Открытое Письмо питерских ученых министру образования РФ

4 апреля, 2020
Министру науки и образования Российской Федерации
господину А.А. Фурсенко
Альтернатива светскому научному образованию – невежество!
У России сегодня есть два главных преимущества, позволяющие ей занимать определенное место среди множества других стран и народов. Это – высокий уровень образования ее граждан и богатые природные ресурсы. Сила нашего образования во многом связана с тем, что оно строится на научной основе, на материалистическом восприятии природы. Научное знание, в том числе о развитии жизни и происхождении человека, не может оскорблять чьих-либо религиозных чувств, так же как прогноз погоды не может быть оскорблением верующих независимо от того, любят ли они жару или холод.
В последнее время в нашей стране заметно усилились атаки клерикальных кругов на научные основы преподавания. Особым нападкам подвергается эволюционная теория, которую публично осуждают не только школьницы и их отцы, но и иерархи церкви. Под видом «православной культурологии», лукавых рассуждений о «демократии» и вариативности в преподавании просматривается опасная политика внедрения религии в государственные школы, а религиозно-догматического сознания в умы школьников.
Нас беспокоит намечающаяся тенденция слияния государства и церкви. Мы считаем, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Мы полагаем, что преподавание естественно-научных предметов должно основываться только на устоявшихся научных концепциях. Современная эволюционная теория, с которой критики «дарвинизма» явно не знакомы, безусловно, относится к числу выдающихся достижений науки и поэтому должна быть обязательным компонентом обучения в средней и высшей школе. На наш взгляд, единственным компетентным экспертом при определении содержания программ преподавания естественных наук может быть только научное сообщество в лице Российской академии наук, университетов и научных обществ. Вопросы ошибочности или истинности той или иной научной теории не решаются на пресс-конференциях, митингах или в судах, в средствах массовой информации или в ходе социологических опросов.
Мы, безусловно, уважаем право людей на выбор веры, своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но это должно быть сугубо личным, семейным делом. В России как светском государстве преподавание на религиозной основе может осуществляться только вне государственных учреждений. Религиозные лидеры и государственные служащие на региональном и федеральном уровнях обязаны соблюдать Конституцию, которая определила отделение религии от государства.
Россия, как и все человечество, вступила в XXI век. В условиях глобализации и жесткой конкуренции лидерами будущего будут страны, развивающие современное образование, мощную науку и новые технологии. США не стесняются заявлять о своем мировом научно-технологическом превосходстве. Объединенная Европа реально строит свою экономику, основанную на знаниях. Руководство России также стало говорить о необходимости развивать «экономику знаний». Однако это невозможно сделать без высоко образованного населения, подготовка которого начинается в школе. Возникает вопрос, кто будет определять качество современных знаний и уровень образования – люди прошлого, живущие по отстающим часам и видящие истину только в религиозных мифах, или люди, понимающие всю сложность устройства и познания мира природы, общества и человека?
Это – стратегический выбор будущего России. Этот выбор зависит от каждого из нас!
И.Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук, г. Санкт-Петербург. [email protected]
Л.Я. Боркин, зоолог, председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых, г. Санкт-Петербург. [email protected]
В.В. Быков, пенсионер, г. Санкт-Петербург.
А.И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, заведующий редакцией ветеринарной и биологической литературы издательства «Лань», г. Санкт-Петербург. [email protected]
Б.И. Иванов, историк техники, доктор философских наук, г. Санкт-Петербург.
М.Б. Конашев, историк эволюционной биологии, кандидат биологических наук, г. Санкт-Петербург. [email protected]
И.С. Дмитриев, доктор химических наук, директор Музея-архива Д.И. Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета
С.Я. Цалолихин, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического института РАН, Санкт-Петербург
Л.В. Максимов, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник НИТИОМ, Санкт-Петербург
Д.А. Баратова, кандидат медицинских наук, гематолог Санкт-Петербургской клинической больницы РАН
А.Л. Тимковский, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Петербургского института ядерной физики РАН
Н.И. Диденко, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского научного центра РАН
Р.Р. Алексеев, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологиечского института РАН
6 февраля 2007 г.
г. Санкт-Петербург
Наш электронный адрес[email protected]
Почтовый адрес для писем: Санкт-Петербург 199034, Университетская набережная, 5, офис 300, Санкт-Петербургский союз ученых, Л.Я. Боркину.
размещено 4.03.2007

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 04.03.2007
  • Автор: mz
  • Размер: 5.9 Kb
  • © mz
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции