history/istochnik/istXIII-XIX/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Источниковедение  /  Источники XIII-XIX вв.

 Источники XIII-XIX вв.
Размер шрифта: распечатать





Нестеров И.В. Отношения Казани и Москвы 2-3 четверти XV века в «Повести о Тимофее Владимирском» (13.74 Kb)

 
При описании коллекции Отдела Редких Книг Фундаментальной Библиотеки ННГУ1 в одном из Сборников2 был обнаружен список «Повести о Тимофее Владимирском».
Археографически это находка регионального значения. По российским меркам степень распространенности можно охарактеризовать как среднюю3 (М.О. Скрипиль говорит о 24 списках4), а степень заинтересованности в изучении – как очень невысокую (в предельно коротком библиографическом списке работа М.О. Скрипиля упомянута как первая и пока последняя из числа крупных5).
Нижегородский список «Повести…» относится к I (полной) редакции. Значительных текстуальных разночтений в нем нет, кроме пропуска слова «дщи» (дочери) во фрагменте, упоминающем родителей пришедшей на исповедь девицы – «… девица некая красна зело, (дщи) славных града того»6. Особенностью нижегородского списка является поздняя хронология – по наличию штемпеля с нечитаемой (вследствие плохой сохранности) легендой, он датирован 2 четвертью 19 – началом 20 в.в. Возможно, это самый поздний из известных списков       (М.О. Скрипиль сообщает о двух списках 19 в). Непрерывность рукописной традиции памятника говорит о незатухающем интересе к нему до конца существования самой традиции, т.е. до событий 1917 г.
Краткое содержание «Повести…» таково: священник неназванной  владимирской церкви совершает блудный грех во время исповеди. Боясь сурового наказания, он переодевается воином и бежит в Казань, где поступает на службу к тамошнему царю. Поменяв веру, заново обзаведясь семьей, разбогатев и сделав успешную военную карьеру, Тимофей тем не менее несчастлив – ведь все его достижения связаны с преступлениями против Родины, в набегах на которую он участвует. Случайная встреча с русским пленником, бежавшим из Казани, помогает ему получить прощение по грамоте великого князя. Кульминация «Повести…» - раскаявшийся преступник умирает от радости после прочтения грамоты.
Значимость памятника к том, что вполне естественное влияние жанра христианских житий не превращает «Повесть…» в печально знакомую археографам  «историческую туфту». Достоверность описанных событий несомненна. Формат статьи не позволяет нам рассмотреть эту проблему подробно, в качестве примера укажем лишь на один факт: от митрополита Филиппа, инициатора помилования главного героя, дошло 7 посланий,7 из заголовков которых ясно, что минимум два посвящены вопросам помилования. Видимо, для Филиппа это был важный элемент политики, а значит и типичная для него модель поведения в подобной ситуации.
Датировка событий «Повести…» также не вызывает значительных затруднений, хотя и невозможна с точностью до года. Отправной точкой служит упоминание великого князя Ивана Васильевича и митрополита Филиппа вполне очевидно, что это не Иван IV и Филипп II (Колычев), т.к. время нахождения на должности последнего - 1566-1568 г.г. - приходится на период после взятия Казани. Иван III и Филипп I (уже упоминавшийся выше) как раз являются действующими лицами «Повести…». Кстати, в одном из списков II редакции против имени Филиппа добавлено «первый»,8 но список поздний – 18 в., поздним могло быть и добавление.
Филипп I занимал митрополичью кафедру в 1464-1473 г.г. Именно этим временем датируются события заключительной части «Повести…». Ее начало – на 30 лет ранее. Именно столько пробыл в Казани главный герой, покинувший Родину 20-летним юношей.
М.О. Скрипиль сужает возможные хронологические рамки концовки «Повести…» до 1467-1473 г.г., т.е. времени после неудачного похода на Казань в 1467 г.9 Обоснование подобной датировке автор не дает. Логически убедительно выглядит и противоположный вариант – 1464-1467 г.г., так как в «Повести…» о столь крупном событии, как попытка ликвидации Ханства ничего не говорится, жизнь главного героя безоблачна, на протяжении 30 лет он «соседям (т.е. Руси) то и дело наносил обиды смело», и душевный перелом происходит у Тимофея в результате нравственных страданий, а не из опасений попасть в руки бывших соотечественников.
Есть в «Повести…» и еще один не рассматривавшийся ранее датирующий элемент. Это упоминание в списках II редакции имени казанского царя, к которому между 1434 и 1443 годами бежал Тимофей. К сожалению, транскрипция имени – Маной10 – не соотносится напрямую с именем основателя ханства Улу-Мухаммеда (1438-1445).
 
Как источник по истории взаимоотношений Казани и Москвы 15 века «Повесть…» может дать следующее:
а).
Казань охотно принимала русских перебежчиков. Именно туда, а не в Литву, например, показалось удобным бежать Тимофею, несмотря на необходимость перемены веры;
б).
Преимущественно принимались беглецы – военные. Конечно, Тимофей со своей основной специальностью востребован в Казани быть не мог. Тем не менее варианты все-таки имелись, но он их не выбрал.
Приоритет военных, очевидно, говорит о том, что именно нападения на Русь были существенной, если не главной статьей доходов молодого Казанского ханства;
в).
Многочисленность упомянутых в «Повести…» набегов – свидетельство того, что военная инициатива в борьбе Москвы и Казани во 2-3 четв. 15 века было явно на стороне последней. Находясь потенциально под прикрытием «Большого брата» - еще не рухнувшей Золотой Орды – Казань могла себе позволить подобное в отношении Москвы, занятой в это время внутренним разборками (гражданская война при Василии Темном и т.д.);
г).
Успешность военной картеры Тимофея, а также наличие в его владимирском доме комплекта вооружения (перед поспешным бегством он никуда, кроме дома, не заходил), говорит о получении Тимофеем в возрасте до 18 лет11 какой-то начальной военной подготовки и, видимо, о периодическом привлечении его для участия в боевых действиях (иначе – зачем оружие). Необходимость мобилизации священников в качестве воинов12 косвенно подтверждает наличие постоянной военной опасности со стороны Казани, раз уж приходилось вооружать все слои населения, в том числе такие далекие от военных проблем, как духовенство. Не забудем то, что Владимир – место жительство Тимофея – отнюдь не пограничный город.
Упоминание большого числа русских пленников вкупе с аналогичным положением гл. 72 Стоглава 1551 г. «О искуплении пленных» («которых окупят царевы послы в Ордах, и во Цареграде, или в Криму, или в Казани…»13 - и все это всего лишь за год до падения последней!) характеризует отношения с Казанью как «Hannibal ante portas», ведь оплачивать расходы приходилось всей страной – через специальный налог с каждой сохи.14
д).
Наименование бывшего священника «варваром» и «бусурманом» со стороны автора «Повести…», а также фраза самого «обусурмашившегося» Тимофея в разговоре с русским пленником «заклинаю тебя богом вашим Иисусом Христом» - очевидное свидетельство того, что обоюдное противостояние шло по всем направлениям, в том числе и по религиозному. Жесткость терминологии, а также полное забвение прошлых «заслуг» (Тимофей – бывший христианин и «бывший русский») – лишнее тому подтверждение.
      Резюме. «Повесть о Тимофее Владимирском» - интересный и информативный исторический источник. Будучи источником не летописного, а «человеческого» уровня, он и ценен как взгляд «с маленькой колокольни». Отношения между Москвой и Казанью характеризуются им как бы изнутри. Автор «Повести…» таких задач перед собой не ставил, но рассказанная им история позволяет сделать вывод: Москва и Казань в середине 15 века (а с небольшими оговорками – и в дальнейшем) – не волк и овца, а два намертво сцепившихся хищника, схватка которых могла окончиться только гибелью одного из них. Что, в конечном счете, и произошло.
 
Примечания: 
1
далее – ОРК ФБ ННГУ.
2
Ранее другой список той же редакции был обнаружен в коллекции Нижегородской областной библиотеки. Научное описание см. №37 в: И.В.Нестеров. Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ. Часть 2. Раритеты XVIII – нач. XX вв. // Открытый текст. Электронное периодическое издание. 21.05.2009. http://opentextnn.ru/history/arkheography/specification/?id=2838 
3
условно к числу редких можно отнести памятник, известный не более чем в 10 списках, к числу средних - в 20-30, к числу часто встречающихся - от 40 и более.
4
на 1951 год. См. Скрипиль М.О. Повесть о Тимофее Владимирском / ТОДРЛ М – Л. 1951 т. VIII.
5
не считая публикаций текста с комментариями других авторов. См.: Дмитриев Л.Л. Повесть о Тимофее Владимирском / Словарь книжников и книжности древней Руси .2 пол. 14-16 в.в. вып. 2 ч. 2 Л. 1989
6
л. 1б Списка.
7
не считая, разумеется, упомянутой в «Повести…» грамоты, текст которой там не приводится. Список посланий Филиппа I см. в словаре Брокгауза-Ефрона, статья: «Филипп…»
8
ГИМ. Барсов № 934. См.: Скрипиль М.О., ук соч., С. 298
9
Скрипиль М.О., ук. соч. 289
10
публикация текста: Скрипиль М.О., ук. соч.305
11
формула расчетов следующая: 20-летний Тимофей на момент бегства имел уже «детей», а значит – не менее двух; неженатых в священники, как правило, не рукополагают, следовательно, священником он стал, как минимум, в 18.
12
случай – хоть и нечастый, но почти нормальный на протяжении всей истории России, включая 20 век. Примеров сколько угодно.
13
Российское законодательство Х-ХХ веков т. 2 М. 1985 С.350
Сюда же можно отнести и свидетельства Казанского летописца.
14
к близким по тональности выводам пришел и Е.В. Арсюхин, считающий, впрочем, что экономически от ликвидации Казанского ханства Москва больше проиграла, нежели выиграла. См.: Арсюхин Е.В. Полумесяц над Волгой. Н. Новгород. 2005. С. 181-182.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 5.05.2009

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Нестеров И.В.
  • Размер: 13.74 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Нестеров И.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Труктанов И.О. Дозорная книга Г.А. Шамшева и В. Уракова 1615 года
Пудалов Б.М. К истории Лаврентьевской летописи (О предполагаемом месте составления списка 1377 г.)
Труктанов И.О. Документы XVI в. о владениях Троице-Сергиева монастыря на р. Оке в Стрелицкой волости Нижегородского уезда
Захаров Д.Р. Летописная статья 1071. Усть-Шексна => Рыбинск?
Нестеров И.В. Осада Козельска: опыт исследования при недостатке источников
Нестеров И.В., Пудалов Б.М. Возможности обнаружения источников по древнейшей истории русских городов
Макаров И.А. Медаль 1812 года
Чеченков П.В. Древнейший перечень фамилий нижегородского дворянства 1581 года
Хитров Д.А., Черненко Д.А. Земельные кадастры XVII-XVIII вв. как источник для изучения процесса дробления дворянского землевладения
Чеченков П.В. Служилый Нижний в 1622 году (нижегородская десятня 1622 г.: персональный состав и основные параметры уездной служилой корпорации)
Усачев А.С. Летописец начала царства и митрополичья кафедра в середине XVI в.
Усачев А.С. Сборник житий из собрания В.М. Ундольского: опыт реконструкции
Усачев А.С. Книга «владыки Офонасиа»: О владельце сборника сочинений Дионисия Ареопагита РНБ. Соф. № 1188
Усачев А.С. О дате смерти Козьмы Яхромского
Усачев А.С. Основные тенденции в изучении памятников древнерусской книжности в XX–XXI вв.: предварительные замечания
Черников С.В. Материалы подушных переписей Ингерманландии 1730-60-х гг. как источник по землевладению правящей элиты России
Усачев А.С. Из истории суздальской агиографии XVI – XVII вв.: Житие св. Иоанна, еп. Суздальского (По материалам ОР РГБ)
Усачев А.С. Князь И.Ф. Мстиславский – забытый книжник XVI в.?
Чеченков П.В. Перспективы использования алфавитов Разрядно-Сенатского архива к десятням для изучения городового дворянства России второй половины XVI – XVII в. (на примере Нижнего Новгорода)
Усачев А.С. Редакции жития митрополита Ионы: из истории древнерусской книжности середины XVI в.
Усачёв А.С. «Насыщение событиями» первых веков истории Древнерусского государства в исторических сочинениях XVI в.
Чеченков П.В. Родословные росписи конца XVII в. как источник изучения генеалогии нижегородского дворянства
Давыдова А.А. О приемах использования материалов писцового делопроизводства в современных исследованиях по истории Нижегородского края
Давыдова А.А. Особенности структуры служилого землевладения в Закудемском стане Нижегородского уезда по Писцовой книге 1621 – 1623 гг.
Черненко Д.А. Структура служилого землевладения в Нижегородском уезде по писцовой книге 1621 – 1623 гг. (Березопольский стан)
Чеченков П.В. Десятни как источник изучения нижегородского служилого «города»
Кошелева О.Е. Указотворчество Петра Великого и формирование образа его власти
Ф.А. Селезнёв. Источники по истории народных промыслов Нижегородской области
Нестеров И.В. Отношения Казани и Москвы 2-3 четверти XV века в «Повести о Тимофее Владимирском»
Соколова Н.В. Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII века. Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда)
Введенский А. Фальсификация документов в Московском государстве XVI – XVII вв.
Чеченков П.В. Ранние писцовые описания Нижегородского уезда
Черненко Д.А. Сельское расселение и землевладение центральных уездов России в XVII - XVIII вв. (по материалам писцовых книг и Экономических примечаний к Генеральному межеванию)
Гимон Т.В. Для чего писались русские летописи?
Давыдова А.А. Материалы писцового делопроизводства Нижегородского уезда как историко-географический источник и некоторые методы их анализа
И. Морозов. Актовый материал на службе помещичье-буржуазной историографии (спор 1856 г. о сельской общине в России)
Базилевич К. Таможенные книги как источник экономической истории России
Пудалов Б.М. Благовещенский монастырь и нижегородское летописание XIV-XV вв.
Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования
Шибаев М.А. Софийская 1 летопись Младшей редакции
Фомина М.С. «Златоструй» как памятник литературы XII – XVI вв.
Пудалов Б.М. Сборник "Измарагд" в древнерусской литературе

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100