space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века (19.11 Kb)

 
В XIX – начале ХХ века село Городец Балахнинского уезда было одним из самых влиятельных в Среднем Поволжье центров старообрядчества. Местом особого почитания являлась Городецкая часовня Успения Божией Матери, овеянная ореолом древних легенд и преданий. По данным П.И. Мельникова, в 1850-х гг. в приходе Городецкой часовни насчитывалось до 50 тысяч человек (!) из Нижегородской, Костромской и Владимирской губерний. Здание часовни сохранилось до наших дней - сегодня это городская школа № 5 (ул. Краснофлотская, 12). Однако какие-либо типологические признаки культового сооружения в этой постройке отсутствуют; при этом очевидно, что дело здесь не только в отсутствии глав или шатров, утраченных в советский период. Возникает предположение, что еще в XIX веке гонения властей вынудили старообрядцев «замаскировать» храм под общественное здание. Подтверждение этой гипотезе было найдено в ходе паспортизации объектов культурного наследия города Городца, которая проводилась сотрудниками Архитектурной мастерской ННГАСУ в 2007 году.
Основными источниками исторических сведений о памятнике стали труд П.И. Мельникова «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» (1854 г.), «Летопись Городецкой старообрядческой часовни» - лицевая рукописная книга, составленная в начале ХХ века выдающимся городецким изографом и каллиграфом И.Г. Блиновым, а также статьи председателя общества «Нижегородский краевед» профессора Ю.Г. Галая. Сведения  о строительной истории объекта почерпнуты из документов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).
Комплекс Городецкой часовни, расположенный к северу от исторического центра Городца, стоял на так называемой Часовенной горе - высоком холме над Волгой, отсеченном с севера и юга глубокими оврагами. Западной стороной комплекс был обращен к речным просторам и замыкал собой перспективу крутого подъема со стороны реки  (ныне - ул. Краснофлотская).
Известно, что с 1700 года в Городце существовало старообрядческое кладбище. В 1786 году старообрядцам было разрешено построить при кладбище деревянную часовню, которая была возведена на средства крестьянина Скомороховой слободы села Городца Ивана Семеновича Осокина и освящена 29 июня 1786 года во имя Успения Божией Матери [1]. Это достаточно редкий прецедент, учитывая, что старообрядцам не разрешалось даже поновлять свои молитвенные дома и иметь при них колокольни. В 1786-1788 годах священнослужители официальной церкви неоднократно сообщали нижегородскому епископу Дамаскину, что городецкие раскольники самовольно построили «наподобие церкви деревянную с немалыми при ней находящимися жилыми покоями, обнесенную оградою часовню». К сентябрю 1789 года была выстроена и колокольня. Несмотря на то, что в 6 сентября того же года часовня сгорела, ее быстро восстановили старанием братьев Василия и Григория Рябовых, крестьян князя М.П. Ухтомского, и других городецких старообрядцев. Храм освятили вновь в Вербное воскресение, 16 марта 1790 года [2]. В XIX веке часовня стала руководящим центром для старообрядцев беглопоповского согласия, одного из наиболее многочисленных в пределах Балахнинского уезда. По полицейским сведениям, в начале ХХ века число беглопоповцев в Городце и его окрестностях составляло около 8000 человек [3]. Здание часовни, известное по фотографии конца XIX века, относилось к типу деревянной клетской церкви, и было образовано тремя бревенчатыми клетями, перекрытыми крутыми двускатными крышами [4]. В 1870-х годах вокруг часовни начал формироваться комплекс каменных построек. В 1876 году с северной стороны было возведено каменное двухэтажное здание богадельни, обращенное своим главным, южным фасадом к часовне. С западной стороны появились два одноэтажных каменных здания - келарня и дом причта (впоследствии надстроенный вторым деревянным этажом). Между ними были построены трехчастные кирпичные ворота, увенчанные тремя небольшими главами [5]. В 1879 году вся обширная территория, принадлежавшая Городецкому старообрядческому обществу, включая и кладбище, была обнесена глухой кирпичной оградой [6].
17 мая 1893 года деревянная часовня сгорела вновь; в пожаре погибли все древние реликвии – книги и иконы. После этого было решено устроить часовню в каменном здании богадельни, для чего пристроить к ее восточному торцу двусветный объем храма. Средства на строительство предоставил нижегородский купец-старообрядец Николай Александрович Бугров, известный широкой благотворительностью. Работы были закончены в крайне сжатые сроки – уже 12 сентября 1893 года новая часовня была освящена во имя Успения Божией Матери и в ней начались службы. Н.А. Бугров украсил часовню резным кипарисовым иконостасом, а также пожертвовал из своей домашней молельни иконы и книги взамен сгоревших древних святынь. В 1896 году при часовне вновь была возведена деревянная колокольня [7]. Кроме Н.А. Бугрова, постоянными жертвователями и попечителями часовни были представители богатых купеческих родов села Городца – Дурасовы, Облаевы, Овчинниковы, Прянишниковы, Сотины [8].
К началу ХХ века Городецкая часовня выглядела приблизительно также, как сегодня; она имела облик двухэтажного общественного здания, без алтарного выступа и глав. Это характерный образец рационального кирпичного стиля, представляющего собой разновидность провинциальной эклектики. С градостроительной точки зрения наиболее значимыми фасадами сооружения являются западный, ориентированный в сторону реки, и южный, обращенный некогда к сгоревшей деревянной часовне. Вытянутый вдоль оси запад-восток прямоугольный в плане двухэтажный объем с подвалом завершен вальмовой крышей. С северной стороны он дополнен квадратным в плане выступом лестничной клетки. Стены здания возведены из красного кирпича в лицевой кладке. На главном южном фасаде хорошо читаются две разновременные части - 1876  и 1893 годов. Левая, более старая часть фасада, симметрична по композиции. Центр, где расположен главный вход, подчеркнут легким выступом в три оси окон, имеющим треугольное щипцовое завершение с круглым окном в тимпане. Боковые крылья решены в четыре оси окон. Фланги и центральный выступ выделены широкими лопатками. Окна с лучковыми перемычками и сандриками располагаются равномерными рядами, под окнами второго этажа проходит узкий пояс. Развитый венчающий карниз украшен рядом модульонов. В декоре фасадов, формы которого характерны для старообрядческих построек Городца, применен тесаный и лекальный кирпич. Окна первого этажа, обрамленные наличниками, дополнены прямыми сандриками. Два окна по бокам от входа имеют отличные от прочих полуциркульные перемычки. Наличники окон второго этажа более развитые и выразительные. Лучковые сандрики фланкированы кронштейнами; подобные кронштейны по бокам окон имеются также в уровне подоконников. Главный вход акцентирован высоким крыльцом с чугунным литым зонтом местного производства, крытым на три ската и опирающимся на четыре фигурные колонки. По трем сторонам зонт украшен ажурными подзорами мелкого рисунка. В правой части фасада в пять осей окон полностью повторены членения и детали левой части. В равномерном ряду окон выделяется лишь более широкий проем бывшего входа в храм; прямой сандрик над ним украшен мотивом из трех диагональных крестов. Боковой западный фасад в шесть осей окон имеет легкий выступ по оси симметрии, расчленяющий плоскость стены на три части (по две оси). По членениям и декору боковой фасад аналогичен главному.
Согласно фиксационным чертежам 1926 года, подвальный этаж западной части здания занимали кухни, кладовые и калориферные помещения; на первом этаже находились паперть, ризница и склад церковной утвари; на втором - два придельных храма. В восточной части здания располагалось двусветное помещение главного храма с алтарем [9].
В 1905 году произошло долгожданное для всех старообрядцев событие - царским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» их общины были наконец легализованы. Сразу после этого при Городецкой часовне началось строительство кирпичной шатровой колокольни. Ее проект был составлен в 1906 году нижегородским архитектором Николаем Михайловичем Вешняковым [10]. Колокольня находилась примерно на том же месте, где стояла сгоревшая деревянная часовня. Массивное прямоугольное основание со сквозной аркой несло восьмерик, увенчанный шатром вытянутых пропорций и небольшой луковичной главой. Архитектура колокольни была выдержана в русском стиле; ее 36-метровая вертикаль стала заметной архитектурной доминантой в силуэте Городца и его речной панораме. В то же время произошли изменения и во внешнем облике часовни. Над храмом была возведена крупная световая глава, а по оси симметрии западного и восточного фасадов появились тройные декоративные главки. Вероятнее всего, автором реконструкции также являлся Н.М. Вешняков, что подтверждает сравнительный анализ обновленной Успенской часовни и других работ архитектора (в частности, восточного корпуса Феодоровского монастыря в Городце) [11].
Итак, к 1910-м годам архитектурный комплекс Городецкой старообрядческой часовни приобрел наиболее завершенный облик, который определяли две самые крупные постройки – каменное здание часовни и каменная колокольня, выдержанные в духе эклектики с обращением к русскому стилю. Впечатление цельности и единства комплекса усиливало применение лицевой кирпичной кладки с фигурными и тесаными деталями: краснокирпичные фасады основных сооружений  сочетались с побеленной кирпичной оградой, воротами и второстепенными постройками. Часовенный комплекс, достаточно крупный и величественный, играл значительную роль в волжской панораме Городца. По свидетельству современников, он являл собой «видную достопримечательность села» [12]. По своему влиянию среди местного населения Успенская часовня, несомненно, составляла конкуренцию оплоту официального православия -  Городецкому Феодоровскому монастырю.
В 1930-е годы в СССР началась государственная антирелигиозная кампания, вызвавшая массовое закрытие храмов и разрушение церквей, соборов и монастырей. Для старообрядцев (и на этот раз не только для них) вновь наступили суровые времена. В 1935 году несмотря на протесты и ходатайства членов общины Городецкая часовня была закрыта; в качестве формального повода ее ликвидации назывался недостаток помещений для школ и Краевых педагогических курсов [13]. Сразу после этого здание часовни было в очередной раз реконструировано: уничтожены венчающие главы, в двусветном объеме храма устроены деревянные межэтажные перекрытия, возведены перегородки, формирующие коридорную структуру. С 1935 года здание бывшей часовни занимает общеобразовательная школа. К концу 1930-х годов была полностью разобрана колокольня, разрушены ворота и ограда. В 1964 году к восточному фасаду бывшего здания часовни пристроен П-образный в плане двухэтажный учебный корпус из силикатного кирпича. Но и теперь в интерьерах некоторых помещений школы еще сохраняются фрагменты исторической отделки. В вестибюле (ранее паперть) можно видеть обрамление входа в виде сдвоенных каннелированных пилястр с S-образными завитками в нижней части стволов. Потолок актового зала (ранее главный храм) украшают пять крестообразно расположенных круглых лепных розеток с орнаментом в виде меандра, а также софитный карниз с развитым фризом по периметру плафона.
Старообрядческая церковь Успения Божией Матери существует в Городце и сегодня; она занимает здание церкви Австрийского согласия (ул. Щорса, 28), построенной на рубеже XIX- ХХ веков. Историческое же здание Городецкой часовни несмотря на перестройки и утраты, искажающие его облик, по-прежнему сохраняет важную градостроительную роль в застройке северной части городского центра. Это примечательный образец культового сооружения последней трети XIX века, «закамуфлированного» под общественное здание. Культурная и духовная значимость этого памятника определяется его непосредственной связью с историей старообрядчества в Городце и в Нижегородской области в целом. С 1994 года здание бывшей часовни имеет статус объекта культурного наследия регионального значения [14]. Необходимо взять на государственную охрану и два других сохранившихся здания комплекса – келарню и дом причта (ул. Краснофлотская, 8, 10).
А.В. Лисицына, кандидат архитектуры,
доцент кафедры архитектурного проектирования
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета
 
Литература
 
1.            Галай, Ю.Г. К истории Городецкой старообрядческой часовни / Ю.Г. Галай // Городецкие чтения – 2004 : материалы науч. конф., 23-24 апр. 2004 г. – Городец, 2004. – Вып. 5. – С. 136.
2.            Там же. – С. 136-138.
3.            Рудаков, С.В. Общества и согласия городецких старообрядцев : начало ХХ и ХХI вв. / С.В. Рудаков // Городецкие чтения – 2002 : материалы науч.-практ. конф. «Городец на карте России : история, культура, язык», апр. 2002 г. – Городец, 2003. – Вып. 4. - С. 68.
4.            Опубл. в ст. : Бекина, К.Е. Род купцов Овчинниковых / К.Е. Бекина // Нижегор. старина. – 2006. – Вып. 12. – С. 53.
5.            Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова / сост. О. А. Рябов. – Н. Новгород : Книги, 2007. – С. 425.
6.            ГИХМК. Летопись Городецкой старообрядческой часовни / худ. И.Г. Блинов. – Городецкий историко-художественный музейный комплекс. ГРМ 2749.
7.            Там же.
8.            Климова, Л. А. Славен своими делами купец! / Л. А. Климова. – Городец, 2001. – С. 17.
9.            ЦАНО. Успенская старообрядческая церковь в Городце. - Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 310.
10.        Там же.
11.        ЦАНО. Дело об утверждении чертежей на постройку трапезного корпуса с церковью в Городецком Федоровском женском монастыре. - Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 5. Оп. 50. Д. 16392.
12.        Цит. по : Галай, Ю.Г. Указ. соч. - С. 147.
13.        Галай, Ю.Г. Городецкие храмы в 30-х годах прошлого столетия / Ю.Г. Галай // Городецкие чтения – 2002 : материалы науч.-практ. конф. «Городец на карте России : история, культура, язык», апр. 2002 г. – Городец, 2003. – Вып. 4. - С. 87.
14.        Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области по состоянию на 01.01.2000 : каталог. – Н. Новгород, 2001. – 385 с.

 
 
1.            Деревянное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Фото конца XIX в. ГИХМК
 
 
2.            Комплекс Городецкой часовни на рубеже XIX – ХХ вв. Фото М.П. Дмитриева, между 1893 г. и 1906 г.
 
 
3.            Колокольня при Городецкой часовне. Фасады, планы. Проектный чертеж 1906 г., арх. Н.М. Вешняков. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 310.
 
 
4.            Комплекс Городецкой часовни в начале ХХ в. Фото 1910-х гг. ГИХМК
 
 
5.            Каменное здание Городецкой часовни (ул. Краснофлотская, 12). Южный фасад. Фото 2007 г.
 
 
6.            Западный фасад. Фото 2007 г.
 
 
7.            Фрагмент южного фасада с крыльцом главного входа. Фото 2007 г.
 
 
8.            Фрагмент западного фасада. Фото 2007 г.
 
 
9.            Современный вид комплекса Городецкой часовни (ул. Краснофлотская, 8, 10, 12). Фото 2007 г.
      
Опубл.: Материалы отчетной научной конференции института архитектуры и градостроительства ННГАСУ /  Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2009. С. 153 - 161.
В статье использованы фотографии автора.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 28.03.2011

(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Лисицына А.В.
  • Размер: 19.11 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лисицына А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100