ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

20 ноября 2017 г. размещены материалы: И.Л. Мининзон "Эволюция городской усадьбы Нижнего Новгорода за последние 100 лет", повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".


   Главная страница  /  Новости  /  Архив новостей 2011 г.

 Архив новостей 2011 г.
Размер шрифта: распечатать




Выступление А. Дмитриева " "Национальная наука" как место встречи истории с социологией (А. Лаппо-Данилевский, П. Сорокин, М. Грушевский и наследие Первой мировой войны)" состоялось 17.03.2011 г. в НИУ-ВШЭ (10.16 Kb)

 
В рамках Публичного социологического семинара
Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, Санкт-Петербург
 
 
Четверг, 17 марта 2011 г., 18:30
(в помещении НИУ-ВШЭ, ул. Союза печатников, д. 16,  3-й этаж, ауд. 301).
 
Александр Дмитриев (НИУ-ВШЭ Москва)
 
"Национальная наука" как место встречи истории с социологией
(А. Лаппо-Данилевский, П. Сорокин, М. Грушевский и наследие Первой мировой войны)

Деятельность Лаппо-Данилевского, Сорокина и Грушевского связана одним важным сюжетом: модернизацией местного гуманитарного знания (в первую очередь – историографии) под знаком социологии и формированием нового образа научности. В плане проблематики «наука и нация» их усилия принадлежали одновременно двум важнейшим типологическим и эпохальным срезам: романтической парадигме 1848 года и этатистской парадигме 1914 года. Каждый из трех рассматриваемых нами персонажей был не просто известным ученым, но основоположником нового направления; однако к концу жизни их ждало крушение большинства былых надежд. Причиной ли тому только биографические перипетии или советские обстоятельства? В центре доклада – описание знаковой «встречи» истории с социологией в их трудах, равно как и провокативный тезис о невозможности сегодняшней реактуализации идей этих «этаблированных неудачников» (вопреки их глорификации в 1980—1990-е годы).
 
Александр Дмитриев – к.ист.наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ—ВШЭ, выпускник аспирантской программы Европейского университета в Санкт-Петербурге (факультет политических наук и социологии, 1999), редактор издательского дома "Новое литературное обозрение".
Автор монографии: Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа в 1920–1930-х гг. М.; СПб: Летний сад; ЕУСПБ, 2004.
Ответв.редактор трудов: Мауер Т., Дмитриев А. (ред.). Университет и город в России (начало XX века). М.: Новое литературное обозрение, 2009 и Прохорова И., Дмитриев А., Кукулин И. (ред.). Антропология революции. Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
 
Александр Дмитриев (НИУ-ВШЭ, Москва)
 
"Национальная наука" как место встречи истории с социологией
(Александр Лаппо-Данилевский, Питрим Сорокин, Михаил Грушевский и наследие Первой мировой войны)
 
Деятельность Лаппо-Данилевского, Сорокина и Грушевского связана одним важным сюжетом: модернизацией местного гуманитарного знания (в первую очередь – историографии) под знаком социологии и формированием нового образа научности, тесно связанного с западным  -- немецким, французским и английским соответственно – «фоном» и влиянием. Для нас принципиально важно в плане поисков самоопределения российской науки, вычленения ее особенностей  и характерных заимствований рассматривать не консерваторов или славянофилов, но  именно ученых с вполне «западнической» репутацией  и ориентацией.
Работа трех ученых разворачивалась не просто «на фоне» современных им переломных политических трансформаций и катаклизмов, но была с этим политическим и социальным фоном весьма тесно сопряжена и во многом детерминирована. В плане проблематики «наука и нация» их усилия принадлежали одновременно двум важнейшим типологическим и эпохальным срезам: романтической парадигме 1848 года (олицетворением которой можно считать Ганку в Чехии или Грановского в России) и этатистской парадигме 1914 года (воплощенной как в национально ориентированной Big Science, так и в идеологизированной советской науке образца М.Н. Покровского и Комакадемии).
«Казус» Михаила Грушевского тем более важен и интересен, поскольку позволяет указать на многообразие историографических практик в Российской империи, и расширяет представление о циркуляции идей за пределы только Западной Европы, а включает также Восточную Европу и территории Австро-Венгерской империи.  В случае Сорокина показательны и широта его ранних интернациональных интересов (с особой чувствительностью к несовпадению «великорусского» и «общероссийского»)  и последуюшая эволюция в США в смысле нарастания идейной самодостаточности. Первая мировая война, с нашей точки зрения, оказалась ключевым пунктом и столкновения разных национальных сообществ. Это было время интенсивного роста самоосознания и – одновременно! - освоения чужих организационных систем и идейных постулатов, но также и момент переформулирования важных исходных принципов понимания прошлого и современности – в социологическом ключе.
В треугольнике «государство – общество – личность»  примат первого начала, национального государства, был обусловлен не только спецификой русского исторического пути (как его описывал в том числе Лаппо-Данилевский): возрастание роли государства было еще и императивом целой эпохи позднего Модерна, особенно ввиду потрясений первой трети ХХ столетия. В связи с Первой мировой войной национальное государство становится и организующей силой развития общества и ключевым фактором эволюции наук не только социальных или гуманитарных, но также и естественных. И потому «национализация» как форма интернационального академического развития и   спрос на социологию в рамках наук о человеке оказываются соединены не случайно.
Социология как Scientia Nova одновременно и размыкала горизонт национально-ограниченного гуманитарного знания и сама становилась способом переопределения этой обособленности, даже если не трактовать эту специфичность в сугубо органическо-консервативном ключе. Следует особо подчеркнуть, что рассмотренные нами ученые были социологами весьма своеобразного плана: для Лаппо-Данилевского социология отавалась все-таки некоей разновидностью методологии истории, у Сорокина построение социокультурных схем заменило типизацию с должным учетом индивидуальности общественных фактов, у Грушевского примат генетического подхода в конечном счете сделал социологию «вместоантропологией».
Отказываясь от подходов XIX века - примата истории государства или социальной философии, эти ученые обращались к первую очередь к истории культуры (или психологическому подходу), но не к истории общества. Это отсутствие тематизации социального разумеется, не было следствием некой болезни времени или родовой черты русской мысли как таковой, но, отражением особого, «обществообразующего» характера русского государства и специфики государства советского (в том числе и применительно к Украине). И сама эта местная специфика могла осознаваться и ощущаться и современниками и последующими толкователями только на непременном фоне интернационального развития.  Русские ученые не были какими-то изгнанниками с пира мирового духа  – кризис самосознания и бытования западной общественной мысли тоже получил адекватный язык описания и рефлексии, синтеза социологии, истории и антропологии далеко не сразу. Ключевые ориентиры современной социальной теории были вычленены только со становлением развернутой системы социальной политики, welfairе-state 1950-1960-х годов. Частью этого процесса была и модернизация социальных наук, новый способ увязки эмпирических данных и общетеоретических схем, философских подходов и индивидуальных закономерностей – в отличие от ставших уже «классическими» представлений конца XIX века.
С одной стороны, каждый из трех рассматриваемых нами персонажей был не просто известным ученым, но именно организатором науки, основоположником нового направления – с другой же, биографию любого из них можно представить и как историю этаблированного неудачника, которого к концу жизни ждал или упадок или крушение большинства былых надежд. Много позже, с конца 1980-х наследие каждого переживает в той или иной мере свой «праздник возрождения» (Бахтин): их книги перепечатывают (и порой неоднократно), о них пишут статьи и монографии, защищают диссертации и т.д. В 1990-е годы, после краха догматического марксизма, на новом витке импортирования западных научных подходов, обычно связанных с постмодернизмом (в предельно широком понимании) творчество Грушевского, Сорокина и даже Лаппо-Данилевского с разной степенью  удачливости  пытались канонизировать как образец «нашей» или «своей» науки, в противовес новомодным увлечениям. Они стали (хотя скорей ненадолго и для публики преимущественно широкой, а не профессиональной) символом «возвращения к истокам», воплощением насильственно прерванной традиции.
Новый характер интернационализма и междисциплинарных обменов в 1930-1950-е годы очень существенно перестроил прежние модели взаимосвязи локального и всеобщего  горизонтов в науках о человеке. Российской и украинской науке, как в эмиграции, так и особенно внутри СССР этого шанса относительно свободного, а не (полу)закрытого развития отпущено не было – возможно потому первые десятилетия ХХ века постоянно оказываются важны  и для новейшего, постосоветского российского обществознания. Слишком велик реактуализующий соблазн видеть в текстах героев статьи некий почти единый источник забытых и все еще действенных смыслов, а не сложно устроенное и подчас агональное пространство возможностей -- потенциально богатых, но ныне представляющимися исторически обреченными.
 
 
 
 
размещено 30.03.2011

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 30.03.2011
  • Автор: pavel
  • Размер: 10.16 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Вышла книга: Сборник научных статей «От палеолита до средневековья»
21 декабря 2011 г. в НГОУНБ состоятся 401-е Краеведческие чтения
8 - 9 декабря 2011 года в конференц-зале научной библиотеки Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского прошли очередные «Черниковские чтения»
11 декабря 2011 года в 13.00 в Городецком краеведческом музее состоится 8 –е занятие воскресного научно-просветительского лектория «История Городца. Между фактом и вымыслом».
6 декабря 2011 год в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства (Нижегородский кремль, Арсенал) состоялась презентация каталога-путеводителя по соцгородам Автозавода и Уралмаша в Горьком (Нижнем Новгороде) и Свердловске (Екатеринбурге) «Коммунальный авангард».
Нижегородские краеведы обратились к Президенту России с просьбой не допустить подъёма уровня Чебоксарского водохранилища и проработать вопрос его спуска
30 ноября 2011 г. в НГОУНБ прошли 400-е Краеведческие чтения
30 ноября 2011 г. в НГОУНБ состоятся юбилейные 400-е Краеведческие чтения
6 февраля 2012 г. в Твери состоится конференция «У истоков Российского государства. Тверь. Москва: К 700-летию со дня памяти великой княгини Ксении Тверской»
1 и 2 ноября 2011 г. в ЦГБ г. Н. Новгорода состоялась конференция «Политические репрессии на Нижегородской земле».
2 ноября 2011 г. состоялась конференция «Нижегородская промышленность: исторический опыт и перспективы модернизации»
«Плащаница Вселенной» - так называется выставка, открывшаяся 11 ноября 2011 года в Нижегородском государственном выставочном комплексе на площади Минина и Пожарского.
Вышел в свет сборник научных трудов «Мининские чтения-2011»
До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»
6 ноября 2011 г. в Городецком краеведческом музее состоится 7–е занятие воскресного лектория «История Городца. Между фактом и вымыслом»
17 - 19 ноября 2011 г. в МГУ пройдет конференция "Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова"
1 ноября 2011 г. в Доме архитектора откроется выставка "Святослав Агафонов. Реставратор, ученый, педагог. К 100-летию со дня рождения"
28 октября 2011 г. в Архангельске начнут работу XXX общественно-научные чтения по военно-исторической тематике «Защитники Отечества»
26 октября 2011 г. в НГОУНБ состоятся очередные 399-е Краеведческие чтения
2-3 февраля 2012 г. в ИАИ РГГУ состоится конференция "Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии"
Находка в Нижегородском кремле
9 октября 2011 г. в Городецком краеведческом музее состоится 6–е занятие воскресного научно-просветительского лектория
6-7 октября 2011 г. в Балахне пройдет конференция «Народные ополчения и российские города в Смутное время начала XVII века»
Новая книга: «Поморцы Керженского Заволжья» (П.Г. Лебедев, Н.Б. Голубева)
27–30 сентября 2011 г. в Москве прошла конференция "Комплексный подход в изучении Древней Руси"
28 сентября 2011 года (среда) в 17 часов в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке (ул. Варварская, д.3) состоятся очередные 398-е Краеведческие чтения
22 сентября 2011 г. в Дмитровской башне Нижегородского кремля состоялась презентация выставки «Защитник старины глубокой»
Источниковедческий семинар «"Аршином общим не измерить"? Массовые источники для изучения социальной и экономической истории России» состоится 9-10 декабря 2011 г. в Москве
Вышла в свет книга В.А. Аверина «Ивановский край» в эпоху мезолита
5 сентября 2011 г. в Русском музее фотографии состоится открытие фотовыставки «Лики войны»
4 сентября 2011 г. в Городецком краеведческом музее состоится 5-е занятие лектория «История Городца. Между фактом и вымыслом»
16–17 марта 2012 г. в Москве пройдет конференция «Археография музейного предмета»
Открыт новый раздел «Документная коммуникация: проблемы и тенденции» в журнале «Труды НГТУ. Серия “Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии”»
19–20 октября 2011 г. в Нижнем Новгороде пройдет конференция «Региональные архивы в информационном обществе»
6-7 октября 2011 г. в Балахне пройдет конференция «Народные ополчения и российские города в Смутное время начала XVII в.»
26 сентября - 3 октября 2011 г. в с. Шеметовское состоится научная конференция "Историко - культурное наследие села в его возрождении"
7 августа 2011 г. в рамках научно-просветительского лектория «История Городца. Между фактом и вымыслом» состоится прогулка по древнему Городцу
10-11 октября 2011 г. в Нижнем Новгороде состоится научная конференция «Покровские Дни»
Сегодня выходит второй номер новой газеты
Фоторепортаж о награждении победителей VIII конкурса молодых историков-архивистов
25 июня 2011 г. в Музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья прошел II фестиваль «Щит и меч»
3 июля 2011 г. в Городецком краеведческом музее состоится 3-е занятие научно-просветительского лектория «История Городца. Между фактом и вымыслом»
Вышла новая книга: А.И. Давыдов «Нижегородские храмы»
15 июня в библиотеке имени В. Короленко состоится премьера книги А.Н. Рябова "Пурехские колокольчики".
Ушел Арлен Викторович Блюм
10 июня 2011 г. в ЦГБ (Нижний Новгород) пройдет круглый стол «Православный монастырь в контексте современного исторического процесса»
29 мая 2011 г. в Городецком краеведческом музее состоится 2-е занятие научно-просветительского лектория «История Городца. Между фактом и вымыслом»
25 мая 2011 г. в НГОУНБ состоятся Краеведческие чтения
Конференция "Нижегородский край: вопросы истории промышленности и предпринимательства" пройдет в октябре 2011 г. в ННГУ
20 мая 2011 г. в НГТУ пройдет конференция "Актуальные проблемы социальной коммуникации"
Выпущена книга «Танковый марш» ветерана Великой Отечественной войны полковника Ф.М. Жаркого
27 апреля 2011 г. открылась выставка проекта «Вне времени»
27 апреля 2011 г. в НГОУНБ состоятся очередные 396-е Краеведческие чтения
ЦГБ готовит конференцию "Политические репресси на Нижегородской земле. Последствия во всех сферах общественной жизни"
17 апреля 2011 г. в Городецком краеведческом музее состоится занятие «В пыли хранилищ» (Исследовательская лаборатория историка)
8 апреля 2011 г. в библиотеке им. Короленко состоялся круглый стол "Эпоха девяностых: ярмарка мнений"
НОВГОРОДСКИЕ ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ – РУССКОМУ МИРУ Навстречу 1150-летию русской государственности
8 апреля 2011 г. Библиотека имени Короленко проводит круглый стол «Эпоха 90-х: ярмарка мнений»
Конференция "Антропологический поворот: регуманизация гуманитариев?" пройдет 1-2 апреля 2011 г.
30 марта 2011 г. в НГОУНБ состоятся очередные Краеведческие чтения
Выступление А. Дмитриева " "Национальная наука" как место встречи истории с социологией (А. Лаппо-Данилевский, П. Сорокин, М. Грушевский и наследие Первой мировой войны)" состоялось 17.03.2011 г. в НИУ-ВШЭ
21 – 27 марта 2011 г. в ЦГБ пройдет Фестиваль нижегородской книги
18 - 20 октября 2011 г. в РНБ пройдет конференция по истории книжного дела в дореволюционной России XIX - нач. XX в. — XVII Павленковские чтения
C 1 февраля по 24 декабря 2011 г. Национальным архивом Республики Карелия проводится конкурс «Семейный архив: история повседневности»
1 марта 2011 г. в НГОУНБ состоялась презентация книги Татьяны Ильинич «Празднество Иван чая»
30 марта 2011 г. в НГПУ состоится конференция "Роль Нижнего Новгорода в сохранении российской государственности"
НОО РОИА объявляет о проведении VIII конкурса молодых историков-архивистов
22 февраля 2011 года (вторник) в 17 часов в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке (ул. Варварская, д.3) состоятся очередные 394-е Краеведческие чтения
5-7 мая 2011 г. в г. Дрогобыч пройдет конференция «Дух-Душа-Тело как проблема философии и культуры русского Серебряного века»
Приглашаем посетить выставки в Центральной городской библиотеке, организованные в рамках Фестиваля «Рождественские дни православной культуры в Нижнем Новгороде»
В издательстве «Кварц» вышел альбом справочник «По улицам родного города» (к юбилею Нижегородского района)
5-7 мая 2011 года в г. Дрогобыч пройдет конференция «Дух-Душа-Тело как проблема философии и культуры русского Серебряного века»
26 января 2011 г. в НГОУНБ состоятся очередные Краеведческие чтения
10 января 2011 г. в Нижнем Новгороде открылись ежегодные научно-просветительские чтения в рамках ХVIII Фестиваля «Рождественские дни православной культуры в Нижнем Новгороде»
Новый год в 1943 г.
13 – 14 января 2011 г. в г. Коврове состоятся XVIII историко-краеведческие чтения «Российская провинция: история, традиции, современность»

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100