space/littlesityes/semenov/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Малые города и другие поселения  /  Семенов

 Семенов
Размер шрифта: распечатать




Город Семенов Нижегородской области как историческое поселение. Часть 2 (33.93 Kb)

 
ЧАСТЬ 2.
ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ И ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГОРОДА СЕМЕНОВА
 
Местоположение города, структура зонирования
Город Семенов расположен в семидесяти километрах от Нижнего Новгорода в северной (заволжской) лесной зоне на равнине, незначительно пониженной к югу. В советское время в расширенную территорию города были включены деревни Малое Василево с севера, Хвостиково с юго-запада, село (слобода) Пурех с юга.  
В настоящее время историческое ядро города представляет собой достаточно компактную территорию, вписывающуюся в квадрат. За историческим центром закреплена в основном жилая  и административная функции. В пределах центра города также расположены и главные культовые сооружения. Промышленная зона, где сосредоточены основные предприятия металло- и деревообрабатывающих отраслей, вынесена за пределы города на север и отделена железной дорогой. Производственные корпуса фабрики  «Хохломская роспись» оказались внутри жилой зоны, к востоку от исторического центра.
Железнодорожный транспортный узел с совмещенным железнодорожным и автовокзалом –  маркирует северную границу территории исторического центра Семенова. С Нижним Новгородом Семенов связывает автомагистраль областного значения Нижний Новгород – Киров (на прилегающем к Семенову отрезке она является объездной).
 
Степень сохранности исторической планировочной структуры
Степень сохранности исторической планировки города Семенова чрезвычайно высока. На сегодняшний день планировочная структура Семенова -  один из немногих ярких примеров классицистической схемы, принятой в конце XVIII века для создания «идеального» города. Территория города спроектирована в виде квадрата, разбитого на 16 кварталов с квадратной площадью в центре, посреди которой была возведена церковь – каменный Вознесенский собор, являвшийся композиционным центром города. В систему основной квадратной схемы на равном удалении от внешнего квадрата и центральной площади вписан ещё один квадрат. Территория «расчерчена» с помощью диагональных и перпендикулярных улиц, пересекающихся на центральной площади. На пересечении  улиц малого квадрата и диагоналей сформированы второстепенные площади с отходящими от них лучами улиц. Таким образом, от центральной площади отходят восемь улиц – четыре из них являются перпендикулярами и четыре диагоналями основной квадратной схемы. От второстепенных площадей отходят по шесть лучей улиц. Как в общих очертаниях плана, так и в системе магистралей господствует очень четкая геометрическая схема.
Уникальность планировочной структуры Семенова заключается в первую очередь в точности переноса на рельеф идеальной «образцовой схемы». Этому способствовали, во-первых, равнинный рельеф местности, во-вторых – игнорирование сложившейся схемы застройки старого села Семенова. До настоящего времени историческая планировка Семенова сохранилась полностью, в связи с чем она представляется практически уникальным примером воплощения «классицистической» схемы генплана провинциального города эпохи правления Екатерины II.
 
Степень сохранности историко-градостроительной среды, характер восприятия её облика
Историко-градостроительная среда города Семенова сформирована зданиями и сооружениями второй половины XIX – начала XX веков. На сегодняшний день степень сохранности историко-градостроительной среды этого периода в пределах исторического центра Семенова достаточно высока.  При этом характер восприятия исторической среды обусловлен рядом особенностей. В первую очередь это исторически сложившаяся неравномерность застройки, то есть отсутствие гармоничной взаимосвязи ее метода  и  характера планировки  вновь образовавшегося в конце XVIII века города. Классицистический характер планировки города предполагал соответствие определённым условиям, из которых главными являлись иерархичность и ансамблевость. Главная площадь предполагалась к застройке лишь каменными зданиями, на второстепенных допускалось и деревянное строение. Однако, способы регулирования градостроительной деятельности в городе Семенове и масштабы строительства не соответствовали принятой схеме города. Это проявилось в отсутствии градостроительного оформления второстепенных площадей, типично сельском характере застройки некоторых основных улиц.
Таким образом, в настоящее время целостность восприятия историко-градостроительной среды на участках исторической части Семенова различна, что обусловлено не только и не столько включениями в историко-градостроительную среду сооружений советского и постсоветского времени, сколько несформированностью отдельных градостроительных образований на начальных этапах создания городской ткани. 
Наиболее цельно сохранившимися можно признать градостроительные комплексы застройки отрезков улиц Ленина и Ванеева, примыкающих к площади Ленина - центральной площади города. Достаточно высока степень сохранности среды районе улиц Матвеева - Гагарина – Розы Люксембург.  Все ещё целостным фрагментом исторического центра является также улица Свердлова.
Относительно площадей можно констатировать следующее: наименьшим количеством поздних включений, диссонирующих по отношению к объектам историко-градостроительной среды,  характеризуется площадь Трёх Коммунистов. Здания, формирующие её обстройку, обладают стилистической, типологической и масштабной цельностью. Застройка центральной площади Ленина в советский период претерпела ряд изменений. В частности, до неузнаваемости был изменен архитектурный облик Вознесенского собора при реконструкции его в Дом культуры, утрачена часовня, вдоль северо-западной и северо-восточной границ площади возведены типовые здания гостиницы и администрации. Масштабный строй этих сооружений поддержан  архитектурным объёмом  здания суда. В центральной части площади установлен памятник Ленину. Развитием  той же темы формирования социалистических устоев в обществе является Доска почета в южной части площади и бюст дважды Героя Социалистического Труда В.В. Кузнецова рядом с фонтаном. К числу преобразований советского времени следует также отнести реконструкцию старого соборного пруда, который был забетонирован и дополнен чашей фонтана, декорированной в 2008 году хохломской росписью.
Мероприятия по реконструкции обстройки центральной площади продолжились и в постсоветское время: к настоящему времени возведено здание почты и телеграфа на участке площади между улицами Розы Люксембург и Пролетарской, завершается строительство торгового центра вдоль юго-западной границы площади. Результатом всех этих преобразований стало кардинальное изменение масштаба обстройки, характера архитектуры и её архитектурно-художественного облика в целом. В то же время элементами пространственного каркаса площади всё ещё воспринимаются сохранившиеся отдельные объекты исторической среды, расположенные на местах выхода с площади улиц Ленина, Ванеева, Свердлова и Советской. Среди них здание торговых рядов, бывшая Почтовая станция (ул. Луначарского, 1).
Остальные площади Семенова не имеют соответствующего их градостроительному значению архитектурного оформления. Они либо обстроены по периметру различными по типологии, стилистике, масштабу и назначению зданиями, либо имеют вид пустырей. К настоящему времени облик небольшой второстепенной площади приобрел перекрёсток улиц Володарского, 3-го Интернационала и Ленина. Восстановленная Никольская церковь, служащая композиционным узлом, корреспондирует с комплексами каменных строений усадеб  А. Носова и Витушкина.
Другой комплекс культового сооружения – Всехсвятской кладбищенской церкви, включающей храм с колокольней, часовню и ворота с оградой,  - в настоящее время имеет не столь благоприятные условия восприятия. Фоном для него является четырёхэтажный корпус больницы из силикатного кирпича, что существенно снижает силу воздействия архитектурного образа церкви.
 
Характеристика объектов историко-градостроительной среды по типологии и стилистике
Застройка Семенова относится в основном ко второй половине XIX – началу XX  веков. Преобладающим типом застройки являются деревянные рубленые одно- и двухэтажные частновладельческие дома, квадратные в плане под четырехскатной кровлей с пятью-шестью окнами на главном фасаде. Часто встречаются также прямоугольные в плане дома, выходящие на линии застройки своими протяженными фасадами. Наружный декор имеет свои характерные для Семенова особенности: на гладких обшитых тесом стенах или рельефных бревенчатых помещены резные детали, выполненные в технике пропильной моделированной резьбы. Разнообразие элементов, тонких ажурных поясков, украшающих свесы кровли и карнизы, дополняют и оживляют облик суровых изб и домов с высокими глухими заборами и внушительными задними пространствами (моленными). Среди деревянной застройки Семенова встречаются также дома-комплексы с крытым двором.
 Характерной для старообрядческого Семенова чертой объёмно-пространственного решения жилой застройки является также наличие нависающих над входом эркеров-фонарей. Типичными достаточно яркими примерами деревянной застройки Семенова являются дома  по улице Ванеева. Ритм восприятия этой улицы задан модульностью жилых домов, расположенных на небольших примерно равных расстояниях. Фронт улицы сформирован чередующимися уличными фасадами домов и отрезками заборов. К элементам современного благоустройства центральных улиц Семенова относятся стилизованные изображения матрешек, цветов, вазонов на деревянных заборах домов. Много характерных для деревянной архитектуры Семенова домов сохранилось по улицах Свердлова и Гагарина.
         Из элементов малых архитектурных форм можно выделить сохранившиеся деревянные общественные колодцы на улице Трёх Коммунистов, а также бревенчатые укрепления речки Санохты.
Каменная застройка начального периода существования города возводилась на основе классицистических проектов. Вследствие крупного пожара практически вся она утрачена. Исключение составляет комплекс торговых рядов, сохранившийся в перестроенном виде на площади Ленина. Существующая историческая каменная застройка относится в основном ко второй половине XIX века и выполнена в духе эклектики (преимущественно кирпичном стиле). Такие здания сосредоточены в основном на главной улице и площадях города (улица Ленина, площади Ленина и Трёх Коммунистов). Встречаются также отдельные сооружения и усадебные комплексы в городской ткани, при этом многие из них маркируют ответственные в градостроительном аспекте участки – перекрёстки улиц. Наиболее представительная жилая и торговая застройка сконцентрирована на улице Ленина. Яркими примерами купеческих домов с лабазами и магазинами в первом этаже здесь служат каменные здания №№ 7,11,13. Они, в основном, двухэтажные, окрашенные в два цвета, прямоугольные в плане под вальмовой крышей, их уличные фасады завершены небольшими фигурными аттиками. Первые этажи рустованы, фланкированы лопатками, окна оформлены наличниками, к элементам декора относятся сандрики, филёнчатые фризы и лопатки, профилированные пояса и карнизы, дополненные зубчиками.
Типичным примером торговой постройки служит комплекс торговых рядов на площади Ленина. Протяжённый его фасад, обращённый на площадь, организован с помощью рядов окон первого и второго этажа, отличающихся размерами и пропорциями: в первом этаже окна витринного типа, во втором – маленькие прямоугольные с полуциркульным завершением.
Яркими примерами общественных зданий в кирпичном стиле являются здания Церковно-приходского училища (ул. Свердлова, 1а), Романовского городского училища (на пересечении ул. Пионерской и Трех Коммунистов, 1а). В архитектурном решении городского училища использованы элементы национальных форм, в частности, пары массивных столбиков в простенках между окнами. В кирпичном стиле выполнен также комплекс строений усадьбы Витушкина. Архитектурный объём главного усадебного дома с массивной аркой ворот отличает выразительность пластики фасадов. Многочисленные элементы кирпичного декора усиливают выразительность архитектурного облика здания.
О проникновении в архитектуру Семенова элементов стиля модерн свидетельствует комплекс усадьбы А. Носова. Двухэтажный кирпичный главный дом усадьбы имеет выразительный силуэт за счёт шатра с ажурным парапетом и шпилями. В отделке здания применены декоративные приёмы фактурной штукатурки, выявляющей фланговые и центральную оси здания.
Культовые сооружения Семенова – Никольская (старообрядческая) и Всехсвятская (кладбищенскае) церкви имеют стилистическую и отчасти композиционную общность. Обе они одноглавые, выполнены в национальных стилях («русском» и «русско-византийском»), в основе композиционного построения лежит схема построении «кораблем». Никольская церковь имеет более дробные членения и разнообразный измельченный декор: переход от четверика основного объёма к барабану главы осуществляется за счёт пирамиды кокошников. Вертикаль шатровой колокольни выявляет доминантную роль объёма церкви. Образ Всехсвятской церкви отличается большей цельностью и основательностью. Ощущение статичности поддерживается и в архитектурном облике  ее ярусной колокольни.
 
Архитектурно-художественный образ территории
Архитектурный образ города складывается на основе сочетания регулярной планировки рационального, легко обозримого города и наложенной на ясный рисунок  улиц камерной, в основном сельской, застройки. Подавляющее большинство домов деревянные, имеют палисадники или огороды. Общее восприятие города от этого характеризуется большей теплотой. Своеобразием архитектурного облика отличаются улицы Ленина и Ванеева, при этом образ каждой из них различен. Представительная по характеру застройки улица Ленина является наиболее зримым воплощением самобытности города, улица Ванеева – по характеру застройки деревенская, переосмысленная в духе провинциального города. В связи с этим она благоустроена, дополнена малыми архитектурными формами и элементами декора. 
Новое смысловое значение обрели в советское время центральные площади города - Ленина и Трёх Коммунистов. Пространственный облик первой был дополнен произведениями скульптуры – памятником Ленину и бюстом В.В. Кузнецова, второй  фигурами коммунистов. В настоящее время идеологическая составляющая образа города вновь нивелируется. Ключевой характеристикой образа Семенова, как тихого и уютного города, становится историко-культурная составляющая. Это проявляется в преобразовании в пешеходную улицы Ленина, в комплексном благоустройстве другой целостной улицы – Ванеева. 
 
Композиционно-ландшафтные взаимосвязи
Исторический центр города Семенова расположен на равнинной местности, что и отразилось на его планировочной структуре. Относительно плоский рельеф определяет общий характер природного и антропогенного ландшафта исторического поселения. 
Ландшафтная ситуация города складывается из нескольких составляющих:
1. Относительно плоский равнинный рельеф территории города.
2. Замкнутость территории исторического центра.
3. Извилистая мелкая с заболоченными участками река Санохта с прудом, маркирующая западную границу исторического центра и отделяющая его от деревни Хвостиково, впоследствии вошедшей в границу города. 
В отличие от губернского Нижнего Новгорода и других уездных центров, планы на которые составлялись зачастую без реальной топографической привязки (что вызвало серию последующих корректировок их планов), равнинный характер рельефа Семенова обусловил возможность реализации в натуре плана идеального города екатерининской эпохи второй половины XVIII века, основанного на классицистических принципах. В настоящее время ландшафт исторического центра является результатом единовременных градостроительных преобразований и образован совокупностью природных и антропогенных составляющих.
Территориальное расширение города, выразившееся в формировании к середине XIX века сети поселений в непосредственной близости у границ Семенова, не повлияло на изменения городского ландшафта исторического ядра. Компактный и геометрически завершенный, он оказался законсервированным от дальнейших преобразований, как в градостроительном аспекте, так и в природно-ландшафтном. Процессы градостроительных изменений  советского периода времени затронули участки к западу и востоку от центра.
Пруд и река Санохта являются пассивными элементами естественно-природного ландшафта в структуре исторического центра и не определяют своеобразия городского облика. Сохранившиеся на некоторых отрезках  берегоукрепления в виде бревенчатых конструкций, хотя и пришли местами в ветхость, все же добавляют  элемент своеобразия этим участкам. Вместе с тем, в определенной степени река и пруд играют роль «связующего элемента» между упорядоченной территорией города и живописными окрестностями. Наиболее ценным элементом природно-антропогенного ландшафта, играющим определенную роль в формировании облика главной городской площади – Ленина, является пруд XIX века с фонтаном.
 
Структура и характер  визуального восприятия города
В связи с равнинным характером рельефа, четкостью и компактностью регулярной планировки отсутствуют панорамные виды исторической застройки Семенова. Особое значение приобретают основные композиционно-ландшафтные оси и коридоры визуального восприятия градостроительных комплексов главных улиц и площадей регулярной структуры.
К наиболее ответственным в градостроительном аспекте площадям, «нанизанным» на диагональ, пересекающую территорию исторического центра в направлении запад-восток, относятся площади Ленина, Трёх Коммунистов и Бориса Корнилова.
По второй диагонали, пересекающей территорию города в направлении север-юг, расположены площади Карла Либкнехта и Карла Маркса, практически не имеющие градостроительного оформления.
 
Анализ особенностей архитектурно-ландшафтной среды
Своеобразие архитектурно-ландшафтной среды исторического центра города определяется прежде всего ясностью и геометрической правильностью планировки, а также композиционными и пространственными взаимосвязями системы градостроительных и архитектурных доминант. Визуальное восприятие элементов архитектурно-ландшафтной среды ввиду плоскостного рельефа и компактности исторического ядра Семенова построено в основном на внутренних раскрытиях. Вместе с тем, при обзоре обстройки главных городских площадей возникают панорамные виды.
Анализ внутреннего восприятия позволяет определить ряд особенностей характеризующих архитектурно-ландшафтную среду исторического центра Семенова.
В систему внутренних раскрытий включены:
 круговые панорамные виды:  
- на площадь Трёх Коммунистов с точек выхода на нее улиц Гагарина, Ленина, Тельмана и Ленина;
- на площадь Ленина с точек выхода на нее  улиц Ленина, Ванеева, Свердлова;
 - на площадь Бориса Корнилова с точек выхода на нее улицы Февральской Революции;
- на площадь Карла Либкнехта с точек выхода на нее улиц Луначарского, Тельмана;
 - точки на перекрёстках улиц Ленина, Володарского и 3-го Интернационала;
          видовые точки на комплексы исторической застройки улиц Ленина, Ванеева, Свердлова, Гагарина, Матвеева, расположенные на соответствующих улицах;
          видовые точки и коридоры видимости архитектурных доминант культового назначения:
- коридоры видимости  и точки восприятия Никольской церкви;
- коридоры видимости и точки восприятия Всехсвятской церкви.
          К элементам архитектурно-ландшафтной среды Семенова следует отнести озелененные территории бывшего кладбища у железнодорожного вокзала и парка Победы в северо-восточной части города.
В настоящее время территория бывшего кладбища представляет собой небольшой прямоугольный в плане сквер, занимающий часть квартала, ограниченного улицей Гагарина – привокзальной площадью – улицами 1-го Мая и 3-го Интернационала. С севера территория раскрыта на привокзальную площадь, где сохранились массивные краснокирпичные столбы входа. С юга она примыкает к территории больницы. Растительность на территории сквера хаотична, историческая планировочная структура кладбища не читается, ценных элементов древесно-кустарниковой растительности не выявлено. В центральной части сквера возведено здание кафе. В глубине территории расположен комплекс Всехсвятской церкви с колокольней. Ограждение имеет лишь участок церкви, выходящий на улицу Гагарина, где расположены  массивные въездные ворота и калитка.
Территория парка Победы представляет собой компактный участок, вытянутый вдоль улицы Краюшкина. Основной планировочной осью, проложенной параллельно улице, является аллея с бюстами героев по одной из сторон. Ее перспектива замыкается памятником погибшим воинам. Растительность сгруппирована вдоль главной аллеи, ценных элементов древесно-кустарниковой растительности не выявлено.
Точки внешнего восприятия на исторический центр отсутствуют. Это обусловлено плоскостным рельефом территории Семенова и наличием в непосредственной близости от исторического центра сети более поздних районов, среди которых не только бывшие деревни и села с малоэтажной двухрядной застройкой (Хвостиково, Пурех), но и районы с пятиэтажной застройкой типовыми домами, скрывающие малоэтажную застройку центра.
 
Анализ бассейнов видимости, коридоров видимости и зон наилучшего восприятия исторических архитектурных (градостроительных) доминант культового назначения
В пределах исторического центра архитектурных (градостроительных) доминант культового назначения в настоящее время две – это Никольская (старообрядческая) и Всехсвятская (кладбищенская) церкви. Обе расположены в западной части исторического центра города,  включены в регулярную планировку, однако их объёмы не маркируют ответственные узлы этой планировки. В частности, Никольская церковь замыкает ансамбль застройки четной стороны улицы Ленина, акцентируя перекрёсток улиц Ленина, Володарского и 3-го Интернационала. Всехсвятская церковь, расположенная в непосредственной близости от транспортного узла (железнодорожного и автовокзалов) на территории бывшего кладбища, также удалена от центра.
Главная архитектурная доминанта в планировочной структуре Семенова – объём бывшего Вознесенского собора, который хотя и сохранился, но до неузнаваемости реконструирован в Дом культуры. Собор являлся центром градостроительной композиции города. Расположенный на главной, самой большой квадратной площади города, на которую ориентированы основные улицы города, он замыкал перспективы этих улиц. Таким образом, Вознесенский собор имел наибольшее количество  видовых точек и коридоров восприятия. Ликвидация церковных завершений в ходе реконструкции под «учреждение культуры» привела почти к полной утрате им значения исторической архитектурной доминанты. Современный Дом культуры, не имея выразительного облика, играет, однако, роль градостроительного акцента, пространственного ориентира. Дополнительным архитектурным акцентом главной площади являлась также несохранившаяся каланча пожарной части.
До настоящего времени не сохранились также часовни на северо-восточном и юго-восточном и юго-западном угловых участках геометрически правильного центра города. Их объёмы служили дополнительными градостроительными акцентами при выезде из него / въезде в него. Они объединяли пространство исторического города в единое композиционное целое. Таким образом, проанализировав местоположение архитектурных доминант и градостроительных акцентов культового назначения, можно констатировать определенную закономерность в их расстановке, зависимость его от градостроительных и планировочных связей.
Сохранившиеся культовые доминанты (Никольская и Всехсвятская церкви) воспринимаются преимущественно в пределах определенных участков городской среды. В системе композиционно-визуальных связей города они включены в систему внутренних раскрытий.
Зоны наилучшего восприятия этих исторических архитектурных доминант и коридоры видимости на них определяются следующим образом:
 Никольская старообрядческая церковь на углу улиц Володарского и Ленина
 Зона наилучшего восприятия – место пересечения улиц  Ленина,Володарского и 3-го Интернационала, границы бассейна видимости – по ул. Володарского,  ул. Матвеева.
Коридоры видимости – улицы Ленина, Володарского.
Всехсвятская кладбищенская церковь на улице Гагарина:
Зона наилучшего восприятия – с территории бывшего кладбища, границы бассейна видимости проходят по улицам 1 Мая, 3-го Интернационала, Красного Знамени. Бассейн видимости охватывает железнодорожное полотно при подъезде к Семенову, улицы 3-го Интернационала, 1 Мая.
Коридоры видимости – ул. Красного Знамени, Гагарина.
 
Пространственно-видовой каркас, исторические архитектурные доминанты
Исторически сложившаяся естественная связь застройки и ландшафта, закрепленная в сетке улиц, в положении городского центра и в размещении архитектурных доминант и акцентов, обусловила  пространственно-видовой каркас исторического ядра города.  Главную роль здесь играет рисунок улиц и площадей, важны также визуальные взаимосвязи между историко-градостроительными доминантами  (акцентами), являющимися яркими опознаваемыми ориентирами внутри городской ткани – объёмами Никольской и Всехсвятской церквей, а также бывшего Вознесенского собора.
В характеристике пространственно-видового каркаса исторической территории необходимо отметить, что: 
- особую роль в формировании градостроительного пространства играют  визуальные связи центральных площадей как основных градоформирующих элементов; 
- наиболее ответственными являются оси зрительного восприятия основных улиц, соединяющих площади;
- большое значение в формировании пространственно-видового каркаса исторического города имеют комплексы исторической застройки улиц Ленина, Ванеева, Свердлова, характеризующиеся наиболее высокой степенью сохранности исторической среды и застройки;
- плоскостной рельеф исторической части  города выступает существенным элементом характеристики  городского ландшафта.
Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на исторические искажения (реконструкцию Вознесенского собора, отдельные поздние включения в историческую застройку) пространственно-композиционный каркас во многом определяет эмоционально-художественное воздействие облика исторического центра города. Основные элементы пространственно-видового каркаса продолжают играть в историко-градостроительной среде роль экстерьерных раскрытий. В целом их взаимосвязанность носит характер компактного исторически сложившегося комплекса исторического центра города, вписанного в геометрически правильную планировочную схему, наложенную на равнинный рельеф.
 
Выводы
         Проведенный анализ показал, что историческое ядро города Семенова характеризуется полной сохранностью исторической планировочной структуры, приобретенной в конце XVIII века. К настоящему времени это поселение является едва ли не единственным уездным центром Нижегородской губернии, в планировке которого без искажений была воплощена классицистическая схема «идеального города». Планировка является наиболее ценной особенностью города Семенова, подлежащей безусловному сохранению.
Городская историческая застройка преимущественно деревянная, частновладельческая. Каменные дома сосредоточены на главной оси города – улице Ленина, воспринимающейся архитектурным ансамблем. Они также формируют обстройку главных площадей, или иных, важных в градостроительном аспекте участков (к примеру, напротив Никольской старообрядческой церкви). Включения нового строительства, среди которых отдельные дома частного типа и общественного назначения (здания администрации, гостиницы и суда на площади Ленина), в основном не нарушают своеобразия города, поскольку имеют нейтральный облик фасадов. Вместе с тем, строчная застройка типовыми панельными домами по улице Володарского несколько нарушает на этом участке восприятие города как исторического. Мелкомасштабная деревянная застройка большинства городских улиц обладает общностью объёмно-пространственного решения и выразительным индивидуальным резным декором. Тем самым сохраняется ее типологическая и стилистическая цельность (комплексность).
Характер визуального восприятия обусловлен выразительностью рисунка планировки города. Основными осями восприятия являются главные улицы, связывающие между собой систему площадей. Пространственными архитектурными доминантами в настоящее время служат здания Никольской и Всехсвятской церквей, расположенные на периферии исторического центра. Основная, наиболее ответственная архитектурная доминанта – Вознесенский собор, находящийся в геометрическом центре города (на него ориентированы основные улицы) к настоящему времени перестроен до неузнаваемости. В связи с этим он утратил значение ярко опознаваемого ориентира и композиционного узла.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть целостность восприятия историко-градостроительной среды в пределах исторического центра города Семенова. Соответственно, это требует определенных мероприятий, а также ограничений в хозяйственной деятельности, направленных на ее сохранение.
 
А.Ю. Абросимова (НИП «Этнос»)
 
 
 
Общие виды площади Ленина
 
  Общий вид площади Трех Коммунистов
 
Улица Ленина
 
Улица Володарского
 
Усадьба Носова на улице Володарского
 
 
Никольская старообрядческая церковь
 
Вид на Всехсвятскую церковь с улицы Красного Знамени
 
 
 
Виды улицы Ванеева
 
Усадьба П. Шарыгина на улице Ванеева (ныне Семеновский историко-художественный музей)
 
Улица Февральской Революции
 
Берегоукрепления речки Санохты
 
Все фото выполнены НИП «Этнос» в 2008 году.
 
 
 
 
 
размещено 11.12.2008

(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Абросимова Ю.А.
  • Размер: 33.93 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Абросимова Ю.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100