history/familisarchives/note/39/section_1/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы  /  Памятные записки (тексты сборников)  / 
   Том 39  /  Раздел 1. К 50-летию "Памятных записок".

 Раздел 1. К 50-летию "Памятных записок".
Размер шрифта: распечатать




Токарева Н.А. Первый литературный музей в Нижнем Новгороде (31.27 Kb)

 Токарева Н.А.

старший научный сотрудник Государственного литературно -мемориального музея Н.А. Добролюбова

 Первый литературный музей в Нижнем Новгороде

С чего начинается музей? Как рождается он, а затем продолжает жить интересной, содержательной и духовно насыщенной жизнью? Кому обязаны его появлением? Каждый раз над этим задумываешься, посещая тот или иной музей. И чем больше погружаешься в музейную профессию, тем осознаннее начинаешь понимать: Музей начинается с Личности.

Обращаясь к истокам первого литературного музея в нашем городе – Музея А. М. Горького, с особой теплотой и огромной благодарностью вспоминаешь людей, сыгравших огромную роль в рождении, становлении и дальнейшем развитии этого уникального музея. И каждый из этих людей – яркая, незаурядная, целеустремленная личность высочайшей гражданственности и патриотизма. И, безусловно, все они - немного романтики. И с каждым из них связан значительный, яркий этап в жизни музея.

Им удалось с большой пользой и для музея, и для города интересно построить свою работу, с примерным усердием и добрым сердцем исполняли свои обязанности, внося достойный вклад в сохранение памяти о выдающемся русском писателе А.М. Горьком и изучение его творческого наследия, в сохранение памяти о лучших достижениях творческой мысли в наследии писателей-нижегородцев, в музейное дело. В изучении и Горького, и творчества нижегородских писателей старались идти своей дорогой, прокладывая путь для других обширных и глубоких исследований.

И сегодня мы обращаемся к публикациям, книгам талантливых исследователей, внесших значительный вклад в нижегородское горьковедение, развитие Государственного музея А.М. Горького. В Музее А.М. Горького помнят их как людей искренне любящих нижегородский край, его историю, культуру, продолжателей лучших традиций нижегородской интеллигенции. Их компетентность и неутомимая энергия, понимание необходимости сохранения историко-культурного наследия послужили залогом того, что лучшие традиции нижегородского литературного краеведения, горьковедения получили дальнейшее творческое развитие.

Известно, что организатором первого в стране горьковского музея на родине писателя был ученый, краевед Александр Николаевич Свободов (1884-1950)1. Окончив в 1910 году Московский университет, Александр Николаевич приезжает в Н.Новгород. Вначале он преподает в школе, а позднее - в Нижегородском университете. В начале 20-х годов создает Кабинет местного края, привлекая к сбору материала учащихся, студентов, преподавателей. И скоро в Кабинете скопилось огромное количество материала по фольклору и истории литературы нижегородского края, позволяющего осветить жизнь и деятельность знаменитых нижегородцев.

 Особое внимание уделялось жизни и творчеству писателя А. М. Горького. Представляют и сегодня несомненный интерес научные труды Александра Николаевича, одного из зачинателей нижегородского литературно краеведения, нижегородского горьковедения, направленные на всестороннее научное изучение творческого наследия А.М. Горького, сохранения горьковских мест на родине писателя. Автор нескольких десятков статей и книг, он оставил ряд значительных по объему и содержанию работ.

В декабре 1927 года Нижегородским научным обществом по изучении местного края по инициативе Александра Николаевича и его коллег была подана в Нижегородский губисполком и горсовет докладная записка о необходимости организации в Нижнем Новгороде Литературного музея, т. к. «довольно большие материалы собраны в Кабинете местного края при педфаке Нижегородского государственного университета стараниями зав. кабинетом Александра Николаевича Свободова»2.

В 1928 году 22 мая к 60-летию со дня рождения Алексея Максимовича Горького в Нижнем Новгороде открылся Литературный музей имени А.М. Горького, который и по сей день является «памятником неутомимой деятельности, самоотверженному служению советской культуры» А.Н. Свободова, «созданный его умением и заботами, а также энергией целой группы его талантливых учеников3». В сентябре 1928 года был создан Президиум совета музея, которому было поручено вести организаторскую работу. Председателем Президиума был избран А. Н. Свободов.

Первым директором Литературного музея, еще не окончив университета, становится ученик А.Н. Свободова, Алексей Иванович Елисеев (1905-1980). Мечтал быть филологом, языковедом, но встреча с педагогом, ученым Александром Николаевичем Свободовым изменила всю его жизнь. Именно Александр Николаевич пробудил у студента Нижегородского государственного университета Алексея Елисеева интерес к литературному краеведению, и прежде всего к творчеству А.М. Горького, интерес ко всему, что связано с пребыванием писателя в родном городе. Горьковедение в двадцатые годы только зарождалось, и Алексей Иванович еще в студенческие годы становится одним из энтузиастов-исследователей по изучению творчества А.М. Горького.

 «Музейная работа увлекательна, но начинали мы и жили тогда в условиях довольно трудных, собирая, как говорят, по крохам то, что должно было составлять содержание экспозиции и фондов музея»4, - писал позднее А.И. Елисеев. На первых порах, как вспоминал Алексей Иванович, он одновременно был и хранителем, и собирателем материалов, и художником-экспозиционером, и экскурсоводом. Да еще «обрушились» на него и такие директорские стороны жизни музея как бюджет, административно-организационная работа. Казалось, встретились непреодолимые трудности. Размещался музей в двух небольших комнатах Нижегородской публичной библиотеки им. В.И. Ленина, но, по убеждению Алексея Ивановича, «все начинается часто с маленького, и если имеет тенденцию жить, то развивается, растет, преображаясь к лучшему»5. Так постепенно развивался, укреплялся и Литературный музей. Уже в августе 1928 года музей перебрался в специально отремонтированные для него три комнаты той же библиотеки, а к концу года музей получил пусть совсем мизерный, но свой бюджет.

В начале 1930 года была издана брошюра А.И. Елисеева «Нижегородский литературный музей им. М. Горького», в которой был дан анализ работы музея за первый год, представлены перспективы дальнейшего развития музея: изучение художественной литературы края; объединение всех литературных сил города и помощь начинающим писателям; пропаганда художественной литературы через музейные экскурсии, музейные мероприятия. Самой главной задачей А.И. Елисеев считал «превращение музея из места, где смотрят экспонаты, в место учебы». Подводя итоги, можно было с уверенность сказать, что в Н.Новгороде был создан музей литературы края, было создано культурно-просветительное учреждение, «поставившее своей задачей показ нижегородского литературного гнезда в его развитии». Любой замысел, как известно, требует творческого поиска выражения. Впереди предстояла большая исследовательская, экспозиционная работа, серьезная, интенсивная работа и по уточнению концепции музея, и по комплектованию фондов.

Музей подарил Алексею Ивановичу счастье сотрудничества со своими коллегами по работе, с большой любовью и интересом относившихся к музейному делу, вклад которых в организацию Музея А.М. Горького огромен. Всегда с огромной благодарностью он вспоминал их. Люди, создавшие музей, все время искали новые формы работы, глубоко убежденные в том, что музей – одно из самых современных форм проявления духовной культуры, знаменующее движение не назад, а вперед. И этот взгляд поддерживали и утверждали всей практической работой музея.

Шла активная собирательская работа, совершенствовалась экспедиция, музей значительно пополнялся архивными и рукописными материалами, пополнялась музейная библиотека. Музей нуждался в установлении тесных контактов со своим посетителем, понимающим, сопереживающим, умеющим смотреть и видеть. Работали со школами и другими учебными учреждениями. Была создана организация писателей-подростков, куда входила пишущая школьная молодежь. Издавали школьные журналы, газеты, устраивались выставки детского литературного творчества.

С особым волнением Алексей Иванович вспоминал поддержку музею со стороны Алексея Максимовича Горького. В 1929 году он написал писателю о музее в Сорренто, обращаясь с просьбой оказать помощь в пополнении экспонатов, и эта переписка продолжалась в течение двух лет. А.М. Горький придавал огромное значение музейному делу и краеведению, видя в них ценный опыт, необходимый для формирования личности и мировоззрения русского человека. Алексей Максимович постоянно, до последних дней жизни, направлял в музей ценнейшие материалы, многие просто уникальные. А после смерти А.М. Горького, как свидетельствует Алексей Иванович, близким другом музея стала жена писателя Екатерина Павловна Пешкова. Еще до войны в одном из писем к А.И. Елисееву она выразила намерение передать музею всю обстановку последней квартиры Горького в Нижнем Новгороде.

         Отчеты о деятельности музея 20-х – 40-х годов воссоздают историю рождения, становления, развития первого в стране Музея А.М. Горького. В них отражена жизнь музея, а вместе с тем в них отражена и жизнь директора музея с напряженным трудом, вечными творческими исканиями, радостями и огорчениями. Трудно, да и просто невозможно отделить одну жизнь от другой. Этот «творческий союз» заключался в благородном гуманном содержании музейной профессии, продолжении и развитии горьковских традиций, служении тем, кто любит литературу, творчество Горького, утверждении ценности русской литературы, ибо «наша литература – лучшее, что создано нами как нацией» (М. Горький).

В музейных отчетах открывается увлекательный рассказ о поисках и находках музея, в них заложен свой сюжет, который нас увлекает изложением опыта, осмыслением его. Родившись, музей не оставался неизменным, находился в постоянном творческом движении. Его дальнейшая жизнь - накопление опыта, традиций, цепь новых открытий, обновлений, рождений. 1 января 1933 года Литературный музей выделяется из состава Государственной публичной библиотеки им. В.И. Ленина в самостоятельное учреждение, подведомственное Краевому отделу народного образования.

 В 1934 году, 80 лет назад, начинается новый этап в жизни музея. Он переезжает в новое здание на улице Минина, в котором он находится и сегодня, только тогда музей располагал лишь значительной частью второго этажа. Дом на улице Минина, 26 – один из лучших купеческих особняков Нижнего Новгорода, сохранивший почти полностью свое внешнее и внутреннее убранств. Построенное в 1882 году петербургским архитектором Н.Д.Григорьевым для В.М.Бурмистровой из богатейшего рода Рукавишниковых, здание является образцом жилой купеческой постройки второй половины XIX века, выполненной в характерном для архитектуры того времени стиле - академической эклектике с богатым декором фасада (ионические пилястры, лепной растительный орнамент, женские головки), с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма.

 

Музей А.М.Горького в особняке Бурмистровой (ул.Минина,26)

К концу первого десятилетия Литературный музей имени М. Горького становится одним из ведущих литературных музеев страны; закончился период его становления: солидные фонды, экспозиция; музей был реорганизован в Областной музей М.Горького6 , что, безусловно, определило характер и направление работы музея на целое десятилетие. Перейдя полностью на показ в экспозиции одной горьковской темы, подчинив этой теме все направления музейной работы, возглавляемый А.И. Елисеевым коллектив, однако, не прекратил сбор материала о писателях-нижегородцах XVIII- XIX вв., о писателях современниках. Накапливая их, коллектив использовал эти материалы для показа исторического процесса развития литературы, без чего нереально было бы полное представление о творческом пути А.М. Горького.

Горьковская тема обогатилась новым мемориальным Музеем детства писателя «Домик Каширина». Он был открыт 1 января 1938 года как результат интенсивной исследовательской, собирательской, реставрационной и экспозиционной работы творческого коллектива Литературного музея и местных ученых-краеведов.

"Домик Каширина" (Почтовый съезд,21)

 Знавший А.М. Горького в период их совместного сотрудничества в газете «Нижегородский листок» (1896-1904), Ф.П. Хитровский (1874-1950) подает в 1933 году заявление в Президиум городского совета о «необходимости отметить и ознаменовать ряд мест в г. Горьком, связанных с жизнью и детством писателя (более 40), в числе их «Домик на съезде»7. Вскоре в газете «Горьковский рабочий» бывшие ученики А.Н. Свободова, Алексей Иванович Елисеев и краевед, литературовед Серафим Андреевич Орлов (1910-1980), пишут о необходимости сохранения дома на бывшем Успенском съезде, где прошли детские годы писателя А.М. Горького.

 В 1936 году были начаты реставрационные работы, которыми руководили Ф.П. Хитровский, назначенный директором музея в марте этого года, и архитектор Д.П. Сильванов. Старожил Нижнего Новгорода, великолепный знаток быта старого города, энтузиаст музейного дела, Федор Павлович проделал огромную работу по созданию Музея «Домик Каширина» как музея автобиографического произведения А.М. Горького «Детство», и это определило особое место и роль «Домика Каширина» в системе литературно-мемориальных музеев.

Война нарушила привычную, мирную жизнь музея. Принимались все меры, чтобы сохранить экспонаты от "случайностей военного времени" как в центральном Музее А.М.Горького (Литературном музее –Н.Т.), так и в его филиале, "Домике Каширина». Музей продолжал работать. Все чаще и чаще здесь можно было увидеть людей в военной форме, выздоравливающих раненых. Отправляясь на фронт, они приходили в музей, и прежде всего в дом, где прошли детские годы писателя, подолгу молча ходили, думая каждый о своем, иногда писали в «Музейной книге отзывов»: «Когда я ходил по комнатам Кашириных, я думал о бабушке Горького, о Горьком, о своей бабушке и о себе. Было и у меня детство… Стоит ли мой домик на Украине или сгорел? Где мать? Как хорошо, что перед поездкой на фронт я побывал здесь…»8. Все записи военных лет проникнуты неподдельной искренностью, наполнены тревогой, надеждой, любовью к родному дому. Они волнуют и сегодня. Их писали те, кто уходил на войну.

Ушли на фронт и сотрудники Музея А.М. Горького: директор музея Алексей Иванович Елисеев, научный сотрудник Александр Сергеевич Липовецкий, пришедшей в музей после окончания университета в 1940 году. Музей возглавил Николай Алексеевич Барсуков. Музейная жизнь этих дней проходила под знаком военных событий. Поздней осенью I94I года Литературный музей А.М. Горького и его филиал "Домик Каширина" были эвакуированы в отдаленный Тоншаевский район Горьковской области. В здании Литературного музея разместился военный госпиталь.

В дни эвакуации музей продолжал жить обычной музейной жизнью в стенах школы деревни Шимбуй. Сюда приходили взрослые, дети. Сотрудники музея рассказывали о писателе А.М. Горьком, читали автобиографическую повесть "Детство" и другие произведения писателя. Федор Павлович Хитровский вспоминал о встречах с А.М. Горьким. Работала библиотека музея. С выставками, лекциями, беседами сотрудники музея ходили пешком, ездили на лошадях в соседние деревни, к лесорубам, детям, эвакуированным из Ленинграда; устраивали новогодние елки для ленинградских и местных ребят.

В городе оставался научный сотрудник Александр Васильевич Сигорский (1889-1970) с двумя помощниками: устанавливались ежедневные дневные и ночные дежурства с целью охраны музея от пожара при налетах на город вражеских самолетов. Надо было во что бы то ни стало сохранить музейное здание - исторический памятник, оставшиеся музейные экспонаты. Вскоре стало очевидно: «Домик Каширина» нельзя закрывать, он должен работать. К музею подходили, стучали в ворота, просили разрешить войти в дом. В тяжелые времена как-то по-особенному воспринималась жизнь М. Горького. В его судьбе, в его книгах, вероятно, пытались найти то, что помогло бы выстоять в это лихолетье, что вдохновляло и придавало стойкость. В конце сорок первого в Нижнем Новгороде Музей детства А.М. Горького был официально открыт.

Поскольку Литературный музей был в эвакуации, его филиал до возвращения Ф.П. Хитровского было поручено возглавлять А.В. Сигорскому. При получении 49 эвакуированных из Тоншаевского района экспонатов Александр Васильевич с научными сотрудниками довольно быстро восстановили экспозицию. Музей открывался в самое необычное время суток: рано утром, поздно вечером, часто ночью. Вводились новые формы работы, ранее никогда не практиковавшиеся: лекции, выставки вне музея - в городских госпиталях, военных частях, школах. Разрабатывались новые лекции, передвижные выставки на историко-литературные и военно-патриотические темы. Для тяжелораненых изготавливали альбомы, устраивали художественные читки произведений А.М. Горького. Сохранились тёплые слова благодарности коллективу Музея "Домик Каширина».

Александр Васильевич, в становлении которого как писателя и журналиста сыграл большую роль А.М. Горький, был в группе нижегородцев, по чьей инициативе и был открыт Литературный музей в 1928 году. С первых дней работы музея он работал в группе краеведов-литераторов, которые оказывали разнообразную помощь музею, особенно в его собирательской и массово-просветительной работе; серьезно занимался горьковедением, уделяя особое внимание нижегородскому периоду жизни М.М. Горького. С 1937 года и до выхода на пенсию (в 1957 году) жизнь А.В. Сигорского была связана с Музеем А.М. Горького: был и экскурсоводом, и научным сотрудником; в годы войны заведующим «Домиком Каширина», а после ее окончания хранителем фондов музея.

 Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина» с ноября 1941 до апреля 1943 года был единственным работающим музеем в городе Горьком. Все военные годы его сотрудники трудились с верой в Победу, приближая этот долгожданный день. Приближали этот счастливый день, верили в него и те, кто приходил в «Домик Каширина»: «Как кончится война, я вернусь еще в этот «Домик» с прочной Победой за плечами. Я скажу Горькому: «Мы разбили врага, враг не сдался – мы его уничтожили»9,- писал в музейной книге в сентябре 1942 года 24-летний Николай Стуриков.

И он вернулся. Спустя много лет. Августовским днем 1988 года ходил он по комнатам «Домика Каширина», вспоминая далекий сентябрь сорок второго. Далеко позади остались суровые военные годы. На фронте трижды ранен. Награжден тремя боевыми орденами. В послевоенной жизни писатель Николай Андреевич Стуриков в своих книгах, повестях, очерках часто обращается к той военной поре, к тем испытаниям, которые выпали на долю его поколения в годы Великой Отечественной войны.

Весной 1943 года Литературный музей и его филиал вернулись из Тоншаевского района. Литературный музей разместился на третьем этаже краеведческого музея на Верхне-Волжской набережной, к концу года в шести залах открылась экспозиция, и только в июле 1946 года он возвратился в свое здание. Коллектив «Домика Каширина» вновь возглавил Федор Павлович Хитровский.

В декабре 1945 года вернулся с фронта Алексей Иванович Елисеев. Его направили на другую работу, но все последующие годы он принимал активное участие в жизни музея: «И всякий раз, бывая в музее, я радуюсь и большому размаху музейного дела, и тому, что в становлении музея, в его развитии есть и мой скромный труд»10.

Вернулся с фронта и Александр Сергеевич Липовецкий (1918-2010). Вся его последующая жизнь была связана с Музеем А.М. Горького: научный сотрудник, заместитель директор по научной работе, директор музея (1974-1978). Важный вклад внес он в развитие музея, проработав в нем с1940 года по 1978 год. Благодаря его беззаветной плодотворной работе на посту заместителя директора по научной части углубились содержательные стороны музейных экспозиций, повысилось качество лекций, читаемых сотрудниками музея. После ухода на пенсию Александр Сергеевич продолжал жить музейной жизнью: часто бывал в музее, был членом Ученого совета музея, консультировал сотрудников. Его авторитетом, знаниями поддержаны многие музейные проекты, осуществление которых обогатило культурную жизнь Нижнего Новгорода. Работал над книгой «Музей А.М. Горького на родине писателя», которая сегодня является настольной книгой сотрудников музея. За участие в делах музея Ученый совет, коллектив сотрудников музея приняли решение: вручить Александру Сергеевичу Липовецкому Почетный нагрудный знак отличия «Государственный музей А.М.Горького», его имя внесено в Книгу отличия музея, которая хранится в фондах музея на ряду с основной государственной документацией, как имя человека, внесшего заметный вклад в развитие Музея А.М. Горького.

В 1950 году пришел в Музей детства А.М.Горького «Домик Каширина» научным сотрудником Николай Алексеевич Забурдаев (1909-1999)–основательный, обстоятельный, неординарный человек, прошедший нелегкий жизненный путь: с ранних лет занимался тяжелым крестьянским трудом, с первых месяцев до окончания Великой Отечественной войны Николай Алексеевич воевал в действующей армии, после войны окончил Горьковский педагогический институт.

В течение двадцати лет, с 1954 по 1974 год, Николай Алексеевич возглавлял Музей А.М. Горького. Не успокоенность, постоянный поиск характерны были для этого человека. Его предшественники, исследователи -горьковеды А.Н.Свободов и А.В.Сигорский, в своих изысканиях опирались на воспоминания. Н.А. Забурдаев же вслед за Ф.П.Хитровским, который при изучении горьковской темы осознавал необходимость обращения к документам, все внимание сосредоточил на поиск документов. Николаю Алексеевичу удалось внести некоторые существенные уточнения в научную биографию А.М.Горького. Главным итогом его многолетней упорной поисковой, исследовательской работы стала книга «В семье Кашириных», которая явилась своеобразным историческим комментарием автобиографической трилогии А.М.Горького. Без сомнения, этот труд стал явлением в краеведении и горьковедении.

Добрые отношения сложились у Николая Алексеевича со многими старыми нижегородцами. По его инициативе в 1960 г. при музее было создано «Общество старых нижегородцев», которое работает по сей день. Как отмечал профессор Горьковского педагогического института Н.М. Добротвор, «Общество старых нижегородцев» - «явление, заметное в истории культуры нашего города». Члены «Общества» – очевидцы многих исторических событий. Их воспоминания, впечатления, наблюдения, размышления представляют большой интерес. Они опубликованы в 38 иллюстрированных томах журнала «Памятные записки», в которых собран уникальный материал - достойный вклад в горьковедение, нижегородское краеведение. В журналах - ценный опыт, который учит истинному, а не напускному благородству, патриотизму, преданности, дружбе, милосердию.

Придавал Николай Алексеевич большое значение собирательской работе, разыскивая предметы, имеющие музейное значение; вопросам комплектования музейного собрания, изучения и интерпретации культурных артефактов, хранящихся в музее, сумел кратко и образно выразить важность этой работы афоризмом: «Идею на гвоздь не повесишь», вошедшим в историю музейного дела России. Музей развивался, пополнялся экспонатами, имеющими исключительное значение: с третьей категории музей поднялся до первой. Поддерживаемые Н.А. Забурдаевым теплые отношения с родственниками Ф.И.Шаляпина, с Е.П.Пешковой, ее детьми позволили Музею А.М.Горького совместно общественностью города подготовить и в 1963 г. открыть первый в мире Музей Ф.И.Шаляпина в школе № 140.

А в 1971 г. – еще один музей, научно-обоснованный, насыщенный пешковскими мемориальными вещами. Работа по научной подготовке Музея-квартиры писателя в бывшем доме Киршбаума, где в 1902-1904 гг. А.М.Горький жил с семьей, где работал над пьесами «На дне», «Дачники», задумал роман «Дело Артамоновых», сделал первые наброски повести «Мать», была начата еще до Великой Отечественной войны: А.В.Сигорским был сделан план-чертеж мемориальной квартиры и согласован с Е.П.Пешковой. Война прервала работу, но после войны Е.П.Пешкова, следуя обещанию передать Музею А.М.Горького на родине писателя все, что у нее есть, отправила в город Горький часть обстановки своей нижегородской квартиры и редкие семейные фотографии. После смерти Екатерины Павловны, выполняя ее волю, ее невестка Надежда Алексеевна Пешкова и внучки писателя передали в музей все, что имело отношение к нижегородским годам жизни А.М.Горького. В доме Киршбаума велись реставрационные работы и шла подготовка к воссозданию атмосферы квартиры писателя. Много труда в создание этого музея внесла первая его заведующая Вера Андреевна Рымарь. 15 сентября 1971 г., в год 750-летия города, состоялось открытие Музея-квартиры А.М.Горького, которому Николай Алексеевич отдал много сил и таланта.

Музей-квартира А.М.Горького (ул.Семашко,19)

В «Музейной книге отзывов» появились первые записи, и одна из них выразила главное впечатление: «Подвиг любви, торжество труда, дивный пример музейного дела этот музей! Впечатление огромное – три образа живут здесь: Горького, Шаляпина, Екатерины Павловны! Благородное дело – восстановление! Ираклий Андроников. 1974, май,1911».

Под руководством Николая Алексеевича коллектив музея справился с невероятно сложной задачей – одновременным открытием двух новых музеев. В том же 1971 году 13 сентября состоялось открытие Дома-музея Н.А.Добролюбова, где с 1838 по1853 год прошли детские и юношеские годы будущего литературного критика, поэта, мыслителя, историка, педагога, переводчика и фольклориста. За короткий срок была проделана большая работа. В этой работе активное участие принимала первая заведующая музеем Наталья Борисовна Шелепенкова. Воссозданный дом семьи Добролюбовых позволяет погрузиться в удивительную атмосферу этого старинного дома, создаваемой аурой подлинных, мемориальных вещей.

Усадьба Добролюбовых, Лыкова дамба,2-2а

К 150-летию со дня рождения Н.А. Добролюбова в нашем городе 31 января 1986 года состоялось открытие в бывшем доходном доме Добролюбовых новой историко-литературной экспозиции «Жизнь и творчество Н.А. Добролюбова. 1836-1861 гг.», продолжавшей тему мемориального дома и освещавшей жизнь Н.А. Добролюбова в Петербурге. Большая работа была проведена по расселению пятнадцати семей и по освобождению усадьбы Добролюбовых от гаражей; была разработана научная документация экспозиции: концепция, тематическая структура, тематико-экспозиционные планы; проведена серьезная научно-обоснованная ремонтно-реставрационная и собирательская работа. Музей рождался в творческом содружестве экспозиционеров и художников-проектантов под руководством директора музея Эльзы Михайловны Гудиленковой. С 1 сентября 1986 года Литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова отделился от Музея А.М. Горького и с этого времени живет своей самостоятельной, интересной и содержательной жизнью. Теперь в нашем городе оказалось два литературных музеев.

В годы работы, с 1978 по 1986 год, Эльзы Михайловны директором Государственного музея А.М. Горького в «Домике Каширина» были проведены значительные научные ремонтно-реставрационные работы; расселены жители из расположенного в охранной зоне музея дома, у сотрудников появилось новое служебное помещение, а прежнее служебное помещение было оборудовано в выставочный зал. Много труда и душевных сил в создание и усовершенствование экспозиции « Домика Каширина», организацию и совершенствование работы музея внесла заведующая музеем Анна Николаевна Батуро. Были также расселены и жители из мезонина Музея-квартиры А.М. Горького, и теперь все здание перешло музею. Построена новая экспозиция в Музее Ф.И. Шаляпина. Совершенствовались и формы научно-просветительной работы. И за каждым этим делом огромная, порой нелегкая работа. У Эльзы Михайловны, как и у каждого директора музея, в каждом начинании, безусловно, была своя команда единомышленников – коллектив с большим профессиональным потенциалом, полный энтузиазма, желания проявить себя, реализовать собственные идеи.

Сегодня Государственный ордена «Знак Почета» (награжден 15 марта 1979 года Указом Президиума Верховного Совета ССС за активную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся, изучению и пропаганде творческого наследия А.М. Горького) – это объединение трех музеев, расположенных в мемориальных зданиях, связанных с разными периодами пребывания А.М. Горького в Нижнем Новгороде: Литературный музей А.М. Горького, Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина» (место действия автобиографической повести писателя «Детство»). Музей-квартира А.М. Горького ( здесь писатель работал над романом «Мать», пьесой «Дачники»; была завершена работа над пьесой «На дне»). В каждом музее – особый мир, уникальная историческая среда, создаваемая аурой подлинных предметов. Наиболее ценные мемориальные коллекции связаны с именами писателей, представителей русской культуры А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, Л.Н. Андреева, Е.Н. Чирикова, П.И. Мельникова-Печерского, В.Г. Короленко, нижегородских художников-фотографов А.О. Карелина, М.П. Дмитриева. Музей А.М. Горького на родине писателя - один из ведущих литературных музеев России.

Примечания

1. Орлов С.А. Организатор первого в стране горьковского музея, ученый и педагог А.Н. Свободов (1884-1950) //Сб. «50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя». Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1979. С.27-32.

2.Там же. С.29.

3. Там же. С.32.

4. Писатели-горьковчане // Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1970. С.74.

5. Елисеев А.И. Так начиналось…//Сб. « 50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя». Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1979. С. 16.

6. ГУ ЦАНО. Ф. 5530. Оп.1. Д. 16. Л. 18.

7. ГУ ЦАНО. Ф. 5736. Оп.1. д.9. Л. 1.

8.Сигорский А.В. «Домик Каширина» в годы Великой Отечественной войны //   «Памятные записки», 1964 г. Т.3. С.42-43.

9. ГУ ЦАНО. Ф.5736. Оп.1. Д.1. Л.205об.

10. Елисеев А.И. Так начиналось…// 50 лет Музею А.М. Горького на родине писателя, Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1979. С. 20.

11. Книга отзывов. 1974.

Публикуется впервые 


(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 07.01.2015
  • Автор: Токарева Н.А.
  • Ключевые слова: Музей А.М.Горького, горьковские музеи
  • Размер: 31.27 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Токарева Н.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100