space/littlesityes/bogorodsk/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Малые города и другие поселения  /  Богородск

 Богородск
Размер шрифта: распечатать




А.В. Лисицына. Старые усадьбы Богородска (12.69 Kb)

 

Слово «усадьба» обычно вызывает ассоциации с обширными загородными поместьями, старинными «дворянскими гнездами», утопающими в зелени колонными портиками барских домов, памятных по произведениям Бунина, Тургенева, Чехова. Однако в России XIX столетия понятие «усадьба» было куда шире: ведь в то время это был преобладающий вид организации жилища – как загородного, так и в населенных пунктах. В городах это были дворянские, купеческие и мещанские усадьбы, в деревнях – усадьбы крестьянские, земледельческие. К особому типу усадеб конца XIX – начала ХХ века. относятся усадьбы крупных торгово-промышленных сел, которые в этот период испытывали активный подъем, связанный с бурным развитием производства и торговли. Несмотря на «низовой» административный статус (село), по экономическому признаку такие поселения фактически являлись городами; их внешний облик, особенно в центральной части, носил выраженные городские черты. На нижегородской земле одним из значительных поселений данного типа было село Богородское Горбатовского уезда (ныне город Богородск) – крупный центр кожевенного производства.

Оказавшись сегодня в историческом центре этого старинного города, нельзя не обратить внимание на сохранившиеся здесь многочисленные усадьбы конца XIX – начала ХХ века. Небольшие комплексы, обладающие единством архитектурного облика, обычно включают в себя двухэтажный главный дом и флигель, поставленные вдоль улицы и соединенные воротами. Строгие и сдержанные, эти капитальные постройки выполнены из лицевого красного кирпича местного производства (в Богородском обжиг кирпича издавна получил широкое распространение). Особенно представительно выглядят подобные усадьбы на периферии исторического центра. Ведь в отличие от главных улиц, имевших большей частью плотную каменную застройку, здесь эти комплексы единичны и ярко выделяются на фоне скромных одноэтажных деревянных домов.

К югу от Кабацкого озера – исторического ядра Богородска – сложился район под названием Вадская слобода, выросший вокруг одноименного пруда. Если идти по направлению к старинному сельскому кладбищу по улице Гагарина, на пути встретится небольшая река Рязанка, на которой с давних времен устраивались запруды для нужд кожевенного производства. Вдоль берега Рязанки проложена небольшая улица Курмыш, в советское время  переименованная в улицу Серп и Молот. Здесь, на пересечении с улицей Володарского (бывшей Старой Филипповкой), внимание привлекает усадьба Алексея Михайловича Солодовникова. По сведениям богородского краеведа А.А. Бондаря, А.М. Солодовников, открывший собственное дело в конце 1860-х годов, к 1890-м стал преуспевающим кожевником. На расположенном при усадьбе заводе трудились как члены его большой семьи, так и наемные работники [1].

Внешний облик усадьбы А.М. Солодовникова характерен для богородской архитектуры конца XIX – начала ХХ века, преобладающим направлением в которой был кирпичный стиль - рационалистическая разновидность провинциальной эклектики. Благодаря угловому расположению участка основные усадебные постройки свободно размещены по его длинной стороне, вдоль улицы Серп и Молот, и обращены главными фасадами к реке. На красную линию вынесены двухэтажный главный дом и трехэтажный флигель, соединенные массивными воротами; еще одни ворота примыкают к главному дому с западной стороны. Облик главного дома прост и строг: рустованные на всю высоту угловые лопатки, скромные наличники окон с прямыми сандриками, небольшой аттик со слуховым окном по оси симметрии уличного фасада. Между аттиком и угловыми тумбами над карнизом имелись металлические решетки (ныне утрачены). Архитектура здания выражает дух солидности и сдержанного достоинства. Кирпичные стенки ворот, прямые карнизы которых визуально продолжают линию межэтажного пояса главного дома, объединяют  постройки усадьбы, усиливая ее цельность. Рядом с широкими проездными воротами, перекрытыми лучковыми перемычками, устроены узкие калитки с полуциркульными завершениями. Архивольты проемов украшены рустами или рядами мелких сухариков. Над калиткой западных ворот имеется цементная табличка с датой постройки – 1894 и инициалами владельца – А.М.С. Подобные сведения в то время часто размещались на фасадах частных домов – на фронтонах, аттиках, металлических навесах, однако для Богородска это достаточно редкий случай. Флигель, по всей вероятности, также имел жилое назначение, так как четверо взрослых сыновей А.М. Солодовникова жили вместе с отцом [2]. В настоящее время облик здания искажен закладкой оконных проемов второго этажа и пробивкой новых на других отметках. На генеральном плане усадьбы 1924 года из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) указано, что флигель, предназначавшийся для сдачи внаем, был на тот момент не достроен. Скорее всего, этому помешали события революции и гражданской войны. Очевидно, первоначально задуманный как двухэтажный, флигель был повышен до трех этажей уже в более позднее время.

Вышеупомянутый архивный документ [3] позволяет увидеть, что к востоку от флигеля, на некотором расстоянии от него находился двухэтажный кожевенный «завод» - смешанное (каменно-деревянное) здание под двускатной крышей. Нижний этаж использовался для замочки кож в специальных бочках и их обработки, верхний – для просушки.

Планировка усадьбы Солодовникова демонстрирует ряд общих черт, характерных для подобных хозяйственных комплексов. Прежде всего, это небольшие размеры участка (3145 м2), а также высокая плотность его застройки (около 50 % общей площади). Пространство двора не носит парадного характера, здесь нет элементов благоустройства – дорожек, газонов, клумб. Отсутствует также сад или палисадник. Жилище соседствует с производством. Вдоль тыльной границы участка выстроены деревянные производственные, складские и хозяйственные постройки. Примечательно, что внешний угол участка оставлен незастроенным (в отличие от аналогичных случаев в городах, где углы кварталов, как правило, закреплялись постановкой капитальных каменных зданий). В настоящее время главный дом и флигель усадьбы Солодовникова используются как многоквартирные жилые дома (ул. Серп и Молот, 16, 18).

За Рязанкой улица Гагарина поднимается на небольшой пригорок; здесь, на развилке улиц, стоит еще одна примечательная усадьба (ул. Усилова, 1). Она принадлежала горбатовскому купцу Николаю Алексеевичу Салову, владельцу кожевенных предприятий [4]. Несмотря на то, что до нашего времени сохранился лишь двухэтажный главный дом и частично разрушенные кирпичные ворота, усадьба сразу привлекает внимание хорошими пропорциями, сдержанным и в то же время нарядным декором уличного фасада. Монументальные ворота с двумя симметричными калитками практически равны по ширине фасаду главного дома, что сообщает комплексу особый характер – он напоминает миниатюрную усадьбу барского поместья, не стесненную соседними постройками. Это сходство усиливают растущие перед зданием высокие тополя.

Декоративное убранство главного дома составляют угловые рустованные лопатки, широкий филенчатый фриз под венчающим карнизом, подоконные ниши и конечно, наличники окон. Наличники второго этажа относятся к чрезвычайно распространенному в Богородске типу в виде профилированной рамки с развитым лучковым сандриком. В рисунке сандрика прочитываются классические ордерные элементы (замковый камень, модульоны), получившие своеобразную трактовку в кирпиче. Главным украшением дома является кованый навес сложной формы, акцентирующий парадный вход. На лицевой части навеса в окружении затейливых завитков имеется дата постройки здания – «1892 года». Над навесом на фоне стенки аттика находится белокаменная квадратная вставка с инициалами владельца усадьбы – «НС».

Кроме представительного внешнего облика, дом Салова примечателен тем, что в нем практически полностью сохранилась первоначальная внутренняя планировка. Это объясняется тем, что в советское время в здании была размещена общеобразовательная школа. Вход в дом осуществляется через одноэтажный боковой объем сеней. Поперечный широкий коридор, в котором находится междуэтажная лестница, делит каждый этаж пополам; одна пара комнат выходит окнами на улицу, вторая – во двор. На первом этаже обычно находились кухня, кладовые, хозяйственные помещения. Второй этаж занимали парадные и жилые комнаты.

В облике старых усадеб Богородска, пожалуй, наиболее ярко запечатлен присущий его хозяйственному укладу дух рационализма. Сдержанные и солидные, эти постройки отражают жизнь и быт крупного торгово-промышленного села средней полосы России периода развития капитализма. В настоящее время они, несомненно, сохраняют историческую и художественную ценность. Обе рассмотренные усадьбы являются объектами культурного наследия регионального значения.

Литература

 

  1. Бондарь  А. А. В забытом прошлом душу обретаю. (Рассказы о Богородске)  – Н. Новгород: БИКАР, 2008. С. 60-62.
  2. Там же. С. 64.
  3. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 3. Д. 135. Кожзавод владельца Солодовникова в г. Богородске.
  4. Пчелин Н.А. Терра инкогнита или человеческий фактор истории. (Попытка краткого исторического справочника). – Н. Новгород, 1997. С. 42.

 

Подписи к иллюстрациям:

 Усадьба А.М. Солодовникова (ул. Серп и Молот, 16, 18). Общий вид

1. Усадьба А.М. Солодовникова (ул. Серп и Молот, 16, 18). Общий вид.

 

Усадьба А.М. Солодовникова. Восточные ворота

2. Усадьба А.М. Солодовникова. Восточные ворота.

 

3.	Усадьба А.М. Солодовникова. Схема генерального плана по чертежу 1924 г.

3. Усадьба А.М. Солодовникова. Схема генерального плана по чертежу 1924 г. (ЦАНО).

 

4.	Усадьба Н.А. Салова (ул. Усилова, 1). Общий вид

4. Усадьба Н.А. Салова (ул. Усилова, 1). Общий вид.

 

5.	Усадьба Н.А. Салова (ул. Усилова, 1). Наличник окна второго этажа главного дома.

5. Усадьба Н.А. Салова (ул. Усилова, 1). Наличник окна второго этажа главного дома.

 

6.	Усадьба Н.А. Салова. Навес над парадным входом главного дома

6. Усадьба Н.А. Салова. Навес над парадным входом главного дома.

 

В статье использованы фотографии автора 2005 г.

 

А.В. Лисицына, кандидат архитектуры,

доцент кафедры архитектурного проектирования

Нижегородского государственного

 архитектурно-строительного университета

 

Опубл.: Вся недвижимость. Н. Новгород, 2007. № 87. С. 39-40.

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 10.03.2012
  • Автор: Лисицына А.В.
  • Ключевые слова: Богородск, архитектура, городские усадьбы
  • Размер: 12.69 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лисицына А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100