museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области (12.37 Kb)

 
 
Уважение к памяти предков, почитание места их последнего успокоения характерно для всех режимов России. Общие для русских людей дни, когда они поминали усопших, закреплены как православными установлениями, так и народной традицией. В послепасхальный период такими днями является Фомина неделя, называемая также в некоторых местностях Родительской или Дедовой. Вторник на Фоминой – Радуница, особо почитаемый в народе день, когда предков поминали, обязательно посещая могилы и устраивая вблизи их поминальные трапезы.
В «Новом прибавлении к словарю церковному» (СПб, 1818) говорится: «В прежние времена в радуницы бывало между простонародием обыкновение поминать умерших сродников с языческими обрядами, и поминавший приносил на их могилу вино, сыченое пиво, пироги, блины, и по оправлении священником литии, взяв чарку с вином или стакан с пивом, отливал часть на его могилу, а остатки сам допивал, женщины в это время плачевным голосом причитали добродетели покойника».
Стоит заметить, что традиция эта оказалась весьма прочной и с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.
Обычай поминать покойных теснейшим образом связан с ритуалом похорон, истоки которого теряются в глубинах веков. Это один из самых аркаических обрядов, сохранившихся в народной традиции, который несет в себе сложный, семантически наполненный образ перехода из мира живых в потусторонний мир мертвых.
Все, что связано с похоронами, строго соблюдалось в русской деревне. Вместе со смертью в спокойное, повседневное течение жизни входило нечто неизбежное, необратимое, страшное своей необъяснимостью. Человек уходил в иной мир, становился «чужим», связь с ним прерывалась и, хотя в народе существовала вера в возможность неких контактов с потусторонним миром, опасность общения с мертвыми не вызывала сомнений. В момент смерти человека происходил разрыв границы между мирами, нарушалась однородность мира живых. Именно исправлению этой ситуации, восстановлению целостности мира и должен был служить похоронный обряд.
Ритуал проводов в загробную жизнь – в народной культуре важнейший многоплановый комплекс семейных и общинных обрядов, завершающих жизненный цикл. Он требовал строгого, неукоснительного исполнения всех предписанный традицией элементов и, казалось бы, должен быть единым для всей России. В действительности же, сохраняя единую структуру, общую событийно – эмоциональную основу, он, вместе с ним, был подвержен воздействию местных традиций, верований, отражал особенности локальной бытовой культуры, а также изменения, происходившие в мировосприятии, психологии, общественных и иных отношениях. Отсюда многообразие обрядовых элементов, ритуальных действий, обычаев и поверий, сопровождающих похороны и поминовения в разных населенных пунктах, а иногда на соседних улицах или в отдельных семьях.
 
* * *
 
В селе Черное Шахунского района Нижегородской области, где большая часть старшего поколения считает себя старообрядцами, похоронная обрядность соблюдается неукоснительно, переходя из поколения в поколение. Главная хранительница традиций – бабушка Настасья, глава старообрядческой общины. Именно она решает, может ли человек быть похоронен по местному обряду, у нее берут благословение на погребение.
Условием для получения разрешения является соблюдение определенных правил: человек, собирающийся в последний путь должен попрощаться со всеми единоверцами. На случай внезапной кончины существует «отговор» на второй день Рождества во вторник, и ежегодное участие в общей молитве в течение всего Рождественского поста. Несоблюдение этих правил может привести к тому, что погребение будет без поминания, как здесь говорят, «поверху, а не на имя».
Вообще готовиться к дальней дороге человек начинает заранее. Обязательно готовит одежду, в которой его положат в гроб. Здесь это белый холщевый сарафан с проймами длиной до щиколоток, такая же рубаха с длинными рукавами без сборки у кисти и глухим воротом и белый платок для женщин, а для мужчин – белая холщевая рубаха и штаны. Все сшито «на живую нитку». На ноги готовят новые лапти с онучами или вязаными носками. Дополняется одежда саваном, накрывающим голову, плечи и все тело; открытыми остаются только лицо, грудь и руки.
В прежние времена заранее готовили и гроб: долбленую колоду хранили на чердаке или в амбаре. Теперь гробы стали дощатые, поэтому если и заготавливают заранее, то обычно доски, чтобы они были сухими, а гроб легким. Это тоже имеет значение, поскольку гроб до самого кладбища несут на руках, мужчину – мужчины, а женщину – женщины. Гроб ничем не обшивают ни снаружи, ни внутри. На дно кладут березовые веники, покрывают их белым холстом. Под голову готовят подушку, набитую листьями, травой или сеном. Прежде в подушку для погребения человек собирал все волосы, состриженные или выпавшие при расчесывании за всю жизнь, начиная с младенчества.
Получив известие о смерти человека, односельчане собираются к его дому. Все обязанности по проводам его в последний путь распределяют между собой единоверцы, практически освобождая от этого ближайших родственников.
Преставившегося обмывают (обязательно мужчины – мужчину, а женщины – женщину), одевают в смертную одежду, саван и укладывают на лавку или в гроб, если он уже готов, лицом к иконам. Руки складывают на груди, правая рука сверху, поверх рук платок и иконка Богородицы или Николы-угодника. Нижнюю часть тела до рук укрывают белой тканью. Зажигают свечи у икон, у гроба. День и ночь в избе молятся, сменяя друг друга, два человека. Родственники и односельчане приходят проститься с покойным на третий день, к выносу, который всегда происходит в полдень. К этому времени уже подготовлена могила, о чем сообщает вестник от копальщиков.
Покойного выносят из избы ногами вперед, поют при этом только «погребение», причеты и плачи не приняты даже у ближайших родственников, выражение скорби сдержанное, негромкое.
При выносе первому встречному подают «встречу» нитки, полотенце или другие тканые предметы – на помин души усопшего.
Родные прощаются с покойным, обходя гроб по часовой стрелке, каждый при этом произносит: «Раб божий, прости меня, Христа ради, тебя Бог простит».
Покойному закрывают лицо саваном, снимают нательный крест и надевают вместо него новый. Прежний либо кладут в гроб, либо оставляют в семье как память об ушедшем. В этом случае его промывают проточной водой. Недогоревшие свечи тоже кладут в гроб, крышку закрывают.
До кладбища гроб несут на полотенцах закрытым; ставят его над могилой на жерди, изножьем на восток, поют над ним погребальные стихи, кадят гроб и опускают в могилу на полотенцах. Раньше полотенца отдавали копальщикам, домой не приносили и второй раз не использовали. Теперь чаще забирают с собой, стирают, сушат 40 дней на чердаке и используют при следующих похоронах.
Могилу закапывают копальщики, крест ставят в ногах. Кадят могильный холмик, поют духовные стихи. Затем зовут всех присутствующих поминать.
Поминки обычно происходят в доме покойного, где после выноса моют полы, накрывают столы белыми скатертями. На каждый стол кладется кучка ложек, обычно деревянных, часто новых или принадлежащих только единоверцам, ставится соль и сахарный песок. Спиртного на поминках не подают.
Поминальная трапеза готовится заранее, количество и перечень блюд строго традиционны.
На поминки могут придти все, без зова или приглашения, однако соблюдается определенная очередность, поскольку в небольшом помещении не могут сразу разместиться все. Первыми обедают старшие женщины, которые молились у гроба и на кладбище, затем копальщики и близкие, а затем все остальные.
Еда подается в чашках, каждая на четверых, каждое новое блюдо в другой чашке; едят молча, истово, неспешно, однако не задерживаясь за столом дольше необходимого.
Закончив трапезу, говорят: «Питайтесь, Христа ради, и не осудите, Христа ради». Затем встают и молятся «за обед», старшие поют духовные стихи.
По окончании поминок в день похорон вечером до заката солнца родственники еще раз посещают кладбище, молятся там, а уходя говорят усопшему: «Не бойся, мы к тебе придем, а ты к нам не ходи».
Дальнейшее общение с покойным осуществляется через молитву и поминки. Поминают ежедневно до 9-го дня, раздавая милостыню; также поминают на 20-й день и по истечении полугода. На девятый, сороковой день и по истечении первого, второго и третьего года поминают таким же обедом, как и в день похорон.
После этого поминают уже в общие для всех поминальные дни, а также в Вознесенье. В эти дни принято ходить на кладбище. На могилы приносят цветы, корм для птиц. Поминальных трапез на могилах не устраивают, оставлять еду для покойных на кладбище не принято.
Вообще часто ходить на кладбище не рекомендуется, тем более не следует плакать и рыдать на могиле. «Не ходите и  не ревите, - говорят старшие родным, - не то ему (т.е. покойному) там мокро лежать будет». Гораздо правильнее будет подать милостыню, помолиться и тем выразить свои чувства, проявить милосердие.
При всей строгости похоронно – поминальных обычаев в них находит место милосердие даже к самоубийцам и другим людям, умершим без покаяния. За них можно подать «потайную милостыню»: родственники потихоньку, пока никто не видит, кладут на окошко соседней избы пирог или другую хлебную выпечку. И хотя всем известно, за кого она подана, ее принимают и молятся за упокой, не называя имени. Полагают, что это может облегчить участь грешника за гробом и горе его родных на этом свете.
 
 
 
Запись произведена 21.01.2006 г.
                                                            в с. Черное Шахунского р - на
                                                  от Тузовой Александры
                                                   Валентиновны, 1945 г.р.
 
 
 
 
Приложение: Традиционные блюда, подаваемые на поминках в с. Черное
 
1. Окрошка; к ней подается разваренный горох с постным маслом;
2. Суп из соленых грибов – волнушек, с жареным луком, растительным маслом (в скоромные дни – добавляются яйца, взбитые с молоком);
3. Суп из сухих грибов с овсяной крупой или пшеном и обжаренным луком;
4. Рыбная кашица: в бульон из свежей рыбы засыпают немного риса, варят до готовности; вареная рыба добавляется перед подачей на стол – с маслом или сметаной;
5. Каши: пшенная, рисовая, гречневая;
6. К кашам подается компот (тоже в блюде, едят ложками);
7. Кисель овсяный с медом или суслом, сладкое блюдо;
8. Варенец: в холодное топленое молоко добавляются распаренный изюм, нарезанные мелко яблоки, заправленные сахаром;
9. Пироги подаются ко всем блюдам: с супами – пироги с луком и крупой, с луком и яйцами, с рыбой, грибами и т.д.; сладкие к кашам, компоту, киселю, варенцу.
 
 
 
 
материал размещен 20.05.2006

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 12.37 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100