Часть I. 2. Музейный предмет и его свойства

4 ноября, 2019

Часть I. 2. Музейный предмет и его свойства (26.47 Kb)

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЕГО СВОЙСТВА

Начиная проектирование музея и его деятельности, немаловажно определить свойства музейного предмета, исходя из которых выбираются основные направления и формы его использования. Без понимания свойств музейного предмета невозможно проектировать музейную деятельность.

Музейный предмет – памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности служить источником знаний и длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной  информации, другими словами, музейный предмет есть аутентичный источник знаний и эмоций, культурно-историческая ценность – часть национального достояния.

По определению Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 года, музейный предмет есть «культурная ценность, качество  либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление».

В Словаре музейных терминов музейный предмет трактуется как «движимый памятник истории и культуры, памятник природы, характеризующий процессы развития общества и природы, обладающий  научной, исторической, художественной или мемориальной ценностью, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания. Является составной частью национального культурного достояния, что делает необходимым для общества его хранение, изучение, экспонирование, создание условий для использования»[1].

Музейный предмет представляет собой памятник со сложным механизмом взаимодействия заключенной в нем социальной информации. Он может служить источником, ключом к раскрытию тайн  бытия, связующим звеном в цепи событий. Он дает не только знания, но и вызывает определенные эмоции. Эмоционально воздействуя на посетителя, музейный предмет вызывает к себе интерес и способствует углублению в изучении прошлого, исследованию своих исторических корней и, стало быть, становлению человеческой личности, наделенной социальной памятью и способствующей развитию общества и формированию братского состояния в нем, а не вражды, – соборности лиц, а не их противоборства. Музейный предмет – хранитель социальной памяти, уровень, глубина и значимость которой во многом зависит от фиксации разносторонней информации как при комплектовании музейных коллекций, так и при их научном изучении.

Музейный предмет нельзя понимать только как вещь в себе. Сама по себе любая вещь ничто, если она не несет никакой информации. Именно как носитель информации вещь становится музейным предметом, отражающим историко-культурный или естественно-природный процесс, взаимоотношения людей с окружающим миром.

По этому поводу Н. Ф. Федоров писал, что «музей есть не собирание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останков отжившего, в восстановлении умерших по их произведениям живыми деятелями»[2]. И далее: «Музей и с предметной стороны есть совокупность лиц, само человечество в его книжном и вообще вещественном выражении; то есть музей есть собор живущих сынов с учеными во главе, собирающий произведения умерших людей – отцов. Задача музея поэтому,  естественно – восстановление последних по первым»[3], а не их противопоставление, отчуждение друг от друга. Музейный предмет как  памятник и служит этому благородному делу – восстанавливать, соединять, продолжать род человеческий, а не только «складировать» результаты деятельности человека. «Музей есть выражение памяти общей для всех людей, как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума, воли и действия, памяти не о потере вещей, а об утрате лиц. Деятельность музея выражается в собирании и восстановлении,  а не в хранении только»[4].

В музееведческой литературе фиксируются три основные группы свойств музейного предмета:

  1. аттрактивные свойства (способность предмета привлекать внимание внешними признаками);
  2. ассоциативные свойства (способность предмета вызывать у субъекта ассоциации);
  3. свойства сопричастности к явлениям или событиям прошлого, настоящего и будущего[5].

Отмечая такие свойства музейного предмета, как способность оказывать эмоциональное воздействие, и такие качества, как мемориальность, уникальность, необыденность, В. В. Кондратьев указывает на необходимость изучения свойств репрезентативности; свойств, указывающих на степень его представительности в ряду аналогичных предметов и возможность, способность отображать то или иное явление действительности. При этом он отмечает, что «для музейного собрания будет интересен тот источник, который отражает явление одновременно максимально полно, максимально типично, максимально широко»[6].

Репрезентативность, по мнению В. В. Кондратьева, слагается из нескольких взаимосвязанных компонентов: полнота и достоверность информации, типичность и уникальность[7].

Музейный предмет рассматривался в различных статьях, в том числе В. Н. Цукановой[8], Л. Т. Сафразьяна[9], В. Ю. Дукельского[10], Е. К. Дмитриевой7. На более глубоком теоретическом уровне проблему  музейного предмета исследовал В. М. Суринов. Анализируя своих предшественников[11], он определяет «музейность» источника и свойства музейного предмета: презентатизм, полифункциональность, дифференцированность отображения действительности. При этом он поясняет: «Предложенная нами совокупность элементов “музейности”  не носит характера замкнутого круга. Она допускает возможность включения в нее других объективных, доказанных и выверенных характеристик». В отличие от других теоретиков, В. М. Суринов при  определении «музейности» за основу взял не содержательную характеристику источника, а специфику фиксации действительности в  источнике. Относительно письменного источника он отмечает, что  существуют условия, которые придают ему характер музейного предмета. Это «связь с материалом изготовления (материальный носитель), дифференцированное отражение действительности, презентатизм (долгое вне зависимости от производственного процесса существование в качестве самостоятельной информационной единицы) и специфика информационного поля»[12].

Здесь мы встречаем два подхода к определению понятия музейного предмета, представляющего собой реальную действительность. Это репрезентатизм и презентатизм. Устоявшийся термин репрезентитизм означает способность музейного предмета восстанавливать факт,  событие, явление. Через свои свойства, видимые в настоящее время, музейный предмет представляет самого себя в контексте прошедшей эпохи, восстанавливает, реконструирует. В то же время музейный предмет презентативен, так как представляет самого себя в настоящем времени. Презентативным (представительным) музейный предмет может быть всегда, но свойство репрезентации он приобретает  тогда, когда несет в себе информацию, когда насыщен содержанием, когда является средством «прочитывания» и понимания того факта, которое и представляет.

Принимая мнение В. В. Кондратьева, раскрывшего семантические, содержательные свойства музейного предмета, и мнение В. М. Суринова, акцентировавшего внимание на специфике фиксации действительности, отметим, что музейный предмет в конечном счете есть  хранитель социальной памяти, включающей в себя как семантику, содержательную информацию, так и специфику фиксации действительности на материальном носителе. Эта специфика и сам материальный носитель также информативны, ибо являются составной  частью социальной памяти.

Говоря о свойствах музейного предмета, следует отметить необходимость понимания материальности музейного предмета и его нематериальной составляющей. Музейный предмет олицетворяет собой  не только и не столько материальную культуру, сколько нематериальную, духовную. В музейном предмете мы видим не только и не столько вещь, сколько событие, явление, нравы, обычаи, традиции, которые он представляет. В учебниках Л. В. Беловинского по материальной культуре[13] раскрываются, с одной стороны, внешние признаки предмета, а с другой, более важной, – способ производства, назначение, взаимодействие в среде бытования, авторство, принадлежность, то есть  сама атмосфера создания и существования. От предметов материальной культуры он естественно переходит к описанию их бытования[14]. При составлении научного паспорта обязательным является выявление легенды музейного предмета. На основании музейного предмета, если он содержит в себе информацию (то есть нематериальную часть), восстанавливаются события общественной жизни и явления природы. Надо только уметь «читать», расшифровывать «знаки» на музейном предмете. Например, по годовым кольцам (материальная часть) мы  узнаем о возрасте дерева (его нематериальная часть). По отшлифованной ручке ухвата мы определяем степень его использования. По размеру и форме валька или трепала представляем, кто ими пользовался. Способ изготовления лаптя мы поймем, когда узнаем, что такое кочедык. Назначение двух плоских камней округлой формы нам не понятно, пока не получим разъяснение, что это жернова и как они действуют. Узнавая предназначение и способ действия жерновов, получаем представление о производстве муки из зерна.

Сочетание материального и нематериального – одно из важных свойств музейного предмета. С одной стороны, он аттрактивен, экспрессивен, эмоционален, а с другой – информативен, коммуникативен, репрезентативен.

В связи с этим необходимо отметить и такие свойства музейного предмета, как его мемориальность[15], коммуникативность[16] и достоверность[17].

Музейный предмет следует рассматривать в контексте культуры, понимаемой в широком, всеобъемлющем значении этого слова.  В определенном смысле, культура есть порядок вещей. По мнению А. Ф. Иванова, это означает: «1 – Упорядоченные вещи сами себя мыслят; человек только встроен в систему вещей. 2 – Вещь как продукт человеческой деятельности всегда предпослана человеку. 3 – Встроенность человека выражается в его участии в повествовании и ритуале»[18].

Пожалуй, это так. Но все-таки надо признать, что не человек встроен в систему вещей, а он сам создает эту систему. И она, система, выстраивается вокруг него. Человек не просто участвует в повествовании и ритуале, а сам творит, сам совершает дело.

Рассматривать сущность музейного предмета нельзя в отрыве от других источников, в отрыве от музейного фонда. Только совокупность, целостность, системность музейных предметов, коллекций, фондов может дать адекватное представление о реальной действительности. Только при разностороннем и комплексном изучении  источника и его свойств, его семантики, выявлении способа фиксации действительности можно понять сущность музейного предмета. А предназначение его заключается в сохранении историко-культурной, естественнонаучной, технологической – социальной памяти.

Итак, музейный предмет – хранитель социальной памяти, аккумулятор историко-культурных процессов и природных явлений. В определенном смысле – он действующее лицо в социокультурном пространстве. Он выступает как материальный носитель информации  о жизни общества и природы.

В о п р о с ы и з а д а н и я

Рассмотрим графическое изображение свойств музейного предмета и ответим на вопросы:

1. Каковы сходства и различия свойств музейного предмета в представленных графических изображениях?

2. Какие свойства музейного предмета в графических изображениях не учтены?

3. Какими другими способами графически можно изобразить свойства музейного предмета?

4. Можно ли считать музейный предмет «действующим лицом» исторических событий или природных явлений?

5. Должны ли подлинные музейные предметы (не их воспроизведения) постоянно находиться в музейной экспозиции?

6. Можно ли пользоваться музейными предметами при проведении занятий с посетителями?

Свойства музейного предмета в интерпретации Д. А. Михайловой

Свойства музейного предмета в интерпретации Д.А. Михайловой

Свойства музейного предмета в интерпретации Ю. Г. Рогатко

Свойства музейного предмета в интерпретации Ю. Г. Рогатко

Свойства музейного предмета в интерпретации К. А. Копыловой

Свойства музейного предмета в интерпретации К. А. Копыловой

    1. Аттрактивность – способность музея привлекать внимание посетителя, связанная прежде всего с художественной, мемориальной и исторической ценностью. Аттрактивность связана с внешними особенностями – формой, размером, цветом.
    2. Экспрессивность – способность к эмоциональному воздействию на посетителя.
    3. Репрезентативность – способность музея достоверно представлять эпоху, круг определенных предметов или явлений.
    4. Информативность – способность музея нести какую-либо информацию.
    5. Ассоциативность – способность музея вызывать ассоциации.

Чувство сопричастности.

  1. Уникальность.

Свойства музейного предмета в интерпретации В. А. Капралова

Свойства музейного предмета в интерпретации В. А. Капралова

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Репрезентативность – то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета, как информативность.

Свойства музейного предмета в интерпретации К. А. Логушкиной

Свойства музейного предмета

 Свойства музейного предмета в интерпретации К. А. Логушкиной

Свойства музейного предмета и его атрибуция в интерпретации  К. А. Логушкиной

АТРИБУЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

                       Установление:

– авторства, темы, сюжета, стилистических особенностей, информативности (для произведений изобразительного искусства, архивных документов);

– времени, места создания и бытования, легенды предмета;

– видовой принадлежности (для естественнонаучных коллекций);

– материала и способа изготовления (ручной, механический, литье, ковка, чеканка, живопись, рукопись, печать и т.д.);

– размера, цвета, формы, устройства;

– массы драгоценных металлов и драгоценных камней;

– социальной и этнической принадлежности;

– мемориальности;

– типологических признаков путём сопоставления с аналогиями;

– состояния сохранности.

 

 


[1] Словарь музейных терминов : сб. науч. трудов / ГМСИР. – Москва, 2010. – С. 114.

[2] Федоров  Н. Ф.  Музей, его смысл и назначение. – Москва, 1992. – С. 5. – (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 3–4. С. 10).

[3] Там же. – С. 12.

[4] Там же. – С. 17.

[5] Кондратьев  В. В.  Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание // Формирование и изучение музейных коллекций. – Москва, 1982. – С. 41.

[6] Там же.

[7] Там же. – С. 42.

[8] Цуканова  В. Н.  Музейный предмет и исторический источник. К вопросу о соотношении понятий // Актуальные проблемы советского музееведения. – Москва, 1987.  – С. 9–16.

[9] Сафразьян  Л. Т.  Музейный предмет как объект источниковедческого исследования // Актуальные проблемы советского музееведения… С. 27–39.

[10] Дукельский  В. Ю.  Полифункциональность вещи как одна из основ его экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения…

С. 68–75. 7 Дмитриева  Е. К.  Мемориальная среда и интерьер как средство еѐ формирования // Актуальные проблемы советского музееведения … С. 86–95.

[11] Равикович  Д. А.  Социальные функции краеведческого музея // Труды НИИ культуры. Вып. № 65. – Москва, 1978. – С. 16.

[12] См. главу «Музейные свойства письменных источников» в учебном пособии Н. И.

Решетникова «Музееведение. Курс лекций» (Москва, 2000. С. 152).

[13] Беловинский  Л. В.  Изба и хоромы: Из истории русской повседневности. – Москва :

Профиздат, 2002; Он же. История русской материальной культуры : учебное пособие.  – 2-е изд. – Москва, 2007; То же – подарочное издание: Москва, 2008.

[14] Беловинский  Л. В.  Культура русской повседневности : учебное пособие для вузов.  – Москва : Высшая школа, 2008.

[15] Об этом см.: Сафразьян  Л. Т.  Мемориальность предмета и еѐ использование в научной обработке коллекций мемориальных музеев // Музейное дело в СССР. Пути повышения эффективности музейной деятельности. – Москва, 1990; Цуканова  В. Н. Мемориальный музейный предмет. Особенности изучения и научного описания : методические рекомендации. – Москва, 1990. Интересно также посмотреть: Каспаринская  С. А.  Мемориальные музеи исторического профиля // Историкореволюционные и литературные мемориальные музеи. – Москва, 1973.

[16] См.: Стронг  Р.  Музей и коммуникация // Museum. – 1983. – № 3; Гнедовский  М. Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. – Москва, 1986; Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. трудов / НИИ культуры. – Москва, 1988; Гнедовский  М. Б., Дукельский  В. Ю.  Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Музей  – Культура – Общество : сб. науч. трудов / ЦМР. – Москва, 1992 и др.

[17] См.: Разгон  А. М.  Музейный предмет как исторический источник // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и преподавание их в вузах. – Москва, 1979.

[18] Иванов  А. Ф.  Вещь в контексте культуры // Вещь в контексте культуры. Материалы научной конференции. – Санкт-Петербург, 1994. – С. 11.

 


© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции