glossary/museum/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Музей

 Музей
Размер шрифта: распечатать




Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1954. (51.72 Kb)

МУЗЕИ [греч. (μουσειον (от μουσα —муза) —место, посвященное музам, храм муз] — учреждения, осуществляющие собирание, хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений искусства, коллекций, образцов природных богатств и т. д. В СССР и странах народной демократии музеи являются учреждениями научной и культурно-просветительной работы. Музеи делятся на отраслевые, краеведческие и мемориальные. Отраслевые музеи в зависимости от характера экспонатов бывают естественно-научные, исторические, художественные, литературные, театральные, музыкальные, этнографические, промышленные, сельскохозяйственные и др. Большую группу составляют мемориальные музеи, посвященные отдельным историческим событиям или выдающимся государственным деятелям, великим учёным, писателям, художникам, композиторам, артистам и т. д.

Первые музеи возникли в Древней Греции, где произведения искусства постепенно сосредоточивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний. Систематическое коллекционирование памятников искусства было начато в 15 в. и получило широкое развитие в 16—17 вв. в Италии, а отсюда распространилось во Франции, Англии, Германии и других странах Западной Европы (см. Музеи художественные). Однако эти коллекции обычно принадлежали частным лицам: королям, крупным феодалам, богатым купцам; доступ к ним был ограничен узким кругом лиц. Первые кунсткамеры (см.) возникли в Западной Европе также в 15 в. В России собирание сокровищ (реликвий, икон работы лучших мастеров и других произведений искусства) началось в монастырях и церквах; особенно богатые коллекции были в Троице-Сергиевой лавре, Киево-Печерской лавре, в церкви Софии в Новгороде. С 16 в. систематическое коллекционирование оружия, серебра, драгоценной утвари велось в Оружейной палате (см.) Московского Кремля. В 1714 Петром I была основана Кунсткамера, одна из крупнейших в мире, открытая в 1719 для обозрения; в 1720 по его указу Оружейная палата стала постоянным хранилищем редких вещей и драгоценностей. Богатые коллекции произведений живописи и скульптуры были собраны Петром I и его преемниками в царских дворцах в Петербурге и его пригородах — Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и других, а также во дворцах знатных русских вельмож, в т. ч. Останкине, Кускове, Архангельском под Москвой и др. В Западной Европе в 18 в. наиболее значительными этапами развития музеев было основание Британского музея (см.) в Лондоне (1753) и открытие в 1793 для широкого обозрения коллекций Лувра (см.) в Париже во время французской буржуазной революции.

Большинство крупнейших современных музеев в России и за рубежом было создано в 19 в.; среди них художественный музей Прадо (см.) в Мадриде (1819), Исторический музей (см.) в Москве (1873), Эрмитаж (см.) в Петербурге (1852), картинная галерея в Дрездене (1855), Метрополитен-музей (см.) в Нью-Йорке (1870), Политехнический (см. Музей политехнический) в Москве (1872), Художественно-исторический музей в Вене (1891), Третьяковская галерея (см.) в Москве (1892), Русский музей (см.) в Петербурге (1898) и мн. др.

В дореволюционной России было всего лишь 149 музеев. Коллекции многих из них, особенно в провинции, были крайне скудны. Даже крупнейшие музеи не всегда были в состоянии приобрести выдающиеся работы русских и зарубежных мастеров. Много картин, скульптур, исторических документов, различных коллекций хранилось в частных собраниях и было недоступно даже для учёных и специалистов. Только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда музеи стали всенародным достоянием, в них развернулась подлинно научная и культурно-просветительная работа. В 1953 в СССР насчитывалось свыше тысячи музеев. Основную массу из них (470) составляют краеведческие музеи (см. Музеи краеведческие), открытые во всех республиках, краях, областях, многих городах и районах, а также мемориальные музеи (ок. 200). Крупнейшие музеи в СССР, кроме уже упомянутых, Центральный музей В. И. Ленина, Музей Революции, Центральный музей Советской Армии, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (см.) — все в Москве; Центральный военно-морской музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (см.) и Зоологический музей — в Ленинграде, и др. Среди мемориальных музеев большую группу составляют музеи, посвященные выдающимся деятелям Коммунистической партии и Советского государства: Дома-музеи (и музеи-квартиры) В. И. Ленина, И. В. Сталина, музеи, посвященные М. И. Калинину, С. М. Кирову, В. В. Куйбышеву, Я. М. Свердлову, М. В. Фрунзе и др.

В музейных фондах СССР сосредоточены огромные культурные и научные ценности. Советское правительство ежегодно отпускает значительные средства на приобретение новых экспонатов для музеев. При музеях имеются научные архивы, фотолаборатории, библиотеки, мастерские специального назначения (реставрационные, муляжные и др.). Советские музеи ведут большую научную работу: пополняют свои коллекции, организуют экспедиции (археологические, историко-бытовые, по изучению природы и экономики края и др.), изучают архивные и литературные источники, составляют научное описание музейных фондов. Свою научную деятельность музеи координируют с родственными им научными учреждениями. При директорах крупнейших музеев в качестве совещательного органа созданы учёные советы, в состав которых входят представители научной общественности. Наиболее крупные музеи издают свои научные труды и путеводители. Советские музеи являются массовыми культурно-просветительными учреждениями, широко доступными для трудящихся, и имеют большое общеобразовательное и политико-воспитательное значение. Основной и специфической формой пропаганды научных знаний в музеях являются экспозиции (см.). Большинство музеев организует стационарные и передвижные выставки в Домах культуры и клубах, в парках культуры и отдыха и т. д. Важнейшей формой работы с посетителями советских музеев является проведение экскурсий. Музеи привлекают к себе широкие массы. Так, напр., Третьяковскую галерею в 1952 посетили св. 1250 тыс. чел., Исторический музей вместе с филиалами — св. 1100 тыс. чел., Музей Революции — ок. 700 тыс. чел. Посещаемость многих областных краеведческих музеев достигает 100 тыс. чел. в год.

В странах народной демократии с успехом используется богатый опыт научной и культурно-просветительной работы советских музеев. Число посетителей музеев из года в год растёт. Крупнейшие музеи этих стран: Пекинский исторический музей и Пекинский дворец-музей (Китай), Национальный музей в Варшаве и Музей западноевропейского искусства в Кракове (Польша), Национальный музей в Будапеште (Венгрия), Национальный музей в Праге (Чехословакия) и др.

Музеи капиталистических стран по содержанию своей работы резко отличаются от музеев СССР и народно-демократических стран. Научная работа в них ведётся без должной системы. Принципы экспонирования материалов зачастую носят ненаучный характер, зависят от прихоти меценатов и владельцев коллекций, а также от требований реакционных руководителей официальной пропаганды. За осмотр музеев взимается обычно высокая плата. Поэтому даже лучшие музеи Западной Европы посещаются гл. обр. богатыми туристами. Большее число ценнейших коллекций находится в руках частных лиц и полностью закрыто для народа.

 

МУЗЕИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ — учреждения, собирающие для хранения, исследования и экспонирования документы, реликвии и различные предметы военного значения, представляющие исторический интерес. Военно-исторические музеи организуются в виде общих, отраслевых, а также мемориальных учреждений в местах известных военных событий. Нередко военно-исторические экспонаты составляют часть фонда общих исторических музеев. Известны военно-исторические музеи: французский военно-исторический музей (с 1897), анг­лийский имперский военный музей в Лондоне (с 1917) и др.

В СССР военно-исторические музеи — государственные политико-просветительные и военно-научные учреждения, ведущие с помощью научно разработанной экспозиции, экскурсий и лекций военно-образовательную и политико-воспитательную работу среди военнослужащих и широких масс трудящихся. Главными экспонатами военно-исторических музеев служат памятники военной истории, военные реликвии, предметы вооружения и военной техники. Военно-исторические музеи популяризируют историю героической борьбы русского народа за свободу и независимость, деятельность Коммунистической партии и Советского правительства, В. И. Ленина, И. В. Сталина и их соратников по созданию и развитию Вооружённых Сил СССР, работу военных комиссаров и армейских политорганов, вооруженную борьбу и героические подвиги советского народа в период иностранной военной интервенции и гражданской войны 1918—20, победы Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941––45, превосходство советской военной науки.

В СССР работают следующие военно-исторические музеи:

Центральный музей  Советской Армии (см.) в Москве –– организован 23 дек. 1919. В 15 залах музея экспонированы материалы, отображающие боевой путь Советской Армии со дня её создания, её победы в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны и в период Великой Отечественной войны.

Артиллерийский исторический музей (см.) в Ленинграде — крупнейший и старейший военно-исторический музей в СССР. Ведёт начало от коллекций московской Оружейной палаты 16 в.

Военно-морской музей в Ленинграде — ведёт начало от «Модель-камеры», созданной в 1709 Петром I как хранилище чертежей и моделей вновь строящихся кораблей и преобразованной в 1805 в музей. Реорганизован и вновь открыт 24 февр. 1919 (см. Центральный военно-морской музей).

Центральный исторический военно-инженерный музей (см.) в Москве — открыт 22 марта 1920. Собирание экспонатов для него было предпринято еще в начале 19 в. До 1942 размещался в Инженерном замке в Ленинграде.

Бородинский военно-исторический музей (с. Бородино Московской обл.) — основан в 1903; в 1941 был разграблен и сожжён немецко-фашистскими захватчиками; восстановлен и вновь открыт в 1945. Экспонаты в музее и на окружающей местности воссоздают Бородинское сражение 26 авг. (7 сент.) 1812. Специальный отдел музея посвящен событиям Великой Отечественной войны, и в частности — Московской битвы 1941—42. филиалом музея является музей «Кутузовская изба» на Филях в Москве, экспонирующий обстановку заседания военного совета 1 (13) сент. 1812.

Музей обороны Царицына — Сталинграда имени И. В. Сталина — создан 25 мая 1949 на базе музея обороны Царицына, существовавшего с 1937. В музее собраны и экспонированы документы и предметы, относящиеся к историческим событиям героической обороны Царицына в 1918 и к Сталинградской битве 1942—43. Залы музея демонстрируют героизм и патриотизм советских воинов и трудящихся, одержавших крупнейшие победы над врагом.

Музей обороны Одессы — организован в июне 1944 по решению ЦК КП(б)У и СНК УССР; открыт 12 сент. 1948. Музей экспонирует в 14 залах документы и предметы героической обороны Одессы в 1941, в период немецко-фашистского и румынского нашествия, о партизанском движении в Одесской обл. в период временной фашистской оккупации и о событиях, относящихся к освобождению города-героя Одессы Советской Армией в апреле 1944.

Центральный дом авиации и ПВО имени М. В. Фрунзе (см.) в Москве — открыт в январе 1927. Фонды музея и экспонаты иллюстрируют историю развития воздухоплавания и авиации и приоритет России в этой области. В специальных отделах собраны материалы, которые показывают зарождение и развитие советской авиации, технику авиации в Великой Отечественной войне 1941—45, героизм и лётное искусство советских лётчиков. В музее демонстрируются также предметы различных отраслей воздушного спорта, средства и организация местной противовоздушной охраны населения; имеются лекционное бюро и кинолекторий.

 

МУЗЕИ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ — учреждения, осуществляющие собирание, хранение и экспонирование исторических документов, произведений искусства, образцов промышленных изделий, сельскохозяйственных продуктов, полезных ископаемых, минералов, растений, животных и других коллекций, характеризующих природу, хозяйство, историю, культуру и быт населения данного края.

В 1953 в СССР было 470 краеведческих музеев, открытых преимущественно в годы Советской власти. Рост сети краеведческих музеев особенно заметен в союзных республиках, где при царизме их или не было (напр., в Киргизии, Таджикистане), или они исчислялись единицами. Ныне в каждой области и республике есть краеведческие музеи. Они открыты также во многих городах областного подчинения и в районных центрах. Наиболее значительными краеведческими музеями являются: Горьковский, Красноярский, Минусинский, Казанский, Ярославский, Курский, Ивановский, Якутский, Свердловский, Кяхтинский (Бурят-Монгольская АССР), Саратовский. Работа советских краеведческих музеев имеет большое общеобразовательное и политико-воспитательное значение. Экспозиции музеев являются одной из форм распространения политических и научных знаний, воспитывают у трудящихся любовь к своему краю и отечеству. Основные формы массовой работы краеведческих музеев — устройство экскурсий, проведение лекций и т. д. Краеведческие музеи, как правило, имеют экспозиционные отделы природы края и истории дореволюционного прошлого и отдел истории советского периода с двумя разделами — истории и современного состояния социалистического хозяйства и культуры. Краеведческие музеи, собирая и изучая собранный для экспозиции материал, составляют научные описания экспонатов, подготавливают к изданию путеводители по музею, разрабатывают отдельные научные проблемы. Краеведческие музеи являются научно-методическими центрами краеведческой работы на местах, вокруг которых группируется широкий актив (см. Краеведение). При каждом музее в качестве консультативного органа создаётся музейно-краеведческий совет в составе директора, научных работников музея и представителей местных организаций.

За рубежом краеведческие музеи получили широкое распространение в странах народной демократии, где они, как и в СССР, являются массовыми культурно-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями. Во многих капиталистических государствах, прежде всего в колониях и зависимых странах, краеведческих музеев нет совсем, а там, где они есть, в экспозициях их преобладают различные экзотические коллекции и музейные предметы зачастую не местного происхождения.

Лит.: Основные положения о научно-исследовательской, собирательской, экспозиционной и массовой культурно-просветительной работе краеведческих музеев, М., 1950; Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев, М., 1950; О перестройке работы районных краеведческих музеев, М., 1950.

 

МУЗЕИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ — учреждения, осуществляющие собирание, хранение и экспозицию различных документов и памятников, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей. В капиталистических странах немногочисленные литературные музеи служат гл. обр. для хранения редкостей. Пользуются известностью такие мемориальные памятники, как дом В. Шекспира в Страдфорде, Ч. Диккенса в Лондоне, Р. Бёрнса близ г. Эра, В. Гёте, Ф. Шиллера в Веймаре и т. д. В СССР, где насчитывается более 100 литературных музеев, они являются также центрами культурно-просветительной и научно-исследовательской работы. В первые же годы Советской власти специальным декретом правительства были восстановлены и превращены в музеи две усадьбы Л. Н.Толстого — в Москве (Хамовники) и Ясной Поляне, создан Пушкинский заповедник в Псковской обл., Тургеневский заповедник в с. Спасском-Лутовинове, организован музей И. С. Тургенева в г. Орле и т. д. Интенсивное строительство литературных музеев началось и в братских национальных республиках. Экспонатами литературных музеев являются изобразительные материалы (портреты, рисунки, картины, документальные фотографии, иллюстрации к произведениям), различные виды рукописей, записные книжки, письма, дневники, первые публикации произведений, отдельные издания, книги с автографами, критическая литература, афиши и программы театральных и кинопостановок, личные вещи, обстановка, а также целые музейно-бытовые комплексы (усадьбы, дома, квартиры).

Литературные музеи по своей специфике делятся на три группы. К первой группе относятся музеи историко-литературные. Крупнейшие из них: Государственный литературный музей в г. Москве, Литературный музей Института русской литературы в г. Ленинграде, Литературный музей Грузии в г. Тбилиси, Литературный музей Латвийской ССР в г. Риге и др. К этой группе принадлежат также монографические историко-литературные музеи, посвященные жизни и творчеству крупнейших писателей. Таковы Государственный музей А. С. Пушкина в г. Ленинграде, один из старейших литературных музеев — музей Л. И. Толстого в г. Москве (создан в 1911), музеи М. Горького в гг. Москве и Горьком, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве и др. Вторую группу составляют мемориальные литературные музеи и заповедники, сохраняющие дома, усадьбы, квартиры и обстановку, связанные с жизнью писателей. Важнейшие из них: Пушкинский заповедник (Михайловское, Тригорское и Пушкинские горы) в Псковской обл., Музей-усадьба Л. Н. Толстого Ясная Поляна в Тульской обл., «Домик Каширина» (деда М. Горького) в г. Горьком, Дом-музей А. П. Чехова в г. Ялте, Дом-музей Сулеймана Стальского в г. Ашага-Сталь (Дагестанская АССР) и др. К третьей группе принадлежат литературные музеи смешанного типа, где имеются и мемориальные, и историко-литературные отделы. Они также создаются чаще всего в тех городах, усадьбах и домах, которые связаны с жизнью и творчеством того или иного писателя. Наиболее значительными в обширной группе музеев этого типа являются: Государственный музей В. Г. Белинского в г. Белинском (б. Чембар) Пензенской обл., Государственный музей-усадьба М. Ю. Лермонтова в с. Лермонтове (б. Тарханы) Пензенской обл., Музей-квартира Н. А. Некрасова в г. Ленинграде, Государственный музей Н. Г. Чернышевского в г. Саратове, Литературно-мемориальный музей А. И. Радищева в с. Верхнее Аблязово Пензенской обл., созданный по инициативе колхозников, Государственный музей И. С. Тургенева в г. Орле, Дом-музей А. С. Серафимовича в г. Серафимовиче (б. Усть-Медведицкая), Музеи Н. А. Островского в гг. Москве и Сочи, Музей Янки Купалы в г. Минске и др.

 

МУЗЕИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — учреждения, осуществляющие собирание, хранение, экспонирование, изучение и пропаганду история, памятников музыкальной культуры. Существуют два основных типа музыкальных музеев — музеи (коллекции) музыкальных инструментов и мемориальные музеи. Начало систематического собирания коллекций музыкальных инструментов относится к 16—17 вв. (одна из известнейших коллекций 17 в. — Ф. Медичи во Флоренции). В 1795 Национальный конвент Франции издал закон, предусматривавший организацию музея музыкальных инструментов при Парижской консерватории (открытие состоялось лишь в 1864). Начиная со 2-й половины 19 в. крупные коллекции музыкальных инструментов были созданы в музеях Брюсселя, Лондона, Петербурга, Берлина, Лейпцига, Праги, Будапешта, Вены, Нью-Йорка, Пекина, Калькутты и других городов.

В России частные коллекции музыкальных инструментов существовали с 18 в. Для русских музыкальных музеев, возникших во 2-й половине 19 в., характерно собирание коллекций народных музыкальных инструментов (коллекции Дашковского музея в Москве, музеев Петербургской и Московской консерваторий и др.). В 1900 в Петербурге был создан Музей придворного оркестра, объединявший коллекцию музыкальных инструментов, акустических приборов, музыкальных рукописей, старопечатных изданий. Хранителями коллекций музыкальных инструментов — В. Магийоном (Брюссель), М. О. Петуховым (Петербург) Г. Кинским (Кёльн — Лейпциг), К. Заксом (Берлин) и другими — были составлены систематические каталоги и описания этих коллекций, явившиеся ценным вкладом в музыкальное инструментоведение (см.). Мемориальные музыкальные музеи связаны гл. обр. с именами великих композиторов и помещаются обычно в зданиях, в которых они жили. В этих музеях сохраняются обстановка, одежда и т. п. предметы, архивы, включающие музыкальное и эпистолярное наследие, а также производится систематическая публикация биографических и документальных материалов. Наиболее значительные мемориальные музыкальные музеи: Дома-музеи И. С. Баха в Эйзенахе, В. А. Моцарта в Зальцбурге и Праге, Л. Бетховена в Бонне, Р. Шумана в Цвиккау, Ф. Шопена в Желязова-Воле, Ф. Листа в Веймаре и Будапеште, Б. Сметаны и А. Дворжака в Праге. Крупным мемориальным музыкальным музеем в дореволюционной России был Дом-музей П. И. Чайковского в Клину (основан в 1894).

В СССР музыкальные музеи являются центрами пропаганды музыкальной культуры среди широких трудящихся масс, научно-исследовательской работы в области истории и теории музыки. В основе деятельности советских музыкальных музеев лежат выдвинутые В. И. Лениным задачи «демократизации художественно-просветительных учреждений» (из постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 3 июня 1918). Идея превращения музыкальных музеев из мёртвого собрания редкостей, что является типичным для большинства музыкальных музеев капиталистических стран, в центры массовой просветительной работы была осуществлена в первые же годы Советской власти. Новой формой музейной работы явились организованные в 1920-х гг. Музыкально-историческим музеем в Ленинграде (основан в 1921) музыкальные демонстрации, дававшие возможность посетителям знакомиться не только с внешним видом экспонируемых музыкальных инструментов, но и с их звучанием. Эта форма работы получила в дальнейшем широкое развитие в специальных музейных концертах и музыкальных собраниях, устраивавшихся в Эрмитажном театре (Ленинград — 1930-е гг.) и в Государственном центральном музее музыкальной культуры (Москва — 1940-е гг.).

За годы Советской власти широко развернулась деятельность мемориальных музыкальных музеев. В 1922 в Москве был учреждён музой А. Н. Скрябина. Дом-музей П. И, Чайковского в Клину, ежегодно посещаемый многими тысячами экскурсантов, превращен в музыкальный музей всесоюзного значения. Мемориальный музей Чайковского создан также на родине композитора г. Воткинске; в 1940 мемориальный музеи А. Пушкина в Каменке (УССР) был реорганизован в музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. В 1944 в ознаменование 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова был учреждён Дом-музей его имени в г. Тихвине.

В настоящее время крупнейшими музыкальными музеями в СССР являются: Центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (см.) в Москве (в фондах музея хранится св. 20 тыс. автографов великих композиторов и выдающихся музыкальных деятелей) и музей Государственного научно-исследовательского института театра и музыки в Ленинграде, в котором экспонируется объединённая коллекция музыкальных инструментов этих двух музеев, включающая св. 3 тыс. экспонатов, — одна из крупнейших в мире, а также Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов в  Москве (основана в 1919) — собрание смычковых инструментов работы русских и западноевропейских мастеров.

Лит.: Ник. Ф. [Финдейзен Н.], Музей Придворного оркестра, «Русская музыкальная газета», 1903. № 41; Краткий каталог музыкальных инструментов и их изображений, сост. Н. П. Акимовой-Масловой, с предисл. Н. Ф. Финдейзена, Л., 1927 (Музыкально-исторический музей); Путеводитель по Дому-музею П. И. Чайковского в Клину, Клин, 1945; то же. [сост. В. А. Киселев, Е. М. Орлова и И. Ю. Соколинская], М., 1954; Путеводитель по музею. Воткинск, 1942; Гинзбург С. Л., Музыка в музее, Л., 1934. См. также литературу к статьям Музыкальное инструментоведение и Народные музыкальные инструменты.

 

МУЗЕИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ (технические) — учреждения, в которых собираются, хранятся и экспонируются предметы и материалы технической культуры народов в прошлом и в настоящем. Основная цель промышленных музеев — показ орудий производства, машин, технологических процессов, при помощи которых человечество совершенствовало технику на всех стадиях развития общества. В условиях капитализма промышленные музеи часто носят рекламный характер.

Советские промышленные музеи являются научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями. Они демонстрируют успехи общественного социалистического производства, показывают, как развивающаяся и обновляющаяся техника в СССР служит интересам удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. В центре показа — советский человек, овладевший техникой, совершенствующий её, заменяющий старую технику новой, новую — новейшей.

Базой при организации большинства промышленных музеев являлись промышленные выставки (см. Выставки промышленные). Старейшие промышленные музеи: Консерватория искусств и ремёсел в Париже (1793), Научно-технический музей в Лондоне (1856—57), Музей железнодорожного транспорта в Петербурге (1864), Политехнический музей в Москве (1872), Музей связи в Петербурге (1874), Германский технический музей в Мюнхене (1903), Технический музей в Праге (1909), Технический музей в Вене (1919). Позже были организованы и открыты промышленные музеи в США (Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Детройте, Чикаго), Италии, Японии, Швеции.

В СССР открыто (до 1953) св. 70 промышленных музеев. Среди них: Горный музей при Московском горном институте имени И. В. Сталина (1919); Кимрский районный музей местного края и промкооперации (1918); Музей труда ВЦСПС в Москве (1918); Музей Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии во Владивостоке (1925); Научно-технический музей Кузнецкого металлургического комбината имени И. В. Сталина в г. Сталинске (1933); Ижевский производственно-технический музей машиностроительного завода (1934); Музей по технике безопасности и нефтяной промышленности в Баку (1934); Музей речного транспорта в Горьком (1949) и др. В краеведческих музеях в областных и районных центрах СССР представлены в экспозициях орудия труда, образцы промышленного сырья и продукции, показан технология, процесс, местных производств. Промышленные музеи и промышленные выставки имеются также в домах техники (Москва, Свердловск, Харьков, Кировск).

Советские промышленные музеи ведут большую работу по распространению научно-технических знаний среди широких слоев населения, организуя лекции, экскурсии, демонстрации, выставки, издание популярной литературы. Крупнейший из советских промышленных музеев — Политехнический музей в Москве в своих демонстрационных залах и кабинетах широко показывает приоритет отечественных учёных в важнейших научно-технических открытиях и изобретениях, достижения советской науки и техники в области электрификации, механизации и автоматизации промышленности, работы новаторов производства, лауреатов Сталинских премий (см. Музей политехнический в Москве).

 

МУЗЕИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — учреждения, в которых собираются, хранятся и экспонируются предметы и материалы сельскохозяйственного производства (образцы сельскохозяйственной продукции, средств производства в сельском хозяйстве и т. п.). Первым государственным сельскохозяйственным музеем в России был «Отечественный музей сельскохозяйственных произведений», основанный в Петербурге в 1859, впоследствии (с 1881) — «Императорский сельскохозяйственный музей». Деятельность музея сводилась по существу к показу и хранению ввозимых из-за границы сельскохозяйственных машин и орудий, к организации выставок, отражающих практику отдельных помещичьих хозяйств. Этот музей послужил образцом для создания подобных музеев в Европе, в частности Сельскохозяйственного музея высшей школы в Берлине, основанного в 1867. В России к концу 19 в. ряд сельскохозяйственных музеев был организован земствами, в т. ч. Нижегородский сельскохозяйственный музей, в основу которого были положены материалы, собранные великим русским почвоведом В. В. Докучаевым.

В Советском Союзе сельскохозяйственные музеи — научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, целью которых является пропаганда достижений социалистического сельского хозяйства, собирание, изучение и демонстрация лучших образцов продукции и средств производства сельского хозяйства: До Великой Октябрьской социалистической революции не было условий для широкого применения сельскохозяйственных машин и высокой культуры земледелия. Деятельность сельскохозяйственных музеев не находила должного признания и материальной поддержки. Серьёзное практическое значение для развития сельского хозяйства музеи получили в годы Советской власти, когда во всех республиканских, краевых, областных и многих районных центрах возникли краеведческие музеи, имеющие специальные сельскохозяйственные разделы.

Экспозиции сельскохозяйственных музеев и сельскохозяйственных разделов краеведческих музеев (см. Музеи краеведческие) отражают достижения колхозов, совхозов, МТС, знакомят широкие массы трудящихся с новейшими открытиями советской сельскохозяйственной науки, показывают методы и организацию работ передовиков в области социалистического земледелия, животноводства, лесной и рыбной промышленности. Местные краеведческие и сельскохозяйственные музеи собирают, обобщают и экспонируют большое количество материалов по сельскому хозяйству своего края, по достижениям передовой науки и опыта. Работа этих музеев имеет большое научное значение и способствует пропаганде и внедрению передового опыта в сельское хозяйство.

В СССР функционируют следующие сельскохозяйственные музеи: Азербайджанский музей сельского хозяйства (Баку), имеющий филиалы в Нухе, Нахичевани, Ленкорани, Агдаме; Таловский сельскохозяйственный музей (Воронежская область). Кроме того, в Москве находятся: Почвенно-агрономический музей имени В. Р. Вильямса и Музей коневодства при Московской ордена Ленина сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева; в Ленинграде — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева и Музей сельскохозяйственной микробиологии. Имеется большое количество сельскохозяйственных музеев при сельскохозяйственных высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.

Лит.: Иваницкий И. П. и Пленкин Ф. И., Музейно-выставочная пропаганда достижений науки и передового опыта социалистического сельского хозяйства, М., 1952.

 

МУЗЕИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ — учреждения, в которых собирается, хранится и экспонируется исторически ценный материал, отражающий развитие театральной культуры (мировой, национальной) или историю развития отдельного театра. Важной задачей театральных музеев в Советском Союзе является пропаганда достижений русского дореволюционного и советского театра, осуществляемая в форме экскурсий, лекций, выездных и тематических выставок. В театральных музеях ведётся научная разработка и публикация музейных материалов. Старейший и крупнейший в СССР Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (основан в 1894; см. Бахрушина имени музей) хранит в своих фондах ценный материал по истории русского, советского и мирового театрального искусства. Его экспозиция знакомит посетителей с развитием русского и многонационального советского театра. Значительные фонды сосредоточены также в Ленинградском государственном театральном музее (см.). Расцвет театральных культур народов СССР вызвал создание театральных музеев в ряде союзных республик (Украинский театральный музей в Киеве, Грузинский театральный музей в Тбилиси, Армянский театральный музей в Ереване, Азербайджанский театральный музей в Баку и др.). Театральные музеи существуют также при крупнейших советских театрах (Большом театре Союза ССР, Московском Художественном академическом театре имени М. Горького, Малом театре, Театре имени Евг. Вахтангова, Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова). В них сосредоточиваются различные материалы, фиксирующие творческую жизнь данного коллектива, организуются периодические выставки, посвященные работе театра. Особым видом театральных музеев являются мемориальные дома-музеи, в которых хранятся материалы, относящиеся к жизни и творчеству какого-либо выдающегося театрального деятеля, напр. дома-музеи К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др.

Театральные музеи имеются и за рубежом. В большинстве случаев это мемориальные музеи или музеи при отдельных театрах (напр., Французской Комедии в Париже или театре Друри-Лейн в Лондоне).

 

МУЗЕИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ — хранилища произведений искусства, выставляемых для постоянного публичного показа. В СССР художественные музеи являются научными и культурно-просветительными учреждениями, осуществляющими хранение, показ (экспозицию), научное изучение и пропаганду памятников искусства. Произведения искусства собирались уже в рабовладельческую эпоху. В Древней Греции существовали художественные коллекции в пинакотеке на Афинском акрополе, в храмах, священных рощах, домах собраний (лесхах) — в Дельфах, Олимпии и др.; в период эллинизма — в общественных зданиях и дворцах царей — в Александрии, Антиохии, Пергаме и др. В Древнем Риме в храмах помещались художественные сокровища, обычно награбленные в других странах. Собрания статуй, картин, различных художественных изделий существовали также во дворцах знатных лиц, в термах (см.), театрах и т. д. В средние века духовенство, короли и феодальная знать собирали гл. обр. произведения искусства, связанные с христианским культом. Систематическое коллекционирование памятников искусства (античного и современного) началось в эпоху Возрождения. Лоренцо Медичи во Флоренции в 15 в., папа Лев X в Риме в 16 в. собрали большие художественные коллекции, положившие впоследствии начало крупнейшим музеям Италии. Многочисленные собрания произведений искусства известны в 17—18 вв. (в Париже, Мадриде, Дрездене, Вене и др.), но это были, как правило, дворцовые и частные коллекции, доступные только очень узкому кругу лиц. Лишь во время французской буржуазной революции в 1793 королевские коллекции в Лувре в Париже были превращены в национальный художественный музей и открыты для публики. В 19 в. возникло большинство крупнейших публичных художественных музеев — Люксембургский музей в Париже (1818), Прадо в Мадриде (1819), Национальная галерея в Лондоне (1824), Старая пинакотека в Мюнхене (1836), Картинная галерея в Дрездене (1855), Метрополитен-музей в Нью-Йорке (1870), Национальная галерея в Берлине (1876), Художественно-исторический музей в Вене (1891) и др. Художественные музеи буржуазных стран, хранящие большие художественные ценности, однако, в своей деятельности, как правило, далеки от жизни и оторваны от широких народных масс. В них часто занимают большое место образцы формалистического искусства, для которых создаются даже специальные музеи. Многие зарубежные музеи находятся в зависимости от богатых «меценатов» и «дарителей», которые определяют не только характер и направление деятельности художественных музеев, но часто и экспозицию (развеска картин не по странам и эпохам, а по коллекциям, из которых эти картины поступили).

В России хранилищами произведений искусства издавна были ризницы церквей, соборов и монастырей (напр., Троице-Сергиевой лавры), где собирались по преимуществу памятники декоративно-прикладного искусства, имевшие культовое значение. С 16 в. создавалась уникальная коллекция различных ценностей — оружия, бытовых предметов и др. — в Оружейной палате, (см.). В 17 в. художественные произведения коллекционировали образованные бояре — В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. Начало организации музеев в России положил Пётр I. При нём с 1720 Оружейная палата начала превращаться в постоянное хранилище редких вещей и драгоценностей. Отдельные художественные предметы, монеты и медали поступали в основанную в 1714 Кунсткамеру. Обширные коллекции картин и статуй создавались в 18 в. во дворцах царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге, где возник закрытый дворцовый музей) и знатных дворян (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В 19 в., помимо частных художественных собраний Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатёнкова, П. М. и С. М. Третьяковых, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве, полностью или частично доступных для публики, начали открываться для публичного обозрения первые русские художественные музеи: Эрмитаж (1852, доступ был в известной мере ограничен) в Петербурге; отделение изящных искусств при Румянцевском музее (1862) в Москве; Третьяковская галерея (1892) в Москве, возникшая на основе замечательной коллекции русского реалистического искусства, которую собирал с 1856 П. М. Третьяков; Русский музей (1898) в Петербурге, куда были переданы произведения русского искусства из собраний Эрмитажа, Академии художеств и из ряда дворцов; Радищевский музей в Саратове, а в начале 20 в. — Музей изящных (позднее изобразительных) искусств (1912) в Москве и др. В ряде музеев были представлены произведения национального и современного искусства. Но в царской России художественных музеев было мало, в 1914 их насчитывалось лишь около полутора десятка.

После Великой Октябрьской социалистической революции сеть художественных музеев начала быстро расти и коллекции их систематически пополняться. Коренным образом изменился характер деятельности художественных музеев, призванных собирать, хранить, изучать и широко популяризировать лучшие образцы дореволюционного изобразительного искусства народов СССР, искусства зарубежных стран и советского искусства, воспитывать широкие массы трудящихся в духе идей коммунизма, развивать художественную культуру и вкусы народных масс. Организованы художественные музеи в столицах союзных и автономных республик и других крупных городах страны. В 1922 в СССР насчитывался 31 художественный музей, в 1937 их было 54, в 1953 — 85, не считая художественных отделов, имеющихся при многих краеведческих музеях.

Мировой известностью пользуются крупнейшие художественные музеи страны — Государственная Третьяковская галерея (см.), Государственный Эрмитаж (см.), Государственный Русский музей (см.), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (см.) и др. Многие республиканские, областные и местные художественные музеи также обладают ценными собраниями произведений изобразительного искусства.

По составу коллекций художественные музеи делятся на музеи русского искусства (Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей русского искусства в Киеве и др.), музеи национального искусства союзных республик (музеи украинского искусства в Киеве и Львове и др.), музеи зарубежного искусства (музеи западного и восточного искусства в Киеве и Одессе) и музеи смешанного типа, в которых сосредоточены коллекции как отечественного, так и зарубежного искусства (Государственный Эрмитаж, Государственный музей восточных культур в Москве, художественные музеи в гг. Саратове, Молотове, Горьком, Свердловске, Таллинне, Харькове, Ашхабаде, Ташкенте, Ереване, Тбилиси и др.). Коллекции большинства советских художественных музеев включает произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Имеются также художественные музеи более узкого профиля — музеи народного искусства (Палеха, Мстёры, народного искусства Гуцульщины в Коломые), прикладного искусства, музеи-дворцы и усадьбы (в Пушкинском и Кускове под Москвой, Ломоносове и др.), музеи-заповедники (Загорский историко-художественный музей заповедник и др.), мемориальные художественные музеи (музеи В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова и др.). Особое место занимают архитектурные музеи (Музей архитектуры Академии архитектуры СССР в Москве).

Советские художественные музеи тесно связаны с народом, и деятельность их направлена на удовлетворение культурных и художественных запросов трудящихся. Из года в год повышается интерес народных масс к изобразительному искусству, о чём убедительно говорит непрерывный рост посещаемости музеев. В 1950 советские художественные музеи посетило 4276900 чел., в 1952 — 5207300 (вместе с посетителями организуемых музеями художественных выставок — 9330500). Особенной популярностью и любовью пользуются у трудящихся Третьяковская галерея (в 1952 — св. 1250000 посетителей) и Государственный Эрмитаж (в 1953 — св. 1240000 посетителей). Художественные музеи ведут большую научно-исследовательскую и культурно-просветительную работу, подготавливают к изданию путеводители по экспозициям, каталоги коллекций и выставок, монографии о художниках, сборники и труды по истории искусства, популярные брошюры, репродукции лучших произведений отечественного и зарубежного искусства. Крупнейшие художественные музеи организуют ежегодно научные археологические экспедиции. В экспозициях художественных музеев, построенных на строго научной основе, раскрывающих в исторической последовательности развитие искусства с древнейших времён до современности, особо выделяются наиболее передовые, реалистические направления. Пропагандируя художественное наследие, художественные музеи способствуют росту и укреплению советского искусства.

Среди разнообразных форм и методов научной пропаганды и массовой популяризации искусства в художественных музеях главное место занимают экскурсии, количество которых возрастает с каждым годом. В 1950 в художественных музеях СССР было проведено св. 49000 экскурсий, в 1952 — ок. 60000. Художественные музеи организуют также лекции и беседы как в музеях, так и на фабриках, заводах, в Дворцах культуры, колхозах, школах, институтах. Многие музеи создают художественные кружки, устраивают конференции посетителей, проводят обсуждения художественных выставок, организуют встречи зрителей с советскими художниками. Художественные музеи систематически устраивают временные выставки художественные (см.) в музеях и вне музеев, передвижные выставки подлинников и репродукций в городах СССР. Путём консультаций, подбора материалов и т. д. музеи оказывают помощь художественно-промышленным предприятиям, народно-художественным промыслам и др.

Музеи СССР осуществляют консервацию и реставрацию (см.) художественных ценностей, вводят усовершенствованные методы хранения, освещения и т. д., проводят инвентаризацию и каталогизацию собраний, используя новые данные советского музееведения и искусствознания.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 советские художественные музеи провели большую работу по сохранению художественных ценностей. В послевоенный период художественные музеи неизменно повышают идейно-теоретический уровень научной и культурно-просветительной деятельности, устанавливают всё более тесную творческую связь музеев с широкими массами трудящихся. Опыт советских художественных музеев используется музеями демократических государств Европы и Азии, развёртывающими активную научную и просветительную деятельность, пропаганду национальных реалистических традиций в искусстве. Среди этих музеев наиболее значительны Пекинский дворец-музей, Национальная галерея в Праге, Художественный музей в Будапеште, Национальная галерея польской живописи в Варшаве, Музей искусства Румынской Народной Республики в Бухаресте и др.

Лит.: Лебедев А., Художественные музеи СССР, «Памятники искусства. Бюллетень Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», М., 1947, № 1; Лебедев А. и Ситник К., Художественные музеи СССР к XX годовщине Октября, «Искусство», 1937, № 6; Чегодаев А., Принципы экспозиции музея, «Памятники искусства. Бюллетень Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», М., 1947, № 1; Museographie. Architecture et amenagement des musees d'art..., p. 1—2, [Geneve, s. a.]; Murrey D., Museums, their history and their use, v. 1—3, Glasgow, 1904; Музееведческая литература, «Советский музей», 1938, август, № 8; Smith R. С., A bibliography of museums and museum work, Washington, 1928; Bibliographle museographique..., P., 1952.

 

МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ — учреждения, занимающиеся собиранием, хранением, изучением, экспонированием и популяризацией коллекций, отражающих материальную и духовную культуру, а также общественный строй различных народов. По составу собраний этнографические музеи разделяются на музеи, содержащие коллекции нескольких стран либо одной страны, и этнографические отделы краеведческих музеев, ограничивающиеся материалами по области, району и т. д.

Но идеологическому содержанию и своим политическим задачам советские этнографические музеи являются научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями. Советские этнографические музеи показывают на фоне конкретных исторических условий культуру и быт народов СССР и зарубежных стран. Пополнение музейных фондов проводится в плановом порядке специальными экспедициями или путём обмена между музеями. Крупнейшими советскими этнографическими музеями являются находящиеся в Ленинграде старейший Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (см.) (организован в 1878) и Государственный музей этнографии народов СССР. Последний основан в 1901 как отдел Русского музея. В 1934 он был выделен в самостоятельный музей. В 1948 в его состав были включены собрания Музея народов СССР (б. Центрального музея народоведения, являвшегося ранее этнографическим отделом Румянцевского музея в Москве). Основной фонд его собраний состоит из коллекций по культуре и быту народов СССР и европейских стран народной демократии. В 1953 в музее развёрнуты экспозиции по народному искусству и национальной одежде славянских народов, по народам Поволжья, Сибири, Средней Азии и Сев. Кавказа. В академиях наук союзных республик сосредоточены наиболее крупные этнографические собрания: в этнографических отделах исторических музеев Азербайджана, Армении, Латвии, Узбекистана, в Государственном музее Грузии имени С. П. Джанашиа, в Эстонском народном музее, в этнографических музеях Белоруссии, Литвы, Украины и др. Этнографические отделы имеются в краеведческих музеях республиканского, краевого, областного и районного значения. В этнографическом музее, находящемся в лесопарке близ Риги на открытом воздухе («Бривдабас музей»), представлены памятники народной архитектуры, гл. обр. деревянной, из всех районов Латвии.

Большая часть этих музеев была основана за годы Советской власти. Этнографическими музеями нового типа являются колхозные историко-этнографические музеи, возникшие в различных районах Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны (1941—45) многие местные музеи были варварски разрушены и частично разграблены немецко-фашистскими захватчиками. Восстановление их началось в годы войны по мере освобождения временно оккупированных районов.

По примеру советских этнографических музеев перестраивают свою работу музеи стран народной демократии. Этнографические музеи имеются в Варшаве (с 1888), Кракове (с 1911), Софии, Тиране (осн. в 1948) и других городах, этнографические отделы — в национальных музеях Будапешта, Бухареста, Праги, Пекина и в краеведческих музеях. В годы второй мировой войны (1939—45) часть музеев была разрушена или расхищена (особенно в Польше). В настоящее время широко развернулась работа по перестройке существующих этнографических музеев и организации новых.

Этнографические музеи в капиталистических странах являются хранилищами собраний, состоящих гл. обр. из предметов материальной культуры, религии и искусства первобытных народов и в меньшей степени народов стран древней высокой культуры (Китая, Японии, Индии и др.). В этнографических музеях Голландии, Франции, Швейцарии, скандинавских и других стран представлены также коллекции, неполно и тенденциозно отображающие быт и народное искусство эксплуатируемых масс этих стран (преимущественно крестьян). Кроме центральных, имеются провинциальные музеи, б. ч. краеведческого типа. Наряду с государственными музеями существуют этнографические музеи, принадлежащие частным лицам и различным, в т. ч. религиозным, организациям. Собрания музеев приобретаются миссионерами, агентами специальных коммерческих фирм, чиновниками колониальной администрации, любителями-коллекционерами и этнографическими экспедициями. Усиление колониальной экспансии империалиста, государств вызвало интерес господствующих классов к ознакомлению с бытом народов колониальных и зависимых стран в целях нахождения более эффективных форм эксплуатации местного населения. В связи с этим значительно увеличились коллекционные фонды (напр., по народам Африки) в национальных этнографических музеях Англии, Бельгии, Германии, Франции и музеях колониальных народов (напр., в Музее Бельгийского Конго близ Брюсселя, Индийском этнографическом музее в Лондоне), Богатейшие собрания этнографических музеев экспонированы не как памятники культуры и быта народов на определённых этапах их истории, а как комплексы предметов, сгруппированных по отдельным, не связанным между собой частным темам. Некоторые этнографические музеи весьма пострадали во время второй мировой войны. Большинство из них не восстановлено. Кроме упомянутых выше, крупнейшие этнографические собрания находятся в музеях Англии (этнографический отдел Британского музея в Лондоне), Франции (этнографический отдел Музея человека в Париже), Италии (этнографический музей Ватикана в Риме), Голландии (этнографический музей в Лейдене), Австрии (этнографический отдел Естественно-исторического музея в Вене), Швеции (этнографические музеи в Стокгольме и Гётеборге), Данин (этнографический музей в Копенгагене), США и др. Из числа этнографических музеев на открытом воздухе (этнопарков) следует назвать музеи скандинавских стран (напр., Скансен в Стокгольме) и Голландии (в Арнгеме).

 

Опубл.: Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. – 2-е изд. – М., 1954. – Т. 28. Многоножки – Мятлик. – С. 493–500.


(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 13.05.2015
  • Ключевые слова: музеи
  • Размер: 51.72 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1954.
Малая советская энциклопедия: в 10 т. / гл. ред. Б.А. Введенский. 3-е изд. М., 1959
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1938
Малая советская энциклопедия. М., 1930
Справочный энциклопедический словарь / изд. под ред. А. Старчевского. СПб., 1854. Т. 8.
Энциклопедический словарь. Т. 20 (39 полутом) / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1897.
Большая советская энциклопедия. Т. 40. М., 1934.
Большая советская энциклопедия. Т. 17. 3-е изд. М., 1978.
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Н. И. Березиным. СПб., 1873–1879.
Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 45, Ч. 3. М., 1929.
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова. СПб., 1900–1909. Т. 13.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний. В 3-х т. СПб., 1864. Т. 2.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100