museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века) (5.29 Kb)

 
Записи произведены в селе Кременки Дивеевского района Горьковской области в июле 1980 г. Т. Беляковой, А. Маклаевой, Г. Шибалиной. 
 
Раньше ранней осенью девушки на выданье с одной улицы откупали у вдовы-бобылки избу на всю зиму, до Великого поста. Платили за временный постой крынкой ячменя, зерна или пшена с каждой девушки, керосином для лампы, деньгами; каждый вечер приносили поленья для топки печи. От невест не отставали и девушки помоложе. Они сбивались в свой «слой» и тоже снимали избу. Говорили, что если девушка начала ходить на посиделки, то можно считать, что она уже улетела из родного гнезда.
В третий «слой» собирались девушки-«перестАрелки», то есть те, кому не удалось выйти замуж в положенный срок (обычно после 20 лет). Большинство из них были некрасивыми или слишком разбитными, про которых ходила дурная слава. В старое время к этому «слою» подсаживались и бобылки из бедных семей.
Это называлось «кельи». Всего в Кремёнках было пятнадцать келий, в каждой по двенадцать девушек. Говорят, что кельи появились давно, когда девушки собирались по очереди в избу одной из подруг на вечер прясть кудель. Пели длинные «прОголосные» песни. На огонек заходили парни с балалайками, гармошками, заводились хороводные песни, «справлялись» пляски. С годами эти посиделки вошли в обычай, поэтому их стали собирать не по домам, а в нанятой избе.
В кельях был свой определенный порядок. Первой приходила та из девок, которой «пришла очередь светить». Она заправляла лампу принесенным керосином, мыла полы. За ней приходили остальные. Девушки рассаживались по длинным лавкам вдоль стен избы и, раскручивая прялки, обменивались новостями. Пряли, негромко разговаривали, иногда пели. Когда на улице слышали гармошку, начинали гадать, в какую келью, к какому «слою» пойдут парни. Если гармонь начинала «кружить» около их кельи, то есть парни несколько раз проходили около избы туда и обратно, девушки убирали прялки, донца, гребни и начинали прихорашиваться перед зеркалом, а потом уходили в чулан – за перегородку, отделявшую ту часть избы, куда выходило устье печи –«прятались».
Парни должны были «захватить» избу. Первыми в келью врывались самые шустрые парни, хозяйка избы старалась задержать их у двери, но из этого ничего не выходило, потому что сзади напирали остальные. Войдя, парни не спеша, с достоинством рассаживались на лавках, доставали из карманов цветные кисеты, крутили цигарки. Девушки, сгрудившись у проёма чуланной двери, замечали свои, дареные, кисеты, краснея, перешептывались между собой.
В красном углу гармонист продувал мехи двухрядки. Парни закуривали, шутили с девушками. Образовывался «круг»: парни сидели на лавке от двери до красного угла, девушки стояли вдоль печи и стены чулана. Когда гармонист начинал играть, в круг выходили самые голосистые и красивые девушки. Они становились друг перед другом и начинали медленно кружиться, припевая частушки.
Обычно посмотреть на молодежное гулянье приходили соседские молодые жены – «молодухи», а за ними и их мужья, которые рассаживались с парнями. Их можно было отличить по небритым бородам: так было заведено, если парень женился, он переставал бриться; говорили, что усы и борода придают солидность, да и девушка на бородатого не польстится. Молодухи с девушками не смешивались, оставаясь около входной двери.
Гармонист менял мелодии, они становились все веселее и задорнее. Частушки сыпались все острее, и все понимали, в чей огород они летят. Иногда в круг выходили и замужние женщины. Они пели частушки, в которых вспоминали свою недавнюю девичью жизнь, жаловались на скупую свекровь, привередливых золовок. Мужья от таких припевок хмурились и, чтобы прогнать смущение, подбрасывали в адрес танцующих колкие словечки.
Парни ходили группами, каждая со своим гармонистом, бывало, переходили из одной кельи  в другую, уступая место следующей компании. Если гармонист был со своей улицы, девушки могли вместе с парнями идти в соседние посиделки.
Года за три до войны сельские комсомольцы объявили бойкот посиделкам. Вечерами молодежь стали собирать в клубе, налаживали работу разных кружков, и кельи сами собой замерли.
Записано от А.Г.Исаевой , 1917 г.р.
 
Парень и девушка знакомились в келье – это посиделки в каком-нибудь доме. Приходили и девушки, и парни, приносили гармонь, пели, играли, плясали. Если была зима, то приносили свои дрова, топили печку. Ночевали вместе с парнями в одной комнате.
Записано от Чуркиной А.В., 1897 г.р.
 
Знакомились парень с девушкой в кельях. У нас был свой слой в 10 человек, у других был свой слой.
Записано от Мачкаевой Е.К., 1907 г.р.
 
Публикация Т. Гусаровой
 
 
 
 
размещено 27.11.2008

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 5.29 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100