history/rushist/dorevigu/petrov_prikaznaia_sistema/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  История России  /  История государственного управления до 1917 г.  / 
   Петров К.В. Приказная система в России в конце XV-XVII вв.

 Петров К.В. Приказная система в России в конце XV-XVII вв.
Размер шрифта: распечатать




Введение (7.05 Kb)

ЛЕНИГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. С. ПУШКИНА Юридический факультет

 

К. В. Петров

 

ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XV—XVII вв. И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Альянс-Архео Москва—С. -Петербург 2005

Петров К. В. Приказная система управления в России в конце XV—XVII вв. и нормативно-правовое обеспечение ее деятельности. — VI.: СПб.: Альянс-Архео, 2005. 144 с.

ISBN 5-98874-002-2

Исследование посвящено изучению системы приказного управления в России в конце XV—XVII вв. и правовому обеспечению ее деятельности. В работе уделяется внимание общим и особенным чертам органов центрального управления -приказам, которые анализируются на всем протяжении их существования. Рассматриваются вопросы структуры органов власти, порядок работы, особенности делопроизводства и кадровое обеспечение.

Книга адресована историкам, юристам, студентам, преподавателям и всем интересующимся отечественной историей государства и права.

 Рецензенты:

доктор юридических наук, профессоре. И. Антонова,

доктор юридичих наук, профессор Ю. Я. Баскип

 

ISBN 5-98874-002-2

О К. В. Петров, 2005 © Альяс-Архео, 2005

 

 

 [3]

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения в структуре органов исполнительной власти, происходящие в постсоветской России, являются попытками реформировать систему управления в наиболее оптимальном варианте применительно к новым экономическим и политическим условиям нашей жизни. Начиная с XVIII в. реорганизация и реформирование систем управления подчинялось определенным моделям, следовала положениям определенных доктрин. Колллежская система центрального управления, введенная в начале XVIII в. Петром I, была основана на доктрине «камерального управления», наиболее передовой в тот период в Европе.

В настоящее время наиболее важным представляется изучение системы управления, возникшей органически, без явной реорганизации предшествовавших управленческих структур. Представляется очевидным, что реформирование государственно-правовых институтов с использованием опыта других стран невозможно без учета особенностей исторического развития государства. Историко-правовой анализ позволяет сделать выводы о границах аутентичности заимствованных правовых явлений и институтов.

В эпоху проведения реформ органов государственной власти следует помнить о важной роли исторического прошлого во всем последующем развитии государства и общества. По справедливому замечанию П. И. Новгородцева, «чтобы обладать жизненным значением, они (принципы и институты. — К. П.) должны иметь корни в действительности и хотя бы частично проявиться в истории».[1] Сказанное означает не столько возможность использова-

 

 [4]

 

ния опыта прошлого, подчас не совместимого с реалиями настоящего, сколько учет тех особенностей организации системы управления и недостатков, которые проявлялись в практической, правоприменительной и иной деятельности прежних органов управления и при осуществлении права гражданами государства.

Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом. Поэтому исследование общего и особенного в системах органов государственной власти на разных этапах исторического развития государства является одной из важнейших задач историко-правовой науки.

В отечественных исторической и юридической науках сложились определенные традиции в изучении приказной системы управления в России. Первые работы в указанном направлении появились еще в XVIII в. Важной вехой в научной разработке проблемы стали труды К. А. Неволина. Значительный вклад в изучение приказного строя в дореволюционной историографии внесли работы юристов И. И. Вернера, С. Б. Веселовского, М. Ф. Владимирского-Буданова, А. Д. Градовского, В. М. Гри-бовского, Ф. М. Дмитриева, Н. П. Загоскина, К. Д. Кавелина, Н. В. Калачова, П. Н. Мрочек-Дроздовского, В. И. Сергееевича, Б. И. Сыромятникова, Б. Н. Чичерина и историков В. О. Ключевского, Д. А. Корсакова, Н. П. Лихачева, С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева.

Исследователи чаще всего сходились во мнении о формировании приказной системы управления в конце XV в., высказывая разногласия в вопросах о путях создания приказов, критериях их институционализации и т. д.

В советское время традиции в изучении системы управления конца XV—XVII вв., основные подходы и выводы отечественного правоведения XIX—начала XX вв. были восприняты и получили дальнейшее развитие в трудах Ю. Г. Алексеева, Н. Е. Носова, А. Г. Поляка, И. И. Смирнова, С. И. Штам. Вместе с тем, в 1950-е гг. на основе трудов П. А. Садикова и Л. В. Черепнина А. А. Зиминым была сформулирована точка зрения о трехэтап-

 

[5]

 

ном процессе формирования приказов с конца XV до середины XVI в. В 1960-х гг. концепция А. А. Зимина была детализирована и развита в работе А. К. Леонтьева, полагавшего, что появление первых приказов следует относить к 20-м гг. XVI в., а становление системы приказного управления в целом — к середине XVI в. В настоящее время концепцию А. А. Зимина и А. К. Леонтьева разделяет большинство исследователей (М. Е. Бычкова, П. П. Епифанов, А. Л. Хорошкевич, С. О. Шмидт и др.). Наиболее значительной работой по истории приказной системы в XVII в. остается исследование Н. Ф. Демидовой. В трудах В. И. Буганова, Н. М. Рогожина, В. С. Румянцевой, К. А. Софроненко, А. Н. Сперанского, В. В. Томашевского, Е. В. Чистяковой и др. получили освещение отдельные аспекты истории различных приказных учреждений.

В зарубежной литературе концепция эволюции системы управления, опирающаяся на труды Макса Вебера, в вопросе об особенностях приказного управления в России следует позиции А. А. Зимина, являясь ее модификацией. Этой точки зрения придерживаются Марк Шефтель, Роберт Крамми, Дженет Мартин, Питер Браун, Рассел Мартин, Маршалл По и др.

Эпоха формирования единого Российского государства с конца XV в. вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии российской государственности и остается важнейшим объектом исследований. Изучение системы приказного управления выступает составной частью этого направления в историко-правовой науке.



[1] Новгородцев П. И. Историческая школа юристов. СПб., 1999. С. 19.

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 07.11.2011
  • Автор: Петров К.В. (1petrov_kv@mail.ru)
  • Ключевые слова: Приказная система в России, история государственного управления, Боярская Дума,
  • Размер: 7.05 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Петров К.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100