museum/nn/aetnolog/dance/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Традиционные танцы Нижегородской области

 Традиционные танцы Нижегородской области
Размер шрифта: распечатать




Традиционные танцы Нижегородской области... С. 19 - 22 (11.98 Kb)

 
[19]
Кадриль
 
         Минимальное количество пар - две. Однако, если кадриль пляшут четыре нары, то они стоят "по углам", т.е. "квадратом" (рис. 6), и фигуры кадрили пляшутся параллельно всеми четырьмя парами. Кадриль плясали под гармошку, под балалайку или "под язык", т.е. напевая полагающиеся припевки. Начало каждой фигуры обозначалось выкриком ведущего парня: "Первая!", "Вторая!" и т.д. и сменой музыки.
         Темп танца умеренный. Девки ходят плавно, а парни топают. И девки, и парни не поднимают рук выше пояса.
         Движения описаны для двух пар.
 
Фигура Первая ( наигрыш "Ах, вы сени")
 
         Припевка; Ах, вы сени, мои сени,
                            Сени новые,
                            Сени новые, кленовые,
                            Решетчатые,
                            Вы решетчатые,
                            Мелкоклетчатые,
                            Выходила молода
                            За новые ворота,
                            За новые, кленовые,
                            За решетчатые,
                            За решетчатые,
                            Мелкоклетчатые.
         Девки меняются местами, встречаясь в центре пр. пл. (рис.7а), затем парни меняются местами, встречаясь в центре лев. пл, ( рис, 76). Пары кружатся в вальсе. Фигура повторяется сначала, т.е. и парни, и девки таким же образом возвращаются на свои места, после чего пары снова кружатся.
 
Фигура вторая   (наигрыш "Во горку")
         Припевка: Во горку, во горку, во каменную.
                           Отрубите мне головушку отчаянную.
         Первая пара немного расходится и поднимает сомкнутые руки, образуя так. обр. "ворота"или "горку". Пары движутся навстречу друг другу, вторая пара ныряет в эти "ворота", пары проходят на
 
[20]

супротивные места (рис. 12), потом поворачиваются лицом друг к другу и движутся навстречу, первая пара снова открывает "ворота", вторая в них проходит. Возвра­тившись на свои места, пары кружатся. Фигура повторяется сначала, но теперь "ворота" открывает вторая пара, а прохо­дит в них первая, после чего пары опять кружатся.
 
 
Фигура третья   (наигрыш "Береза")
         Парни "закручивают" девок: пр. р. Парни
 на талии у девки и держит ее лев. руку, а лев. р. держит пр. руку девки и отведена немного вперед (рис. 13а). Пары кружатся так, обр. на месте по
ч.с. 4 музыкаль­ных такта, затем, не размыкая рук, парни быстро "рас­кручивают" девок: подтягивая девку на себя за ее лев. руку и подняв у нее над головой ее пр. руку. Разведя сомкнутые руки в стороны "лодочкой "( рис. 13б), пары кружатся  по ч.с. еще 4 такта. Затем парни опять "за­кручивают" девок (обходя ее по ч.с. и как бы набра­сывая на нее пр. руку), так пары кружатся опять 4 такта, затем опять "раскручиваются" и кружатся "лодочкой" снова 4 такта.
  
Запись сделана 01.07.95r.в дер.
Филимонцево Борского р-на
Нижегородской области от Набазовой А.Ф.
(1904 г.рожд.). Записали:
Галчинова О.Н., Грановская П.Г., 
Грановский В. Г.,  Кандалов М.Г,
 
Примечание:
         Возможно, эта и предыдущая кадрили - остатки от другой кадрили, которая называлась "Двенадцать"(по количеству фигур), ее пытались вспомнить и в с.Гусево, и в д.Филимонцево, но, к сожалению, исполнительницы так и не смогли восстановить порядок и движения фигур этой кадрили.
 
[21]
 
Кадриль
(наигрыш "Сормач")
         Оптимальное количество пар - четыре. Пары стоят крестом ( рис. 14). Каждую фи­гуру пляшут сначала первая со второй пары, затем за ними повторяют эту же фигуру третья с четвертой пары. Третья и шестая фигуры -общие и пляшутся всеми парами одновремен­но. Эту кадриль плясали обычно под гармошку или под балалайку. Наигрыш не менялся и не останавливался на протяжении всей кадрили. Начало и конец каждой фигуры никак не обозначались.
         Темп умеренно быстрый. Девки ходят плавно, а парни топают. И девки, и парни при пляске не поднимают рук выше пояса.
         Движения описаны для двух пар, кроме третьей и шестой общих фигур, которые описаны для всех четырех пар.
 
         Кадриль начинается с того, что все четыре пары, кружась вальсом, двигаются по общему кругу пр. ч.с. 1 круг до своих мест.
 
       Фигура первая
         Парни выходят навстречу друг другу,
обходят друг друга слева направо, т.е. по ч.с. (можно обойти и спиной, и плечом ), обойдя возвращаются к своим девкам (рис. 15 ) и с ними кружатся.
 
       Фигура  вторая
         Первая пара, взявшись за руки, под­ходит ко второй, нары слегка кланяются друг другу, затем первая пара возвращает­ся назад (рис. 16).   
Пары кружатся. Фигура повторяется сначала, только теперь кланяться идет вторая пара к первой, после чего пары опять кружатся.
 
       Фигура третья
         Все четыре девки "закручиваются" к своим парням так же, как в третьей фигуре предыдущей кадрили (рис. 13а). Все четыре пары

[22]
 
сходятся в центре, девки размыкают пр. р. со своими парнями и подают
их ближайшим парням справа (рис. 17).
 Парки "раскручивают" девок (свою девку слегка дергают за ее лев. руку, а соседнюю слева девку раскручивают под рукой ). Да­лее все, держась за руки, идут по кругу пр. ч.с. до своих мест, дойдя, поворачиваются и идут по кругу по ч.с. обратно до своих мест, после этого руки размыкают и кружатся парами.
       Фигура четвертая
Парни идут через центр по диагонали, встречаясь в центре лев.пл., до супротивных девок, их обходят спиной справа налево (рис. 18) и кружатся с ними. Затем точно так же возвращаются к своим девкам и кружатся уже с ними.
       Фигура пятая
         Девки сходятся в центре и кружатся под пр. лок. 2-3 круга, затем меняют лок. и кружатся под лев. лок., после чего расходятся по своим парням и кружатся с ними в вальсе.

       Фигура шестая
         Все пары сходятся в центре и смыкают лев.
руки "звездочкой"( рис. 19 ), так прохо­дят 1 круг
пр. ч.с. до своих мест, затем смы­кают так же пр. руки "звездочкой" и идут так же 1 круг по ч.с. до своих мест, руки раз­мыкают и кружатся по парам.
 Кружась, двига­ются по общему кругу пр. ч.с. до своих мест или до гармониста на поклон.
 
Запись сделана 04.07.99г.  в с. Богоявление
Семеновского р-на Нижегородской области
от Корытиной А. И. (1924 г. рожд.)
Записали Грановская П.П.,  Потапова С.В.,
и группа учащихся семеновской
православной воскресной школы.
 
 
 
 
материал размещен 27.06.2006
 

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Грановская П.Г. (сост.)
  • Размер: 11.98 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Грановская П.Г. (сост.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100