history/familisarchives/note/37/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы  /  Памятные записки (тексты сборников)  / 
   Том 37

 Том 37
Размер шрифта: распечатать




Раздел 1. Навеки в памяти народной. К 400-летию подвига нижегородского ополчения (32.6 Kb)

 

В.А.Харламов

 

Навеки в памяти народной. Патриот земли русской К.Минин

 

 

Россия  отмечает одну из самых выдающихся дат в своей истории: 400-летие подвига Нижегородского ополчения под предводительством    К. Минина и Д.М. Пожарского.

Нижегородцев эти события особенно волнуют. Именно на нашей земле прозвучал клич Кузьмы Минина, зовущий сограждан к защите Отечества от иноземцев. Именно отсюда, из ворот Ивановской башни Нижегородского кремля вышли на освобождение Москвы ранней весной 1612 года ратники, пополнившиеся по пути  отрядами патриотов из других городов, и  могучая сила этого всенародного  освободительного движения смела как иностранных захватчиков, так и своих временщиков, воссоздала государственность в национальных традициях.

Как известно, президент России специальным указом от 3 марта 2011 года «О праздновании 1150-летия  зарождения Российской государственности» подтвердил эту знаменательную дату нашей истории. В контексте драматических событий в России в первой четверти XVII века победоносная  значимость Нижегородского ополчения особенно актуальна. А 2011-й год решением Губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева был объявлен «Годом гражданина Минина».

Нижегородцы гордятся, что в фондах Центрального архива Нижегородской области, в его справочно – информационном фонде сохранились документы- свидетельства, имеющие отношение к событиям славного прошлого нашей истории. Это, прежде всего,

– Запись в Синодике Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря о роде Кузьмы Минина и о роде князя Д.М.Пожарского (Синодик архимандрита Трифона, 1595 год);

– Краткое историческое предание и рисунки П.Т. Дмитриева «Воззвание К. Минина к нижегородцам и выход ополчения 15 февраля 1612 года из Нижнего Новгорода». 1890 год;

– Поколенная роспись предков и ближайших родственников князя Д.М. Пожарского. 26 февраля 1891года;

–Заемная кабала на лавку в Нижнем Новгороде, данная посадскими людьми Кузьмою, Афанасием и Григорием Чапуриными вдове Кузьмы Минина – Татьяне Семеновне, и купчая о передаче этой лавки причту Спасского собора. 9 марта 1635 года;

– Выписка из «Нижегородского Летописца» о деятельности князя Д.М. Пожарского в Н. Новгороде. 22 ноября 1793 года.

А в предновогодье 2012 года издательство «Книги» выпустило подготовленный архивистами удивительный 2-х томник «Подвиг нижегородского ополчения», включивший переиздание XI тома «Сборника Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК), опубликованного в 1913 году «в память 300-летия нижегородского подвига», а также исторического труда П.Г.Любомирова «Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 – 1613 гг.», очерки архивиста Б.М. Пудалова и др. историков. Каждому из нас сегодня предоставлена возможность приобщиться к подлинным событиям XVII века.

Мне представились удивительно актуальными торжества в Нижнем Новгороде в мае 1916 года, посвященные 300-летию памяти Минина. Как известно, шла Первая мировая война, – до торжеств ли тут? И вдруг – такие масштабы чествования подвига нашего любимого предка. Именно это является еще одним свидетельством значимости, величины события. Сохранившиеся публикации нижегородских газет того времени позволяют современникам в полной мере сопережить исторические события, как будто они происходили сегодня. «Волгарь» пишет: «…Сегодня в Нижнем общественный праздник. День Минина. Сначала предполагалось ограничиться самым скромным торжеством в виде служения панихиды на могиле и затем –  торжественного заседания Нижегородской губернской ученой архивной комиссии… Рамки торжеств были широко раздвинуты…», торжеству был «…придан уже широкий всероссийский общественный характер. В Нижний съехались депутации общественных, городских и земских учреждений не только Нижегородской губернии, но и других…

 

К 11 ч[асам] дня у собора и в Мининском саду скопилось огромное количество публики, пришедшей смотреть на торжественный крестный ход из собора, к месту воззвания Минина к народу… Крестный ход должен был идти по тому самому пути, по которому вел Минин нижегородское ополчение триста слишком лет назад…Торжественная процессия направилась на Часовую гору, к памятнику Минина (обелиск Минину и Пожарскому), где была отслужена лития. От памятника крестный ход вернулся через Мининский сад обратно к Ивановскому съезду и по нему спустился вниз, мимо часовни Спасителя, к церкви Николы – на Торгу. Здесь была совершена заупокойная лития, и крестный ход направился по Зеленскому съезду к городской управе.

Едва только хоругви успели завернуть на Зеленье, как начался дождь – вначале мелкий, а потом – сильнее и с градом. Почти вся публика была без зонтов, и ее основательно вымочило. Процессия последовала на Благовещенскую площадь…  Дождь постепенно утих. В крестохождении участвовала Оранская икона Божьей Матери.

Благовещенская площадь с утра представляла  необычное зрелище. У кремлевской стены, близ управы, был выстроен большой помост, на котором расположился хор из учащихся средних и начальных училищ Нижнего. Численность хора доходила до 1600 детей (сразу – ассоциация с нынешней хоровой капеллой мальчиков и сводными хорами любимого дирижера  Л.К. Сивухина в часы особых торжеств – В.Х.).

     Параллельно стене Кремля была выстроена депутация от учащихся средне-учебных заведений во главе с педагогами. Вокруг памятника Императору Александру второму разместились войска местного гарнизона.

В Думе были многочисленные общественные депутации от уездных городов Нижегородской губернии, от Москвы, Петрограда, Поволжья, с далекого юга. Большинство университетов прислали или делегатов, или приветствия. Налицо была почти вся городская дума.

Ровно в 4 часа дня прибыли Его Высочество великий князь Георгий Михайлович…, встреченный маршем оркестра…

Его Высочество обратился к присутствующим и сказал: "ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО  ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР  ПОВЕЛЕЛИ МНЕ ПЕРЕДАТЬ ВАМ ЕГО ПРИВЕТ И СОЖАЛЕНИЕ, ЧТО ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НЕ МОГ ПРИЕХАТЬ НА ПРАЗДНЕСТВА, ПО СЛУЧАЮ ВОЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ"».

Были возложены венки на гробницу Минина. 

Громаднейший венок прислан из действующей армии от частей и штаба десятой пехотной дивизии... Надпись на желто-черных лентах гласит: «Благодарные потомки - радетелю земли Русской и спасителю Отечества».

Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус возложил серебряный венок с красными лентами: «Гражданину Козьме Минину».  «Великому гражданину – нижегородское дворянство».  «Великому патриоту – нижегородское губернское земство».  «Гражданину Минину от нижегородского уездного земства». Большой серебряный  венок – «Благодарная Москва Козьме Минину, великому гражданину Нижнего Новгорода», привезенный московскими депутатами гг. Пузыревским и Шаминым. Серебряный венок с  позолоченными ветвями от петроградского купеческого сословия – «Великому патриоту земли Русской, нижегородскому купцу Козьме Минину». Серебряный венок с надписью: «Великому гражданину Козьме Минину. 1616 – 1916» от нижегородского биржевого общества. «Спасителю Отечества Козьме Минину, сподвижнику князя Д.М. Пожарского – город Суздаль». От нижегородских гимназий: «На Руси гражданину Минину слава», «Великому гражданину земли Русской Козьме Минину», «Спасителю родины в годину лихолетья»…

«Если возвратимся воспоминаниями к мининским временам,– пишет «Волгарь» –  то увидим, что самый подвиг Минина, человека глубоко религиозного, совершился под непосредственным влиянием церкви и тогдашних ее представителей, игравших руководящую, доминирующую роль в событиях, приведших к спасению России от смуты и угрожающего ей иноземного ига.

Христова вера была для русского народа выше всяких иных ценностей. Утратить ее вместе с национальной свободой было непереносно народу. Отсюда вспыхнул тот общенародный подъем на освобождение Отечества, который утишил внутреннюю смуту и объединил самых различных людей по положению, племенным и иным особенностям около Минина.

Накануне чествования памяти великого русского патриота, среди мыслей, возникающих по этому поводу у многих людей из общества, высказывается желание, чтобы возможно шире был охвачен круг чествования, в котором все вместе были бы объединены (на уровне ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ – В.Х.). Все хотят считать его своим – его, долгое время находящегося в забвении не только у российских обывателей вообще, но и у нижегородских в частности. Торговый класс считает его своим, мещанское общество тоже не хочет уступать Минина никому – и каждый предъявляет свои права. Как-то странно читать о таком споре из-за Минина».

Интересными представляются некоторые литературные сюжеты 100 – летней давности.

Легенда о Минине и Пожарском.

…«Ноне, каженную ночь, Минин с Пожарским являются простому народу. Ходят они вместе, рука об руку  по Замковой тропе и тихо, тихо беседуют, - только речей их никто слышать не может, кроме самых старых стариков, своим землистым ухом. Старики говорят, что слышно, что придется нам опять нести наши медные деньги на площадь». Далее– комментарий: «До XVIII века Замковая тропа была единственным спуском к Волге, шедшим извнутри нижегородского кремля». Легенда записана в Нижнем в 1905 году.

И еще - Слово о Минине

Режиссером Императорского Мариинского театра Н.Н. Боголюбовым на торжественном Мининском спектакле… в городском Николаевском театре прочитано следующее стихотворение:

Там, где Волга с Окой в день разлива весной

Обнялись и победно стремятся к Востоку,

Старый город стоит, огорожен стеной, –

Город Минина. Быль отошла на далеко.

Как и встарь, «лихолетье» опять на Руси,

Враг, как прежде, стоит, уснащенный металлом,

Так же шепчем мы снова: «Создатель, спаси! –

Да погибнет змея с ея гибельным жалом!»

Часто, робкие, ищем в стесненной груди

Слов могучих, решений, заклятий и силы;

Что – позор или счастье нас ждет впереди,

Блеск небес синевы или тленье могилы?

Но зачем же гадать? Посмотрите вперед,

На реку: то не русская ль мощь разлилася,

Это Минина слово на подвиг зовет,

Иль не видите вы, что заря занялася?

«…Козьму Минина, простого русского человека, называют великим – «Великим нижегородцем». Да, он великий человек своего времени уже по одному тому, что дело, совершенное им, огромной, колоссальной государственной важности.

Народный герой-патриот был выборным земским человеком старой Руси. Общественность в самом широком смысле – вот его родина, идейная сторона его общественной работы. Вокруг него были выборные люди, они вместе с ним двигали великое общественное дело спасения родины. Наша современная общественность в самом широком значении этого слова должна считать Минина своим предком, объединившим около себя общественные силы страны…», – кажется, что слова эти были написаны не сто лет назад, а произнесены только что, нами…

В.А.Харламов – главный архивист ЦАНО,

Заслуженный работник культуры РФ

 

 

Кессель А.В.

Памяти

великих патриотов Отечества

 Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

 

«Памятник – это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить, или поминать дело, не забыть чего», - написал мудрый Владимир Даль.

В 2012 году мы отмечаем 400 лет победы и освобождения от врагов Московского кремля народным ополчением, организаторами которого были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – спасители Москвы и отечества от бед: смуты, разорения и вражеского нашествия.

Обратимся к созданию первого памятника народным героям 1612 года, который был создан только через 200 лет. Установка его задержалась до 1818 года, так как Москва вновь была в опасности. Шла война с Наполеоном.

Начнем, однако, с открытия в Нижнем Новгороде копии первого памятника уже в ХХI веке.

Новая благоустроенная площадь Народного единства у Ивановского съезда, по которому шло народное ополчение Минина из Нижегородского Кремля, новая отреставрированная церковь ХVII века Иоанна Предтечи, новый государственный праздник с 4 ноября 2005 года – День народного единства. Именно в этот день, на этой самой площади и состоялось открытие нового памятника защитникам Отечества 1612 года Минину и Пожарскому.

Исполнилась давняя мечта многих поколений нижегородцев увидеть установленным мартосовский памятник на нижегородской земле. Это  копия памятника великого русского скульптора Ивана Мартоса (1754-1835), выполненная московским скульптором, народным художником России Зурабом Церетели специально для нашего города.

А старый памятник  1818 года остался на Красной площади в Москве, и внизу скульптурной композиции на грани плинта сохранилась чуть заметная подпись резцом автора: «Сочинил и изваял Иоанн Петров Мартос из Ични». Почти как надписи древнегреческого ваятеля Фидия, оставлявшего под своими огромными статуями богини Афины свой знак: «Меня сделал Фидий сын Кармидов Афинянин».  Мартоса, когда он стал знаменитым скульптором, современники называли – «Фидий XIX века».

 Иван Петрович Мартос родился в 1754 году в старинной казацкой семье в местечке Ичня на Украине. Десятилетним мальчиком был привезен в Петербург и принят в Академию художеств. Известно, что в 1764 году вместе с ним были зачислены в Академию мальчики из бедных солдатских семей: Михаил Козловский и Феодосий Щедрин, также ставшие в будущем великими русскими скульпторами.

После окончания Императорской Академии художеств,  в 1773 году все трое получили большие золотые медали и были отправлены с пенсионом за границу. В Риме Мартос  учился «скульптурному художеству» в мастерских итальянских скульпторов и шесть лет глубоко изучал античное искусство: «делал копии с антиков».

В 1779 году Мартос возвращается в Петербург и его назначают преподавателем в Академию художеств, где он будет трудиться до конца своей жизни. За пятьдесят шесть лет он воспитал не один десяток талантливых ваятелей.

Мартос в конце XVIII века  занимает видное место в развитии русской мемориальной скульптуры. Созданные им образы в мраморе отличались эмоциональностью и художественным совершенством. Наиболее значительные памятники Мартос создает в XIX веке. С 1804 года началась большая и длительная работа по созданию главного памятника его жизни – Минину и Пожарскому, ставшему великим творением русского монументального искусства.

Мысль о создании памятника спасителям Отечества от интервентов родилась в начале XIX века в Академии художеств и в общественных кругах Петербурга и Нижнего Новгорода. Было решено, что памятник должен создаваться на народные пожертвования. Иван Мартос был Почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Он в 1804 году предложил свои первые эскизы памятника Минину и Пожарскому на обсуждение. Во многих журналах писали: «…что Россия скоро увидит монумент великим мужам Минину и Пожарскому в Москве…». Но все снова затихло.  Мартос работал в это время вместе с архитектором Воронихиным на Успенском соборе на Невском проспекте.

В 1808 году нижегородцы еще раз выступили с предложением продолжить работу над памятником и по сбору средств на его создание. Нижегородский гражданский губернатор А.М. Руновский написал в Петербург, что нижегородское дворянство и граждане губернии просят установить памятник на родине Минина в Нижнем Новгороде. Императорская Академия художеств вновь объявила конкурс. Император Александр I разрешил поставить памятник в Нижнем Новгороде и принять модель и проект «сделанный статским советником и адьюнкт-ректором Академии художеств Мартосом  и приступить к работе безотлагательно». Однако все опять затянулось из-за финансовых проблем, да и время было тревожное. Больше средств собрали москвичи, и кабинет министров, уже в 1811 году, принимает решение «…что приличнее поставить монумент в Москве, которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина, а в Нижнем Новгороде соорудить памятник из обелиска …на 18000 рублей, что собрали нижегородцы».

Мартос начал работать над новым вариантом памятника. Первый  его проект был с девизом: «Князь Д.М. Пожарский и Косьма Минин, стремящиеся на избавление Москвы». Модели и рисунки представляли Пожарского и Минина, стоящими в античных одеждах. В дальнейшем античные хитоны он русифицировал. Он создает новый проект и новые модели. Образы приобретали большую силу и страстность. Композиция памятника изменилась. Мартос сумел определить должную роль каждому из героев, но объединил их одним порывом к действию. Шла война с Наполеоном. Патриотические чувства еще больше сблизили его с легендарными  личностями, которые он создавал с такой любовью: «бессмертны герои, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию. Кто из прославленных героев древности превзошел  мужеством и подвигами Минина и Пожарского?», - записал Мартос в своей программе. Изменилась и надпись к памятнику: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Большое внимание Мартос уделяет барельефам на постаменте. Они дополняют композицию монумента. На одном из них на лицевой стороне пьедестала изображен сбор пожертвований нижегородцами и в левом углу барельефа изображен мужчина  с двумя сыновьями, которых он приводит в ополчение к Минину.    

Скульптор С.И. Гальберг, помогавший Ивану Петровичу, придает лицу мужчины  черты Мартоса.  Кстати, один сын Мартоса воевал в 1812 году под Москвой, другой сын погиб в это же время во Франции. Второй барельеф посвящен князю Пожарскому и битве за Москву.

Только в 1815 году начались серьезные и сложные работы по подготовке памятника к отливке. Мартос  работал вместе со знаменитым мастером-литейщиком В.П. Екимовым. Постаментом из красного гранита, привезенным из Финляндии, занимался архитектор, профессор Академии А.И. Мельников (зять Мартоса).  В августе 1816 года в литейной мастерской при Академии художеств приступили к отливке из бронзы монумента и двух барельефов. А весной и летом 1817 года памятник и постамент переправляли водным путем из Петербурга в Москву. Об этом газеты писали: « 1 июля …когда прибыли на родину Минина в Нижний Новгород, памятнику была оказана торжественная встреча. Люди шли и шли...» Только 22 сентября суда прибыли в Москву. Разгрузка, перевозка заняли два месяца. В это время проходили работы по закладке фундамента.

Памятник был установлен на Красной площади у Торговых рядов, которые после войны и пожара 1812 года  были восстановлены архитектором О.В. Бове. Это место выбрал сам  Иван Петрович Мартос. Он писал: «…место для монумента выбрано на Красной площади напротив Кремля…не на самой середине площади, а ближе к лавкам, чтобы осталась площадь чистая». (Первый и единственный раз памятник был перенесен 9 сентября 1931 года к собору Василия Блаженного).

 

20 февраля 1818 года  состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Вся площадь была заполнена народом, несмотря на мороз. На открытии присутствовал император Александр I.  Гремела музыка,   гвардейцы,   участники   войны   1812  года,    проходили торжественным маршем перед монументом. Это был первый памятник в Москве, поставленный народным героям.

Вот как описал знаменитый памятник французский писатель Александр Дюма в своей книге о России, увидев его в 1858 году: « Первое, что бросается  в глаза при входе на Красную площадь – это памятник Минину и Пожарскому. Скульптура – одна из странностей, что встречаются в России. У нас, в стране равенства, о таком и подумать невозможно. На одном пьедестале мясник Минин, который олицетворяет собой народ, и генерал Пожарский  - представитель благородного сословия… Группа поучительна, преисполнена красоты и благородства. Воевода Пожарский в античных одеждах (необъяснимая фантазия автора)  - изображен сидящим, в правой руке у него меч, а левой он опирается на щит. Нижегородский посадский человек Минин делает шаг к нему, кладет левую руку на меч князя, воздевает вверх правую, словно призывает на помощь. Почти вплотную к памятнику подходят торговые ряды, называемые «Золотыми…»

 

Обелиск в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

в Нижегородском Кремле.

 

После открытия в 1818 году  в Москве памятника Мартос начал работать над барельефом для обелиска. Но все опять затянулось. Только  в 1825 году объявили новый конкурс на создание обелиска для Нижнего Новгорода, на котором был признан проект архитектора  Авраамия Ивановича Мельникова, Академиии адьюнкт-профессора и члена Римской академии, и великого скульптора Ивана Петровича Мартоса. 

Они приехали в Нижний Новгород посмотреть место для обелиска в Нижегородском Кремле. Мельников здесь строил церковь Успения – памяти погибших в войне 1812 года и часто бывал в городе. Отливаются выполненные по моделям Мартоса четыре плиты. На двух из них текст: «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 год», на другой : «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 год». Они были установлены на самом обелиске с двух сторон. Под каждой из них уже на постаменте плиты с барельефными портретами Минина и Пожарского и мифическими гениями, держащими над их головами лавровые венки. Все выполнено из бронзы и позолочено.

Но не был еще изготовлен сам обелиск, поэтому указанная дата на плитах не соответствует дате открытия памятника. Обелиск и части к постаменту в это время вырубают из карельского гранита, производят полировку и в 1827 году отправляют водным путем в Нижний. Во время разгрузки обелиск, видимо, уронили, и самая тонкая  верхняя часть дала трещину. Если близко подойти к обелиску, то видна вверху с одной стороны неровная трещина (рваная), а с другой  – ровная полоса, так как распилен в этом месте был гранит, чтобы поставить на штырь для укрепления. Швы затем были заполированы. Обелиск - это сужающийся кверху четырехгранный столб, и уменьшить его нельзя. Открытие состоялось 15(28) августа 1828 года.

 

Могила Минина в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского Кремля и другие памятники

Это последняя надгробная плита над прахом великого патриота в старинном храме, оставшемся единственным на территории Кремля. Она была установлена в 1962 году после реставрации собора. А ровно сто лет тому назад прах Минина находился в другом кремлевском храме – Спасо-Преображенском соборе. Об этом написал в 1862 году поэт Аполлон Григорьев в поэме «Вверх по Волге»  после посещения Нижнего Новгорода:

«У гроба Минина стоял

           В подземном склепе я … мерцал

Лишь тусклый свет лампад. Но было

Во тьме и тишине немой

Не страшно мне. В душе больной

Заря рассветная всходила…

Я крепнул духом, сердцем рос…»

Это был новый храм, построен и освящен в 1834 году, так как старый из-за рухнувшей центральной главы был разобран. Из склепа старого храма были перенесены гробницы великих князей и прах Козьмы Минина. Этот собор был снесен в конце 20-х годов. Сотрудниками краеведческого музея перед сносом храма, прах Минина перенесен в фонды музея, где он хранился до 1962 года. А на месте собора было построено новое здание нового времени – Дом Советов (1929-1931гг).

Когда родился Козьма Минин мы не знаем. Есть только дата смерти – 1616 год. Дата смерти Пожарского – 1642 год. Он похоронен на территории Ефимьевского монастыря в г. Суздале. Его прах никуда не переносили, но долгое время не знали о месте его захоронения.

О подвиге этих героев громко заговорили только в начале ХIХ века и это вызвало интерес у художников. В нашем художественном музее  находятся две замечательные картины – это «Минин  и Пожарский» 1835 г. художник Михаил Скотти и большое полотно художника Константина Маковского «Воззвание Минина» 1896 год, подаренное Нижнему Новгороду императором  Николаем II.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вспомнили имена спасителей России. Скульптор А.И.Колобов, приехавший в наш город из блокадного Ленинграда, предложил свой проект памятника Минину. В связи с трудным военным временем памятник был отлит из бетона, постамент по проекту архитектора В. Н. Рымаренко был выполнен из кирпичей и оштукатурен. Памятник был установлен в сквере на Советской площади и открыт в 1943 году. Площадь до революции именовалась Благовещенской, затем Советская, а после установки памятника Козьме Минину, с 1943 года, стала – площадь Минина и Пожарского. Также были переименованы улицы. Улица - бывшая Жуковская, затем Университетская, названа улицей Минина.  В начале этой улицы в 1955 году был установлен скульптурный мраморный бюст К.Минина работы горьковского скульптора А.В. Кикина. Имя Дмитрия Пожарского получила бывшая улица Зеленская, что находится над Зеленским съездом.

В 1943 году на Горьковской железной дороге паровоз, одетый в броню, получил имя «Козьма Минин» и честно служил в годы Отечественной войны. Теперь он, как музейный экспонат, стоит на приколе  у Дворца культуры железнодорожников. Есть у нас и теплоход «Козьма Минин».

 В 1980-е годы было принято решение заменить памятник на площади Минина и Пожарского, так как простоявший более 40 лет памятник из бетона  стал осыпаться. Ежегодно проводился ремонт постамента, покраска самой скульптуры. Министерство культуры РФ предложило создать новый памятник скульптору О.Комову. Скульптура отлита в бронзе, постамент – гранит. Текст оставлен прежний: «Великому патриоту Земли Русской Козьме Минину». Много было разговоров о написании имени. Стояла у нас на ул. Рождественской церковь Козьмы и Домиана. Это имя можно произносить: Косма, Козьма, Кузьма.

 Памятник открыт 1 июня 1989 года. А старый памятник в 1986 году перенесли в Балахну. По бетонной скульптуре сделали выколотку из меди и поставили на новый постамент.

 В селе Пурих Нижегородской области (бывшая вотчина Дмитрия Пожарского) в 1998 году установили памятник Пожарскому. Автор и создатель Народный художник  РФ,  Почетный гражданин Нижегородской области Павел Иванович Гусев.

 На Ивановской башне Кремля установлена памятная доска, отлитая из чугуна с многофигурным барельефом и текстом: « В 1612 году через эти ворота вышло нижегородское ополчение на спасение веры и Отечества».  Автор – скульптор Л.Т. Ядринцев. Доска открыта 4 ноября 2000 года.

А.В.Кессель – действительный член общества

                      «Нижегородский краевед»

 

            Памятник Минину и Пожарскому в Н.Новгороде. Скульптор Церетели.

            

 (на фото А.В.Кессель с гостями города, слева от церкви Иоанна Предтечи видна Ивановская башня Кремля)

 


(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 26.10.2012
  • Автор: Харламов В.А., Кессель А.В.
  • Ключевые слова: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, нижегородское ополчение
  • Размер: 32.6 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Харламов В.А., Кессель А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содерждание. Предисловие
Раздел 1. Навеки в памяти народной. К 400-летию подвига нижегородского ополчения
Раздел 2. Юбилеи, юбилеи, юбилеи…
Раздел 3. Ко дню города
Раздел 4. Страницы истории музыкальной культуры родного города
Раздел 5. Из личных воспоминаний старых нижегородцев
Раздел 6. Краеведческие исследования
Раздел 7. Это тоже интересно
Раздел 8. Из жизни хора Общества Старых Нижегородцев
Раздел 9. Музыкально-поэтическое творчество старых нижегородцев
Раздел 10. Хроника

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100