museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Как колядовали бабушки (7.41 Kb)

- Уродилась Коляда накануне Рождества -
Дайте «коровку» - масляну головку!…
…Ватага деревенских ребят, подпрыгивая с мороза  под окошками, щедро желают хозяевам «из полузерна пирог» и всех немыслимых благ, только бы скорей добрая хозяйка вынесла этого самого сдобного пирога и … что там у неё есть в печи?.. Чай, уж знала, что придут – с Рождества конец поста, а для колядовщиков неписаное правило – обход всех деревенских дворов. Ты уж если не поёшь, так хоть нарядись как-нибудь навыворот – это, мол, не я заклинаю на добро и зерно, принимая добровольные жертвы…
-Не подашь пирога, уведём корову за рога!
Ну, хоть не целую корову, так вместо неё бы рогатую «коровку», «козульку» либо «каракульку», или уж «баранку» из ржаного либо пшеничного теста!
- Христа ради «коляды»!… Подайте «таусенку»!
…Не от себя мы, от высших сил, которые в эти святые дни с большей благосклонностью смотрят на людей… Ну, вот, наконец, летят в мешок горячие «пышки, лепёшки да свиные ножки»!..
 
Весь крестьянский мир
 
Что это за Коляда? Она «уродилась», «пришла»… Похожа ли она на человека? Ещё сто лет назад в некоторых деревнях Княгининского района Нижегородской области встречались «фигурки, свойственные лишь воображению деревенских баб –колёдки»… Это и праздник такой, когда ходят в Святые зимние вечера  до самого Крещения, с песнями-«колядками» и за «колядками», это ещё и печенье.
Вот как рассказывают об этом Прасковья Степановна Дувахина из Вачского района:
«Делали пресное тесто, и делали тут всякими рисунками. Что кто придумат. Человечков выделывают или же вот – цветочки какие-нибудь рассучут. И когда приходили «Каледу» петь, им подавали:
Каледа, каракуля!
Где была?
Коней пасла!
А где кони?
За воротами.
А где ворота?
Водой снесло.
А где вода?
Быки выпили.
А где быки?
В тростник ушли.
А где тростник?
Девки вырубили.
А где девки?
За мужья ушли.
А где мужья?
Сена косят!
А на что сена?
Коров кормить.
А на что коров?
Молоко доить!
А зачем молоко?
Детей малых поить!».
 
Не мала, не велика песня, а в ней – весь крестьянский мир в благополучии да согласии: множится скот, девки выходят замуж, родятся дети… И сами колядовщики, и праздник (с напоминанием об угощении) – в центре этого мироздания, и бесконечно движение внутри этого заколдованного круга…
 
Кто и зачем ходил?          
К детям в особенные дни календаря – отношение особое. Именно они начинают традиционный обход домов, представляя божественные силы «инишного мира» - мира природы и умерших предков, который, по вере древних, был близок, как никогда и готов к взаимодействию и помощи в эти «святые и страшные» дни и вечера. Если древние праздновали нарождение нового солнца, поворот его с зимы на лето, то крещёный мир празднует Рождество Спасителя, «света от света».
 
И всё-таки про «рождение нового Солнца» 22 декабря с последующим солнцестоянием напоминают те самые «дары», что дают хозяйки детям, как когда-то пастухи и мудрые цари  - младенцу Иисусу Христу.
Обрядовое печение в Нижегородской области чаще всего представляет собой древний символ Солнца (или «солнечных кудерочков»): «таусенки» и «колядки» - это колечки, «бараночки» или круглые пироги, лепёшки. Или вот ещё «кокурки» - могут походить на птичку-курочку в гнезде и на солнышко – колечко.
 
И пироги и свиные ножки!
Чего только не печётся и к следующему событию зимних Святок – Новогодию! (сейчас это называется старый новый год). У русских в этот день по церковному календарю - Василий Великий, с древних времён он считается покровителем свиноводства. Это ему жертвуют «свиные ножки», чтобы «свинки поросились». А у нижегородской мордвы так же чествуют Тауньсяя или Таунь-озаиса – как бога свиней. Вот откуда появилось загадочное название «таусень»!
…Таусень, таусень!
Вы несите - не трясите,
Вы давайте-не ломайте!
Какой кусок, такой летом колосок!
Рассказывает уроженка Починковского района, с. Учуев Майдан, Лазарева Анна Ивановна (1932 г. р.):
«Это четырнадцатого января, тринадцатого – перед Новым годом, Старым Новым годом. Это «таусеньки». Пекли пироги – мама печёт самый большой пирог, как можно испечи большой, сдобнай-сдобнай! В «кельи» несём – у кого лучше!.. «Таусеньки» петь ходили. И подавали им. По дворам ходили. Женщины постарше с детьми – после войны. Наденут на себя чего-нибудь такое-то: кто мужское оденет… и пойдут плясать!»
 
И вот еще несколько подсказок, которые мы привезли для вас из экспедиций по Нижегородской области.
 
            «Печенье «кокурки» пекут на Новый год: «бараночки», «восьмёрочки», «восьмёрки с палочкой» (связывают узлом). Сантиметров по пять. Тесто делают так: мука, дрожжи, песочек, вода и масло постное, соль». Записано от Лисиной  Антонины Ивановны (1938 г.р.) в с. Епифаново Вачского р-на.
 
            «Кокуры» с творогом сами пекли. Круглые – ватрушки. А маленькие «кокурочки» в магазине покупали…»
«Кокурка» - это бараночка. Тесто пресное, варят сначала в кипятке. По целому противню, бывало, наделаю на Новый год!» Записано от Рябовой Надежды Михайловны (1923 г.р.) в пос. Старцево Городецкого р-на.
 
  Традиционное  печение «кокурка» - иногда просто «курка» - это одновременно и солярный знак (круг, кольцо), и сущность «глашатая Солнца» - петуха или курицы. Изображение  в традиционной культуре может замещать живого человека, животного или птицу, так же, как и его имя.
 
 Магические песенки и печёные фигурки, как вы уже догадались, служат благопожеланием всему миру, каждой семье, и мы говорим вам:
 С Новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем, с хорошим урожаем!
 
Лада Калинина, фольклорист, педагог
ДДТ Нижегородского р-на
ДК им. Маслякова
 
Опубл.: "Вы и Ваш ребенок" (декабрь 2005 г.).
 
Материал размещен 07.02.2006 г.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Калинина Л.
  • Размер: 7.41 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Калинина Л.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100