Давыдов А.И. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области

27 декабря, 2019

А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области (7.49 Kb)

Церковь в Юрино – Вид Казанской церкви после реставрации

Церковь в Юрино – Вид Казанской церкви после реставрации
Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Юрине Балахнинского района Нижегородской области еще в XIX веке привлекла к себе исследователей. Сведения о ней публиковались архимандритом Макарием, Л.В. Далем, А.С. Гациским и др. Тем не менее, приоритет открытия памятника принадлежит благочинному села Черного Балахнинского уезда священнику Василию Алексиеву, обратившему внимание духовных властей на эту церковь вообще и связь ее с князем Д.М. Пожарским еще в 1827 году – за 30 лет до первого выхода в свет знаменитых «Памятников церковной древности» Макария. Произошло это в связи со сбором сведений в соответствии с циркуляром МВД от 31 декабря 1826 года «касательно доставления сведений об остатках древних зданий»[1].
Благочинный в своем «репорте» в Нижегородскую духовную консисторию от 1 марта 1827 года сообщал следующее:
«Мною найдена заслуживающею внимания по древности в принадлежащем приходе к селу Бурцову сельце Юрине упраздненная деревянная церковь. Ибо оная церковь, по словам престарелых тутошних людей, строена назад тому около 200 лет князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, жившем при том селении с боляры Озеровским и Богдановым, и близь 50 лет упразднена по малоприходству за вывезением людей в немалом количестве помещиками в другие разные места. Впрочем, сия церковь, теперь находящаяся по неимению в ней священных сосудов кроме престола и жертвенника и не во всё неудобная к священнослужению, в ведении реченного села вотчинного начальника и виду наружного еще не изменила, как разве рядами шестью обнизла в землю. Замечания же в ней достойно то, что для алтаря наружного обыкновенного при ней не имеется, а для священнослужения место преграждено иконостасом в настоящей ее части; еще стоят замечания в сей церкви и окны, из коих два в вышину около трех четвертей, а в ширину двух, а четыре же окна имеют по шести кубических вершков (так в тексте – А.Д.). А чтоб и на следующие веки продолжить ее бытие, то о подведении под ее каменного фундамента и покрытии ее железом на сем покорнейшем репорте мнение свое и открываю»[2].
Таким образом, Василий Алексиев, не просто проинформировал о существовании, выражаясь современным языком, исторического памятника в Юрине, но и обратил внимание на архитектурную особенность Казанской церкви – отсутствие алтарного прируба, сближающее ее с деревянными часовнями. Важно отметить также осознание простым сельским благочинным небходимости сохранения реликвии, а предложенные для этой цели меры мы можем расценить как консервационные работы на памятнике (опять же, по современной терминологии).
О самом авторе данного предложения известно, что Василий Алексиев являлся сыном священника из Арзамасского уезда Алексия Стефанова. По окончании богословского курса Нижегородской семинарии был рукоположен в 1808 году в священники села Ягодного Княгининского уезда. В 1809 году переведен в село Черное. Благочинническую должность занимал с 1812 года. В 1827 году ему было 39 лет[3].
Для примера небезынтересно заметить, что предложение Василия Алексиева прозвучало тогда, когда, скажем, настоятель Нижегородского Печерского монастыря архимандрит Гавриил рапортовал в консисторию, что «в означенном монастыре зданий, достойных примечания по древности или по отличному от обыкновенных строению, не имеется, так как оный монастырь существует на нынешнем месте не более двухсот тридцати лет, а церкви, настоятельские и братские келии, ныне в оном находящиеся, строены из обыкновенных материалов назад тому около двухсот лет»[4]. То есть, постройки начала XVII века, к которому относится и Казанская церковь, воспринимались в то время большинством церковнослужителей как вполне заурядные.
Естественно, в таких условиях ни духовное, ни гражданское начальство никак не прореагировало на сообщение о юринской церкви. Ни в какие официально представленные в Санкт-Петербург губернскими властями списки «древностей» она так и не попала[5]. Также как и не было проведено тогда ее ремонта. Архимандрит Макарий в середине XIX века отмечал «весьма ветхое» состояние церкви[6].
Тем не менее, деревянный храм в Юрине дожил до сегодняшнего времени. В наши дни он был заново открыт кандидатом архитектуры Ю.Г. Самойловым и отреставрирован в 1998 году по проекту, разработанному под его научным руководством[7].

Общий вид Казанской церкви

Общий вид Казанской церкви

Интерьеры Казанской церкви

Интерьеры Казанской церкви

Интерьеры Казанской церкви

Фото А.В. Богородского. Нач. ХХ в.

А.И. Давыдов
(НИП «Этнос»)
Опубл.: Нижегородские исследования по краеведению и археолгии. Нижний Новгород, 2000. С. 146 – 148.
 
 
 
 
размещено 16.01.2008


[1] Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII – начало XX вв. М., 1978. С. 39 – 41.
[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1827. Д. 300. Л. 181 – 181 об.
[3] Там же. Д. 328. Л. 9 об. – 10.
[4] Там же. Д. 300. Л. 64.
[5] РГИА. Ф. 1409. Оп. 2. Д. 4882. Л. 289 – 292 об. В записку губернатора «о древних зданиях в Нижегородской губернии», представленную Николаю I в 1828 году, вошло лишь 9 объектов: Нижегородский кремль, остатки крепостных сооружений (валы и рвы) в городе Василе, Балахнинском, Макарьевском и Княгининском уездах, кафедральный Спасо-Преображенский и Архангельский соборы в Нижнем Новгороде, Нижегородский Благовещенский и Городецкий Феодоровский монастыри.
[6] Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999. С. 479.
[7] См.: Самойлов Ю.Г. Казанская церковь в с. Юрино Нижегородской области (исследование и реставрация) // Ученые записки ВВО МСА. Н. Новгород, 1999. Вып. 5. С. 53 – 57.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции