museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области (6.21 Kb)

 
Обычай провожать весну в Первомайском района обычно приходился на «заговень» - первое воскресенье после Троицы. Несмотря на то, что праздник в разных селах назывался по-разному: Ярило (Б.Мамлеево), Строма (Шутилово), Похороны воробья (Докучаево), Заговень (Орловка), он сопровождался сходным ритуалом «наряжания кукол» с последующими их похоронами, а также плетением венков, обливанием водой и общим застольем вскладчину.
Проводы весны занимали одно из центральных мест в календарной обрядности этой местности, о чем свидетельствут прежде всего факт относительно хорошей сохранности здесь ритуалов этого цикла, а также их широкое распространение, о чем свидетельствуют записи воспоминаний местных жителей.
с.Орловка, Крючкова А.Н., 1930 г.р.
«Кукол наряжали на последний день весны, на Заговенья. Их наряжали после обеда, наряжают носилки и наряжают куклу и просто тназывают ее бабушкой. Палка, сделают голову, руки, ноги, нарядят как человечка: повяжут платок, наденут на нее кофту там, юбку, сделают так не больно большие  носилочки и несут деревней и плачут.Одна плачет, другие тоже что-то там голосят, причитывают. Доходят до этого конца, а здесь у нас посевы, и вот в эти посевы-то ее уже и бросают. Тут ребятишки подхватывают ее, растрепывают все, ну и все, простилися с бабушкой, сем и конец.
У нас были такие мастерицы, уж они-то причитывали, ой! Как вот за покойником причитывают, так вот и они. Кто смеется, кто чего, ведь над ними смех. Ну женщины две-три у нас таких было. И сами нарядятся. В старинные обряды наряжались, в старинные. Еще были старинные обряды, такие сарафаны длинные с поясьми. Накрасятся. А кто и цыганками наряжались, их уж не стало – умерли давно.Их не стало – и у нас этого не стало. Оно кто любит чудить – тому и идет.
Как причитывали за покойником, такие и слова:
«Милая ты моя бабушка, провожаем мы тебя в последний путь-дороженьку,
Больше-то мы тебя не увидим, от тебя-то слова не услышим».
Вот такие вот слова.
с. Шутилово, Семаненкова Н.Е., 1922 г.р.
А спустя неделю после Троицы – вот так Троица, а первое воскресенье – Строма. Строма – это потому, что она грязная, страмная. Долго болела, неряха.
Вот, например, Строму провожаем мы, все вместе собираемся, всё село, видите, у нас какое село. Отсюда идем, оттуда идем. «Заиньку» надо спеть обязательно. Пели на Заговень, тоже вечером, это Заговень – вот Строма, на Заговень вечером и пели:
Заинька, войди в садик,
Серенький, войди в садик.
Розан, розан, войди в садик,
Розан, розан, войди в садик.
Заинька, рви цветочки,
Серенький, рви цветочки,
Розан, розан, рви цветочки,
Розан, розан, рви цветочки.
Заинька, вей веночек,
Серенький, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек.
Заинька, на головку ,
Серенький, на головку ,
Розан, розан, на головку ,
Розан, розан, на головку.
Заинька, сбрось с головки ,
Серенький, сбрось с головки ,
Розан, розан, сбрось с головки ,
Розан, розан, сбрось с головки.
Заинька выбирает,
Серенький выбирает,
Розан, розан, выбирает,
Розан, розан, выбирает.
Строму начинают с утра. Рядятся, куклы делают. Плачут и поют, как по покойнику, потом лечат, и врачи, и денежку заплатили. Кто с балалайкой… Потом поп придет, покадит, а потом несем в озимые. Там куклу трепают. Изорвут все на ней ребятишки, трепают, выкидывают и всё. И потом поминки делаем. Слаживаем: кто пироги, кто картошку какую, кто компот, кто помидоры, кто огурцы – вот стол соберём, накроем, поминаем. Выпиваем, поминаем, пляшем. Конец там. Кто напьется – свалятся, кто может – веселятся.
с.Иванцево, Эрямкина Л.С., 1936 г.р.
Которые с венками ходили. Ну, пели. Как с того конца начинают идти до конца – это обязательно венки бросаем в воду, и куклу туда. Весело было тогда. Я не провожала, но бегала за провожатыми.
с. Докучаево, Лазарева Е.В., 1918 г.р.
Проводы весны были после Троицы, на Заговень. Мы ходили хоронили воробья, брали с подругой колясочку и по очереди везли на ней друг друга. Подъезжаем к дому, стучимся под окошечком: «Дунька, Дунь, ты видишь, нынче ведь воробья хоронят, давай нам чего-нибудь на похороны!» Нам она чего-нибудь даст. Один раз эта Дунька подала нам бутылку красного, мы ее выпили. Стали смелые и дальше пошли. И вот за нами народ, народ… Идут, смеются над нами, а мы где только вот… Кто браги даст, кто чего, кто мяса, кто сахару, кто чего. Мы ни от чего не отказывались. А когда мы уж, это, бутылку-ту выпили, мы с ней песни запели, песни пели. Она, говорит, хорошо поёт. Какие придется, какие придется песни.
с. Пичингуши, Едемская А.П., 1933 г.р.
Провожают весну после Троицы, в воскресенье. Проводы весны – это воскресенье так называют. После обеда собирались. Весь народ собирается в лес. В лесу нарядим девочку и мальчика. Нарядим их кустами, цветами, нарядим… А потом, у нас есть река, и мы их туда провожаем с гармошкой, с народом, с пляской, с песнями. По селу мы идем, все идут, и поют, и пляшут. Девочка и мальчик все ветками укутаны, так, что лица не видно. Делают как шляпу такую, здесь наряжают их, их и не видно. У речки пляшем, веселимя, весну-красну провожаем. С них снимают ветки все и бросают в речку. Ветки плывут, смотрим мы на них,  и долго так держимся, провожаем, пляшем.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 9.06.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Ефимова Е.
  • Размер: 6.21 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Ефимова Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100