museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает … (11.08 Kb)

Ожидание весны в крестьянском быту намного опережало ее приход. Первые закликания Весны начинались уже в феврале, на Сретенье, после Тимофея-полузимника (4.02) и Аксиньи-полухлебницы (6.02), которые указывали не только на то, что ползимы прошло, но и на то, что половина, а то и больше, зимних запасов приедена. Во многих местностях после Масленой недели (а бывало, что и после Рождества) хлеб начинали покупать, поскольку своего не хватало. Подходили к концу запасы сена, скот приходилось кормить соломой, которой тоже не всегда доставало, особенно если предшествующее лето было засушливым или неурожайным. В ход шла даже солома с крыш, и к весне многие избы стояли с голыми стропилами. В весенних закличках люди жаловались:
Нам зима-то надоела,
Хлеб и соль у нас поела,
Всю рубашку износила,
Она нову попросила,
Всю куделю перепряли,
На базарик пертаскали,
Детям хлеба покупали,
Коровушка бура
Всю соломку сдула…
    (Б.Болдинский р-н)
Весну ждали, весну закликали, к ней готовились – и она приходила с таянием снегов (Авдотья-плющиха), прилетом птиц (Благовещенье), весенним разливом (Преполовение) и, наконец, с первой зеленью и первой травой, на которую можно было выгнать скот, отощавший за зиму, в первую очередь кормилиц-коровушек. 6 мая – Егорьев день, день святого Георгия. «Юрий на порог весну приволок», - утверждает поговорка.
 По народным поверьям Егорий Вешний – покровитель землепашцев, пастухов, защитник домашних животных; он же покровительствует и диким зверям, и особенно волкам: в некоторых местностях его даже называют «царем волков», очевидно, имея в виду, что он своей властью может уберечь от волков домашний скот и, вместе с тем, дать им пропитание: «То у волка и в зубах, что Егорий дал».
Обычно, как отмечает  А.В.Терещенко, «за несколько недель до Юрьева дня поля зеленеют быстро, трава растет скоро, и к Егорию она уже готова для скота», поэтому  на Егория во многих местностях происходил первый выгон скота на пастбище. Он осуществлялся как праздничное и обрядово-магическое действо, главной целью которого было сохранение и рост  поголовья, его продуктивность. Выгон осуществлялся с соблюдением ряда обязательных условий, носивших как повсеместный, так и локальный характер. Практически во всех описаниях обряда отмечается использование для выгона животных веток освященной вербы, окропление стада святой водой,  применение некоторых бытовых предметов или вещей, принадлежащих дому и хозяевам с целью «приучения коровы к дому», а также присутствие заговоров или  заговорных формул:
«Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь из избы в двери, из ворот в вороты, а из ворот в чистое поле, к острову Буяну, к Георгию Храброму, и скажу: «Гой еси, Георгий Храбрый, укрепи своею силой мощною мое стадо, чтобы оно от поступа не разбегалось, а ходило бы в куче смирнехонько, ело хорошохонько и было глаже гладкого горностая». И заключу слова мои поклоном низким. Будьте, мои слова, крепки и лепки».
На Егория  во многих селах юга Нижегородской области существовал обычай печь «козульки» – пресное ржаное печенье в виде коров, коз, овец и другой живности, какая была в хозяйстве. Часть отдавали пастуху, именно столько печений и такого вида, сколько животных будет ходить в стаде; остальные раздавали ребятишкам, которые в этот день обходили дворы с пением егорьевских песен. В них выражались пожелания хозяевам, чтобы в хозяйстве было много разного скота, чтобы он был здоров, приносил потомство:                                      
Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку –
В поле и за полем,
В лесу за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю –
Пень да колода,
Да белая береза!
Нашим-то тёлонькам –
Травка-муравка,
Зелененький лужок!
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
«Телоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!»
Хозяюшка, добрися,
Хозяин, не скупися,
Богу на свечку,
Ребятам по яечку!
Если подадут, припевали:
Дай вам Бог,
Надели, Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят телушек,
Лысеньких,
Криволысеньких!
Они в поле-то идут –
Всё помыкивают,
Они из поля идут –
Всё поигрывают!
Если хозяева отказывали, им желали:
Ни кола, ни двора,
Нет ни куричья пера!
Одна была корова,
И та нездорова,
Одна была овца,
И та яловица!
Хозяйка дьяволица!
Дай вам Бог
Тараканов да клопов!
     (Чкаловский район)
Обычаи егорьевских обходов дворов, молебнов и оберегов скота 6 мая нередко сохранялись и в тех случаях, когда первый выгон скота происходил в другой день, например, при сильно запоздавшей весне, когда выгонять скот в поле еще рано.
Обычаи Егорьева дня в некоторых селах Нижегородской области (записи автора):
При выгоне скота  слушали молебен, кропили, провожали с вербой. А потом вербу пускали по воде. Кулебакский р-н., Ломовка
Животных и птиц кормят зерном с печной заслонки. Кусок хлеба мажут печной сажей и говорят: «Как сажа в трубе держится, так бы и ряба коровушка дому держалась». Веревку мажут печной сажей и обматывают корове рога (с той же целью).
Приговорка на выгон: «Вот тебе, коровушка, все четыре полюшка, в котором хошь, в таком гуляй, только дом не забывай». С.Вязовка Тонкинского р-на
В Вербное воскресенье ломали вербу, освящали в церкви. Когда первый раз выгоняли скот, то его этой вербой похлестывали. Потом ее бросали за забор.  Тресьяны Богородского р-на
При первом выгоне скот вербой хлестали и провожали с молитвой. Затем эту вербу выкидывали. Хабарское Богородского р-на
Первый выгон скота не был приурочен к Егорьеву дню, ждали, когда трава появится. Не выгоняли в первый раз в среду, в воскресенье, а также в Благовещенье. Как выгоняли коров в первый раз, служили молебен. Священник кропил святой водой стадо, обходил его с иконой. Коров в первый выгон хлестали вербой, потом эту вербу выбрасывали. Пастуху давали пирог, два яичка. Угощали пастуха обязательно в Пасху и Троицу. Хвощевка Богородского р-на
Чтобы корова сама шла из стада домой, при первом выгоне старушка молится на воду и этой водой кропят корову. Или стелила хозяйка свой пояс, а корова должна была через него переступить. С той же целью – приучить корову ходить домой – в хлеву ставили в уголок веник. Хвощевка Богородского р-на
Срок выгона определяли по погоде. Скот хлестали вербой. Вербу перед тем, как выгонять, святили. Пастуха в первый выгон обязательно угощали. Шилово Богородского р-на
В Егорьев день выгоняли скот. Весь скот сгоняли к церкви и там кропили. Сомовка Воротынского р-на
 Выгон скота не приурочивался к Егорьеву дню. Выгоняли скот вербой, которая стоит с Вербного воскресенья. Львово Воротынского р-на
Первый выгон скота приурочен к Егорьеву дню. Служили молебен, брызгали. Выгоняли вербочкой скот с молитвой. Празднуют здесь Егорий Гроздный. Это покровитель скота. Кирилловка Спасского р-на
Скот ( обязательно коров) выгоняли вербой, что святилась в церкви в дни Пасхи или Вербное воскресенье. К околице, куда гнали скот, несли хлеб, яички, соль. Всё это клали пастуху.
Вербы брали от Вербного воскресенья, ими выгоняли первый раз коров. Пастуху выносили яйца. На Троицу пастухов дарили пирогами и яйцами.
При выгоне скота служили молебен, кропили, провожали с вербой. А потом вербу пускали по воде. Тёплово Кулебакского р-на
В первый выгон скота пастуху приговаривали:
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
Выгоняйте вы скотину
На широкую долину.
Гонят девки,
Гонят бабы,
Гонят малые ребята.
Гонят стары старики,
Бородаты мужзики.
       Хабарское Богородского р-на
 
Из-за лесу, из-за гор
Поднималась туча-гром,
Поднималась туча-гром
Со сильным частым дождем.
Как со этого дождя
Стала улица грязна,
Стала улица грязна,
Все проулочки мокры.
Все проулочки мокры,
Негде милому пройти,
Мне гостинчик принести.
Мне гостинчик дорогой –
С руки перстень золотой.
На горе пташки поют
На разные голоса,
На разные голоса –
Потешают молодца.
Потешают молодца,
Овечьего пастуха.
Пастух, пастух, пастушок,
Поиграй с утра в рожок.
Буди девок, буди баб,
Буди молодых ребят.
МолТеплыйодушки впереди,
Красны девки назади.
Одна девка приотстала,
Будто ноженька разулась,
Оборышек оборвался –
Пастушонка дождалась.
Пастух с девкой заигрался,
Всю скотину пертерял,
Всю скотину-животину,
Мою серу ярочку.
Всю зимушку зимовала,
Всё летушко берегла
На красный сарафан,
 На бордовы рукава.
        Понетаевка Шатковского р-на, исп. Осина Н.П., 1892г.р.
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 05.05.2011

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 11.08 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100