history/familisarchives/note/38/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы  /  Памятные записки (тексты сборников)  / 
   Том 38

 Том 38
Размер шрифта: распечатать




Раздел 9. Их жизнь (25.32 Kb)

 Е. Безухова

Александр Степанович Леонтьев, волжский капитан

(Автор статьи об Александре Степановиче Леонтьеве — его близкая родственница, много времени прожившая в семье Леонтьевых, хорошо знавшая жизненный путь, образ жизни и характер лично героя очерка и его семьи.)

 

      С первого до последнего дня его трудовая жизнь могла служить примером преданности делу, верному служению Родине, образцовой дисциплины, высокого профессионализма, ответственности, верности долгу и друзьям, чрезвычайной скромности.

      Утро 26 декабря 1958 года было морозным: провода от инея были похожи на новогодние ёлочные гирлянды, свежевыпавший молодой снег блестел и искрился на покрытой льдом Москва-реке. Казалось, природа готовилась к Новогоднему празднику.

     Из первого дома на Большой Дорогомиловской улице, что у площади Киевского вокзала, вышел немолодой, солидный, красивый, высокий мужчина. Он сдержанно-приветливо поздоровался с соседями по  дому, который и поныне существует и в народе за свою необычную архитектуру прозывается «утюгом». Мужчина пошёл по Бородинскому мосту, направляясь к Смоленской площади. Снег под его ногами приятно поскрипывал, и было видно, что этот человек находился в хорошем настроении: недавно он вышел на пенсию и теперь он мог больше внимания и заботы уделить любимой семье. Он держал путь к кондитерскому магазину у Смоленской площади, который был известен отличным качеством своей продукции, так любимой его женой и внучкой. Этого посетителя в магазине хорошо знали. Он часто наведывался сюда, выбирая самую вкусную продукцию, был вежлив и приветлив с работниками магазина. В этот раз он внимательно посмотрел на витрину, сделал движение, чтобы достать бумажник из грудного кармана пальто, и хотел подойти к кассе, но через пару шагов неожиданно потерял сознание и упал. Быстро приехавшая «Скорая помощь» увезла его в больницу Склифосовского, но усилия врачей оказались бессильны.

      В бумажнике покойного была обнаружена квитанция на оплату услуг за телефон на имя владельца, которым оказался Александр Степанович Леонтьев — человек со славным прошлым.

     Александр Степанович Леонтьев родился 26 марта 1890 года в Буинске под Казанью. Семья была скромная. Отец был служащим и, рано овдовев, он остался с двумя сыновьями. Брат Николая был четырьмя годами старше Александра. Осиротевшие дети проводили время после учёбы среди ребячьей вольницы, но вскоре отец женился, и младший Александр решил жить по собственному усмотрению.

    Главную роль в жизни 9-летнего мальчика заняла река Волга. Он часами любовался речной стихией и, подрастая, приобщился к жизни речников, наблюдая за движением судов по великой реке. Мальчик с утра до ночи пропадал на пристанях и охотно помогал матросской братии в трудной работе по обслуживанию проезжавших судов. Он пытливо вникал во все мелочи этого труда, внимательно присматриваясь одновременно к работе техники, и изучал особенности общения речников. Кто бы мог подумать, что эти наблюдения смышлёного и чуткого паренька перерастут впоследствии в главное дело всей его жизни! В своих снах он видел великую реку с плывущими по ней судами, себя речником и корабельный якорь, который навсегда приковал его к будущей профессии.

       Волга начала ХХ века была очень оживлённой рекой, широко эксплуатируемой пароходными компаниями, построившими множество пассажирских судов. Для их обслуживания требовалась большая рабочая сила речников, и однажды произошло чудо: этот смышлёный, любознательный и проворный подросток в возрасте 12 лет, которого заметили, узнали и полюбили члены команды одного парохода, был принят в её состав как самый молодой матрос. Для Александра началась новая сказочная жизнь: он очень внимательно и дотошно изучал быт команды, особенности работы и конструкцию корабля, вникал во все детали технических устройств и дисциплинарного устава трудового коллектива. Все пункты этого устава он спокойно и естественно усвоил и принял для себя как непреложное правило труда и поведения на всю жизнь. Команда очень оценила своего нового сотрудника, и его стали величать, несмотря на молодой возраст, по имени и отчеству: Александр Степанович.

      Его удивительная тяга к самообразованию постоянно ставила перед ним всё новые и новые задачи: он изучал не только судовую технику и жизнь матросов, его манила река, её характер и роль человека, управлявшего кораблём. В своих мечтах он примерял на себя капитанскую фуражку. Он изучил волжскую лоцию и через несколько лет, став капитаном судна, был известен как один из самых опытных судоводителей, знавший наизусть весь волжский маршрут, и безошибочно проводил судно в ночное время.

     Некоторое время спустя в жизни молодого капитана произошёл новый поворот: он встретил свою судьбу и свою любовь. Это была нежная красавица с голубыми, как небо глазами, с пепельными волосами.  Их встреча произошла в Костроме, куда прибыло рейсом судно молодого капитана и где жила в многодетной семье его теска Александра. Высокого широкоплечего красавца-капитана и милую девушку охватило взаимное горячее чувство, сохранённое ими на всю жизнь. Она стала его верной подругой в мирное время, ступив на палубу парохода, и в военное, когда его корабль сражался под градом вражеских снарядов. В это неспокойное время в 1916 году на корабле в семье капитана Леонтьева родилась дочь Ирина.

      Но наступили другие времена и новая историческая эпоха. Гражданская война расколола общество на противоборствующие силы. Мирная работяга Волга стала ареной этого противостояния. Александр Степанович без колебаний стал на сторону революционных сил. Однажды, проводя свой корабль привычным маршрутом, в маленьком тихом затоне он заметил спрятанный от посторонних глаз небольшой буксирный теплоход, который под именем «Матвей Башкиров» в мирное время водил по Волге баржи с хлебом и считался едва не самым лучшим буксиром на Волге. Взяв судно на буксир, Леонтьев привёл его в гавань знаменитого Сормовского завода, где он впоследствии был одет в броню, вооружён двумя дальнобойными морскими орудиями и станковыми пулемётами системы «Максим». Команда этого теплохода, ставшего канонерской лодкой, была сформирована, в основном, из волжских речников-добровольцев. По просьбе экипажа корабль был назван «Волгарь-доброволец». С октября 1918 года он и ходил под этим громким именем. Его командиром стал молодой волгарь Александр Степанович Леонтьев.

     Летом 1918 года в Нижнем Новгороде была сформирована Волжская военная флотилия, в состав которой вошли буксирный теплоход «Волгарь-доброволец», выбранный на роль флагмана. Первую навигацию как боевой корабль он начал на Каме осенью 1918 года и показал хорошие боевые качества. Его боевое крещение состоялось 15 октября 1918 года у села Камбарка. В этом бою экипаж корабля захватил у противника более 16 тысяч пудов хлеба. 17 октября «Волгарь-доброволец», сопровождаемый тремя миноносцами, освободил под Сарапулом баржу смертников — 432 узника, обречённых врагом на мучительную смерть.

      Весной 1919 года «Волгарь-доброволец» принимал участие во многих боях Восточного фронта. Летом 1919 года, после короткого ремонта в Нижнем Новгороде, корабль продолжил участие в боях за Камышин, Чёрный Яр и Царицын.

  В 1920-1921 годах «Волгарь-доброволец» входил в состав отряда вооружённых судов, который вёл борьбу с бандитизмом в низовьях Волги, а также под командованием Александра Степановича Леонтьева буксировал нефтяные баржи, снабжал воюющий флот горючим.

    Отгремели бои Гражданской войны, и «Волгарь-доброволец» возвратился к мирной профессии — водил по Волге и Каспию нефтяные баржи. С начала мирного времени дальнейшие пути боевого корабля и его боевого командира разошлись, но следует отметить, что судьбы команды «Волгаря-добровольца» и её любимого командира навсегда тесно сплелись воедино. Как и в годы совместных боевых действий, так и в последовавшей мирной жизни они постоянно поддерживали самые сердечные и дружественные отношения и часто встречались как люди, соединённые кровным родством.

     Дальнейшая судьба А. С. Леонтьева снова сделала крутой вираж: после окончания курсов для командного состава он был направлен в Нижний Новгород. З. А. Шашков, ставший впоследствии министром речного флота, в то время возглавлял Волжское речное пароходство, главная контора которого находилась в Нижнем Новгороде, хорошо зная и ценя характер и заслуги А. С. Леонтьева, пригласил его для совместной работы. Семья Леонтьева, которая пополнилась ещё с сыном, рождённым в 1923 году, поселилась в небольшой квартире на улице Гоголя. На новом месте А. С. Леонтьев проявил себя так же, как на капитанском мостике, — чрезвычайно ответственным, аккуратным, дисциплинированным, серьёзным, активным и исполнительным работником — и был высоко оценён руководством.

    В 1930 году семья понесла тяжёлую утрату: скоропостижно скончалась общая любимица — 14-летняя дочь Ирина. Её смерть стала тяжелейшим ударом для отца и матери, потерявшей здоровье на долгие годы.

   Преодолевая последствия затянувшихся революционных и военных событий, наша страна перешла к организации мирного государственного строительства и нуждалась в честных и инициативных работниках. Создавались наркоматы, комитеты и комиссии, которые занимались наведением порядка в различных отраслях народного хозяйства. Так возникла рабоче-крестьянская инспекция с функциями контроля, куда был приглашён А. С. Леонтьев по рекомендации З. А. Шашкова.

    Семья Леонтьева поехала в Москву.

    Напряжённость и загруженность работой главы семьи была настолько высокой, что домашние редко виделись с ним.  Члены правительства работали ночами. Часто приёмы у руководства назначались на 2-3 часа ночи, а рабочий день растягивался до 20 часов в сутки.

     Следует отметить, что государство заботилось о работниках управляющего аппарата. Семье Леонтьевых была предоставлена квартира и прекрасный дачный участок с домом, расположенный в курортной зоне Подмосковья Быково.

    Работа Александра Степановича была связана с частыми командировками в разные районы страны.  К началу 1940-х гг. здоровье Александра Степановича несколько пошатнулось — появились приступы стенокардии, но он не уделял должного внимания своему здоровью.

    С началом войны в 1941 году правительственные учреждения были эвакуированы в г. Куйбышев. Вместе с работниками правительственных учреждений в эвакуацию отправились их семьи. С А. С. Леонтьевым поехала и его жена. Старший их сын  Ростислав перед началом войны поступил в Ленинградское мореходное училище и с первых ее дней  в составе курсантов этого училища был направлен в те же самые места, где в Гражданскую войну воевал его отец и где в тогда участвовал в боевых действиях «Волгарь-доброволец». В боях за Сталинград Ростислав Леонтьев был ранен в правую руку.

      В 1942 году, когда Волга стала прифронтовой рекой, «Волгарь-доброволец» опять становится в боевой строй. Вновь вооружившись, легендарный корабль в самые жаркие дни битвы за Сталинград перевозил войска, доставляя боеприпасы и нефтепродукты, отбиваясь от фашистских самолётов. Его флаг не раз видел Сталинградский фронт.

    Вернувшись из эвакуации, Александр Степанович Леонтьев продолжал свою напряжённую работу. Кроме основной работы руководство поручило ему роль инструктора на одном из крупнейших московских заводов, которую он со свойственной ему ответственностью продолжал исполнять и после выхода на пенсию.

     Одну из самых прекрасных черт характера А. С. Леонтьева — его удивительную скромность — всегда подчёркивали все знавшие его люди.

     Но, выйдя на пенсию, ему захотелось оставить память о боевом корабле, которым он командовал, и о его соратниках. И он написал об этом книгу воспоминаний о героических днях судна и его команде. Активное общение с членами команды  «Волгаря-доброволеца» продолжалось. Они часто навещали его в Москве.

    В свою очередь, ветераны корабля выразили инициативу превратить корабль «Волгарь-доброволец» в мемориальный музей, продолжив его службу в новом качестве плавучего музея, и тем самым увековечить боевую славу корабля Волжской военной флотилии.

     В 1967 году он начал курсировать по всей судоходной Волге. Сам корабль, представлявший собой главный экспонат музея, вместил уникальную экспозицию, рассказывавшую о славном пути судна и его экипажа. Со стендов этого музея смотрели лица легендарного комиссара Николая Маркина, политработника и журналиста Ларисы Рейснер, пулемётчика и будущего писателя Всеволода Вишневского. Центральное место в экспозиции музея занимали личные вещи первого капитана корабля — героя Александра Степановича Леонтьева: его документы, военное обмундирование. В советские годы любое волжское судно, повстречав на пути канонерскую лодку «Волгарь-доброволец», приветствовало его сигнальными огнями и гудком, отдавая дань уважения ветерану речного флота. Плавучий музей пользовался большим вниманием любителей отечественной истории, и многие тысячи жителей Поволжья посетили его.

     Многолетний жизненный путь А. С. Леонтьева был отмечен многими правительственными наградами и званием генерала.

…На гроб героя лёг огромный венок из живых цветов. На Ваганьковском кладбище в Москве, на могиле патриота и воина стоит памятник, на котором написано: «Капитан-судоводитель «Волгаря-добровольца». У подножья памятника укреплён небольшой якорь, привезённый командой корабля как символ человеческой преданности делу и боевой памяти.

      Рядом с могилой мужа — скромная могила его верной подруги Александры Ивановны Леонтьевой.

 

 

Александр Пронин

  майор пограничных войск КГБ СССР в отставке,

уроженец деревни Зарубино Чкаловского района.

 

Подвиг, который не должен быть забытым!

 

    Прошел 2011 год – год горького, тяжкого потерями юбилея – 70-летия начала Великой Отечественной войны. Много событий того грозного года, многих участников поименно, очень многих за неимением данных о них – без вести пропавших – анонимно вспомнил народ, СМИ, официальные лица.

   К великому сожалению, я не видел и не слышал упоминания о «Бресте на Балтике», о героических защитниках в начале Великой Отечественной войны города в Латвии на берегу Балтийского моря – Лиепаи. Вероятно потому, что ныне – это территория уже сопредельного государства, власти которого к России, русским настроены далеко не дружески.

  А я служил там, ходил по земле, политой кровью героев, посетил места боев, возложил цветы к памятникам. Считаю своим долгом напомнить землякам о героях тех боев, не дать пасть в забвение имен хотя бы тех, чьи имена известны. Тем более, что среди них есть и наши земляки – уроженец д.Новинки Вачского района, Герой Советского Союза, первый командующий советской гвардии генерал-майор Ракутин Константин Иванович, подробности гибели которого осенью 1941 г. до сих пор не известны, а так же уроженец Гагинского района майор Павлов Александр Иванович.

  По стечению обстоятельств и в советское время о героях г.Лиепаи было мало информации, документов тех времен почти нет – погибли в огне боев, почти все руководители обороны погибли, активные участники тоже, сбором фактов обороны занимались в основном латыши. Да и то с опозданием. Материалы публиковались в основном в Латвии. На русском языке в ограниченном количестве изданы всего 2 книги: Р.Белевитнева и А.Лось «Крепость без фортов» (1966г., издание МО СССР, всего 65000 книг на весь СССР), да в 1988 г. в Латвии издана в количестве 10000 экз. замечательная книга В.И.Савченко «7 огненных дней Лиепаи». Где-то в 1973-75 гг. латыши сняли кинофильм «Город под липами». Где он теперь? Кто его увидит?

   А пролитая кровь героев взывает – помните нас! На единственной могиле погибшим пограничникам в 1975 г. лежала скромная бетонная плита: «Они погибли, чтобы Родина цвела». Я бы добавил – чтобы мы жили. И пока мы живы, мы должны их помнить.

   Оборона г.Лиепаи – ярчайшая по героизму страница Великой Отечественной войны. Все авторитетные советские издания о Великой Отечественной войне отмечают достойно подвиг героев г.Лиепаи, называя их в одном ряду с защитниками Бреста, других городов-героев. Так, в книге «СССР в годы Великой Отечественной войны» подчеркнуто «Массовый героизм проявили героические защитники Лиепаи: личный состав 67 стрелковой дивизии генерала Дедаева, моряки военно-морской базы, пограничники, рабочие».

  Должное мужеству героев Лиепаи отдавали и немецкие историки. Так, немецкий историк П.Карелп в книге «Операция «Барбаросса», изданной в ФРГ, пишет: «У стен Лиепаи немецкие войска встретили особенно упорное сопротивление со стороны советских войск, продемонстрировавших высокий моральный дух и стойкость. В Лиепае солдат Красной армии впервые показал, на что он способен». А А.Конц, историк немецкой дивизии, наступавшей на Лиепаю, пишет: «Взяв Лиепаю, дивизия одержала крупный успех. Но это был и горький урок, который пришлось оплатить большой кровью». А это была 291 пехотная дивизия, сильнейшая в сухопутных силах Германии, имеющая опыт покорения Европы.

  За неделю боев немцы потеряли убитыми и ранеными более 2000 человек. Сравним, под Брестом немцы за месяц боев потеряли около 1200 человек.

  Великая Отечественная война для Лиепаи началась бомбежкой аэропорта 22 июня 1941 г. в 4 часа 20 минут. С Клайпеды в сторону Лиепаи наступала 291 пехотная дивизия, покорившая Францию, в ее составе около 17000 человек. 22 июня с ее передовым отрядом воевали в основном пограничники 12 Лиепайского погранотряда. Общее количество защитников Лиепаи с учетом рабочих отрядов – около 13000 человек. Непосредственно оборона Лиепаи началась 23 июня 1941 г. Несмотря на ожесточенное сопротивление защитников, 24 июня город был окружен и блокирован. Жаркие схватки шли на всех направлениях. 27 июня по приказу защитники прорывают блокаду в сторону Риги, часть из них прорывается на юг.

   Большая часть защитников погибает, но они неделю сдерживают врага. Чем оттягивают блокаду Ленинграда, способствуя его стойкости, а в итоге – и защите Москвы. Боям у Лиепаи, в самой Лиепае и при выходе из окружения характерны скоротечность, интенсивность, множественность, стойкость.      

  Писатель С.С.Смирнов также занимался изучением обороны Лиепаи, в итоге он написал: «Размах боев здесь был значительно шире, чем в Брестской крепости. В знамя победы, которое советские воины подняли над рейхстагом, свою нить воткали и борцы за Лиепаю».     Связь героической обороны Лиепаи с Нижегородской областью прямая. Генерал Ракутин Константин Иванович был начальником Прибалтийского погранокруга. Он подготовил пограничников 12 Лиепайского погранотряда к войне, которые мужественно первыми встретили врага и были среди героев боев. 21 мая 2012 г. Ракутину К.И. исполняется 100 лет. А майор Павлов Александр Иванович, будучи комиссаром одного из полков дивизии, с первых часов войны – на передовой. При прорыве из окруженной Лиепаи был тяжело ранен в обе ноги, вместе с госпиталем попал в плен, бежал. Снова воевал, после тяжелого ранения в марте 1943 г. был комиссован из армии как инвалид 2 группы. Жил и работал в Сормове, Балахне, Правдинске. Скончался 16 сентября 1980 г., похоронен в Балахне. Там и сейчас проживает его дочь Лариса Александровна.

   Советская Латвия помнила и чтила героев обороны Лиепаи. В 1960 г. в центре города был установлен памятник с надписью «Защитникам Лиепаи. 23.06 – 29.06.1941г.», где в бронзе застыли моряк, рабочий и медсестра. Поэт Е.Руссиньш так описал его:

«В броске моряк, рабочий, санитарка.

И как тогда, в июне, в схватке жаркой

Их лица словно в зареве огня,

И будто вновь идут они в сражение…

Пусть бронзою их скованы движения –

Они всегда живые для меня!»

    Долг наш, наследников победы, - помнить героев. Уверен, будь советская власть, город Лиепая был бы удостоен звания город-герой. Так пусть таким он будет в нашей благодарной памяти.

 

    Из Указа Президента Союза Советских Социалистических Республик: О присвоении звания Героя Советского Союза активным участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

 

   За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,  присвоить звание Героя Советского Союза (посмертно): … РАКУТИНУ Константину Ивановичу – генерал-майору.

   Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев.

Москва, Кремль, 5 мая 1990 г.

 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ 

     О подвиге защитников Лиепаи   через 20 лет после Великой Победы    в 1965 году рассказал по радио и телевидению замечательный писатель-публицист Сергей Сергеевич Смирнов, до этого удостоенный Ленинской премии за книгу «Брестская крепость».  Имя Константина Ивановича Ракутина появилось в открытой печати в канун 45-летия Великой Победы, после того, как 5 мая 1990 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

 Мною тогда была подготовлена и проведена передача на Горьковском телевидении, материалы были нам предоставлены Управление КГБ по Горьковской области. Тогда же по этим материалам нами был снят кинорепортаж для информационной программы «Время» ЦТ СССР, который был оперативно показан в эфире на всю страну.

Так Константин Иванович Ракутин вошел в плеяду фронтовиков-горьковчан Героев Советского Союза, ему были посвящены очерки в газетах и журналах. Правда, в последнее время о подвиге Лиепаи и Константина Ракутина новых материалов встречать не приходилось, и наша публикация свидетельство того, что земляки-нижегородцы помнят и гордятся Героем Советского Союза генералом Ракутиным.

А.М.Цирульников

 


(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 09.05.2014
  • Автор: Безухова Е.
  • Размер: 25.32 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Безухова Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100