museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском (5.96 Kb)

 
Престольный праздник в селе Владимирском Воскресенского района Нижегородской области приходится на 6 июля.
Село это широко известно: в двух километрах от него находится главная святыня Заволжья – озеро Светлояр, с которым связана христианская легенда о невидимом граде Китеже. Свое название село получило от церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая стоит здесь с XVIII века. Издавна существует здесь традиция проведения крестного хода от храма к озеру, затем вокруг него и назад, до храма. Несмотря на то, что во времена Советской власти она была прервана, запрещена официально, люди благоговейно склонялись  перед чистыми водами Светлояра. Даже в те годы, когда озеро использовалось как обычный водоем, на берегах которого располагалась и местная пилорама, и пионерские лагеря, в народной традиции прочно держалось представление о святости вод Светлояра. Люди приходили сюда тайком, исполняли обеты, данные Богу, обходя озеро с молитвой. Особенно ревностные обходили озеро на коленях, считая это своим послушанием, за которым должно последовать прощение грехов. Еще в семидесятые годы XX века бывший смотритель озера, живший тут же на берегу, в сторожке, был свидетелем таких обрядов.
Церковь в те годы была закрыта, однако ее все-таки не снесли: то ли очередь не дошла, то ли руки не поднялись на такую древность… Однако опасность разрушения над храмом нависала на раз. В последний – совсем недавно, в 1991 году. Свидетели рассказывают, что тогда было дано распоряжение местных властей снести храм и на этом месте оборудовать сквер. К церкви подогнали бульдозер. Сельчане собрались около нее, возмущаясь и споря. Одна из старейших жительниц, баба Софья, которой в ту пору было за 90, села на ступени крыльца и твердо заявила: «Только со мной!» Власти отступились, бульдозер уехал. А через год, после долгого перерыва, возобновились богослужения, вновь стал проходить и главный обряд – крестный ход в престольный праздник села Владимирского на Светлояре, который собирает теперь тысячи гостей из окрестных сел и деревень, из дальних мест, из малых и  больших городов.
 Праздник начинается утром. В церкви, празднично, хотя и по-деревенски просто убранной расшитыми полотенцами, зелеными ветками, венками из полевых цветов, совершается главная часть праздника - божественная литургия, а затем начинается крестный ход. Из храма торжественно выносят икону. В сопровождении прихожан и священства ее несут два человека, добровольно принявших на себя определенный обет: нести икону, как царицу, впереди крестного хода в продолжение всей церемонии. Это нелегкое послушание: в разгар лета под палящим солнцем нести большую (больше метра в высоту!)  тяжелую икону, никому не передавая ее. Такое под силу не каждому.
Крестный ход выстраивается в определенном порядке: вслед за главной иконой идут прихожане с фонарем, крестом, хоругвями, иконами; далее священство с кропилом, символически освящая святой водой пространство, по которому следует крестный ход, затем – хор и, наконец, поток людей, верующих и любопытствующих. Процессия торжественно обходит храм, а затем через всё село следует к озеру. Давно сложилась традиция, связанная с верой в целительную силу иконы: жители села, встречные и участники процессии, обгоняя ее, цепочкой становятся посреди дороги на колени, низко пригибаясь к спине стоящего впереди, так, что образуется длинная разноцветная лента коленопреклоненных людей, над которыми торжественно плывет икона. Считается, что благодать, от нее исходящая, приносит здоровье, поэтому из домов выносят на руках младенцев, выводят стариков. Следует отметить, что окропление святой водой не прекращается во время всего следования процессии: священник окропляет всех, кто «выныривает» перед ним из-под иконы, вставая с колен, дорогу, по которой идет крестный ход, улицы и дома села, всех встречных…
По березовой аллее крестный ход следует к озеру и поднимается на высокий, заросший лесом холм. Прежде тут стоял старый деревянный крест, а теперь построена часовня, где служится молебен. Далее дорога лежит через старый лес, вокруг озера. Эта узкая петляющая тропка, рассчитанная по ширине на одного человека, пролегающая по топким берегам Светлояра, по спутанным корням вековых сосен – настоящее испытание для двоих, несущих икону. И всё-таки, несмотря на все трудности, торжественность хода не нарушается.
Обойдя озеро, часть участников процессии продолжает путь через лес на Святой источник. Таинственное место в глухом вековом лесу называется кибелёк. По местной легенде, здесь находятся могилы трех неизвестных монахов. Считается, что вода из этого родника, студеная и чистая, обладает целебными свойствами.
Оставшаяся, сильно поредевшая, часть крестного хода возвращаются к храму далеко за полдень. Икону поднимают на крыльцо, разворачивают ликом к молящимся, и все поочередно, приложившись к иконе, проходят под ней в церковь.
Так заканчивается главная, торжественная часть праздника. Продолжается он деревенским гуляньем, на площади обычно устраивается ярмарка, по домам – семейные застолья. Вечером и в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля) многие окунаются в воду Светлояра. Местные старожилы этого не одобряют, говорят, что раньше в озере редко кто дерзал купаться, это считалось в некоторой степени попранием святыни. Воду можно было набирать и обливаться ею на берегу или дома.
 
 (Основой публикации являются рассказы жителей села Владимирское и старосты храма в честь Владимирской иконы Божией Матери З.Н.Цыгановой)
 
Дарья Трофимова
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 5.01.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Трофимова Д.
  • Размер: 5.96 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Трофимова Д.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100