space/littlesityes/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Малые города и другие поселения

 Малые города и другие поселения
Размер шрифта: распечатать





А.В. Лисицына. Композиционные характеристики историко-архитектурной среды (на примере города Кинешмы) (15.59 Kb)

 

Формирование понятия историко-архитектурной среды относится к 1970-м гг., когда интерес к отдельным выдающимся памятникам прошлого стал распространяться и на их окружение, контекст, в котором существуют эти памятники.  Объектом восприятия стала сама городская среда в ее неповторимости и своеобразии [1, С. 8]. Особые, индивидуальные качества такой среды чаще всего обусловлены не уникальностью отдельных формирующих ее компонентов, а их композиционными взаимосвязями, позволяющими сформировать специфическую целостность всей системы, придать ей новое качество [2, С. 22]. Обеспечить сохранение историко-архитектурной среды как целостного образования,  выработать долговременную стратегию ее сбережения возможно лишь при условии ее всестороннего, комплексного изучения. Это особенно актуально для средних и малых городов, где именно среда как комплексный, совокупный памятник, выступает основным носителем архитектурного своеобразия. Одним из аспектов исследования историко-архитектурной среды является выявление ее морфотипов для каждого конкретного исторического города. А.С. Щенков определяет морфотип как участок застройки с характерным набором типов зданий [4, С. 26]. Основу для формирования морфотипов составляют композиционные характеристики историко-архитектурной среды; среди них – использование особенностей рельефа и природного окружения, пространственная структура, планировка, силуэт, масштабные соотношения ландшафта, архитектурных доминант и рядовой застройки.

Для анализа выбран город Кинешма, районный центр Ивановской области, расположенный на правом берегу реки Волги в 100 км от областного центра; население города на 2010 г. составило 91739 человек. Первое летописное упоминание о Кинешме относится к 1429 г. В первой половине XVI в. Кинешма превращается в сторожевой пункт Московского государства. С 1777 г. это уездный город Костромской губернии. В XVIII в. здесь получает развитие новый промысел – льноткачество, положивший начало развитию полотняного и текстильного производства. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. Кинешма становится крупным центром текстильной и химической промышленности на территории Европейской части России. В том же направлении город развивается и в советский период. В настоящее время Кинешма сохраняет своеобразную историко-архитектурную среду, отразившую основные этапы ее исторического развития. Город входит в перечень исторических поселений России 2010 г.

Естественной основой для развития историко-архитектурной среды (а зачастую и главным градообразующим фактором) является ландшафт и природное окружение. Для Кинешмы определяющим стало расположение на правобережье Волги при впадении небольших рек. Река Кинешемка изогнутой петлей охватывает центральную часть города с востока и юга; с запада ее ограничивает река Казоха. Таким образом, исторический центр представляет своего рода полуостров, окруженный обширными водными пространствами, что составляет неотъемлемую особенность облика города. Развитый расчлененный рельеф формируют возвышенности правого берега Волги, прорезанные низинными поймами рек-притоков.

Зонирование территории тесно связано с местоположением города и отражает этапы его исторического развития. Вначале на возвышенном плато над Волгой появилась деревоземляная крепость, а к востоку от нее, в низинном устье Кинешемки, сложился торг, выходящий к волжским пристаням. Это центральное ядро постепенно было дополнено разрастающимися вдоль берега Волги слободами: восточнее, за Кинешемкой, размещалась Спасская слобода (Заречье); к западу от крепости, отделенная от нее оврагом, находилась слобода Загородь (Заградье), протянувшаяся до речки Казоха; за ней образовалась ямская слобода Турунтаевка [3, С. 307]. Дальнейший рост слобод определялся направлением главных трактов – Юрьевецкого, отходившего от Заречья в восточном направлении, и Суздальского, ориентированного на юго-запад. Важнейшим фактором стало строительство железной дороги (с 1871 г.), что обеспечило связь Кинешмы с Москвой и превратило город в крупный транспортный узел. Железнодорожное хозяйство получило развитие в юго-западном направлении от городского центра. В середине XIX – начале ХХ вв. пространственная структура города (центр и слободы) постепенно усложнялась за счет фабричных поселков, разраставшихся вокруг крупных текстильных фабрик. Если первые промышленные предприятия возникли на окраинах, на реках Казоха и Кинешемка, то в дальнейшем, в последней трети XIX в., новые фабрики и жилые поселки при них строились уже вне пределов города и тяготели к берегу Волги. Западную промышленную зону сформировали  фабрика «Товарищества Вичугских мануфактур братьев Ф. и А. Разореновых», фабрика И.К. Коновалова «Анненская мануфактура», фабрика П.Ф. Севрюгова. С восточной стороны находилась фабрика Н. Разоренова и М. Кормилицына «Товарищество Большой Кинешемской мануфактуры» на реке Томна.

Характер планировочной структуры Кинешмы обусловлен расположением на берегу крупной реки. В центральной части города преобладает линейная планировка. Главные улицы вытянуты вдоль Волги и пересечены ведущими к ней короткими улочками и переулками. Дугообразный поворот Кинешемки определил веерно-кольцевую структуру уличной сети к юго-востоку от главной торговой площади. В Заречье основной планировочной осью служил старый Юрьевецкий тракт. Реализованный регулярный план города 1811 г. учитывал особенности рельефа, сложившиеся планировочные узлы и старую трассировку улиц; принцип регулярности проводился лишь за счет спрямления улиц и уплотнения застройки. В результате планировочная структура в центральной, наиболее древней части города, сохранила изначально присущую ей живописность [3, С. 307, 310]. В целом застройка Кинешмы не обладает компактностью, она довольно сильно расчленена поймами рек. В настоящее время город растянут вдоль берега Волги на пятнадцать километров.

Архитектурный силуэт Кинешмы отражает особенности зонирования и планировки. В его построении прослеживается четкая иерархия: наиболее значимые вертикали выявляют пространственное расположение центра. Высотные доминанты в виде легких стройных колоколен в формах барокко или классицизма, увенчанных высокими шпилями, составляют характерную особенность панорам городов бывшей Костромской губернии. В силуэте Кинешмы, как и прежде, доминирует соборный ансамбль, занимающий самый возвышенный участок над Волгой (на месте древней крепости). Два соборных храма (Успенский, 1745 г. и Троицкий, 1838 г.) и колокольня (1798 г.), главная вертикаль комплекса, вместе с наиболее представительными памятниками гражданской архитектуры формируют выразительный силуэт городского центра [3, С. 310]. С западной стороны его поддерживают церковь Иоанна Златоуста (1760 г.) и церковь Вознесения (1779 г.) в Заградье (в настоящее время заслонены типовой жилой застройкой 1960-х гг.). Большой утратой для силуэта города стало разрушение в 1970-х гг. Воскресенского Никольского (1729 г.) и Крестовоздвиженского (1744 г.) храмов на торговой площади (ныне пл. Революции). В этой части города сохранилась лишь церковь Благовещенья с высокой колокольней (1805 г.).  Район Заречья отмечен камерными объемами церкви Преображения (1694 г.) и комплекса храмов Успения (1747 г.) и Рождества Христова (1754 г.).

Отличительной чертой силуэта Кинешмы являются крупные производственные здания рубежа XIX – ХХ вв., формирующие центры фабричных поселков. Их высокие краснокирпичные объемы (в особенности, Томненской и Разореновской фабрик) играют значительную роль в волжской панораме Кинешмы, определяя наравне с вертикалями соборов и церквей ее облик. Очень выразителен сооруженный в 1959 г. в устье Кинешемки железный Никольский мост с арочными фермами. С середины ХХ в. центральную часть города  фланкируют крупные объемы элеваторов мукомольных мельниц. В панораме города с Волги среди корпусов фабрик и заводов, дебаркадеров, портальных кранов и других подобных элементов городского пейзажа исторический центр города, расположенный на высоких холмах, выделяется особенно эффектно [3, С. 312, 319].

Выразительность архитектурного облика города обеспечивается благодаря сочетанию высотных доминант с массивами рядовой исторической застройки.  Последние сформированы кварталами с периметральной, в основном дисперсной застройкой небольшой этажности (два-три этажа в центре и один-два этажа на окраинах). Наиболее капитальные жилые и общественные каменные здания сосредоточены в центре, на Волжском бульваре, улицах Ленина, Рылеевской, Советской. Здесь преобладают образцы позднего классицизма и эклектики; широко представлен и кирпичный стиль, иногда с элементами модерна. В мелкую дробную структуру частных домовладений включены крупные объемы общественных зданий начала ХХ в., поставленные вдоль улиц, с отступом от красных линий.

После сооружения Горьковской ГЭС уровень воды в Волге и в устьях ее притоков был существенно поднят; в связи с этим в 1954-1957 гг. построена защитная дамба, предохраняющая прибрежную часть города от затопления. Четкая линия дамбы еще более подчеркнула живописность ландшафта и многообразие пространственных композиций памятников архитектуры XVII-ХХ вв. и рядовой исторической застройки.

На основе рассмотренных композиционных характеристик историко-архитектурной среды города Кинешмы выявлены пять основных морфотипов среды:

1. Представительская каменная общественная и жилая застройка центра, середина XVIII – начало ХХ вв., бульвар Волжский, ул. Комсомольская, Ленина, Рылеевская, Советская.

2. Каменная и деревянная застройка центра, прилегающая к порту и гавани, начало XIX - начало ХХ вв., ул. Горького, Ивановская, Жуковская.

3. Деревянная усадебная застройка Заречья, вторая половина XIX - начало ХХ вв., ул. Кривоногова, Нагорная, Юрьевецкая.

4. Фабричные поселки, конец XIX – начало ХХ вв., ул. Веснина, Кирпичная, Макарова, Социалистическая, Фабричный двор и другие.

5. Зона железнодорожного хозяйства, последняя треть XIX – начало ХХ вв., ул. Вичугская.

 

Литература:

  1. Иконников, А. В. Искусство, среда, время (Эстетическая организация городской среды) / А. В. Иконников.- М. : Сов. худож., 1985. – 336 с.
  2. Корзун, А. В. Развитие архитектурного своеобразия исторического города (на примере Иркутска) : автореф. дис. … канд. архитектуры / А. В. Корзун. – М., 1984. – 24 с.
  3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. – М.: Наука, 2000. – 776 с.
  4. Щенков, А.С. Основы реконструкции исторических городов : учеб. пособие /  А.С. Щенков. – М. : Московский архитектур. ин-т (гос. академия), 2008. – 154 с.

Вид с Волги на Волжский бульвар.

1. Вид с Волги на Волжский бульвар.

 

Вид с Никольского моста на центральную часть города

2. Вид с Никольского моста на центральную часть города.

 

Вид с Никольского моста на центральную часть города

3. Вид на город с высоты птичьего полета.

 

Схема генерального плана

4. Схема генерального плана.

 

Архитектурные доминанты – колокольни церкви Благовещения и Троицкого собора - в малоэтажной застройке центра города

5. Архитектурные доминанты – колокольни церкви Благовещения и Троицкого собора - в малоэтажной застройке центра города.

 

Никольский мост, элеватор и церкви Заречья, вид с дамбы реки Кинешемки

6. Никольский мост, элеватор и церкви Заречья, вид с дамбы реки Кинешемки.

 

Троицкий соборный ансамбль и чайная общества трезвости (ныне гостиница «Русская изба»)

7. Троицкий соборный ансамбль и чайная общества трезвости (ныне гостиница «Русская изба»).

 

Откос Волжского бульвара и нижняя набережная

8. Откос Волжского бульвара и нижняя набережная.

 

Морфотипы историко-архитектурной среды: 1) Представительская каменная общественная и жилая застройка центра, середина XVIII – начало ХХ вв.

9. Морфотипы историко-архитектурной среды: 1) Представительская каменная общественная и жилая застройка центра, середина XVIII – начало ХХ вв.

 

Морфотипы историко-архитектурной среды: 2) Каменная и деревянная за-стройка центра, прилегающая к порту и гавани, начало XIX - начало ХХ вв.

10. Морфотипы историко-архитектурной среды: 2) Каменная и деревянная застройка центра, прилегающая к порту и гавани, начало XIX - начало ХХ вв.

 

Морфотипы историко-архитектурной среды: 3) Деревянная усадебная застройка Заречья, вторая половина XIX - начало ХХ вв.

11. Морфотипы историко-архитектурной среды: 3) Деревянная усадебная застройка Заречья, вторая половина XIX - начало ХХ вв.

 

Морфотипы историко-архитектурной среды: 4) Фабричные поселки, конец XIX – начало ХХ вв.

12. Морфотипы историко-архитектурной среды: 4) Фабричные поселки, конец XIX – начало ХХ вв.

 

Морфотипы историко-архитектурной среды: 5) Зона железнодорожного хо-зяйства, последняя треть XIX – начало ХХ вв.

13. Морфотипы историко-архитектурной среды: 5) Зона железнодорожного хозяйства, последняя треть XIX – начало ХХ вв.

 

В статье использованы фотографии автора 2012 г.

 

Принято к публикации: 15-й Междунар. науч.-пром. форум «Великие реки’ 2013» : тр. конгр. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2014.


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.06.2013
  • Автор: Лисицына А.В.
  • Ключевые слова: Кинешма, градостроительство, архитектура
  • Размер: 15.59 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лисицына А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О.Г. Гайдаш. Усть-Качка. Краткий историко-краеведческий очерк
В.В. Краснов. Старый дом в маленьком городе Княгинино
Ю.А. Стояк. Историко-архитектурное наследие города-завода Воткинска второй половины XVIII – начала XX веков
А.Б. Бодэ. Крестьянский дом в деревне Высоково Нижегородской области
Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – «Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское» (Нижегородская область, Воскресенский район)
А.В. Любавин, С.В. Петряев. О владениях дворян Улыбышевых в конце XVIII века (по «Экономическим примечаниям» Нижегородской губернии 1798 года)
И.Л. Мининзон. Ономастика терюхан
И.Л. Мининзон (ННГУ). ОНОМАСТИКА БОГОРОДСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – здания земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38)
А.В. Лисицына. Композиционные характеристики историко-архитектурной среды (на примере города Кинешмы)
А.И. Давыдов. Вокзал станции Керженец Горьковской железной дороги
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Комплекса Починковского конного завода в рабочем поселке Починки Нижегородской области
А.В. Лисицына Это маленькое чудо - Большое Мурашкино

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100