плясали только “мастера”, которых очень уважали, без них не обходился ни один праздник. Поэтому кадрили и лансье определяют как “мастеровые” танцы. В отличие от них, “маленькие” танцы умели плясать все, т.к. они представляют из себя один или несколько простых танцевальных эпизодов, повторяющихся бесконечное количество раз, и движения их строго организываны в метро-ритме музыкального сопровождения.
Кадрили и лансье плясались обычно в избе и поэтому плясать их надо очень компактно, пары не должны расходиться далеко друг от друга.
Все танцы даны в сборнике так, как их сообщили нам носители — жители деревень и сел Нижегородской области. Многие танцы бытуют до сих нор в исполнении сельских этнографических ансамблей. Другие были записаны нами только со слов и показа фигур группой носителей, а иногда даже и одного. Около названия каждой фигуры в скобках дано название наигрыша, иод который она исполняется. Его нотная запись, данная ниже, является мелодической формулой, которую каждый исполнитель варьирует по-своему, сообразно своим способностям.
Конечно, почти невозможно разучить этнографический танец в его первозданном виде только с записи на бумаге. Идеальным вариантом в разучивании танца было бы непосредственное общение с этнографиче­ским носителем. Если такой возможности нет, то необходима видеозапись разучиваемого танца для того, чтобы перенять манеру пляски, особенности исполнения, степень импровизационное та танца того региона, где он бытовал. Пляска в Нижегородской области, а особенно в кадрилях, отличается обилием дробей, причем очень специфических: дробят тяжело, в землю, не подпрыгивая, с опорой на пятку. Все это очень трудно зафиксировать в тексте.
Сборник предназначен для руководителей фольклорных коллективов, работников районных и сельских ДК и просто для всех тех, кто интересуется традиционной культурой. Мы надеемся, что он поможет пополнить репертуар фольклорно – этнографических ансамблей, организовать досуг молодежи, тем более, что сборников именно этнографических танце» в пашей стране издается не так уж и много. А интерес к ним растет.
Мы выражаем огромную благодарность всем этнографическим исполнителям – старшему поколению жителей деревень, сел, поселков нашей области, бабушкам и дедушкам. Мы о вас вспоминаем каждый раз, когда пляшем записанные у вас танцы, дай Бог вам здоровья и долгих лет жизни!
А тем, кто будет использовать наш сборник в своей работе, хотелось бы лишь пожелать: старайтесь эти танцы показывать не на сцене (они не созданы для стороннего наблюдателя), а в их естественной среде бытования – на гуляниях или молодежных посиделках. Иначе   невозможно оценить их красоту и получить удовольствие от исполнения этих танцев не для публики, а только для себя. Ведь смысл фольклорно­го творчества в том, что оно существует не для зрителя, а для самого исполнителя.
Условные обозначения и сокращения.
–   пр. р. — правая рука,
–   лев. р. — левая рука,
–   пр. пл. — правое плечо,
–   лев. пл. — левое плечо,
–   пр. лок. — правый локоть,
–   лев. лок. — левый локоть,
–   по ч.с. — по часовой стрелке,
–   пр. ч.с — против часовой стрелки,
–   И. П. — исходное положение.
* Пусть не смущает читателя такое слово, как “девка”. Поскольку мы собираем и описываем фольклорные танцы, бытовавшие в русской деревне, и вообще занимаемся русской культурой, мы часто используем принятые в деревне обращения, выражения, названия. Деревенское обращение “девка” никакого оскорбительного смысла для девушки никогда не несло, в деревне издавна так называли всех девушек. Если мы научимся к таким вещам относиться проще, то и в традиционной культуре нам многое станет понятнее и доступнее. Возможно, это не единственное необычное диалектное слово, которое встретится вам при чтении этого сборника. В фольклорных кругах их использование стало общепринятым.
 [6]
Краковяк
 ноты - [17.04.2006 15:18:57]
         Количество пар неограничено, но обязательно четное. Пары стоят в две    шеренги (рис. 1). Все движения пляшутся всеми парами одновременно. Темп сдержанный, плясали танец или под гармонь, или под балалайку. Во время танца могли  петь припевки.
И.П. — парень и девка держатся за руки.
1-4 такты. Пары движутся навстречу друг другу, т.е. все делают 6 шагов вперед и в конце, встретившись в центре, топают 3 раза.
 5-8 такты. Пары возвращаются на свои места, делая 8 шагов назад. 9-16 такты. Пары кружатся в вальсе.
         Пары встают в И. П. и танец начинается сначала.
 краковяк - [17.04.2006 15:20:06]
Запись сделана 04.07.95 г. в дер. Гусево Борского р-на Нижегородской области от
 Тиховой К.И. (1924 г. рожд.), Ремизовой В.И. (1927 г. р.), Забаранкина А.А. (1934 г.р.)
 и группы жительниц села.
Записали: Галчинова О.Н., Грановская П.Г.,
                 Грановский В. Г.,
                 Кандалов М.Г.,
                 Галчинов В.А.
[7]
Подгорная
ноты - [17.04.2006 15:27:02]
Количество пар неограничено.  Все движе­ния исполняются всеми парами одновременно.         Пары стоят по кругу, взявшись за руки и по­вернувшись лицом пр. ч.с. (рис. 2). Темп тан­ца сдержанный, плясали обычно под гармонь. Движения танца описаны для одной пары. И.П. — парень и девка, взявшись за руки, стоят, повернувшись лицом пр.ч.с.
1-4 такты. И парень, и девка делают тройной шаг вперед: парень с лев. ноги, а девка с пр. ноги, махнув при этом сомкнутыми руками вперед, затем тройной шаг назад; парень с пр. ноги, а девка с лев., махнув сомкнутыми руками назад. И еще раз то же самое.
 5 – 6 тактыПарень, начиная с лев. ноги, а девка, начиная с пр. ноги: 3 простых шага вперед; в конце парень приставляет пр. ногу, а девка лев. ногу.
7-16 тактыПарень с пр. ноги, а девка с лев. ноги: тройной шаг назад с “отмахом” сомкнутых рук назад. И далее парень и девка кружатся в вальсе. Затем встают в И.П., и танец начинается сначала.
 подгорная - [17.04.2006 15:29:20]
Запись сделана 30.07.2000г.
в дер. Горинцы
Тоншаевского р-на
Нижегородской области от
жителей деревни на
народном празднике.
Записали: Грановская П.Г.,
                 Ершов А.В.,
                 Лабудь И.В.,
                 Гусева Е.В.,
                 Ершова А.В.,
                 Петухин С. В
продолжение следует  
материал размещен 17.04.06
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции